Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система сертификации механических




МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЛИЦЕНЗИЯ

На осуществление перевозка пассажиров автомобильным транспортом.

________ ОБОРУДОВАННЫМ ДЛЯ ПЕРВОЗОК БОЛЕЕ 8 ЧЕЛОВЕК___________________

Регистрационный №_____________от

Выдана_____________________________________________________________

(наименование и организационно-правовая форма юридического лица, местонахождения -
для юридического лица; фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа
удостоверяющего личность - для индивидуального предпринимателя
Срок действия лицензии: с_________________по_________________________

число, месяц, год число, месяц, год

САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО ОТДЕЛЕНИЯ
Лицензия выдана на основании приказа_______ РОСТРАНСИНСПЕКТщи________

от_________________ года №_______________

М.П.

Подпись руководителя отделения РТИ (Ф. И. О.)

Лицензия продлена на основании приказа от____________ 20___ года №

по М. П.

Подпись руководителя отделения РТИ (Ф. И. О.)

Лицензия продлена на основании приказа от____________ 20___года №

по М. П.

Подпись руководителя отделения РТИ (Ф. И. О.)

____________ Серия 00 № 000000___________________________


Рис. 1. (лицевая сторона лицензии)

Регистрационные номера лицензионных карточек

Выданных при получении лицензии

Выданных дополнительно

Аннулированных

Примечание. Записи о регистрационных номерах лицензионных карточек заверяются гербовой печатью отделения РТИ

Рис. 1 (оборотная сторона лицензии)


Форма утверждена приказом Минтранса России от 09.07.2002 г. №92

ЛИЦЕНЗИОННАЯ КАРТОЧКА НА АВТОТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО

Место виньетки

Серия 00 № 000000

Рис. 2. (лицевая сторона карточки)

Регистрационный №

К лицензии per. №__________________ от

Действительна по______________________

Марка автомобиля_____________________

Регистрационный знак
Владелец лицензии___

Деятельность ПЕРЕВОЗКА ПАССАЖИРОВ АВТОТРАНСПОРТОМ ПО ТЕРРИТОРИИ РФ

М.П.

подпись (Ф. И. О.)

Рис. 2. (оборотная сторона карточки)


Плановые проверки соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий проводятся лицензирующим органом в отношении перевозок пас­сажиров - не чаще одного раза в год, в отношении перевозок грузов - не ча­ще одного раза в 2 года. Внеплановые проверки проводятся в случае:

а) необходимости подтверждения устранения лицензиатом нарушений,
выявленных при проведении плановой проверки;

б) получения информации от юридических и физических лиц, органов
государственной власти о нарушениях лицензиатом лицензионных требова­
ний и условий;

в) совершения при выполнении лицензируемой деятельности дорожно -
транспортных происшествий с участием принадлежащих лицензиату на за­
конном основании автотранспортных средств, повлекших за собой телесные
повреждения и (или) гибель людей.

Проверки проводятся на основании распоряжения (приказа) руководителя лицензирующего органа, в котором указываются:

а) фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного
проводить проверку;

б) цели, задачи и предмет проверки;

в) даты начала и окончания проверки, продолжительность которой не
должна превышать 15 дней.

По результатам проверки должностным лицом (лицами) лицензирующего органа, проводившим ее, составляется акт (протокол) в 2 экземплярах, кото­рый содержит следующие данные:

а) дата, время и место составления акта;

б) наименование лицензирующего органа;

в) дата и номер распоряжения (приказа), на основании которого прово­
дилась проверка;

г) фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), проводившего про­
верку;

д) наименование лицензиата, в отношении которого проведена провер­
ка, фамилия, имя, отчество, должность его представителя, присутствовавше­
го при проведении проверки;

е) дата и место проведения проверки;

ж) сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нару­
шениях;

з) сведения об ознакомлении или об отказе от ознакомления с актом
уполномоченного представителя лицензиата, его подпись или сведения об
отказе от подписи;

и) подпись должностного лица (лиц) лицензирующего органа, прово­дившего проверку.


К акту (протоколу) при необходимости прилагаются копии документов, подтверждающих нарушение лицензиатом лицензионных требований и ус­ловий, объяснения его работников, а также другие необходимые документы (или их копии).

Один экземпляр акта (протокола) передается руководителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю или их представителям под рас­писку либо направляется по почте с уведомлением о вручении. Акт (прото­кол) проверки регистрируется в журнале лицензирующего органа и пред­ставляется руководителю этого органа.

В случае выявления при проведении проверки нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий руководитель лицензирующего органа (либо по его поручению должностное лицо этого органа) принимает меры в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности». На основании этого же закона осуществляется принятие ре­шений о предоставлении, приостановлении и возобновлении действия, пе­реоформлении и аннулировании лицензии.

1.5. Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, решение спорных вопросов

В случае преобразования юридического лица, изменения его наименова­ния или места его нахождения, либо изменения имени или места жительст­ва индивидуального предпринимателя, либо утраты документа, подтвер­ждающего наличие лицензии, лицензиат - юридическое лицо (его правопре­емник) или индивидуальный предприниматель - обязан не позднее чем через пятнадцать дней подать заявление о переоформлении документа, подтвер­ждающего наличие лицензии, с приложением документов, подтверждающих указанные изменения или утрату документа, подтверждающего наличие ли­цензии.

При переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензирующий орган вносит соответствующие изменения в реестр лицен­зий. Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществляется в течение десяти дней со дня получения лицензирующим органом соответствующего заявления.

За переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, взимается плата в размере 100 рублей, которая зачисляется в соответствую­щий бюджет.

Лицензирующие органы вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления лицензирующими органами неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий.

Лицензирующий орган обязан установить срок устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Ука­занный срок не может превышать шесть месяцев. В случае, если в установ-


ленный срок лицензиат не устранил указанные нарушения, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Лицензиат обязан уведомить в письменной форме лицензирующий орган об устранении им нарушений, повлекших за собой приостановление дейст­вия лицензии. Лицензирующий орган, приостановивший действие лицензии, принимает решение о возобновлении ее действия и сообщает об этом в письменной форме лицензиату в течение трех дней после получения соот­ветствующего уведомления и проверки устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии.

Плата за возобновление действия лицензии не взимается. Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается.

Лицензия теряет юридическую силу в случае ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате

реорганизации, за исключением его преобразования, либо прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в каче­стве индивидуального предпринимателя.

Лицензирующие органы могут аннулировать лицензию без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев лицензионного сбора за предоставление лицензии.

Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявле­ния лицензирующего органа в случае, если нарушение лицензиатом лицен­зионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государст­ва, культурному наследию народов Российской. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие ука­занной лицензии на период до вступления в силу решения суда.

Решение о приостановлении действия лицензии, об аннулировании ли­цензии или о направлении заявления об аннулировании лицензии в суд до­водится лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с мо­тивированным обоснованием такого решения не позднее чем через три дня после его принятия.

Решение о приостановлении действия лицензии и об аннулировании ли­цензии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательст­вом Российской Федерации.

Лицензирующий орган не вправе проводить проверки по предмету веде­ния иных органов государственной власти и органов местного самоуправле­ния.

1.6. Обязанности владельца лицензии

Владелец лицензии обязан:

• обеспечивать соблюдение условий, указанных в лицензии;

• предоставлять лицензионному органу по его требованию сведения о
лицензируемой деятельности;


• обеспечивать наличие лицензионной карточки у водителя на каждом
автотранспортном средстве при работе на линии;

• не допускать случаев передачи лицензии или лицензионной карточки
другому юридическому или физическому лицу;

• выполнять установленные требования по обеспечению безопасности
дорожного движения, осуществлять меры по предупреждению дорож­
но-транспортных происшествий.

Соблюдение условий, указанных в лицензии, включает в себя выполнение Устава автомобильного транспорта, правил перевозок, правил технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта, инструкций, а также особые условия, обеспечивающие защиту интересов потребителей автотранспортных услуг, которые вносятся в лицензию лицензионным орга­ном по согласованию с заявителем. Вопросам безопасности дорожного дви­жения придается особое значение.

Руководитель лицензионного органа имеет право сделать запрос лицен­зиату по представленным ранее документам на получение лицензии, а также выполнению условий, предусмотренных в лицензии. Непредставление ли­цензиатом сведений о лицензируемой деятельности является основанием для привлечения его к административной ответственности.

1.7. Виды контроля, проводимого РТИ

Лицензионные органы осуществляют контроль за соблюдением условий, предусмотренных лицензией, используя общепринятые формы государст­венного контроля: проверка исполнения, инспектирование, ревизия, надзор.

Проверка исполнения - наиболее распространенная форма контроля, явля­ется необходимых элементом оперативного руководства и связана с выра­боткой практических рекомендаций и предложений по своевременному и точному выполнению решений.

Инспектирование - контроль за соблюдением установленных государст­вом правил, стандартов в отдельных сферах деятельности, отраслях эконо­мики. Сопровождается, как правило, инструктажем проверяемых работни­ков.

Ревизия - контроль за соблюдением установленных государством правил хозяйствования. Осуществляется только с точки зрения соответствия пове­дения подконтрольных объектов существующим правила и инструкциям.

Надзор - форма контроля, наиболее тяготеющая к государственному пра­вовому регулированию. Используется, прежде всего, для осуществления контроля за соблюдением законов, установленных государством норм, пра­вил, стандартов.

Контроль за выполнением лицензионных условий осуществляет только тот лицензионный орган, который выдал или зарегистрировал лицензию, как самостоятельно, так и совместно с другими органами государственного надзора и контроля. Форма контроля избирается лицензионным органом. До


начала проверки руководителю юридического лица, индивидуальному пред­принимателю предъявляются служебные удостоверения проверяющих и задания на проверку, напечатанные на бланке лицензионного органа, подпи­санных руководителем и заверенные гербовой печатью этого органа. В задании указывается перечень проверяемых вопросов, сроки проверки, кто проверяет и их должности.

Результаты контроля оформляются актом, один экземпляр которого пере­дается проверяемому (руководителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю).

В случае несогласия с выводами по акту проверяемый вправе свои обос­нованные возражения направить в лицензионный орган, руководитель кото­рого в двухнедельный срок со дня регистрации акта проверки обязан при­нять решение и довести его до сведения руководителя проверенного юриди­ческого лица или индивидуального предпринимателя.

Решение лицензионного органа может быть обжаловано в судебные орга­ны в установленном порядке.

При проведении контроля на линии водитель автотранспортного средства обязан иметь и передавать работникам РТИ лицензионную карточку, путе­вой лист и товарно-транспортные документы. Контроль должен осуществ­ляться в пунктах пропуска через границу на территорию РФ и специально обозначенных дорожными знаками контрольных пунктах, перечень которых согласовывается с соответствующими органами исполнительной власти в области дорожного хозяйства и органами внутренних дел.

1.8. Санкции и ответственность за нарушение лицензионных условий и за осуществление деятельности без лицензии

Лицензия может быть аннулирована или действие ее приостановлено в случае:

• предоставления лицензиатом соответствующего заявления;

• нарушения лицензиатом условий действия лицензии и Положения о
лицензировании;

• обнаружения недостоверных данных в документах, предоставленных
для получения лицензии;

• невыполнения лицензиатом предписаний или распоряжений государ­
ственных органов или приостановления ими в соответствии с законо­
дательством РФ деятельности юридического лица, а также физическо­
го лица, занимающегося предпринимательской деятельностью без об­
разования юридического лица;

• ликвидации юридического лица или прекращении действия свиде­
тельства о государственной регистрации физического лица в качестве
предпринимателя;


• поступления преставлений главных государственных автомобильных инспекторов о нарушении норм, правил, стандартов по обеспечению безопасности дорожного движения.

Сообщение лицензиату о принятом решении по аннулированию лицензии или приостановлении ее действия направляется почтовым отправлением или нарочным с обязательным уведомлением о получении этого сообщения не­посредственно владельцем лицензии. При аннулировании лицензии и ли­цензионных карточек плату за выдачу не возвращают и не корректируют.

В случаях, когда нарушение лицензируемой деятельности причиняет крупный ущерб гражданам, организациям или государству, либо сопряжено с неправомерным извлечением дохода в особо крупных размерах, сущест­вующим законодательством предусмотрены более серьезные наказания, вплоть до лишения свободы.

На первом этапе при выявлении нарушения в лицензируемой деятельно­сти работником РТИ или общественным транспортным инспектором со­ставляется раппорт о составе нарушения, который предоставляется руково­дителю территориального органа РТИ. На втором этапе при рассмотрении этого раппорта составляется протокол на руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя - владельца автотранспортных средств, которому немедленно после составления вручается под расписку копия протокола, а также сообщается время и место рассмотрения дела, разъясняются его права и обязанности. Постановление по делу об админист­ративном правонарушении выносится в 15-дневный срок, которое в 3-дневный срок должно быть вручено или выслано виновнику заказным пись­мом.

Право налагать административные взыскания, при нарушениях лицензи­рования автотранспортной деятельности, предоставлено только РТИ по опи­санной процедуре. Изъятие, кем бы-то ни было, лицензионной карточки у водителя автотранспортного средства на линии является превышением пол­номочий этих лиц.

Вопросы для контроля усвоения информации раздела

1. Какие органы власти уполномочены выдавать лицензии?

2. Какие виды деятельности в области автомобильного транспорта
лицензируются?

3. Какие документы необходимо представить для получения лицензии?

4. В каких случаях проводятся внеплановые проверки лицензиата?

5. В каких случаях РТИ может приостанавливать действия лицензий?

6. Какие обязанности владельца лицензии?

7. В каких случаях лицензия может быть аннулирована?


Раздел 2. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ СЕРТИФИКАЦИИ 2.1. Основные понятия сертификации

Сертификация в переводе с латыни означает «сделано верно». Для того чтобы убедиться в том, что продукт или услуга «сделаны верно», надо знать, каким требованиям они должны соответствовать и каким образом возможно получить достоверные доказательства этого соответствия. Общепризнанным способом такого доказательства служит сертификация соответствия.

Установление соответствия заданным требованиям сопряжено с испыта­ниями или контролем. В оценке соответствия наиболее достоверными счи­таются результаты испытаний «третьей стороной», т.е. лицом или органом, независимым от поставщика продукции или услуги (первая сторона) и по­требителем (вторая сторона).

Сертификация - это процедура, посредством которой третья сторона письменно удостоверяет, что должным образом идентифицированная про­дукция, процесс, услуга соответствуют заданным требованиям. На основа­нии ныне действующего федерального закона от 27.12.2002 г. №184-ФЗ «О техническом регулировании» сертификация - форма осуществляемого орга­ном по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Орган по сертификации - юридическое лицо или индивидуальный пред­приниматель, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации.

Сертификат соответствия - документ, удостоверяющий соответствие объ­екта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договора.

Систему сертификации (в общем виде) составляют: центральный орган, который управляет системой, проводит надзор за ее деятельностью и может передавать право на проведение сертификации другим органам; правила и порядок проведения сертификации; нормативные документы, на соответст­вие которым осуществляется сертификация; процедуры (схемы) сертифика­ции; порядок инспекционного контроля. Системы сертификации могут дей­ствовать на национальном, региональном и международном уровнях.

Декларированными законом целями сертификации являются: • удостоверения соответствия продукции, процессов производства, экс­плуатации, хранения перевозки, реализации и утилизации, работ или иных объектов техническим регламентам, стандартам, условиям дого­воров;


• содействия приобретателям в компетентном выборе продукции, работ,
услуг;

• повышение конкурентоспособности продукции, работ, услуг на рос­
сийском и международном рынках;

• создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров
по территории РФ, а также для осуществления международного эко­
номического, научно-технического сотрудничества и международной
торговли.

Сертификация может быть обязательной или добровольной, что напря­мую связано с наличием или отсутствием принятых технических регламен­тов

Технический регламент - документ, который принят международным до­говором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательст­вом РФ, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или поста­новлением Правительства РФ, и устанавливает обязательные для примене­ния и исполнения требования к объектам технического регулирования (про­дукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениями, процессам произ­водства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Технические регламенты принимаются в целях:

• защиты жизни или здоровья граждан;

• имущества физических или юридических лиц, государственного или
муниципального имущества;

• охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и расте­
ний;

• предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей
(имеется в виду потребителей продукции и услуг).

Принятие технических регламентов в иных целях не допускается. Требо­вания технических регламентов не могут служить препятствием осуществ­ления деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения указанных целей.

В отличие от обязательного для исполнения технического регламента, стандарт как основание для сертификации - это нормативный документ, раз­работанный на основе консенсуса, утвержденный признанным органом, на­правленный на достижение оптимальной степени упорядочения в опреде­ленной области. Стандарт - это документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуа­тации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандартизация осуществляется в соответствии с прин­ципами:

• добровольного применения стандартов;

• максимального учета при разработке стандартов законных интересов
заинтересованных лиц;


• применения международного стандарта как основы разработки нацио­
нального стандарта, за исключением случаев, когда такое применение
признано невозможным вследствие климатических, географических и
других особенностей РФ или РФ по тем или иным основаниям высту­
пала против принятия данного международного стандарта;

• недопустимости создания препятствий производству и обращению
продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени,
чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартиза­
ции;

• недопустимости установления таких стандартов, которые противоре­
чат техническому регламенту;

• обеспечения условий для единообразного применения стандартов.
Целями стандартизации являются:

• повышение уровня безопасности жизни людей или здоровья граждан,
имущества физических или юридических лиц, государственного или
муниципального имущества, экологической безопасности жизни и
здоровья животных и растений и содействие соблюдения требований
технических регламентов;

• повышение уровня безопасности объектов с учетом риска возникно­
вения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

• обеспечение научно-технического прогресса;

• повышение конкурентоспособности продукции, работ, услуг;

• рациональное использование ресурсов;

• техническая и информационная совместимость;

• сопоставимость результатов исследований (испытаний) и измерений,
технических и экономико-статистических данных;

• взаимозаменяемость продукции.

Условия договора, выполнение которых также подтверждаются при сер­тификации, чаще всего представляются в виде технических характеристик продукции в конструкторской, технологической или эксплуатационной до­кументации, или выражаются иным образом.

Сертификация как метод подтверждения соответствия базируется на сле­дующих принципах:

• доступности информации о порядке осуществления подтверждения
соответствия заинтересованным лицам;

• недопустимости применения обязательного подтверждения соответ­
ствия к объектам, в отношении которых не установлены требования
технических регламентов;

• установления перечня форм и схем обязательного подтверждения со­
ответствия в отношении определенных видов продукции в соответст­
вующем техническом регламенте;

• уменьшения сроков осуществления обязательного подтверждения со­
ответствия и затрат заявителя;


• недопустимости принуждения к осуществлению добровольного под­
тверждения соответствия, в том числе в определенной системе добро­
вольной сертификации;

• защиты имущественных интересов заявителей, соблюдение коммерче­
ской тайны в отношении сведений, полученных при осуществлении
добровольной сертификации;

• недопустимости подмены обязательного подтверждения соответствия
добровольной сертификацией.

Подтверждение соответствия разрабатывается и применяется равным об­разом и в равной мере независимо от страны и мест происхождения продук­ции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, пере­возки, реализации и утилизации продукции, а также оказания услуг, видов или особенностей сделок и лиц, которые являются изготовителями, испол­нителями услуг, продавцами, приобретателями (потребителями).

2.2. Формы и участники сертификации

Подтверждение соответствия на территории РФ может носить доброволь­ный или обязательный характер. Добровольно подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации. Обязательное под­тверждение соответствия осуществляется в форме принятия декларации о соответствии или в форме обязательной сертификации.

До вступления в силу закона «О техническом регулировании» (середина 2003 г.) в нашей стране, в основном, развивались системы обязательной сер­тификации, возглавляемые национальным органом по сертификации - Гос­стандартом России. Национальный орган по сертификации осуществляет следующие основные функции:

• формирует и реализует государственную политику в области серти­
фикации, устанавливает общие правила и рекомендации по проведе­
нию сертификации на территории РФ;

• проводит государственную регистрацию систем сертификации и зна­
ков соответствия и ведет их государственный реестр;

• опубликовывает официальную информацию о правилах сертифика­
ции, о действующих системах сертификации и знаках соответствия;

• готовит предложения о присоединении к международным системам
сертификации, в установленном порядке заключает соглашения с ме­
ждународными организациями о взаимном признании результатов
сертификации, представляет РФ в международных и региональных
организациях по вопросам сертификации.

Центральные органы систем сертификации были созданы по отраслевому признаку (как правило, при министерствах), которые организуют работы по формированию системы сертификации однородной продукции и осуществ-


ляют руководство ею, координируя деятельность органов сертификации и испытательных лабораторий, входящих в систему.

Органы по сертификации продукции (услуг), как правило, располагаются в крупных городах, где производится данная продукция, и выполняют сле­дующие функции:

• сертифицируют продукцию (услуги) по правилам сертификации, вы­
дают сертификаты и лицензии на применение знака обращения на
рынке (при обязательной сертификации) или знака соответствия (при
добровольной сертификации) и ведет их учет;

• осуществляют инспекционный контроль за сертифицированной про­
дукцией (услугой), если это предусмотрено схемой сертификации;

• приостанавливают либо отменяют действие выданных им сертифика­
тов;

• формируют и актуализируют фонд нормативных документов, необхо­
димых для сертификации;

• предоставляют заявителю по его требованию необходимую информа­
цию в пределах своей компетенции.

Аккредитованная испытательная лаборатория осуществляет испытания конкретной продукции или конкретные испытания и выдает протоколы ис­пытаний для целей сертификации. Лаборатория может входить в систему сертификации (являться подразделением органа по сертификации) или быть независимой (принадлежать какому то заводу, исследовательскому институ­ту и т.п.), но не принадлежать производителю сертифицируемой продукции. Аккредитация испытательных лабораторий, выполняющих работы по под­тверждению соответствия, осуществляется в порядке, установленном Пра­вительством РФ.

Функции заявителя различаются от того, в какой форме сертификации он участвует: добровольной или обязательной.

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициати­ве заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертифи­кации. Объектами добровольного подтверждения соответствия являются продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отно­шении которых стандартами, системами добровольной сертификации и до­говорами устанавливаются требования.

Функции органа добровольной сертификации:

• осуществляет подтверждение соответствия;

• выдает сертификаты соответствия на объекты, прошедшие доброволь­
ную сертификацию;

• предоставляет заявителю право на применение знака соответствия, ес­
ли применение знака предусмотрено соответствующей системой доб­
ровольной сертификации;


• приостанавливает или прекращает действие выданных им сертифика­
тов соответствия.

Лицо или лица, создавшие систему добровольной сертификации, устанав­ливают перечень объектов, подлежащих сертификации, и их характеристик, на соответствие которым осуществляется добровольная сертификация, пра­вила выполнения предусмотренных данной системой сертификации работ и порядок их оплаты, определяют участников данной системы сертификации.

Система добровольной сертификации может быть зарегистрирована фе­деральным органом исполнительной власти по техническому регулирова­нию. Для регистрации системы добровольной сертификации в федеральной орган исполнительной власти по техническому регулированию представля­ют:

• свидетельство о государственной регистрации юридического лица или
индивидуального предпринимателя;

• правила функционирования системы добровольной сертификации;

• изображения знака соответствия, применяемое в данной системе, если
применение знака предусмотрено, и порядок применения знака;

• документ об оплате регистрации системы добровольной сертифика­
ции.

Регистрация системы осуществляется в течение пяти дней с момента пре­доставления документов для регистрации системы. Порядок регистрации и размер платы за регистрацию устанавливается Правительством РФ. Плата зачисляется в федеральный бюджет.

Отказ в регистрации системы добровольной сертификации допускается только в случае непредставления указанных документов, или совпадения наименования системы или изображения знака соответствия с наименовани­ем и знаком ранее зарегистрированной системы. Отказ в регистрации систе­мы добровольной сертификации может быть обжалован в судебном порядке.

Зарегистрированные системы сертификации заносятся в единый реестр федеральным органом по техническому регулированию.

Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории РФ и, как правило, ну­ждающаяся в подтверждении ее безопасности и экологичности. Ранее про­дукция, подлежащая обязательной сертификации, включалась в официаль­ный перечень, по ныне действующему закону обязательная сертификация проводится только в случаях, установленных соответствующим техниче­ским регламентом.

Форма и схемы обязательного подтверждения соответствия могут уста­навливаться только техническим регламентом с учетом степени риска не­достижения целей технических регламентов. Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу независимо от схем обязательного подтверждения соответствия и действуют на всей тер­ритории РФ. Работы по обязательному подтверждению соответствия подле-


жат оплате заявителем, методика определения стоимости работ устанавли­вается Правительством РФ.

Декларирование соответствия осуществляется по одной из следующих схем:

а) принятие декларации о соответствии на основании собственных дока­
зательств;

б) принятие декларации о соответствии на основании собственных дока­
зательств и доказательств, полученных с участием органа по сертификации
и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра).

Заявителем может быть юридическое или физическое лицо, являющееся изготовителем продукции или продавцом, или поставщиком. Круг заявите­лей устанавливается соответствующим конкретной продукции техническим регламентом.

При декларировании по схеме а) заявитель самостоятельно формирует доказательные материалы, в качестве которых могут быть результаты соб­ственных исследований (испытаний) и измерений и другие документы, по­служившие мотивированным основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента. Состав доказательствен­ных материалов определяется соответствующим техническим регламентом.

При декларировании по схеме б) заявитель в дополнение к схеме а) по своему выбору включает в доказательные материалы протоколы исследова­ний (испытаний) и измерений, проведенных в аккредитованной испытатель­ной лаборатории. В качестве доказательств может использоваться сертифи­кат системы качества. Такой сертификат выдается соответствующим орга­ном, который по особой методике проводит анализ деятельности предпри­ятия и дает заключение о том, что созданы все необходимые условия для производства качественной продукции (услуги).

Декларация о соответствии оформляется на русском языке и должна со­держать:

• наименование и местонахождение заявителя;

• наименование и местонахождение изготовителя;

• информацию об объекте подтверждения соответствия, позволяющую
идентифицировать этот объект;

• наименование технического регламента, на соответствие требованиям
которого подтверждается продукция;

• указания на схему декларирования соответствия;

• заявление

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...