Административное управление
Развитие государственной системы в Х1Хв. До 1801 г. в качестве высшего совещательного органа действовал Совет при высочайшем дворе, его сменил Непременный совет, состоявший из 12 членов, который просуществовал до 1810 г. В 1810 г. в качестве высшего законодательного органа был создан Государственный совет. Председателем Государственного совета являлся император. Численность органа колебалась от 40 до 80 членов. Члены совета назначались императором или входили в него по должности(министры). Государственный совет состоял из пяти департаментов - департамент законов, дел военных, дел гражданских и духовных, государственной экономии и дел Царства Польского (создан в 1831 г.). С 1826г. органом, возглавившим всю систему центральных отраслевых органов государственного управления, стала Собственная Его Величества канцелярия. Канцелярия состояла из шести отделений, которые были образованы с 1826 по 1842 гг. Первое отделение контролировало деятельность министров, министерств, готовило законопроекты, ведало назначением и увольнением высших чиновников. Второе отделение осуществляло кодификационные работы, проводило обобщение юридической практики. Третье отделение было создано для руководства борьбой с государственными преступлениями. Четвертое отделение занималось благотворительными учреждениями и женскими учебными заведениями. Пятое отделение было специально создано в 1836 г. для подготовки проекта реформы по управлению государственными крестьянами. Шестое отделение занималось подготовкой материалов, относящихся к управлению территорией Кавказа. Сенат утвердился как высший судебный орган государства. Все департаменты Сената превратились в высшие апелляционные инстанции для судов губерний. Дальнейшая централизация государственного управления потребовала пересмотра системы отраслевых органов государственного управления. В 1802 г. был принят манифест "Об учреждении министерств" и было образовано 8 министерств: военных сухопутных сил, морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения. В задачи министерств входила организация "сношений с местами", подготовка справок о текущих делах и отчетов. В 1811 г. издается "Общее учреждение министерств" - документ, подготовленный М.М.Сперанским. На основании этого акта власть министров определялась как высшая исполнительная, непосредственно подчиненная верховной императорской власти.
Административное управление Система управления окраинами России характеризовалась "особенным" административно-территориальным делением (наместничества, генерал-губернаторства, области, округа, магалы). Во главе генерал-губернаторства стоял генерал-губернатор, наделенный обширнейшими административными, хозяйственными, финансовыми и судебными полномочиями. Его деятельность контролировалась советом из назначенных царем чиновников. В каждой губернии администрация возглавлялась губернатором, при котором действовал совещательный совет. Губернатор управлял губернией с помощью губернского правления. В губернии действовали казенная палата и губернский суд. Губернии подразделялись на округа. Во главе управления округом стоял окружной начальник, при котором был совещательный окружной совет из чиновников округа. Полицией округа заведовал земский исправник, возглавлявший земский суд. Кроме того, в каждом округе был окружной суд и окружное казенное управление; в городах полицией руководил городничий. Личный состав учреждений был назначаемым. Хозяйственное управление города осуществлялось сословной думой, состоявшей из головы и двух-трех заседателей. Управление в малолюдных городах состояло из городничего и выборного старосты.
Изменение в государственном строе во второй половине Х1Хв. Крестьянская реформа 1861г. Юридическим выражением крестьянской реформы являлись "Манифест о всемилостливейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обитателей, и об устройстве их быта". (1861 г. 19 февраля), "Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости". Согласно данным законодательным актам крепостные получали личную свободу. Помещики сохраняли право собственности на все принадлежащие им земли, могли предоставлять крестьянам за установленные повинности усадебные земли, установленные в местных положениях количество земли для обеспечения их быта и исполнения обязанностей перед правительством. Пользуясь данным земельным наделом, крестьяне обязаны были исполнять в пользу помещиков определенные в положениях повинности. Переходное состояние крестьян называлось - временно-обязанное. Также за крестьянами закреплялось право выкупить усадебную землю, с таковым приобретением крестьяне должны освободиться от обязанностей к помещикам и становятся свободными собственниками. В течение двух лет должен сохраняться прежний порядок. Для правильного достижения такого порядка открывались в каждой губернии Губернское по крестьянским делам присутствие, для рассмотрения крестьянских споров назначить в уездах Мировых посредников, образовать Уездные Мировые съезды. Административное управление За крестьянской последовала земская реформа.(1864г.) На местах были созданы земские учреждения - губернские и уездные земские собрания. Они избирались сроком на три года на основе буржуазного принципа имущественного ценза. Председателями земских собраний по должности были уездные и губернские предводители дворянства. Исполнительными, постоянно действующими органами земств были уездные и губернские земские управы. Полномочия земств были ограничены хозяйственными вопросами и деятельность их ставилась под контроль губернаторов и министра внутренних дел.
В 1870 году была проведена городская реформа, в результате которой были созданы городские управы. Реформа также затронула полицейские органы государства. Из ведения полиции были изъяты судебно-следственные и хозяйственные функции и все внимание полиции было сосредоточено на охранительной деятельности. Административное управление при Александре 111. В 1889г. вышло "Положение о земских начальниках", по которому в руках земских начальников сосредотачивалась вся полнота судебной и административной власти в уезде. Им полностью было подчинено крестьянское самоуправление. Мировые судьи в уездах упразднялись и подсудность их дел перешла к земским начальникам (частично к волостным судам). Земский начальник обладал широкими правами и в отношение волостных судов; он назначал волостных судей из числа кандидатов, представленных ему сельскими сходами, мог приостановить приговор волостного суда. В 1892г. проведена городская реформа, которая устанавливала высокий имущественный ценз. В результате мелкие торговцы и ремесленники были лишены избирательных прав; преимущественно при выборах городских дум было отдано крупным торговцам и промышленникам. Начался пересмотр судебной реформы 1864 года (в уездах были упразднены мировые судьи; из ведения суда присяжных был изъят ряд дел). В 1892 году были изданы "Правила о местностях, состоящих на военном положении". В случае введения военного положения, вся полнота власти передавалась военным органам, а в отношении широко применялась военная юстиция. Судебная реформа 1864 года Судебная реформа 1864 года прежний сословный, закрытый, чиновничий суд заменила судом присяжных, основанным на принципе гласности. Судебные уставы состояли из четырех законодательных актов: Учреждения судебных установлений; Устава уголовного судопроизводства; Устава гражданского судопроизводства; Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. Судебные уставы декларировали такие принципы судопроизводства, как несменяемость судей и независимость их от администрации, выборность суда, гласность и публичность его заседаний, состязательность процесса, институт адвокатуры, присяжных заседателей. Коллегия присяжных состояла из 12 человек. Присяжные заседатели избирались из местных обывателей всех сословий. Не подлежали внесению в списки Присяжных заседателей: священнослужители, монашествующие; все военные чины, которые находятся в войсках; учителя народных школ. Решения суда присяжных считались окончательными и могли быть обжалованы только в Сенат.
Военная и военно-судебная реформа в России Военные реформы 60-70-х годов проходили под руководством военного министра Дмитрия Александровича Милютина. Его план состоял в том, чтобы максимально сократить численный состав войск в мирное время, обеспечить развертывание армии во время войны. Манифестом от 1 января 1874 года была введена всеобщая воинская повинность и утвержден Устав о воинской повинности. Статьи Манифеста говорили о том, что воинская повинность возлагается на все мужское население, без допущения денежного выкупа или замены охотниками. Срок службы устанавливался 6 лет, на флоте - 7 лет. Закон установил сокращенные сроки службы для лиц, имевших высшее и среднее образование, соответственно - 6 месяцев, 1,5 года; с неполным средним - 3 года, с начальным - 4 года. Устав изменил организацию российских войск, разделив их на постоянные и государственное ополчение. Призыву подлежали лица, достигшие 21 года, вытянувшие жребий на действительную службу. Лица, не вытянувшие жребий, зачислялись в ополчение. От призыва освобождались нерусское население, священнослужители, представители науки и искусства. Территория России была поделена на 15 военных округов. Деятельность военно-окружных управлений регулировалась Положением от 7 августа 1864 года о военно-окружных управлениях. На командующего войсками было возложено наблюдение, чтобы законы и постановления, высочайшие повеления исполнялись по прямому и точному смыслу. Подготовка офицерских кадров осуществлялась в военных училищах (срок обучения 3 года). Высший офицерский состав готовился в академиях. Существовало 4 академии: Николаевская, Артиллерийская, Инженерная, Медико-хирургическая. В 1867 году создается Военно-юридическая академия для подготовки офицеров-юристов. В академию принимались штаб-офицеры и обер-офицеры. Срок обучения - 3 года.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|