Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Завершение формирования казахской народности

Монгольское завоевание оказало в целом большое влияние на ход этнических процессов на территории Казахстана. Оно явилось важ­нейшим политическим фактором, качественно изменившим ход раз­вития этносов в регионе, открыло пути к сложению новых этносоци-альных общностей. Прежний эволюционный путь сложения упомя­нутых выше крупных раннефеодальных народностей на территории Казахстана был прерван. Изменились в этническом плане многие стороны жизнедеятельности местного населения, в частности, пре­терпели изменения этнический состав населения, формы его этносо-циальной организации, социально-экономические условия его жиз­ни и т. д.

Выше были упомянуты новые этнические группы, тюркские и монгольские племена, появившиеся на территории Казахстана в эпоху монгольских завоеваний. Численность монголов была относи­тельно невелика по сравнению с покоренными народами, но они составляли правящий слой и ядро военных сил в каждом из образо­ванных ими улусов — государств. В Золотой Орде монголы составляли лишь четверть войска, от 40 тыс. в первые годы до 100 тыс. к рубежу XIV в. Войско Бату-хана названо в источниках кыпчакским, так как на 3/4 оно состояло из кыпчаков и других тюркских племен. На территории степной зоны Казахстана, где получил улус Орда-Ичен, было примерно столько же монгольского войска: «Из войск Джучи-хана,— сообщил Рашид ад-Дин,— половиной ведал он, а другой поло-

136

виной — Бату»24. До 200 тыс. кочевников из монголов и тюркских племен с Алтая и Южной Сибири (кунгратов, барласов, бааринов. джалаиров и др.) переселилось в Семиречье и Притяньшанье до середины ХШ в.2'

Но постепенно монголы растворились среди подавляющего числа тюркского населения, приняли их язык и обычаи. На огромной территории Золотой Орды кроме кылчаков, составлявших подавля­ющую часть населения, проживали канглы, найманы, ксрситы, уйсу-ны,кенсгесы,аргыныимногиедругие. Арабский географ и путешест­венник Ал-Омари весьма образно отразил в XIV веке процесс асси­миляции в Золотой Орде: «В древности это государство было страной кыпчаков, но, когда им завладели татары, то кыпчаки сделались их подданными. Потом они смешались и породнились с ними и земля одержала верх над природными и расовыми качествами их, и все они стали точно кыпчаки, как будто они одного |с ними] рода, от того, что монголы поселились на земле кыпчаков, вступили в брак с ними и остались жить на земле их (кыпчаков)»211. Это наблюдение относится и к восточной части Золотой Орды — территории Казахстана.

Вовлеченные в завоевательные походы, кочевники из восточной части Дешт-и Кыпчака не всегда возвращались на прежние места обитания, они оставались в новых завоеванных краях (Поволжье, Булгария, Южная Русь). Часть кыпчаков под давлением монголов переместилась в другие районы, в пределы Северного Казахстана, Западной Сибири. Туда же ушли найманы, ксреиты. Это вело к уменьшению численности населения в их коренных.землях, ослабле­нию хозяйственного потенциала. Особенно сильно монгольское за­воевание нарушило сложившуюся этнополитичсскую структуру в Семиречье. Бывшее городское и сельское население частью рассея­лось, ушло в другие места, частью изменило тип хозяйства. Захват монголами лучших пастбищ, особенно в Восточном Казахстане и Семиречье, неизбежно вел к вытеснению с них коренного населения, а раздел монгольской знатью захваченной ими территории на улусы разобщал этнически родственные группы. Выше были отмечены аналогичные изменения в Южном Казахстане.

С образованием Монгольской империи и формированием улусов ускорился процесс интеграции племен и народов, как ранее обитав­ших на этой территории, так и мигрировавших с востока. Новые общественные структуры, феодальныедержания, улусы также сушест-венно изменили этническую карту региона. Распределив местное население по «тысячам» и «туменам», раздробив кочевые племена между уделами и улусами, монголы смешали население, переместили крупные его массивы на новые места обитания. Замена близкород­ственных связей территориальными содействовала ускорению про­цесса консолидации кочевого населения в народность. В западной части Золотой Орды этот процесс протекал быстрее, чем в восточной, на территории Казахстана, в связи с более благоприятными экономи­ческими условиями — в части соотношения оседлых и кочевых зон, сохранения старых и строительства новых городов — и более интен­сивным социальным развитием золотоордынского общества27.

С установлением монгольского господства на территории Казах­стана сложились особо трудные условия для этнополитического развития местного населения, из-за исключительно неблагоприят­ных социально-экономических его последствий. Сокращение ареала городской и земледельческой культуры в монгольскую эпоху в силу сложившихся экономичсскихусловии, неспособствовавшихсе выжи­ванию, усиление удельного веса кочевого скотоводческого сектора хозяйства, замедление социального развития, одним из основных проявлений которого было закрепление пережиточныхформ общест­венной организации,— все это сильно повлияло на ход этнических процессов. Разрушение экономики привело к разрыву хозяйственных связей, что тормозило этническое сплочение.

Но постепенно восстанавливалась хозяйственная жизнь. Стали возрождаться города на юге Казахстана, очаги земледелия в былых зонах оседлой культуры, расширялся товарообмен, восстанавлива­лись хозяйственные контакты населения различных областей, что обеспечивало взаимообщение племен, племенных объединений, дру­гих этнополитических групп. Эти процессы связаны с историей обра­зования и укрепления государств Ак-Орды, ханства Абулхайр-хана, Ногайской Орды и Могулистана. В рамках этих государств появились более благоприятные, чем то было в монгольских улусах, условия для политического, хозяйственного и социального развития населения Восточного Дешт- и Кыпчака и Семиречья, взаимообщения и взаи­модействия его во всех формах общественной жизни. Политически объединив этнические территории племен, небольшие улусы и владе­ния, возникавшие в результате усобиц и войн в Золотой Орде и Чагатаидском государстве, упомянутые государства явили собой бо­лее прочную, этнически обособленную государственную организа­цию, обеспечившую входившим в него племенам и племенным объ­единениям территориальное и политическое единство, возможность развития экономики, культуры, мирных контактов населения раз­личных районов Казахстана.

Известно, что важным условием слияния племен в народность является само развитие хозяйства, хозяйственных связей. Именно при кочевом и полукочевом скотоводстве с особой необходимостью устанавливались хозяйственные связи со смежными территориями оседло-земледельческой и городской культуры в силу самой природы разноотраслевой экономики этих территорий. Создавался единый экономический регион с устойчивыми связями населения как в хозяйственном плане, так и в этнокультурном, этнополитическом, устанавливались бытовые контакты не только между представителя­ми близкородственных этносов, но и других этнических групп.

В XIV— первой половине XV вв., в период Ак-Орды, государства кочевых узбеков, стабилизируется этнический состав племен на тер­ритории Казахстана, сглаживаются различия множества местных и Переместившихся тюркских, монгольских племен, устанавливается общность этнических черт разных племенных объединений. Эти государства были по существу полиэтничными по составу населения. Этнический состав населения Ак-Орды, Ханства Абулхайра (Госу­дарства кочевых узбеков^, Ногайской Орды был в основном идентич­ным. Их населяли тюркоязычные племена, известные в письменных источниках того времени под собирательным этнополитическим термином (этнополитонимом) «узбек»: кыпчаки, уйсуны, конграты,

киреиты, мангыты, аргыны, карлуки, канглы, найманы. Кроме них источники называют племена и роды буркутов, кыятов, утарчи, джа-тов, чимбасв, кенегссов, дурманов, карлаутов, таймасов,. шадбаклы, маджаров, уйратов и др." Многие из этих племен известны в составе казахских Среднего и Младшего жузов. Другая часть на рубеже XV—XVI вв. ушла в Среднюю Азию и унесла туда имя «узбек». В Ногайской Орде племена кыпчаков, канглы, найманов, уйшун и кунгратов вошли в состав ногайской народности, наряду с мангытами, алшинами, ктай, тама, ас и другими-1'. Все это были тюркские и тюркизированные племена и роды, общие для целого ряда тюркских народов Средней Азии и Казахстана, разбросанные и перемешанные на огромной территории региона бурными событиями XIII—XIV столетий. Эти народы формировались в эпоху развитого средневе­ковья практически одновременно. Формирование это происходило не изолировано, а в тесных контактах этнических групп, в политичес­ких связях государственных объединений, хозяйственном и культур­ном взаимообщении населения. В рамках упомянутых государств процессы этнополитического развития были в определенной степе­ни общими для узбеков, ногайцев, каракалпаков, сибирских татар, казахов.

Семиречье, входившее в состав Могулистана, населяли племена, известные в средневековых источниках под собирательным этнопо­литическим термином «могулы»: дуглаты (дулаты), киреиты (киреи), канглы (бекчики), карлуки, курлауты, барласы, чорасы, джалаиры, уйсуни, кушчи, кончи, калучи, булгачи и другие, числом более 30 наименований. Основная часть этих родов и племен вошла в состав другой ветви казахов — Старшего жуза. Другая часть могулов ушла в Восточный Туркестан, где стала составной частью уйгуров, а третья часть — в Прйтяньшанье, войдя в состав киргизов30.

Возникнув на территории древних историк о-этнографических об­ластей — в районе расселения племен Кыпчакского и Усуньского союзов, и Ак-Орда, и Могулистан в XIV—XV вв. сохраняли преем­ственность основного этнического ядра местных племен древнего Казахстана. Этнической основой этих государств и казахских Средне­го и Старшего жузов были соответственно одни и те же местные тюркские племена — ядра, занимавшие определенную этническую территорию, вокруг которых в течение многовекового хода этничес­кого становления народности сгруппировались местные и пришлые, родственные и неродственные, целые и осколочные, тюркские и тюркизированные (ассимилированные) племена, роды и их подраз­деления. Это подчеркивает неслучайность возникновения Ак-Орды и Могулистана имен но на отмеченн ых выше территори ях Казахстана, подчеркивает, что этнической основой этих государств было местное население.

Пребывание названных племен в государствах Ак-Орда, Ногай­ский Улус (Орда), Ханство Абулхайра, Могулистан, их общие истори­ческие судьбы, как, например, общая борьба против власти золотоор-дынских ханов, необходимость сплочения для отпора завоевательной политики правителей соседних феодальных государств (в частности, Тимуридов Мавераннахра, ойратов), способствовали этнической кон­солидации населения. Сплачивающим фактором является также общность культуры в самом широком смысле, включая духовную и материальную культуру. Входя в разные государственные образова­ния, население Казахстана в XIV- XV вв. пользовалось одним язы­ком; в то же время исследователями отмечается преемственность языка у большинства племенных групп и племен в до- и послемон-гольских государствах на этой территории. Характерные особеннос­ти языка закрепились на протяжении этого времени и вполне соот­носятся исследователями с языком памятников кыпчакскои литера­туры XIV—XV вв. Историческая память народа концентрировалась в фольклоре — эпосе, песнях, легендах. Продолжали развиваться осо­бенности хозяйственного и общественного быта, материальной и духовной культуры складывавшейся народности. Антропологи­ческий материал, относящийся к этому времени, говорит о единстве в основном антропологического типа населения, идентичного каза­хам последующего времени"

Длительное вхождение населения в систему отдельных государств в XIV—XV вв., как и прежде в монгольские улусы, усилило воздейст­вие отмеченных выше факторов, в силу которых на территории Казахстана возникло несколько узлов этнической консолидации в форме трех жузов. Племена каждого из казахских жузов были связа­ны общими маршрутами кочевания, имели общую этническую терри­торию, совпадавшую с основной частью территорий упомянутых государств. Старший жуз занимал территорию от Сырдарьи до Семи­речья включительно; в его состав входили уйсуны, канглы, дулаты (дуглаты), албаны, суаны, сргели, ысты, ошакты, шапрашты, жалаиры и др. Средний жуз занимал районы Центрального и часть Северо-Восточного Казахстана; в его составе — кыпчаки, аргыны, найманы, конграты, киреиты, карлукские роды и др. Младший жуз занимал низовья Сырдарьи, берега Аральского моря, северную часть Прикас­пийской низменности. В его составе племенное объединение алшын и такие племена, как адай, алаш, байбакты, жаппас, тазлар, кара-сакал, каракесек и др.''2 Время н механизм образования жузов оста­ются неисследованными. Отведения источников относятся к поздне­му времени, однако появление составных частей жузов, т. е. наиболее крупных из упомянутых племен, на территории Казахстана было зафиксировано выше при изложении многих исторических событий в древности и средневековье.

Основное содержание этнической истории Казахстана того вре­мени заключается в завершении формирования народности, вычле­нении состава племен казахских жузов, продвижении племен и родов, дополнивших древние автохтонные этнические ядра, на их поздней-шиетерритории, зафиксированные источниками XVII—Х1Хвв. Мож­но сказать, что к рубежу XV—XVI вв. жузы пришли уже сложившими­ся, но их формирование и перераспределение, поляризация племен происходили в предшествующие столетия вместе с длительным про­цессом сложения народности, через этнополитические общности кыпчаков, узбеков, ногайцев, могулов и одновременно с вхождением отдельных родов и племен в другие формировавшиеся тюркские народности. Окончательное завершение процесса этнической консо­лидации казахской народности замедлялось разобщенностью от­дельных, исторически складывавшихся ее частей, входивших в состав

нескольких государственных образований. Следует отметить, что в XIV—XV вв. продолжались многочисленные миграции. Так, во время войн Тимура переместились могульские группы из Семиречья в Среднюю Азию' При Абулхайр-ханс откочевали к нему из Могули-стана племена калучи ибулгачи, на каком-то этапе переместились из Семиречья киреи в Средний жуз, мангыты-ногайцы переместились с запада на Сырдарью; на исходе XV в. ушли в Среднюю Азию с Мухаммедом Шайбани-ханом многие роды и племена из восточного Дешт-и Кыпчака. Все это дестабилизировало политическое положе­ние и затрудняло этническую консолидацию.населения обширной территории Казахстана.

Государственное объединение во второй половине XV—XVI вв. основных этнических групп казахской народности и ее этнической территории ускорило процесс завершения формирования народнос­ти. В отличие от ханства Абулхайра и Ак-Орды, а также Могулистана, Казахское ханство имело более широкую и прочную этническую основу — уже сложившуюся казахскую народность. Впервые после монгольского завоевания были объединены в одно государство почти все тюркские роды и племена восточного Дешт-и Кыпчака, Турке­стана и Семиречья.

Следует особо остановиться на проблеме этнической общности населения юга Казахстана и остальной территории расселения казах­ского этноса. Письменные и археологические материалы подтвер­ждают связь населения этого района с обитателями восточного Дешт-и Кыпчака и Семиречья не только традициями хозяйственно-политического и культурного развития, но и этногенетическим род­ством, общими этнополитическими судьбами. На территории Южно­го Казахстана и Юго-Западного Семиречья издавна был стык двух главных этнических узлов формирования казахской народности, двух крупных этнополитичсских общностей древнего Казахстана — Кип­чакского союза племен в Центральном, Северном и Южном Казах-' стане и Усуньского союза племен в Юго-Восточном Казахстане, ставших основой Среднего и Старшего жузов казахов. Их этнические территории простирались к северу и северо-востоку от бассейна средней Сырдарьи и Каратау. От низовий Сырдарьи на северо-запад и на север простирались земли казахского Младшего жуза. Факти­чески все три жуза выходили на территорию средневекового Туркес­тана, т. е. на значительную часть современной Шымкентской облас­ти33. В Туркестане (области присырдарьинских городов и ареала Каратау) в XIV—XV вв. жили кыпчаки, канглы, конграты, аргыны, дуглаты, мангыты, джалаиры, представители других казахских и уз­бекских родов и племен. Одни из них (кыпчаки, канглы) жили на этой территории с древних времен; другие (конграты, джалаиры) пересе­лились при монгольском завоевании, хотя и включили в себя массу местных родов и осколков племен, передав им свое имя; третьи (дуглаты, аргыны, мангыты и др.) попали сюда в период войн и миграций при Тимуре и Бараке, Абулхайрс и Джаныбске, могульском хане Юнусе и Мухаммаде Шайбани. Источники фиксируют и совмест­ное проживание казахов, узбеков, каракалпаков на территории Тур­кестана в это время. В вакфной грамоте конца XVI в. в составе жителей Сыгнака и его округи названы казахи, тюрки (узбеки), арабы (потомки древних завоевателей), каракалпаки34. Длительное пребы­вание на территории Туркестана различных родов и племен, входив­ших в состав казахов и узбеков, мангытов и могулов, приводили к этнической пестроте местного населения, появлению особого этни­ческого компонента в составе казахской народности, характерного только для Южного Казахстана. Вместе с укреплением Казахского ханства и ускорением процесса консолидации народности в ее состав вошли казахские роды и племена, находившиеся в подчинении пра­вителей Могулистана, Сибирского ханства, Ногайской Орды. Распад Ногайской Орды, территориальная и этническая близость ногайцев к казахам послужили предпосылками присоединения восточной груп-пы ногайских улусов к Казахскому ханству и вхождения этой части ногайцев в казахский этнос в составе Младшего жуза.

Сложившаяся народность со второй половины XV в. известна среди соседей и в письменных источниках, отражавших современные события, под именем «казахи» (казак). Происхождение этнонима казах долгое время являлось предметом дискуссий исследователей, отражено в многочисленных легендах народа, сложенных им относи­тельно своего происхождения". В источниках этот термин употреб­лялся сначала асоциальном смысле и означал «человека, отделивше­гося от своего госудаства, племени, рода и вынужденного вести жизнь искателя приключений» (В. В. Бартольд). По «Та' рих- и Рашиди» и другим источникам термин «казахи» применялся для обозначения политической группировки во главе с Джаныбеком и Гиреем, отко­чевавшей в Семиречье, сначала в форме «узбек-казахи» (узбек-ка­зак), затем «казахи» (казак). В XV в. термины «узбеки» и «казахи» не имели четкого этнического значения. Так, Ибн Рузбихан в начале XVI в. писал: «Три племени относят к узбекам, кои суть славнейшие во владениях Чингиз-хана. Ныне одно [из них] — шибаниты и его ханское величество после ряда предков был и есть их повелитель. Второе племя — казахи, которые славны во всем мире силою и неустрашимостью; и третье племя — мангыты, а [из] них цари астра­ханские»16. С укреплением ханства Джаныбека и Гирея казахами стало называться все подвластное им население. Постепенно термин «казахи» приобрел этнический смысл и стал употребляться как этно­ним для обозначения уже сложившейся тюркской народности Вос­точного Дешт- и Кыпчака, Семиречья и Южного Казахстана. Одна из последних и наиболее полных сводок сведений из письменных восточных источников о термине казах и его социальной и этнической интерпретации представлена в книге С. Г. Кляштор-ного и Т. И. Султанова37.

Реальным историческим следствием жизнедеятельности Казах­ского ханства, длительного развития казахской государственности в его политических рамках явилась единая казахская народность. Со­знание своего этнического единства народ отразил в эпических про­изведениях; в упорной борьбе с Шайбанидами и Аштарханидами Мавераннахра, сибирскими и русскими властями в Прииртышье и на Алтае, джунгарскими тайшами в Семиречье и на землях Восточного Казахстана отстаивал казахский народ свои коренные этнические территории, еще в XVI в. названные в письменных источниках терми­ном «Казахстан»38.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...