Ранний период формирования Северо-Атлантического альянса
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Введение
Моя работа посвящена истории и современности Северо-Атлантического альянса. Тему работы я выбрал не случайно, меня привлекла актуальность темы контрольной работы на сегодняшний день. Произошедшие глубокие перемены в политической обстановке в Европе и в мире в целом, привели страны НАТО к выводу о необходимости трансформировать Североатлантический союз с переносом акцентов его деятельности с военного компонента на политический, обновив его цели, функции, стратегическую концепцию и политическое лицо. Избранная мною проблема занимает ключевое место в курсе «Новейшей истории стран Европы и Америки». Ее значение заключается в том, что НАТО остается основным средством сохранения участия Соединенных Штатов Америки в делах европейской безопасности. Сегодня НАТО - международная организация, в которую уже входят 28 государств, ее воздействие ощущается не только в Евроатлантическом регионе, но в других районах мира. В числе членов этой организации - все наиболее политически влиятельные, экономически мощные и сильные в военном отношении западные государства, среди которых три ядерных державы (США, Великобритания, Франция) - постоянные члены Совета Безопасности ООН. НАТО - это альянс, призванный защищать не только власть той или иной страны, но и ценности, на службу которым поставлена эта власть. НАТО защищает не государственный суверенитет или чьи-то геополитические интересы, а определённый тип человеческой культуры и цивилизации. Сегодня территория Североатлантического альянса является самой безопасной и стабильной на нашей планете. Кроме того, Североатлантический альянс сотрудничает с другими международными организациями, благодаря чему он наиболее эффективно добивается своих целей.
Альянс НАТО развивает всё более прочные партнёрские отношения практически с каждой страной Европы, с помощью которых все государства могут внести свой вклад в безопасность. За счёт внешней и внутренней адаптации НАТО будет готова обеспечить безопасность во всём Евроатлантическом регионе. Решая эту задачу, альянс создаст необходимую основу для того, чтобы повсеместно утвердились мир, демократия и экономическое процветание. Такова роль НАТО в XXI веке - и НАТО уже не только может, но и готова её выполнять. Степень научной разработки проблемы. Успехи историографии за последние годы привели к формулированию широкого понимания предмета истории как исторической науки. Такое понимание предмета историографии, предусматривает исследование истории и исторического процесса в целом. Данная тема имеет широкую и разнообразную историографию, история и современность НАТО породила обширную базу, которая включает в себя работы именитых авторов. Одной из таких работ является книга Питера Кальвокоресси - «Мировая политика после 1945 года» Автор книги - Питер Кальвокоресси - по-своему легендарная фигура. Уроженец британской Индии, выпускник Оксфорда, сотрудник британской разведки в годы Второй мировой войны, участник следственной комиссии Нюрнбергского трибунала, ученик великого Арнольда Тойнби, сотрудник Королевского института международных дел, глава отдела Африки Международного института стратегических исследований, генеральный директор знаменитого английского издательства «Penguin», почетный доктор Открытого университета Великобритании, председатель Совета Лондонской библиотеки. Автор двух десятков книг, он пользовался непререкаемым авторитетом среди историков международных отношений. Книга представляет собой фундаментально построенное по проблемно-хронологическому принципу исследование истории мировой политики как единого целого - на ее национальном, региональном и глобальном уровнях. Оно выполнено одним из самых авторитетных в мире историков-международников. Работу, охватывающую вторую половину XX века, отличает высокая фактологическая насыщенность и научная добросовестность, непредвзятость автора в освещении международных конфликтов и антагонизмов периода холодной войны. В университетах многих стран используется как базовый курс введения в мировую политику. В книгу 1 вошли три части работы: мировые державы и мировой порядок; Европа, Ближний Восток.
Как территория, так и хронология в моей работе занимают, обширные рамки. Целью исследования является изучение истории и современности НАТО. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: - охарактеризовать ранний период формирования Северо-Атлантического альянса; рассмотреть НАТО на современном этапе.
Ранний период формирования Северо-Атлантического альянса
После второй мировой войны Восточная Европа была отделена от Западной Европы в связи с идеологическими и политическими расхождениями, порожденными "холодной войной". Восточная Европа оказалась под господством Советского Союза. В 1949 г. двенадцать стран, находящихся на обеих сторонах Атлантики, образовали Организацию Североатлантического договора с целью противодействия возможным попыткам СССР распространить свой контроль над Восточной Европой на другие части континента. В период с 1947 по 1952 гг. планом Маршалла были обеспечены средства для экономической стабилизации стран Западной Европы. Роль НАТО в качестве военно-политического союза заключалась в обеспечении коллективной обороны от любой формы агрессии и поддержании безопасности для развития демократии и экономического роста. Говоря словами тогдашнего президента США Гарри С. Трумэна, план Маршалла и НАТО были "двумя половинками одного ореха". Государства-основатели НАТО (Бельгия, Великобритания, дания, Исландия, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США и Франция) обязались обеспечивать оборону друг друга в случае военной агрессии против любого из них. Связывая Северную Америку обязательствами по обороне Западной Европы, Североатлантический союз демонстрировал, что любая попытка политического или военного нажима на Западную Европу обречена на провал. Одновременно с этим он содействовал постепенному усилению интеграции и взаимозависимости направлений политики различных стран в области обороны.
К началу пятидесятых годов ход международных событий, приведший к началу войны в Корее, наглядно подтвердил опасения Запада в отношении экспансионистских амбиций СССР. В соответствии с этим государства-члены НАТО активизировали свои усилия в области создания военных структур, необходимых для реализации их обязательств по совместной обороне. Присутствие североамериканских сил на европейской территории по просьбе правительств европейских стран помогло заставить СССР отказаться от мыслей о том, что агрессия может быть успешной. Более того, со временем число государств-членов НАТО увеличилось. В 1952 г. в Североатлантический союз вступили Греция и Турция, через три года к нему присоединилась Федеративная Республика Германия, а в 1982 г. - Испания. Благодаря Североатлантическому союзу Западная Европа и Северная Америка не только совместно защитили свою независимость, но также достигли беспрецедентного уровня стабильности. Более того, о безопасности, предоставляемой НАТО, говорили как о "кислороде процветания", обеспечившем основу европейского экономического сотрудничества и интеграции. В начале девяностых годов НАТО также помогла положить конец "холодной войне", а с ней и расколу Европы. История создания НАТО
Ряд событий в 1947-49 гг. обострили международную обстановку. К ним относятся угрозы суверенитету Норвегии, Греции, Турции, переворот в 1948 г. в Чехословакии и блокада Западного Берлина. Подписав в марте 1948 г. Брюссельский договор, пять западноевропейских стран - Бельгия, Великобритания, Люксембург, Нидерланды и Франция - создали общую систему обороны.
Затем последовали переговоры с США и Канадой о создании единого Североатлантического союза. Эти переговоры завершились подписанием в апреле 1949 г. Вашингтонского Договора, вводящего в действие систему общей обороны двенадцати стран: Бельгии, Великобритании, Дании, Исландии, Италии, Канады, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии, Португалии, США и Франции. В начале пятидесятых годов ход международных событий подтолкнул государства-члены НАТО к созданию на основании Североатлантического Договора Организация Североатлантического Договора - НАТО. Создание НАТО было оформлено рядом дополнительных соглашений, вступивших в силу в 1952 году. В 1952 г. к Североатлантическому договору присоединились Греция и Турция. Федеративная Республика Германия вступила в союз в 1955 г., а в 1982 г. членом НАТО стала также Испания. В 1999 г. в НАТО вступили Чешская Республика, Венгрия и Польша. 2004 г. - Болгария, Латвия, Литва, Эстония, Румыния, Словения, Словакия. В 1967 г. в результате внутреннего кризиса по поводу создания Ядерного Директората НАТО Франция вышла из военной организации Альянса, оставаясь при этом полноправным членом НАТО. Таким образом, на сегодня Альянс насчитывает 26 членов. Главная цель НАТО - гарантировать свободу и безопасность всех своих членов в Европе и Северной Америке в соответствии с принципами Устава ООН. Для достижения этой цели НАТО использует свое политическое влияние и военный потенциал в соответствии с характером вызовов безопасности, с которыми сталкиваются его государства-члены. Действующая Стратегическая концепция, опубликованная в 1999 г., определяет первостепенные задачи НАТО следующим образом: выступать основой стабильности в Евроатлантическом регионе; служить форумом для проведения консультаций по проблемам безопасности; осуществлять сдерживание и защиту от любой угрозы агрессии против любого из государств- членов НАТО; способствовать эффективному предотвращению конфликтов и активно участвовать в кризисном регулировании; содействовать развитию всестороннего партнерства, сотрудничества и диалога с другими странами Евроатлантического региона. Сущность альянса
НАТО - это межправительственная организация, не имеющая наднациональных функций. Она может делать только то, против чего не возражает ни один ее член. Как межправительственная структура, она имеет в своем распоряжении очень небольшое число военного и гражданского персонала - примерно 12 тис человек. Это меньше общего количества дипломатических работников в национальных миссиях при НАТО. По уровню административной нагрузки, то есть, соотношению количества людей, работающих на НАТО как организацию, и количества людей, определяющей деятельность НАТО в национальных правительствах и дипломатических миссиях, НАТО - очень эффективная организация. Для сравнения: в центральных органах ЕС только число переводчиков составляет порядка 10 тис человек.
Основные решения НАТО готовятся и принимаются в комитетах, которые состоят из членов национальных делегаций. Это и есть ядро Альянса как международного клуба. Работа межнациональных комитетов поддерживается гражданским персоналом (международными чиновниками), которые подчинены Генеральному Секретарю, и интегрированной командной структурой, которая управляется Военным Комитетом НАТО. Довольно точным является определение НАТО как международного клуба с военными инструментами. При этом доля военных сил, которые в случае войны должны передаваться под общее командование, значительно уступает количеству сил, остающихся под национальным контролем. В мирное же время число военных сил, подчиненных центральному командованию ничтожно мало - всего несколько тысяч военных. То же самое можно сказать об общих бюджетах - они мизерны по сравнению с суммарным объемом военных расходов стран-членов. Североатлантический совет (САС) обладает реальной политической властью и правами принятия решений. В него входят постоянные представители всех государств-членов, которые проводят свои заседания не реже одного раза в неделю. Сессии Совета НАТО проводятся также и на более высоких уровнях - министров иностранных дел, министров обороны или глав правительств, но при этом его полномочия и права принятия решений остаются прежними, а решения имеют один и тот, же статус и юридическую силу независимо от уровня представительства. Каждое правительство представлено в Североатлантическом совете постоянным представителем в ранге посла. Все постоянные представители опираются в своей работе на политический и военный персонал или сотрудников представительства при НАТО, численность которых может быть разной у разных стран. Заседание Совета НАТО в составе постоянных представителей часто называется “постоянной сессией Североатлантического совета”. Два раза в год, а иногда и чаще, проводятся заседания Североатлантического совета на уровне министров, когда каждая страна НАТО представлена министром иностранных дел. Встречи на высшем уровне с участием глав государств и правительств (саммиты) проводятся при необходимости решения особо важных вопросов или в поворотные моменты развития НАТО Постоянные представители действуют согласно инструкциям из столиц своих стран, сообщая и разъясняя своим коллегам по Совету НАТО взгляды и политические решения своих правительств. Кроме того, они докладывают руководству своих стран о точках зрения и позициях других правительств, сообщают о новых событиях, процессе формирования консенсуса по тем или иным важным вопросам или расхождениях в позициях отдельных стран в каких-то областях. Решения о каких-либо действиях принимаются на основе единства мнений и общего согласия. В НАТО нет процедур голосования или принятия решений большинством голосов. Каждая страна, представленная на заседаниях Совета НАТО или в любом из подчиненных ему комитетов, полностью сохраняет независимость и всецело несет ответственность за свои решения. Работа Совета готовится подчиненными комитетами, отвечающими за конкретные направления политики. Министры обороны стран НАТО, которые участвуют в работе Комитета военного планирования, проводят регулярные заседания в рамках Группы ядерного планирования (ГЯП), где они обсуждают конкретные вопросы политики, связанной с ядерными силами. Эти совещания охватывают широкий круг вопросов политики в сфере ядерного оружия, в том числе вопросы обеспечения безопасности, охраны и живучести ядерного оружия, систем связи и информации, развертывания ядерных сил, а также более широких вопросов, вызывающих общую озабоченность, таких как контроль над ядерным оружием и распространение ядерного оружия. Работа Группы ядерного планирования поддерживается штабной группой ГЯП. Работа указанных комитетов поддерживается множеством вспомогательных структур. Постоянные представители и национальные делегации. Каждая страна НАТО представлена в Североатлантическом совете послом или постоянным представителем, который опирается в своей работе на национальную делегацию, состоящую из советников и должностных лиц, представляющих свою страну в различных комитетах НАТО. Эти делегации во многом напоминают небольшие посольства. То обстоятельство, что они находятся в одном и том же здании штаб-квартиры, позволяет им легко и быстро контактировать на официальном и неофициальном уровне друг с другом, а также с сотрудниками международных секретариатов НАТО и представителями государств-партнеров. Генеральный секретарь НАТО является видным международным государственным деятелем, которому правительства государств-членов НАТО доверили быть председателем Североатлантического совета, Комитета военного планирования и Группы ядерного планирования, а также номинальным председателем других главных комитетов НАТО. Он занимает пост генерального секретаря и главного исполнительного должностного лица НАТО. Кроме того, генеральный секретарь является председателем Совета евроатлантического партнерства и Группы средиземноморского сотрудничества, сопредседателем (совместно с представителем России и представителем страны НАТО, исполняющим обязанности почетного председателя) Совместного постоянного совета НАТО-Россия. Он также является сопредседателем, совместно с представителем Украины, Комиссии НАТО-Украина. Работа Североатлантического совета и подчиненных ему комитетов осуществляется с помощью Международного секретариата. В его состав входят сотрудники из различных государств-членов, принимаемые на работу непосредственно НАТО или командируемые правительствами соответствующих стран. Сотрудники Международного секретариата подчиняются генеральному секретарю, НАТО и сохраняют верность организации в течение всего срока своего пребывания в должности. Военный комитет отвечает за планирование коллективных военных операций и проводит регулярные заседания на уровне начальников генеральных штабов (НГШ). Исландия, у которой нет вооруженных сил, представлена на таких заседаниях гражданским должностным лицом. Франция имеет специального представителя. Комитет является высшим военным органом НАТО, работающим под общим политическим руководством Североатлантического совета, КВП и ГЯП. Военный комитет на уровне начальников генеральных штабов (НГШ) обычно собирается на заседания три раза в год. Два из таких заседаний Военного комитета проходят в Брюсселе, а одно проводится на основе ротации в других странах НАТО. Международный военный штаб (МВШ) возглавляется генералом или адмиралом, который отбирается Военным комитетом из числа кандидатов, выдвигаемых государствами-членами НАТО на пост начальника Международного военного штаба (МВШ). Под его руководством МВШ отвечает за планирование и оценку политики по военным вопросам, и внесение соответствующих рекомендаций на рассмотрение Военного комитета. Он также следит за надлежащей практической реализацией политики и решений Военного комитета. В состав новой командной структуры входят два военных командования стратегического уровня. Первое - Объединенное оперативное командование - Allied Command Operation (ACO), которому подчинены все оперативные командования - располагается в штабе Верховного главнокомандующего ОВС НАТО в Европе возле г.Монс и отвечает за оперативную деятельность. Объединенное оперативное командование занимается разработкой требований относительно проведения краткосрочных операций. На оперативном уровне действуют два постоянных Объединенных командования сил (JFCs) в Италии и Нидерландах, которые формируют сухопутные штабы Многонациональных объединенных оперативно-тактических сил (МООТС). Существует также менее численный, однако высокоэффективный постоянно действующий объединенный штаб в Португалии (JHQ), на базе которого могут создаваться военно-морские штабы МООТС. На тактическому равные из тринадцати сохраняются шесть штабов, призванных осуществлять управление большими смешанными соединениями.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|