Гражданская война и иностранная интервенция
Причины гражданской войны 1. Несвоевременный и некорректный отказ от долгов царской России. (Во время первой мировой войны союзники по Антанте (Англия Франция) давали нам огромные деньги). Большевики, придя к власти, отказались от долгов. 2. Заключение «похабного» Брест-Литовкого мира 3 марта 1918г. (тяжелые и унизительные условия мира для России). Этот мир разделил страну на две части. 3. Негибкое отношение к пленным Чехословакам. В ходе наступательных операции России, из немецких лагерей было освобождено 70тыс. чешских солдат, которых после заключения мира надо отправлять домой. 25 мая 1918г. дата начала гражданской войны. Столкновение двух поездов с чехами и австровенграми. 4. Отсутствие диалога с демократической оппозицией (разгон учредительного собрания) 5. Политика военного коммунизма в деревне. В мае 1918г. создается наркомпрод, в рамках которого формируются продотряды, которые отправляются в деревню (в продотряды входили голодные рабочие с винтовками). Внутри самой деревни формируются комбеды (комитеты бедноты). В это время в деревне проживает еще одна многочисленная и очень своеобразная группа населения – казачество (проф. военные, хорошо вооружены, имеют внутреннюю организацию и очень зажиточные). В мае 1918г. создается Донбюрю, задачами которого были: a. Уничтожение зажиточных казаков поголовно; b. Изъятие земли и хлеба; c. Разоружение казачества; d. Введение карательных частей на казачьи территории; E. Наступление на быт казаков. Военный коммунизм в городе. Национализация банков и предприятий (вся часттная собственность переведена в государственную), разгром кооперации, запрет свободной рыночной торговли, денежная эмиссия (печатание денег), переход на пайковую систему.
Темы политика белых и интервентов, итоги гражданской войны, НЭП, коллективизация. Политика белых 1. Единая и неделимая Россия, т.е. никакой свободы нац. автономиям; 2. Никакой автономии казачеству; 3. Война до победного конца; 4. Отмена декретов советской власти; 5. Белые генералы не могли договориться между собой о совместных действиях т.е. каждый из них мнил себя правителем. 6. Белый террор. Политика интервентов: 1. Запад посылал в Россию немногочисленные и не лучшие по составу войска; 2. Задача западных стран была сохранить восточный фронт любой ценой; 3. Они приглядывали друг за другом. Итоги гражданской войны 1. 13 млн. погибших; 2. Спад производства; 3. Недостаток товаров и их дороговизна; 4. Изменение социальной структуры населения (исчезло казачество и духовенство); 5. Утечка мозгов; 6. Радикализация сознания (изменение); 7. Создание хорошей, боеспособной армии. НЭП (Новая экономическая политика) 1922-1929гг. 15 съезд партии в 1927г. подвел итоги развития страны. НЭП – политика отказа от чрезвычайных мер гражданской войны и перехода к мирному строительству. 1. Продразверстка заменена продналогом. 2. Вводятся элементы рынка т.е. разрешена свободная рыночная торговля. 3. 2/3 крестьянских хозяйств охвачено кооперативами. 4. Страну накормили; 5. Устойчивый рост животноводства и технических культур; 6. Начинается приток иностранного капитала в форме концессий (иностранный капитал ставит предприятие на свои деньги на нашей территории) Таким образом НЭП не исчерпал всех своих возможностей, но у него было два существенных недостатка: · Мелкотоварное хозяйство не имело денежных средств для индустриализации; · Рынок в экономике не сопровождался рынком в политике · При это, однако, в обществе наблюдается резкое социальное расслоение.
Ленинское политическое завещание К завещанию относятся последние работы Ленина, посвященные строительству социализма в одной стране. 1 работа: "О кооперации". Поголовное кооперирование на основе добровольности, постепенности, независимо от государства и при полной его поддержке. Это невозможно без целой культурной революции крестьянства. 2 работа: "Странички из дневника". 1) Сократить расходы других министерств в пользу образования. 2) Сократить безобразно раздутые штаты самого министерства образования. 3) Увеличить выдачи жалования и хлеба учителям. 4) Организовать поездки учителям в деревни. 5) Установить шефство рабочих над крестьянами. 3 работа: "Лучше меньше, да лучше". 1) Ввести строжайшие испытания для чиновников: • на знание науки управления • знание аппарата • должны быть рекомендованы несколькими коммунистами • должны сработаться с коллегами 2) Создать специальные учебные заведения и программы. 3) Послать специалистов на запад учиться. 4 работа: "Как нам реорганизовать Рабкрин". Ленин предлагает объединить хозяйственный контрольно-надзорный орган с партийным, а сэкономленные средства отложить на создание машинной индустрии. 5 работа: "Письмо к съезду". 1 часть посвящена внутрипартийному строительству. Он предлагает расширить центральный комитет партии на 50-100 человек за счёт рабочих от станка. С одной стороны это цементирует партию, с другой стороны для рабочих это будет хорошая "ЦКийская" школа. 2 часть посвящена характеристике Ленинских приемников. 1) Ленин не называет конкретно фамилии. 2) Он даёт положительные характеристики всем, кроме Сталина. Индустриализация 1. Особенности 1-го 5-летнего плана. 1) 1-й мировой опыт 2) План изначально создавался в 2-х вариантах - отправной и максимальный. Разница между ними была 20%. Изначально был принят максимальный план 3) Город и деревня рассматривались как равноправные партнёры 4) План был рассчитан на внутренние источники финансирования 5) План был четко привязан к мировой экономике 1-й год пятилетки был перевыполнен на 23%. В 30г. принимается постановление о форсированной индустриализации, по которому предлагалось увеличивать выпуск продукции на 20% ежегодно. Это неизбежно привело к ухудшению качества продукции. 5-летка была выполнена за 4 года и 3 мес., но это по валу. Откуда брались деньги:
1) Денежная эмиссия 2) Дешевая водка 3) Принудительные займы 4) Ограбления деревни 5) Помог экономический кризис 2. Вторая 5-летка. Стали призывать к неизменности планов, произошла НТР, обновился станочный парк, работы перестали носить сезонный характер, рабочий класс стал грамотным. По темпам роста мы обгоняли ведущие мировые экономики. 3. Третья 5-летка. 1) Создание предприятий-дублеров 2) Создание мелкой и средней электроэнергетики 3) Основной упор сделан на развитие ВПК (появляются новые отрасли промышленности, большие успехи в выпуске спец.стали) 4) Ужесточены меры трудовой дисциплины 5) Введена единая трудовая книжка 6) Страна перешла на 6-дневную неделю 7) Отменены отпуска (декрет 70 дней) В 40г. указ о трудовых резервах, по которому в стране создавалась сеть ремесленных училищ. Эта система давала ежегодно в стране 1 млн. квалифицированных рабочих рук. К моменту начала войны пятилетка была выполнена на 89%. Коллективизация 15 съезд партии в 27г подвёл итоги развития страны. (см. НЭП). В 28г произошёл кризис хлебозаготовок, вызванный хорошим урожаем технических культур и животноводства. Сталин предпринимает поездку по Сибири; видит, что хлеб есть. Начинается разгул чрезвычайщины. В мае 29г принят первый пятилетний план, по которому в колхозах должно быть 20%, в кооперативах 80%. Летом 29г осуждён Бухарин. 7 ноября 29г - год великого перелома. Вслед за этим появляется постановление о сплошной коллективизации, по которому в январе 30г в колхозах 20%, в марте 30г - 50%, а в феврале 31г - 75% крестьян должно быть в колхозах. Колхозам начинают активно помогать техникой и деньгами, однако дело всё равно буксует. 2 марта 30г - статья Сталина "Головокружение от успеха". На места пошло указание продолжать, в 30г создано более тысячи МТС. Начинается новое наступление на кулака, нормы раскулачивания - 5%. Реальных кулаков 2,5-3%. Всего было раскулачено 600 тыс. семей.
Голод 32-33г. Урожай 30г - 835 млн. центнера. На экспорт - 48 млн. Урожай 31г - 695 млн.ц. На экспорт - 52 млн. Урожай 32г - 699 млн.ц., но большая его часть ушла под снег. В результате, зимой 32-33г - голод. Жертвами голода стали 7 млн. человек. Было съедено всё животноводство. До голода - 60 млн. голов КРС, после голода - 33 млн. 22 млн. свиней - 9 млн. 37 млн. лошадей - 14 млн. С/Х восстановилось только к 37г. 97% крестьян уже в колхозах.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|