Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Реформы 1860-1870-х годов в России их влияние на социально-экономическое развитие страны

Земская,Городская, Судебная, Военная Университетская Цензурная Финансовая Школьная Отмена крепостного права.

Цель реформ: привести гос-во и административное управление в соответствие с новой социальной структурой в кот крестьяне получили бы свободу и провести модернизацию страны.

Земская 1864.

 С освобождением крестьян потребовалось создать всесословный органов местного самоуправления, но высокий имущественный ценз привело к преобладанию помещиков. Земства были лишены каких-либо политических фун-кций.Сфера их деятельности касалась лишь хоз забот (назначению денежных сборов на местные нужды, под-держка путей сообщения, здравохранение)Земства находились под контролем центральных и мест властей, кот могли приостановить любое постановление.

Городская.

«Городское положение» 1870 г создало в городах всесословные органы – городскую думу. Она занималась вопро-сами благосостояния гор, попечение о торговле и т.д. Главенствующая роль принадлежала крупной буржуазии. Как и земства они находились под строгим контролем правительства.

Судебная 1864-1866

1864 вышел «Новый судебный устав»(Замятин) кот вводил новую систему судопроизводства Характеристика: независимость от администрации, не сменяемость судей, гласность, наличие присяжных заседателей (12 чел) разграничение компетенций судебных инстанций (мелкие гражданские дела рассматривались в мировом суде, уголовные тяжкие – в окружном, политические – в судебной палате); высший судебный институт-Сенат; адво-катура независима. Созданная система отражала современные тенденции мировой судебной практики. Однако правительство все-таки оставило много лазеек для вмешательства в судопроизводство.

Мировой суд => съезд мировых судей => окружной суд => судебная палата => Сенат

Военная.

Встала необходимость создать армию, обладающую запасом личного состава, современным оружием и хорошо подготовленными офицерскими кадрами. В 1874 вышел закон о всесословной воинской повинности мужчин, достигших 20 лет. Срок дейстствительной службы в сухопутных войсках –6 лет, на флоте 7. Срок службы зна-чительно сокращался в зависимости от образовательного ценза. Лица имевшие высшее образование служили пол года. В 60-ых началось перевооружение армии: замена гладкострельных орудий на нарезные, введена си-стема стальных артиллерийских орудий, улучшен конный парк. Особое значение имело развитие парового фло-та. Для подготовки офицерских кадров создавались военные гимназии, специалзированные юнкерские училища и академии. Реформа позволила сократить численность армии в мирное время и вместе с тем поднять её оборо-носпособность.

Школьная

Потребовались изменения в системе образования. в 1864 г были изданы «Устав гимназий» и «Положение о на-родных училищах» регламентировавшие начальное и среднее образование. Фактически было введено всесосло-вное образование. Наряду с гос. возникли земские, церковно-приходские, воскресные, частные школы Гимна-зии были разделены на классические и реальные. В них принимались дети всех сословий, способных внести плату за обучение.

Университетская.

В 1863 г новый Устав вернул университетам автономию, ликвидированную Николаем 1 в 1835. В них восстано-вилось самостоятельность решений административно-финансовых и научно-преподавательских вопросов.

Цензурная

В 1865 были введены «Временные правила» о печати. Они отменили предварительную цензуру для ряда изданий, но оно не распространялось на провинциальнцую печать и массовую литературу для народа. С конца 60 правительство стало издавать указы сводившие на нет все положения реформы образования и цензуры.

Отмена крепостного права 19 февраля 1861 проект реформы подписал Александр 2. об отмене крепостного права возвестил Манифест «о Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обитателей…»кот основывался на 3-х моментов: личное освобождение, наделение землей и выкупная сделка.

Основные положения реформы: была предоставлена личная свобода;земля признавалась собств-тью помещика;кр-нин получал в пользование свои хоз постройки и опред кол-во земель;кр-не должны были выкупить получ землю.Механизм выплаты: 20 % стоимости земли кр-н непосредственно платил помещику (либо 40 дней в году барщина). 80% стоимости земель за кр-на помещику сразу выплачивало г-во. А кр-н должен был в теч 49 лет этот долг вернуть г-ву.В том случае, если кр-н мог сразу выкупиться, но помещик этого не хотел, то в теч 20 лет помещик имел право на условиях временно обязанного. вышедшие из креп зав-ти кр-не объединялись в сельские общины. Позитивные последствия: В Рос было отменено рабство, кр-во получило личную свободу; реф способствовала развитию кап отн-й в России Негативные последствия: существовала кабала с выкупом земель для кр-н. За этот период выкупные платежи были отменены в 1906 году, кр-не выплатили г-ву в 3 раза больше стоимости земель; реф-ма породила проблему малоземелья кр-н; замкнутость и привязанность с с/общине тормозили развитие кап отношений, а именно:не было свободного ухода, замедлялся процесс дифференциации, с/о придерживалась уравнит принципа, не было возможности использовать новую технику.В России сохранялось помещичье землевлад-е. Развитие кап-ма в России пошло по Прусскому пути.

Итоги: Реформы носили прогрессивный характер, они начали закладывать основу для эволюционного пути развития страны. Рос приблизилась к современной европейской соц-поллит модели. Был сделан шаг по расширению роли общественности в жизни страны и превращении России в буржуазную монархию. Специ-фических хар. Реформ был вызван традиционной слабостью рос буржуазии и полит инертностью народа.

 

Б-24 В1

В конце XIX в Россия переживает бурный подьем пром производства. За счет быстрого роста новых пром районов- Донбасса, Баку- в стране создается топливная база: за 1890-е годы добыча угля увел в 3 раза, нефти в 2,5.Столь же быстрыми темпами развивалась тяжел пром в 3 раза возрастает выпуск продукции черной металургии и машиностроения, Почти в 2 раза удлиняется сеть ж/д. к концу XIX в оканчивается оформляться система российского капитализма.

Одной из характерных её черт было появление в Рос прежде всего в новых пром районах, крупных, хорошо оборудованных техникой предприятий, но кот работали тыс раб.

1 По степени концентрации производства Россия к нач ХХ в вышла на 1-ое место в Европе. Во многом это объяснялось тем, что рус промышл в пореформ период сделала гигантский скачек в своем развитии.

2 Высокая концентрация производства неизбежно вела к образованию монополий. Владельцы крупн предприятий той или иной пром отрасли догов между собой о регулир объемов произв и цен. Первыми монополистические объединения возникли еще в 1880-1890-х («Союз Вагоностроительных заводов»). В начале ХХ в процесс монополизации заметно усилился. Монополии появились практически во всех отраслях пром(«Продуголь», «Продамет», «Медь»)Поначалу монополии в Рос складывались в форме синдикатов- объединений, в кот кажд отдельное предприятие сохраняло производственную автономию, теряя при этом право самостоятельно сбывать свою прод. Затем, уже в ХХ в стали возникать тресты- объединения, в кот отдельные предприятия как таковых уже не существовало, все они подчинялись единому рук и сливались в единую производственную систему. Сам процесс образования трестов требовал коренного изменения в организации фин средств. Пом в большей степени стала зависеть от банков.

3. Концентрация банковского капитала шла в Рос параллельно концентрации пром производства. 5(Руско-Азиатский, Азовско-Донской,……………….) крупнейших банков контрол все основную массу фин стредств. В результате происходило сращивание банковского и пром капиталов(кр банкиры – Путилов, Вышнеградский, Уткин) Так складывалась фин олигархия, прибиравшая к рукам огромные фин средства 

В конце XIX в капитализм России вступил в принципиально новую стадию развитья- стадию империализма. Русский вариант империализма имел свои ярко выраженные особенности.

1 Во-первых, новая сила – фин олигархия- оказалась здесь тесно связана с гос властью. Гос-во крепко держало под контролем пром. В начале ХХ в создаются особые гос-капиталистические организации- «Совещание по судостронию», «Съезд по делам прямых сообщений» Через них распред гос заказы, субсидии, льготы.

2 Другая хар особенность рус империализма состояла в том, чо отеч произв в значит степени базировалось на иностр капиталах. К тому же с 1890-х годов иностранные инвестиции всячески поощрялись рус правительством. Этот процес, однако, не ставил Рос в полную зависимость от западноевропейского капиьтала.

3 Русским капиталам удались закрепиться лишь в немногих регионах- Ср Азии, Сев Иране, Сев Китае.

4 Рус рабочий класс и в нач ХХ в оставался самым угнетенным, самым нищим в Европе.

5 Страшная отсатласть соц-эк развития деревни. Разрыв между пром и с/х все более увеличивался.Кроме того, в процессе разложения общины в крестьянской среде постепеннно выделяется слой зажыточных крестьян- носителей новых капиталистических отношений.

Но темпы развития капиталистических отношений в с/х не шли ни в какое сравнение с бурным ростом пром производсва. Отсталое крест хоз по пержнему душили высокие нал и в результате в 1891-1892 гг истошенное крестьянство европ части россии пережило страшный голод. Помещики же вели свое хоз постаринке. обстановка в рус деревне становилась взрывоопасной. Накал раб движения ослаблялся «откупками» когда предприятие удовлетворяло их маленькие эк требования (сокращен раб дня и повышен зарплат)

Вступив в стадию империализма, ркс пром неизбежно оказывалась подверженной общемировым колебаниям- подъемам, спадам, депрессиям. В 1900-1908 г Рос поразил кризис «Перепроизводства». Он начался с резкого падения цен на основные виды продукции и привел к не менее резкому сокращению производства. В годы кризиса закралось ок 3 тыс предприятий.  

Б-24 В2

А. Необходимость реформ: эк полит кризис сов общ 80-90-х годов со всей остротой прояв в Рос. Длительное господства командно-администр сист, тотальное планирование, затянувш переход от экстенсивной модели развития эк к интенсивной, перегруженность Рос производ средств производства привели в конце концов к резкому падению нац дохода, инфляции, товарному и боджетному дефициту, росту внутр и внеш долга. Стремительный рост ден доходов нас, не обеспеченных товарами. Цели реформ: формир среднего класса, создание высокоэффективной экономики, обеспечение благосостояния нар и процветания Рос.

Основные направ реф: стабилизация рубля, формирование различных новых структур, приватизация и переход к свободному ценообразованию, свобода экономической деятельности. .Д. Ход реформ:

1. рук страны и реф: Ельцин (президент РФ), Гайдар, Хасбулатов (председатель верховного совета РСФСР). Радик эк шаги связаны в основ с именами Шохина, Гайдара, Чубайса и др. 

2. Кон1991 года - Рос объявляет себя правопреемником СССР и "приватизирует" союзную собств, располож на ее тер. Рук страны намечает общие контуры переда ее в частн руки.

3. 2 января 1992 года - "либерализация" цен. Гайдар считал эту меру решающей, ибо она делает невозможным возврат к старой экономике и к старому общественному устройтству (Либерализации цен предшествует приватизация собственности (ПО плану Явлинского последовательность должна быть обратной). В течение года цены выросли в 50 -100 раз (к настоящему времени в 10-12 тысяч раз) Большинство граждан трагически лишились вкладов и сбережений. Гайдар оценивает осовобождение цен от государственного регулирования как самый сильный шаг правительства. Иная точка зрения: монетаристская политика (и шокотерапия) - рецепты оздоровления экономики.... и зависимых стран. В России они продемонстрировали свою полную несостоятельность. Уход государства из экономики инфляцией не привел к ожидаемым результатам.

4. 14 августа 1992 - указ президента о введении в действие ситемы приватизационных чеков (ваучеров). Чеки получили все граждане России, родившиеся до сентября 1992 года. Цель:компенсировать ущерб от либерализации цен и вовлечь все население страны в процесс приватизации (сделать всех собственниками средств производства).

Процесс приватизации во многом связан с именем Чубайса, ставшего 1 июня 1992 года заместителем председателя правительства. 31 июля 1994 года закончился первый этап приватизции - чековый. Позднее начался второй этап приватизации - этап денежной приватизации, введенной указом президента.

5. Освобождение цен временно укрепило финансовую систему, но падение производства остановить не удалось (в1992 году оно составило 20 процеентов (промышленное производство, в 1993 - тоже примерно 20 процентов). Низкая покуп способность населения ведет к свертыванию произвосдства. Российский рынок заполняется импортными товарами, а народноен хозяйство все в большей степени приобретает топливно-сырьевой характер.

6. Прав Гайдара основную ставку делает на финансовую помощь Запада. Но в обещанном займе (24 миллиарда доллларов) в конце концов было отказано.

7. Декабрь 1992 - 7 Съезд народных депутатов России отправляет Гайдара в отставку. Новый глава правительства - Черномырдин. Черномырдин попытался ввести регулирование цен на ряд товаров, но не нашел понимания ни у членов правительства, ни у президента.

8. 1993 год - противостояние Верх совета и президента по соц-эк и полит вопросам

Предварительные итоги эк реф. Являются предметом острых дискуссий специалистов и социально-политической борьбы различных общественных сил. Объективная картина такова: ни одной из поставленных целей пока достичь не удалось

1. Цель первая - эффективная эк и ответственный собственник: падение производства остановить не удалось, за годы реформ оно составило 50 процентов (причем, машиностроение - 70 проц., ВПК - 90). По данным Госкомстата РФ экономическое отставание Рос от США выросло за четыре года реформ на 64%. Физический объем ВВП Рос по итогам 1993 13,6 % от ВВП США. (1990 - 23%). В соответствии с програмами международных сопоставлений РФ относится к станам среднего уровня развития и находится примерно на 55 месте в мире. Тенденции разрыва уровня России и передовых стран сохряняются. ("Реформирование России: мифы и реальность", Институт социологических исследований, Москва 1994 год). Продолжает расти внешний долг. В нач 1992 он составлял 64,3 млрд. $, сейчас внешний долг равен 120 млрд $ (РГ, 16.05. 96), продолжается бегство капитала из России - по одним источникам вывезено примерно 100 млрд $, по другим - 140 млрд. Приватизация не оправдала ожиданий. Каждые 7 из 10 предприятий сократили производство на 15-20 %. Собственность превратилась в объект злоупореблений и спекуляций. 40 тысяч предприятий принадлежат преступным группировкам или взяты ими под контроль. Поступления от приватизации в госбюджет чрезвычайно незначительны: 0,02 - 0,04 % от ВВП. Отчетливо проявили себя попытки зарубежных фирм взять под контроль жизненно важные отрасли экономики, вплоть до самых важных оборонных. В феврале 1996 года президент освободил Чубайса от должности вице-премьера. Уволены иностранные советники. В настоящее время итогами приватизации занимаются Счетная Палата Госдумы и контрольное управление при президенте.

2. Цель вторая - формирование среднего класса. Социальная структура российского общества обрела признаки деградации. Растет доля иждевенцев, уменьшается удельный вес экономически активного населения. Растет численность безработных, бездомных, нищих. Только в Москве наситывается 50 тысяч бомжей. Россия уже приняла около 2 млн. беженцев, ожидается еще 4 - 6 миллионов. Слой богатых в стране насчитывает 3 - 5 % населения. Средне обеспеченные составляют 12 -15 %, бедные - 40 %, нищие - 40 %. ТО есть в России происходит поляризация население и обнищание. Социальная структура общества приобретает черты буржуазного общества раннего капитализма. Ее характеризуют аморфность классовой структуры, интенсивный процесс люмпенизации трудящихся, криминализация общественных отношений.

3. Третья цель - благполучие народа и процветание России.

- численость населения за 1995 год уменьшилась на 164 тыс. человек. За последние три года - на 52 тысячи.С 1995 года продолжительность жизни уменьшилась до 65 лет (мужчины - до 58 лет, женщины - до 72 лет), Общая численность безработных - 5,7 млн. человек. Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума - 36,6 млн. чел. По уровню питания мы перешли с 7 места (1990) на 40 (1995). "В течение 1991 - 1995 годов происходило уничтожение экономического потенциала России. Национальный доход за этот период уменьшился на 40 %. Для сравнения: с 1940 по 1945 НД сократился на 17 %. Мировая практика не знает подобных результатов экономического реформирования". (РАН, стр. 263). Не случайно президент ставит вопрос о государственной стратегии экономической безопасности РФ (указ N 608). ВЫВОД: Говорить следует не об успехе реформ в целом, а о некоторых относительно обнадеживающих предварительных результатах: укрепление рубля, снижение инфляции, ликвидация дефицита, предсказуемость экономики, рост хозяйственной активности в некоторых отраслях и самостоятельности. Главная проблема экономического реформирования сейчас такова: " Безнадежно устарели взгляды тех, кто пробует искать ответ на вопрос о будущем России, выбирая: социализм или капитализм? Проблема в другом: как найти равновесие между самоорганизацией, регулированием частной инициативы, социальной защитой, свободой и справедливостью" (Послание Президента законодательному собранию).

 

 

Б-25 В1

Центрами разв обществ мысли стали различные петербургские и московские салоны (домашние собрания едино-мышленников), кружки офиц и чиновн, высшие учебные заведения (в первую очередь. Московский университет), лит журналы: "Москвитянин", "Вестник Европы", "Отечественные записки", "Современник" и др. В обществ движении II четверти XIX в. нач размежевание 3 идейных направлений: радик, либер и консерват.

Консервативное направлений России формы политической власти развивалась и совершенствовалась в теч ХVIII-ХIХ вв., приспосабливаясь к нов общ-полит услов. Особое звучание для Рос эта идея приобрела после того, как: в Зап Европе было покончено с абсолютизмом.Выступление декабристов активизировало консервативную общественную мысль. Для идеологического обоснования самодержавия министр народного просвещ граф С.С. Уваров создал теорию официальной народности. Она была основана на 3-х принципах: самодержавие, право - славие, народность. Своеобразие заключалось в признании самодержавия как ед возможной формы правл Рос. Креп право рассматривалось как благо для народа и гос. Православие - как присущая рус нар религ. Из этих постулатов делался вывод о невозможности и ненужности коренных соц изменений в Рос, о необходимости укрепл самодержавия и креп права Эти идеи развивались журналистами Ф.В. Булгариным и Н.И. Гречем, проф МГУ М.П. Погодиным и С.П. Шевыревым. Теория офиц нар не только пропаганди-ровалась через прессу, но и широко внедрялась в систему просвещ и образов. Она вызвала резкую критику не только радик настр части общества, но и либер. Наибольшую известность получило выступление П.Я. Чаадаева, напис "Философические письма" с критикой самодержавия, крепостн и всей офиц идеологии. Идеи, высказанные Чаадаевым, вызвали большой общ резонанс и оказали знач влияние на дальнейшее развит общ мысли.

  Либеральное направпевне На рубеже 30-40-х годов XIX в. среди оппозиционных правительству либералов сложилось два идейных течения — славянофильство и западничество. Идеологами славянофилов были писатели, философы и публицисты: К.С. и И.С. Аксаковы, И.В. и П.В. Киреевские, А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин и др. Идеологами западников - историки, юристи, писатели и публицисты: Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, С.М. Соловьев, В.П. Боткин, П.В. Анненков, И.И. Панаев, В.Ф. Корш и др. Представителей этих течений объединяло желание видеть Россию процветающей и могучей в кругу всех европ держав. Для этого они считали необходимым изменить ее соц-полит строй, установить конституционную монархию, смягчить и даже отменил, креп право, наделил, крестьян небольшими наделами земли, ввести свободу слова и совести. Боясь революц потрясений, они считали, что само правит должно провести необходимые реформы. Вместе с тем были и существенные различия во взглядах славянофилов и западников. Славянофилы преувелич нац самобытность России. Они желали вернуться к временам, когда Земские соборы доносили до власти мнение народа, когда между помещиками и крестьянами якобы существовали патриархальные отношения. Одна из основополагающих идей славянофилов заключалась в том, что единственно верной и глубоко нравственной религией является православие. По их мнению, рус нар присущ особый дух коллективизма, в отличие от Зап Европы. Западники исходили из того, что Россия должна развиваться в русле европейской цивилизации. Они резко критиковали славянофилов за противопоставление России и Запада, объясняя ее отличие исторически сложившейся отсталостью. Отрицая особую роль крест общины, западники считали, что прав навязало ее народу для удобства управления и сбора налогов. Они выступали за широк просвещение народа, полагая, что это ед верный путь для успеха модернизации соц-полит строя Рос. Обсуждение будущего Рос способствовали развитию общ-полит мысли. Спавянофиян и западники заложили в 30-50-е годы XIX в. основу либер-реф направления в общественном движении.

Радикальное направление Во 2 пол 20-х – перв пол 30-х годов хар организационной формой антиправительственного движ стали малочисл кружки, Их члены разделяли идеологию декабристов и осуждали расправу с ними. (посланием в Сибирь А.С. Пушкина и ответом ему декабристов. Студент МГУ А.И. Полежаев за свободолюб поэму "Сашка" был исключ из универс и отдан в солдаты) Вместе с тем они пытались преодолеть ошибки своих предшественников, распростр вольнолюб стихи, крит правит полит. Кружок братьев П., М. и В. Критских и тайные организ I пол 30-х г XIX в. имели в основном просветительский хар. Вокруг Н.В. Станкевича, В.Г. Белинского, А.И. Герцена и Н.П. Огарева слож группы, члены кот изуч отеч и иностр полит произвед, пропаганд новейшую зап философию. В 1831 г. образ "Сунгуровское общество"(Н.П. Сунгурова) Студенты, члены организ, восприняли идейное наследие декабристов. Все эти кружки действовали непродолжительное время. Они не выросли в организации, способные оказать серьезное влияние на изменение полит полож в Рос. Для 2 пол 30-х годов хар спад общ движ в связи с разгромом тайных кружков, закрыт ряда передовых журналов. Многие общ деятели увлеклись философским постулатом Г.В.Ф. Гегеля "все разумное действительно, все действительное разумно" В 40-е гXIX в. в радик направл наметился новый подъем. Он был связан с деятельностью В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.П. Огарева, М.В. Буташевича-Петрашевского и др. В целом кторая четаерть XIX в. была временем "наружного рабства" и "внутр освобождения". Одни - молчала, напуганные правит репрессиями. Другие - настаивали на сохран самодержавия и крепостн. Третьи - активно искали пути обновления страны, совершенствования ее соц-полит системы. Основные идеи и направления, сложившиеся в общ-полит движ I пол XIX в с незначительными измен продолж развив и во II пол века.

Б-25 В2

Внешняя политика РФ в 90-ые годы

Отношения с ближним и дальним зарубежьем (до конца 95 года министр иностранных дел - Козырев, сейчас - Примаков). Распад ССР и провозглашение СНГ выделили две сферы внешнеполитических интересов России: ближнее и дальнее зарубежье

ДАЛЬНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ

А. Общая характеристка внешней политики Россия - правопреемник СССР. Она унаследовала место Советского союза в ООН и СБСЕ, однако сложнейшие внутренние процессы, военное и экономическое ослабление России не могли не сказаться на международном положении нашей страны. "Медленно формировались новые внешнеполитические интересы России. Не всегда удавалось точно сбалансировать все факторы, были запаздывания, отклонения от утвержденных основ внешней политики, разница между провозглашенным курсом и реальным исполнением."(Послание Президента РФ Федеральному Собранию 27.02.96). Объективные моменты дополнялись субъективными. Выдвинутая Козыревым идея стратегического союза с США, позже преобразованная в идею стратегического партнерства, предполагала подчиненную роль Москвы в вопросах мировой политики. В обмен на согласие России быть меньшим братом Америки, от Вашингтона ожидалось содействие в деле финансовой помощи, притоки инвестиций и технологической модернизации. В результате Россия потеряла старых союзников, но не обрела новых. Прозападный курс Козырева не оправдал себя: надежды на Америку оказались тщетными.

Б. Россия и Запад

1) Общая характеристика отношений Отношения развиваются довольно динамично. Происходят регулярные встречи на высшем уровне, Россия принимает участие во встречах "большой семерки". Однако, Запад иногда пытается игнорировать, а то и противодействовать законным интересам России. Наибольшее беспокойство РФ вызывает стремление НАТО к расширению на восток. 2) Россия и США. Я нварь1993 - в Москве подписан договор ОСНВ-2 (ОСНВ-1 подписан Горбачевым в 19991, ратифицирован Верховным советом в 1992) Россия не спешит ратифицировать ОСНВ-2, т.к. по мнению ряда специалистов этот договор ущемляет оборонные интересы России и выгоден прежде всего США (в силу особой структуры американских ВС). В настоящее время между РФ и США сохраняются устойчивые отношения. Хотя и заметно значительное взаимное разочарование. 3) Россия и Западная Европа. О тношения РФ и Зап Европы постоянно укрепляются. РФ принята в Совет Европы. Но со стороны Запада предпринимались попытки противодействовать российским интересам в ходе югославского кризиса, в вопрсах баланса обычных вооружений и др

Г. Россия и страны Восточной Европы. Ориентация восточноевропейских стран на Запад практически ничего не дала им в экономическом плане. В настоящее время страны Восточной Европы активно претендуют на членство в НАТО. Это не не беспокоить Россию. Во время недавней встречи с президентом Польши Квасьневским, Ельцин твердо заявил, что РФ не приемлет такого курса.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...