Тема 1.3. Методы исследования в психологии
Стр 1 из 3Следующая ⇒ РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «ПСИХОЛОГИЯ»
(Методические рекомендации по самостоятельному изучению дисциплины)
Направление подготовки 034300.62 «Физическая культура» Профиль подготовки «Спортивная подготовка» Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения заочная студентка Веккер Надежда 2 группа г. Москва 2013 Утверждены на заседании ЭМС Гуманитарного института ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ» Протокол № ___от ________ 2013 г.
Уляева Л.Г., Уляева Г.Г. Психология: Методические рекомендации по самостоятельному изучению дисциплины для студентов, обучающихся по направлению 034300.62 «Физическая культура», профиль подготовки «Спортивная подготовка»; по направлению 050100.62 «Педагогическое образование», профиль подготовки "Физическая культура" – М., ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ». 2013- ___ с.
Рецензент: Нургалеев В.С.– доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры психологии ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ». Раздел 1. Теоретические основы общей психологии. Психические явления: процессы, свойства, состояния Тема 1. 1. Предмет психологии, ее задачи. Психология - наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. Психология — это наука о закономерностях развития и функционирования психической деятельности человека.
Задание № 2.
Что является предметом психологии как науки? Предмет психологии понимается различно в течение истории и с позиции различных направлений психологии. · Душа · Явления сознания · Непосредственный опыт субъекта · Приспособляемость · Происхождение психических деятельностей) · Поведение · Бессознательное
· Процессы переработки информации и результаты этих процессов · Личный опыт человека
Задание № 3.
Каковы общие задачи психологии? Основной задачей психологии как науки является изучение объективных закономерностей формирования, развития и проявления психических явлений и процессов. Частными задачами психологии являются: 1) изучение механизмов психических явлений и процессов; 2) анализ закономерностей развития психических явлений и процессов в процессе онтогенеза, социального взаимодействия людей и трудовой деятельности; 3) содействовать внедрению знаний психологической науки в практику жизни и деятельности людей. Задание № 4. Назовите основные психологические подходы.
Задание № 5.
Назовите основные современные психологические школы. Функционализм Бихевиоризм Психоанализ Тема 1.2. Развитие психики и сознания Задание № 6. Дайте определение психики. ПСИХИКА (от греч. душа) — свойство животных и человека, выполняющее ориентирующие, контролирующие, приспособительные, побуждающие и смыслообразующие функции в поведении и деятельности. Психика — результат развития жизни, форма жизнедеятельности живых существ. Психика человека включает: процессы (познавательные, эмоциональные и волевые), состояния (подъем, сомнение, угнетенность, подавленность и т. д.), свойства (направленность, темперамент, характер, способности), опыт (знания, навыки, умения, привычки). Процессы, состояния, свойства и опыт находятся в единстве, образуют иерархическую систему, ведущая роль в которой принадлежит психическим свойствам.Психика — система внутренних регуляторов активности человека в изменчивой и сложной среде обитания, когда нельзя выйти из положения (выжить) только лишь за счет реакций организма на сигналы среды, а нужно иметь устойчивую субъективную модель (картину среды), и самого субъекта.
Задание № 7.
Каковы основные функции психики? · отражение воздействий окружающего мира · осознание человеком своего места в окружающем мире · регуляция поведения и деятельности
Задание № 8.
Как соотносятся психика и сознание? Чем отличается сознание человека от психики животных. Эти отличия можно свести к трем основным: 1) человеку свойственно абстрактное, понятийное мышление, отсутствующее у животных; 2) человек пользуется языком, второй сигнальной системой, которой нет у животных; 3) человек способен не только отражать мир в своем сознании, но и целенаправленно его преобразовывать.
Задание № 9.
Дайте определение следующим понятиям: психические явления, психические процессы, психические свойства, психические состояния. Психические явления - любые проявления психики человека. Различают три вида Психические процессы, Психические свойства, Психические состояния, - которые тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены Психические процессы – это динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Они подразделяются на познавательные (к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение), эмоциональные (активные и пассивные переживания), волевые (решение, исполнение, волевое усилие и т.д.). Психическое состояние – определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности. Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При каком-то одном умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, а при другом – трудно и неэффективно. Задание № 10.
Охарактеризуйте происхождение и развитие сознания. Сознание человека возникло и развивалось в общественный период его существования, и история становления сознания не выходит, вероятно, за рамки тех нескольких десятков тысяч лет, которые мы относим к истории человеческого общества. Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей. Это такая деятельность, которая требует кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом. Она предполагает создание такого продукта, который всеми участниками совместной деятельности сознается как цель их сотрудничества.
Тема 1.3. Методы исследования в психологии Задание № 11.
Перечислите основные методы исследования в психологии. Для решения задач психологии применяются следующие методы: § лабораторный и естественный эксперимент; § наблюдение; § исследование продуктов деятельности; § анкетирование и тестирование; § биографический метод; § психологическое моделирование; § сравнительно-генетический метод и др.
Задание №12.
Охарактеризуйте эксперимент как метод психологического исследования. Эксперимент (от лат. «проба, опыт») - ведущий метод научного познания, в том числе и психологических исследований. Направлен на выявление причинно-следственных зависимостей. Характеризуется созданием оптимальных условий для изучения определенных явлений, а также целенаправленным и контролируемым изменением этих условий. В отличие от наблюдения, эксперимент - активный способ познания реальности, он предполагает планомерное вмешательство ученого в исследуемую ситуацию, управление ею. Если пассивное наблюдение позволяет нам ответить на вопросы «Как? Каким образом нечто происходит?», то эксперимент дает возможность найти ответ на вопрос другого рода - «Почему это происходит?»
Задание № 13.
Охарактеризуйте преимущества и недостатки методов лабораторного и естественного эксперимента в их сравнении. Лабораторный эксперимент проводят в специально организованных и в известном смысле искусственных условиях, он требует специального оснащения, а порой и применения технических приспособлений. Примером лабораторного эксперимента может служить исследование процесса узнавания при помощи специальной установки, которая позволяет на особом экране (типа телевизионного) постепенно предъявлять испытуемому разное количество зрительной информации (от нуля до показа предмета во всех его деталях), чтобы выяснить, на каком этапе человек узнает изображаемый предмет. Лабораторный эксперимент содействует глубокому и всестороннему изучению психической деятельности людей.
Однако наряду с достоинствами лабораторный эксперимент имеет и определенные недостатки. Наиболее существенный недостаток этого метода - его некоторая искусственность, которая при определенных условиях может привести к нарушению естественного хода психических процессов, а, следовательно, к неправильным выводам. Данный недостаток лабораторного эксперимента до известной степени устраняется при организации. Естественный эксперимент – особый вид психологического эксперимента, соединяющий в себе положительные черты объективного наблюдения и метода лабораторного эксперимента. Он производиться в условиях, близких к обычной деятельности испытуемого, который не знает, что он является объектом исследования. Это позволяет избежать отрицательного влияния эмоционального напряжения и преднамеренности ответной реакции. Сближая экспериментальные исследования с жизнью, естественный эксперимент позволяет изучит психические процессы и свойства личности в естественных условиях трудовой, игровой или учебной деятельности. Он доступен и несложен для проведения. Наблюдение не редко дополняется беседой с испытуемым. Недостатком этого метода является трудность вычленения для наблюдения отдельных элементов в целостной деятельности испытуемого, а также трудности в использовании приемов количественного анализа. Результаты естественного эксперимента обрабатываются путем количественного анализа полученных данных. Одним из вариантов естественного эксперимента является психолого-педагогический эксперимент, при котором изучение обучаемого и воспитания, с целью активного формирования психических особенностей, подлежащих изучению.
Задание № 14.
Охарактеризуйте тестирование как метод психологического исследования. В переводе с английского языка «тест» - испытание, проба, проверка. В психологии, социологии, педагогике и других науках о человеке это слово употребляется в качестве термина, обозначающего систему заданий, подобранных с таким расчетом, чтобы можно было точно и обоснованно охарактеризовать конкретные особенности лиц, выполнивших эти задания. Они конструируются, выверяются, используются и интерпретируются по строгим и независящим от специфики той или иной науки правилам, призванным обеспечить качество выводов.
Задание № 15.
Охарактеризуйте наблюдение как метод психологического исследования. Наблюдение (в психологии) - описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. При наблюдении явления изучаются непосредственно в тех условиях, в которых они протекают в действительной жизни.
Задание № 16.
Перечислите методы количественно-качественного анализа информации. Основные методы качественных исследований: фокус-группы, глубинные интервью, анализ протокола, проективные методики. 1)статистические методы оценки;
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|