Абонентами и (или) абонентскими устройствами
Статья 182. Основания и порядок производства обыска
Комментарий к статье 182
1. Обыск - следственное действие, основным содержанием которого является поиск (отыскание) предметов и документов, имеющих доказательственное значение, а также ценностей, разыскиваемых лиц и трупов. 2. Вытекающие из материалов уголовного дела, а также из материалов, добытых оперативно-розыскным путем, сведения о том, что в каком-либо помещении (доме, квартире, комнате общежития или гостиницы, на рабочем месте, в гараже), или ином месте (например, на территории земельного участка), или у какого-либо лица (при нем) находятся указанные в пункте 1 комментария объекты, суть фактические основания для производства обыска. 3. Мотивированное постановление следователя - это формальное основание для производства обыска, указывающее на его принудительный характер, дающее право для вторжения в жилище против воли проживающих в нем лиц. В соответствии со статьей 25 Конституции РФ производство обыска в жилище возможно только по судебному решению. Только на основании судебного решения производится обыск в служебном помещении адвоката (см. комментарий к пункту 5 части 2 статьи 29 УПК). 4. Обычно обыск производится у обвиняемого или подозреваемого. Но обыск может быть произведен и у свидетеля, а также у лиц, которые вообще не занимают никакого процессуального положения, и даже у потерпевшего. 5. В исключительных случаях, в частности, когда промедление с производством данного следственного действия не терпит отлагательств, потому что это может привести к безвозвратной утрате ценнейших для дела доказательств или будет упущена возможность задержания разыскиваемого, обыск может быть произведен на основании следственного постановления без судебного решения с последующим уведомлением судьи и прокурора, влекущим дальнейшие правоотношения, урегулированные частью пятой ст. 165 УПК РФ (см. ее текст).
6. Не исключен и неоднократный обыск в одном и том же месте и у одного и того же лица. Необходимость в повторном обыске всякий раз должна быть убедительно мотивирована. 7. Обыск, связанный со вторжением в жилище, наносит сильнейший психологический удар по домашнему спокойствию, особенно если в обыскиваемом помещении находятся дети. Именно этим обстоятельством продиктовано имеющее очевидный нравственный смысл правило, согласно которому ни выемка, ни обыск не допускаются в ночное время, т.е. в период с 22 до 6 часов по местному времени. 8. В ночное время выемка и обыск допускаются лишь в случаях, не терпящих отлагательства, когда промедление может повлечь невосполнимую утрату возможности добыть доказательства по делу. 9. Начальная стадия процедуры обыска включает следующие действия: 1) предъявление следователем лицу, которого оно касается, постановления (судебного решения) об обыске; 2) предложение следователя добровольно выдать предметы, документы или ценности, подлежащие изъятию. В случае отказа в добровольной выдаче изъятие предметов или документов производится принудительно, сопротивление является незаконным и должно быть пресечено всеми законными способами, вплоть до применения физической силы. В случае добровольной выдачи подлежащего изъятию следователь вправе на этом завершить производство следственного действия. Но вправе и приступить к поиску, если считает, что выдана лишь часть, а остальное скрыто. 10. Процедура обыска обставлена рядом правил - условий его производства, общий смысл которых заключается в том, чтобы исключить грубое вмешательство в личную жизнь гражданина без действительной необходимости: 1) запертые помещения могут быть вскрыты только в случае, если владелец отказывается сделать это сам. При этом следователь должен избегать не вызываемого необходимостью повреждения запоров, дверей и других предметов; 2) следователь обязан принимать меры к тому, чтобы выявленные при обыске и выемке обстоятельства частной жизни граждан не были оглашены.
11. Вплоть до полного завершения данного следственного действия никто не должен иметь возможности ни вынести подлежащее изъятию из зоны поиска, ни передать его другим лицам. 12. По делам о преступлениях, уголовная ответственность за которые исключается при добровольной выдаче предмета, изъятого из гражданского оборота, в частности по делам о незаконном хранении оружия (статья 222 УК), правило об участии в обыске лица, у которого он производится (часть одиннадцатая комментируемой статьи), приобретает решающее значение при решении вопроса о виновности обвиняемого и, соответственно, о судьбе самого уголовного дела. По делу по обвинению Протасова в незаконном хранении гладкоствольного охотничьего ружья, т.е. в преступлении, предусмотренном частью первой статьи 222 УК, Президиум Верховного Суда РФ отменил состоявшийся обвинительный приговор и реабилитировал осужденного за отсутствием состава преступления на том основании, что он, находясь в это время в прокуратуре, не присутствовал при обыске в его собственном доме, где и было обнаружено оружие, и не имел возможности добровольно выдать ружье (Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. N 12. С. 20). 13. При определенных условиях добровольная выдача обыскиваемым подозреваемым, обвиняемым подлежащих изъятию предметов, документов, ценностей (часть пятая комментируемой статьи) может быть расценена как обстоятельство, смягчающее наказание, но не может служить основанием для освобождения данного лица от уголовной ответственности за хранение определенных предметов или веществ, запрещенных уголовным законом (например, оружия - статьи 222 и 228 УК). В примечании к названной статье, предусматривающей возможность такого освобождения, специально оговаривается, что не может признаваться добровольной сдачей оружия его изъятие при задержании лица, а также при производстве следственных действий по его обнаружению и изъятию. Выдача оружия, боеприпасов или наркотиков обыскиваемым по требованию следователя, предъявленному до начала их поиска, - это выдача в ходе уже начавшегося следственного действия. Она является добровольной в контексте комментируемой статьи УПК и не является таковой в контексте названных статей УК, потому что здесь под добровольной сдачей следует понимать инициативные заявления и действия сдающего. Они могут иметь место независимо от мотивов, выражаться в передаче властям соответствующих предметов или веществ либо сообщении об их местонахождении при реальной возможности их дальнейшего хранения (см. Бюллетень Верховного Суда РФ. 2007. N 10. С. 12 - 13).
14. Комментируемая статья (часть одиннадцатая) содержит существенное и спорное нововведение. Она устанавливает, что "при производстве обыска вправе присутствовать защитник, а также адвокат того лица, в помещении которого производится обыск". Если присутствие защитника вполне понятно и объяснимо (оно вписывается в общую задачу защиты прав и законных интересов лица, которое подвергается уголовному преследованию, т.е. обвиняемого или подозреваемого в преступлении), то "адвокат того лица, в помещении которого производится обыск" как участник следственных действий, перечень которых содержится в главах 6, 7 и 8 (статьи 37 - 60) УПК, вообще не известен, его процессуальное положение нигде не определено, и о ком идет речь с позиции теории уголовно-процессуальных правоотношений, объяснить вообще не представляется возможным.
* * *
Приказом МВД России от 30 марта 2010 г. N 249 обособленно от других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, утверждена и введена в действие Инструкция (Российская газета. 2010. 7 июля), согласно которой руководители органов внутренних дел и некоторых структурных подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (согласно специальному перечню должностей), располагая сведениями о нарушении уголовного законодательства, управомочены: принять решение и письменно распорядиться обследовать в гласном режиме определенное помещение, здание, сооружение (исключая жилище), участок местности или транспортное средство и поручить выполнение данного действия подчиненным оперативным сотрудникам с возможным привлечением соответствующих специалистов, а также сотрудников правовых подразделений, никакого отношения к оперативно-розыскной деятельности не имеющих. А "при наличии информации о возможном оказании силового противодействия... привлекаются подразделения специального назначения..." (пункт 5 Инструкции). Сама процедура обследования Инструкцией не регламентируется, однако, судя по упомянутому указанию насчет противодействия, а также правилам о том, что обследование осуществляется с участием "двух дееспособных граждан" и с возможным применением технических средств, что при этом "под протокол" допускается изъятие "документов, предметов и материалов" (пункт 10 Инструкции), следует заключить, что речь идет, в сущности, об обыске в офисах, производственных и складских помещениях, земельных участках и возведенных на них любых нежилых помещениях, в гаражах, салоне автомашин, яхт, катеров и моторных лодок - без уголовного дела, без судебного решения и без постановления следователя или дознавателя.
Между тем Российское государство даже в самые мрачные годы своей истории не доверяло регламентацию подобного вторжения в личную и служебную сферы жизнедеятельности человека ведомственному нормотворчеству и не допускало его без уголовного дела, т.е. разрешало исключительно в рамках оперативно-розыскной деятельности. Даже сталинско-бериевские костоломы на обыск к контрреволюционерам ходили все-таки со следственно-прокурорским документом, оформленным по уголовному делу (постановление, ордер). В современной России правило, согласно которому права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом, закреплено в Конституции страны (часть третья ст. 55). Федеральный закон от 12 августа 1995 г. "Об оперативно-розыскной деятельности" не содержит никаких предпосылок к проведению оперативно-розыскного мероприятия под названием "обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств" в принудительном режиме на основании властных правоотношений типа "Я - вправе; вы обязаны... Подчинитесь...". Ничего подобного в оперативно-розыскной деятельности быть не может по определению данного понятия, основным признаком которого является сложившийся в историческом процессе неюрисдикционный, разведывательный характер данного вида государственной деятельности. Поэтому практическое применение Инструкции непредсказуемо, тем более что с изъятым в процессе "обследования" нельзя обращаться как с вещественными доказательствами; как, кому и где его хранить, платить за хранение, реализовывать, уничтожать, возвращать, компенсировать расходы и т.д. и т.п., никто не знает и знать не может. А если документальным материалам, полученным в ходе или по результатам полицейских действий, основанных на Инструкции, о которой идет речь, придано значение судебных доказательств, такие материалы, будучи приобщены к уголовному делу, на всем протяжении его "биографии" будут служить миной, способной в любой момент взорвать обвинение, так как они представляют собой классический образец недопустимых доказательств (см. статью 75 УПК и наш комментарий к ней).
Статья 183. Основания и порядок производства выемки
Комментарий к статье 183
Принципиальное отличие выемки от обыска заключается в том, что органу расследования точно известно место нахождения подлежащего изъятию, поэтому поиск при производстве данного следственного действия не предполагается и не планируется. Это отличие относится к основаниям комментируемых следственных действий. Во всем остальном процедуры обыска и выемки сходны. Обе они сопряжены с применением необходимого принуждения и с соблюдением однотипных юридических и нравственных норм; обе имеют одинаковую цель - изъятие в целях использования в дальнейшем доказывании обнаруженных и изъятых предметов и документов.
Статья 184. Личный обыск
Комментарий к статье 184
При личном обыске обследованию подвергаются одежда обыскиваемого и находящиеся при нем хранилища вещей и документов (бумажник, сумка, портфель, чемодан, сверток и т.д.), а также доступные внешнему наблюдению полости тела человека, если есть основания полагать, что в них скрыто отыскиваемое. При необходимости к участию в личном обыске может быть привлечен специалист, например врач или специалист по наркотикам.
Статья 185. Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка
Комментарий к статье 185
1. Почтово-телеграфные отправления - это открытые и закрытые письма (простые, ценные, заказные), телеграммы, бандероли, посылки и др. 2. Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления производится в целях: а) получения сведений, имеющих значение для дела; б) воспрепятствования заинтересованным лицам передавать друг другу информацию, касающуюся хода расследования и могущую причинить ему ущерб; в) установления места нахождения скрывающегося обвиняемого или подозреваемого. 3. Наложение ареста производится в форме адресованного учреждению связи запрета доставлять определенные почтово-телеграфные отправления адресату без разрешения органа, наложившего арест, или, иначе говоря, их задержания. 4. Осмотр отправлений заключается в ознакомлении с их содержанием. Осмотр предшествует выемке. 5. Выемка производится с целью приобщения подлинника или копии письма или телеграммы к уголовному делу. Содержание посылки может быть приобщено к уголовному делу в качестве вещественного доказательства. 6. Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления и выемка их в учреждениях связи могут производиться только на основании судебного решения. 7. Закон не ограничивает круг лиц, на отправления которых может быть наложен арест. Это значит, что арест может быть наложен на корреспонденцию не только обвиняемого или подозреваемого, но и любого другого лица, если она имеет значение для дела. 8. Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления носит длящийся характер. Но в любом случае эта мера ограничена сроками расследования. Если необходимость в ее применении отпадает до истечения сроков расследования, следователь своим постановлением может отменить наложение ареста в любое время. 9. В постановлении судьи о наложении ареста на почтово-телеграфные отправления должны быть изложены фактические обстоятельства, обусловливающие необходимость наложения ареста, и указано, чья и какая именно корреспонденция подлежит аресту и в какое учреждение связи подлежит направлению для исполнения данного постановления. 10. Арест может быть наложен как на входящие, так и на исходящие отправления. Постановление направляется в соответствующее учреждение связи. Одновременно следователь уведомляет о времени своего прибытия для производства осмотра и выемки задержанных отправлений. 11. Получив сообщение органа связи о задержании отправлений, указанных в постановлении, следователь прибывает для их осмотра с целью определения значения для дела содержащихся в отправлении сведений и необходимости его изъятия. Если по тактическим соображениям целесообразно, чтобы лицо не знало о наложении ареста на его корреспонденцию, подлинник корреспонденции не изымается, а копируется, фотографируется либо из него делаются выписки в протокол осмотра. В этих случаях следователь дает указания о доставлении подлинника адресату. 12. Осмотр и выемка почтово-телеграфных отправлений производятся в присутствии понятых из числа работников учреждения связи. Это обеспечивает сохранение в тайне содержания соответствующего отправления и факта наложения ареста. В необходимых случаях для участия в производстве выемки почтово-телеграфных отправлений вызываются соответствующий специалист, а также переводчик. 13. Наряду со следственным действием, предусмотренным комментируемой статьей, Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" (пункт 9 части первой статьи 6) предусмотрено оперативно-розыскное мероприятие под названием "контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений", которое проводится также на основании судебного решения и результаты которого, в принципе, тоже могут быть представлены в уголовное дело и после соответствующей проверки по правилам УПК использованы в уголовно-процессуальном доказывании. Доказательствами же и в том и в другом случае могут служить тоже одинаковые по форме и сути носители информации: само почтовое, телеграфное или иное сообщение и документ, составленный по случаю его обнаружения и фиксации. Различие же заключается лишь в том, что оперативно-розыскное мероприятие временными рамками производства по уголовному делу не ограничено и, как правило, проводится до его возбуждения в целях накопления данных, необходимых для начала уголовного судопроизводства, да еще в том, что процедура оперативно-розыскного мероприятия, в отличие от следственного действия, не регламентирована (на практике оперативные работники копируют процедуру, установленную статьей 185 УПК). По своей засадно-выжидательной природе добыча сведений, содержащихся в почтово-телеграфных и иных сообщениях, носит, скорее, разведывательный, оперативно-розыскной негласный характер, несвойственный юстиционной, следственной деятельности.
Статья 186. Контроль и запись переговоров
Комментарий к статье 186
1. Контроль телефонных и иных переговоров имеет законодательное определение. Согласно пункту 14.1 статьи 5 УПК это прослушивание и запись переговоров путем использования любых средств коммуникации; осмотр и прослушивание фонограмм. Установка и использование прослушивающих устройств вне коммуникации (на дому, в офисе и т.д.) данным определением не охватываются, потому что здесь нет ни переговоров, ни абонентов. 2. Следственное действие, предусмотренное комментируемой статьей, производится по двум основаниям: во-первых, по необходимости собирания доказательств по делам о преступлениях, за совершение которых может быть назначено уголовное наказание в виде лишения свободы сроком свыше пяти лет, а во-вторых, по необходимости обеспечения личной безопасности свидетеля, потерпевшего и их близких. Контроль и запись телефонных и иных переговоров - новое, сложное и трудоемкое следственное действие, предполагающее использование современных технических средств связи. В ведомственных нормативных актах под телефонными переговорами имеются в виду переговоры абонентов по городской, междугородной и международной телефонной связи, а также с использованием радиотелефонной и радиорелейной, высокочастотной (ВЧ) и космической связи, а под иными переговорами - переговоры, ведущиеся с других переговорных аппаратов (устройств), как то: селекторных, проводных, радио- и иных технических средств передачи речевой информации. 3. По смыслу данной статьи допустимы контроль и запись переговоров между любыми лицами независимо от того, какое процессуальное положение они занимают в данном уголовном деле и занимают ли вообще. 4. В отступление от ее главного замысла в комментируемую статью (часть вторая) включена норма, целью которой является не собирание доказательств по уголовному делу, а обеспечение личной безопасности свидетелей и потерпевших. Данная норма применяется и для обеспечения личной безопасности подозреваемых и обвиняемых - участников досудебного соглашения о сотрудничестве (см. статью 317.9 УПК). Применение этого современного мощного разведывательного мероприятия для обеспечения личной безопасности других подозреваемых и обвиняемых не предусмотрено ни при каких обстоятельствах. 5. В законе не указывается, в какой орган направляется постановление о контроле и записи переговоров. Это внутренний вопрос правоохранительной деятельности. Подобные вопросы решаются на основе подзаконных актов и ведомственных служебных нормативных документов. 6. С момента вручения постановления о контроле и записи переговоров соответствующей технической службе уголовно-процессуальная деятельность, связанная с данным следственным действием, прерывается подобно тому, как она прерывается с вручением администрации учреждения связи постановления о наложении ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию. Сами контроль и запись переговоров - чисто техническая деятельность, УПК не регламентируемая. 7. Уголовно-процессуальная (следственная) деятельность возобновляется с момента истребования фонограммы записи переговоров. Она выражается в ее осмотре, прослушивании и приобщении в качестве вещественного доказательства. Таким образом, по смыслу комментируемой статьи в результате контроля и записи переговоров в уголовном деле появляются два источнику доказательств - фонограмма (вещественное доказательство) и протокол ее осмотра (документ). Это спорно, поскольку противоречит теории вещественных доказательств. Получается, что вещественное доказательство в виде фонограммы порождено не событием преступления, а изготовлено следователем. В действительности налицо один источник доказательств - следственный протокол с приложением в виде фонограммы. 8. Следственное действие, предусмотренное статьей 186 УПК, тоже имеет аналог в виде проводимого на основании судебного решения оперативно-розыскного мероприятия под названием "прослушивание телефонных переговоров" (пункт 10 статьи 6 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности"), по поводу чего можно и нужно повторить сказанное в пункте 13 комментария к предыдущей статье.
Статья 186.1. Получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами
Комментарий к статье 186.1
1. Доказательствами, получаемыми в результате производства действий, предусмотренных комментируемой статьей, служит информация о соединении или множестве соединений одних абонентов с другими абонентами или абонентским устройством (например, автоответчиком) в сети легально действующих технических коммуникаций связи. Содержание же переговоров абонентов при этом остается вне сферы внимания следователя, дознавателя. Фактическим основанием для производства данного действия является возникшая в ходе расследования уголовного дела необходимость установить связи (отношения) определенного лица или лиц, зафиксировав "дату, время, место и продолжительность каждого соединения между абонентами или абонентскими устройствами (пользовательским оборудованием), номера абонентов, другие данные, позволяющие идентифицировать абонентов, а также сведения о номерах и месте расположения приемопередающих базовых станций". (В кавычках - буквальный текст включенного упомянутым Федеральным законом от 1 июля 2010 г. N 143-ФЗ пункта 24.1 статьи 5 "Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе" УПК, в котором приводится определение понятия нового следственного действия.) 2. Эта информация письменно, общедоступным способом излагается должным образом, т.е. подписями соответствующих компетентных лиц удостоверяется, словом, документируется, а составленный документ по требованию органа дознания или предварительного следствия представляется названному органу в качестве источника доказательств. Представление доказательств - нормальное, широко распространенное юстиционное правоотношение в сфере уголовного судопроизводства как в досудебной, так и в судебной стадии, причем представлению доказательства может предшествовать определенная внепроцессуальная деятельность по его подготовке (например, документальная ревизия финансовой или хозяйственной деятельности). Но поскольку ни следователь, ни дознаватель сами никаких регламентированных УПК действий по получению информации (сведений о фактах, фактических данных) в подобных случаях не совершают, т.е. фактов абонентских соединений не выявляют и не фиксируют, нового следственного действия по собиранию доказательств комментируемая статья с теоретической точки зрения не конструирует. Рождение данной статьи - еще одно проявление путаницы в вопросах соотношения юстиционной (следственной) и оперативно-розыскной деятельности, а также различных уголовно-процессуальных способов получения доказательств. 3. Вопреки содержащемуся в комментируемой статье указанию представленные учреждением связи документы признаками вещественного доказательства не обладают и в особом режиме приобщения к уголовному делу и хранения с теоретической точки зрения не нуждаются. 4. Вышеизложенные замечания технического характера не могут поколебать главного: информация (сведения о фактах, фактические данные), полученная в порядке, предусмотренном комментируемой статьей, может послужить важным и достоверным, полученным с применением современных технических средств судебным документальным доказательством по уголовному делу, которое просто истребовано и получено, как это было веками в уголовном процессе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|