Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Процесс банковского кредитования и

Залоговые операции в филиале ПРАК АПБ

Процесс банковского кредитования в филиале ПРАК АПБ можно разделить на несколько этапов, на каждом из которых уточняются характеристики ссуды, способы ее выдачи, использования и погашения: 1) рассмотрение кредитной заявки и собеседование с заемщиком; 2) изучение кредитоспособности клиента; 3) подготовка и заключение кредитного договора; 4) кредитный мониторинг.

Рассмотрение кредитной заявки. Предупредительность и внимательное отношение к любому клиенту являются непременным правилом поведения каждого сотрудника банка. Банковский служащий предоставляет клиенту необходимую информацию по условиям кредитования и предлагает ему ответить на вопросы по анкете банка. Результаты первой и всех последующих встреч с клиентом обобщаются в отчетах, содержащих более или менее стандартный набор вопросов. (Таблица 3.4.1.).

Таблица 3.4.1.

Образец отчета о результатах беседы служащего банка

С возможным заемщиком

Вопросы Ответы
Фамилия клиента  
Адрес  
Телефон  
Фамилия сотрудника банка, к которому обращался клиент  
Пользуется ли клиент в настоящее время услугами банка? (да, нет)  
Какими именно?  
Если нет, то пользовался ли клиент услугами банка в прошлом?  
С какими сотрудниками фирмы клиента общались представители банка?  
Если речь идет о физическом лице, то укажите род занятий клиента  
Если речь идет о предпринимательской фирме, то каким видом деятельности занимается клиент?  
Укажите приблизительно годовой объем продаж (тыс. руб.)  
В каком банке обслуживается в настоящее время клиент?  
С какими проблемами (если таковые имеются) сталкивается клиент в своих взаимоотношениях с банком?  
Какими банковскими услугами пользуется клиент в настоящее время? (Пожалуйста, проверьте.)  
- Кредитная линия  
- Срочный кредит  
- Чековые счета  
- Другие срочные счета  
- Аккредитивы  
- Переводы средств  
- Управление денежными средствами  
- Трастовые услуги  
Какими банковскими услугами не пользуется в настоящее время клиент, но которые могут быть для него полезны?  
Опишите результаты последнего контакта с клиентом  

Подобный отчет корректируется и пополняется новой информацией после каждого визита клиента в банк. Эти отчеты дают кредитному инспектору важную информацию о потенциальном клиенте еще до того, как состоится их личное знакомство. На беседу с кредитным инспектором будущий заемщик приходит с кредитной заявкой, содержащей исходные данные о запрашиваемой ссуде, целях, на которые она предназначена, сумме, сроке погашения и предлагаемом обеспечении (Приложение №2).

Кредитная заявка рассматривается в составе пакета сопроводительных документов, в том числе: 1) нотариально заверенные копии учредительных документов компании заемщика; 2) финансовый отчет, включающий баланс и счет прибылей и убытков за последние три года. Баланс составляется на конец года и показывает структуру активов, обязательств и капитала. Счет прибылей и убытков охватывает годичный период и дает подробные сведения о доходах и расходах компании, чистой прибыли, ее распределении и отчислении в резервы, выплатах дивидендов и т.д.; 3) отчет о движении кассовых поступлений. Он основан на сопоставлении балансов компании за два отчетных периода и позволяет определить изменения различных статей и движения фондов. Отчет дает полную картину использования дефицита ресурсов, времени высвобождения фондов и образования дефицита кассовых поступлений и т.д.; 4) внутренние финансовые отчеты, которые более детально характеризуют финансовое положение компании, изменение ее потребностей в ресурсах в течение года, поквартально или помесячно; 5) данные внутреннего оперативного учета. Составление баланса требует много времени. Однако банку-кредитору могут потребоваться данные оперативного учета, содержатся в сводках, подготовленных для руководства компании-заемщика. Эти документы касаются текущих операций и продаж, величины запасов и т.д.; 6) прогноз финансирования, который содержит оценки будущих продаж, расходов, расходов, издержек производства продукции, дебиторской задолженности, оборачиваемости запасов, потребности в денежной наличности, капиталовложениях и т.д. Речь идет об оценочном балансе, который включает прогнозный вариант балансовых счетов и счетов прибылей и убытков на будущий период, и кассовом бюджете, который прогнозирует поступление и расходование денежной наличности (по неделям, месяцам, кварталам); 7) налоговые декларации как важный источник дополнительной информации. В них могут содержаться сведения, не включенные в другие документы и характеризующие заемщика как налогоплательщика; 8) бизнес-планы. Многие кредитные заявки связаны с финансированием начинающих предприятий, которые еще не имеют финансовых отчетов и другой документации. В этом случае компания-заемщик предоставляет в банк подробный бизнес-план, который должен содержать сведения о целях проекта и методах его осуществления.

Кредитный инспектор тщательно изучает кредитную заявку и сопроводительные документы. После этого он вновь беседует с будущим заемщиком (владельцем или ответственным представителем фирмы). Подобные встречи позволяют кредитному инспектору выяснить не только важные детали кредитной сделки, но и составить психологический портрет возможного заемщика, оценить профессиональную подготовленность руководства компании, реалистичность их оценок положения и перспектив развития предприятия. В ходе беседы кредитному инспектору нет необходимости выяснять все аспекты работы компании-заемщика, он должен сконцентрировать внимание на ключевых вопросах, представляющих интерес для банка-кредитора.

Ознакомительная беседа с потенциальным заемщиком может касаться следующих вопросов, заданных в определенной последовательности (Таблица 3.4.2.).

Таблица 3.4.2.

Вопросы кредитного инспектора к потенциальному заемщику

1. Сведения о клиенте и его компании: - какая правовая форма у компании; - когда она была учреждена; - как была произведена оценка имущества, предлагаемая в качестве обеспечения; - подвержено ли это имущество порче; - каковы издержки по его хранению; - кто владелец (основной акционер или пайщик) компании, сколько акций (паев) они имеют; - какова основная продукция компании (или каковы виды основных услуг); - каков опыт и квалификация менеджеров; - прибыльна ли компания; - кто основные клиенты-поставщики и покупатели компании; - на каких условиях продается товар (услуга)?
2. Вопросы об испрашиваемом кредите: - на какую сумму клиент хотел бы получить кредит; - как им была определена эта сумма; - достаточно ли обоснованно составлен прогноз финансовых потребностей; - учитывают ли условия, на которых клиент хочет получить кредит, срок службы активов, финансируемых с помощью кредита; - учитывают ли условия кредита способность клиента погасить кредит в срок?
3. Вопросы о погашении кредита: - как клиент предполагает погашать кредит; - сколько денежной наличности компания получает в ходе операционного цикла; - имеется ли у клиента специальный источник погашения кредита; - есть ли юридические лица, готовые дать гарантию; - каково их финансовое положение?
4. Вопросы об обеспеченности возврата кредита: - каков вид обеспечения; - кто владелец обеспечения; - где и под чьим контролем оно находится; - как была осуществлена оценка имущества, предлагаемая в качестве обеспечения?
5. Вопросы об отношениях клиента с другими банками: - услугами каких банков пользуется в настоящее время клиент; - обращался ли он за кредитом к другим банкам; - почему клиент пришел в этот банк; - имеет ли клиент непогашенные кредиты, каковы их сумма и сроки погашения?

На первом этапе кредитования банку предстоит выяснить: а) серьезность, надежность и кредитоспособность заемщика, его репутацию как возможного партнера по бизнесу. Особенно это касается новых клиентов; б) обоснованность кредитной заявки и степень обеспеченности возврата кредита. Банк может в случае необходимости выработать свои требования к кредитному предложению и ознакомить с ними заемщика; в) соответствие кредитного предложения кредитной политике банка и структуре формирования его ссудного портфеля. Приведет ли предоставление нового кредита к дальнейшей диверсификации кредитного портфеля и снижению кредитного риска или обратным результатам.

Ключевым моментом анализа любой заявки и сопроводительных документов, а также результатов бесед является определение характера заемщика и его кредитоспособности. Кредитный инспектор, часто помогая заемщику готовить заявку, выясняет объем доходов и представляющих ценность активов (таких, как высоколиквидные ценные бумаги или сберегательные депозиты), которыми располагает заемщик для погашения кредита. Устные ответы клиенты, как правило, дают значительно больше информации, чем сведения, изложенные в письменном виде. Одновременно инспектор обращается к банкам, с которыми сотрудничал или сотрудничает клиент.

Кредитные инспекторы придают значение не только размеру, но и стабильности доходов заемщиков (юридических и физических лиц). Они предпочитают получать от клиента информацию о чистом доходе (то есть доходе после всех выплат и удержаний). Если речь идет об индивидуальном заемщике, то сотрудники банка обычно связываются с работодателями клиента для проверки достоверности указанного им уровня доходов и продолжительности работы в данной фирме.

Косвенным показателем размера и стабильности дохода служат данные о среднедневном остатке на депозитном счете клиента. Эти данные, представленные заемщиком, инспектор сопоставляет с информацией, полученной из соответствующего банка. Поддержание значительных остатков на депозитных счетах в банке свидетельствует о надежности финансового положения клиента, его финансовой дисциплинированности и серьезности намерения погасить получаемый кредит.

В числе факторов, на которые обращает внимание опытный кредитный инспектор, - продолжительность занятости и проживания клиента (частного лица) на одном месте. Большинство банков, как правило, отказываются предоставлять кредиты лицам, работающим на указанном им месте лишь несколько месяцев, и фирмам, которые были недавно зарегистрированы. Рассматривается также длительность проживания клиента по одному адресу, поскольку чем дольше клиент живет на одном и том же месте, тем более стабильным считается его положение. Нестабильность места проживания или частая перемена адреса рассматриваются при решении вопроса о выдаче кредита как негативный момент.

Кредитные инспекторы неодобрительно относятся к появлению так называемой «пирамиды долга», когда заемщик берет кредит в одной фирме или банке для оплаты долга другому кредитору. Из поля зрения инспектора не исчезает значительная или растущая задолженность клиента по кредитным карточкам и частому возврату чеков, выписанных клиентом с его счета. На основе подобных фактов делается вывод о реальном финансовом положении клиента и его навыках управления денежными средствами. На этом предварительном этапе работы по кредитованию инспектор стремится определить порядочность клиента и достоверность представленной им информации. Инспектор особенно обращает внимание на то, указал ли клиент все свои долги или, по данным кредитовавших его банков, у клиента существуют и другие обязательства, о которых он «забыл» упомянуть или не оплатил и скрылся.

Итак, кредитный инспектор внимательно изучает все документы, представленные потенциальным заемщиком, проводит с ним все необходимые беседы, оценивает информацию, полученную на запросы и составляет анализ кредитной заявки (Приложение №3). После консультаций с руководством банка и начальником кредитного отдела кредитный инспектор принимает решение о продолжении работы с клиентом или отказе ему.

Если принимается решение о продолжении работы с клиентом, то инспектор комплектует кредитное досье (включая в него заявку и сопроводительные документы, ответы на запросы, записи бесед и т.д.) и направляет его в кредитный отдел. В этом отделе осуществляется тщательное изучение кредитоспособности клиента и дается оценка кредитного риска.

Изучение кредитоспособности заемщика. Оценка кредитоспособности предполагает, прежде всего, использование показателей, характеризующих деятельность заемщика с точки зрения возможности погашения ссудной задолженности.

 При анализе кредитоспособности используются различные источники информации: а) материалы, полученные непосредственно от клиента; б) материалы о клиенте, имеющиеся в архиве банка; в) сведения, сообщенные теми, кто имел деловые контакты с клиентом (его поставщиками, кредиторами, покупателями его продукции, банками и т.д.); г) отчеты и другие материалы частных и государственных учреждений.

Получая информацию об изучении банком материалов и сведений, полученных непосредственно от клиентов, эксперты кредитного отдела обращающихся к архивам своего банка. Если клиент уже получил ранее кредит в банке, то в архиве имеются сведения о задержках в погашении долга и других нарушениях.

Банк устанавливает контакт с другими кредитными организациями, чтобы использовать их опыт работы с данным заемщиком и выяснить ряд конкретных вопросов. Какие суммы занимал клиент в предыдущие периоды, и своевременно ли погашались ранее выданные ему кредиты? Были ли достаточно высокими остатки на банковских счетах клиента? Объявлялся ли когда-либо клиент банкротом?

Оценка кредитного риска предполагает обращение внимания на симптомы возникающих у заемщиков трудностей, которые необходимо отслеживать банкам-кредиторам, в том числе: 1) задержки в предоставлении заемщиком финансовой отчетности и в осуществлении платежей в счет погашения кредита или прекращение контакта с работниками банка-кредитора; 2) любое неожиданное изменение заемщиком методов расчета амортизации, взносов по пенсионным платежам, оценки товарно-материальных запасов, начисления налогов или расчета прибыли; 3) изменение структуры задолженности или отказ от выплаты дивидендов и снижение кредитного рейтинга заемщика; 4) падение цен на акции заемщика; 5) наличие чистых убытков в течение одного или нескольких лет, измеряемых с помощью показателей доходности активов, доходности капитала или прибыли до уплаты процентов и налогов; 6) неблагоприятные изменения структуры капитала заемщика (показатели соотношения акционерного капитала и долговых обязательств), ликвидности или деловой активности (например, соотношения объема продаж и товарно-материальных запасов); 7) несоответствие объема фактических продаж или потока наличности аналогичным денежным показателям, приведенным в кредитной заявке; 8) неожиданные и необъяснимые сокращения размеров остатков на счетах клиентов.

В таблице 3.4.3. приведены индикаторы проблемного кредита и рискованной кредитной политики банка.

Таблица 3.4.3.

Сигналы тревоги относительно проблемных кредитов

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...