Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Положение о Биржевом комитете и Биржевой устав

 

Вплоть до 1830-х годов Петербургская биржа оставалась единственной в стране. Ее экономическое значение определялось двумя обстоятельствами. Прежде всего, тем, что Петербург являлся главным внешнеторговым портом России. С внутренними экономическими районами его соединяла отлаженная, хотя и сложная, система водных путей. Правда, прохождение грузов по ним занимало много времени, а иногда не укладывалось в навигацию. На доставку же товаров в Европу (и обратно) морским путем требовалось всего одна-две недели. В конце 1820-х годов с появлением пароходов морское сообщение с Европой стало регулярным и менее зависимым от погодных условий. И в первом, и во втором случаях исключалось, естественно, зимнее время. Однако Петербург был не только транзитным, но и крупнейшим потребляющим пунктом. Императорский двор, правительственные учреждения с массой чиновников, сосредоточение гвардейских и других войск, наконец, развитие собственной промышленности, нуждавшейся в сырье и сбыте продукции, — все это порождало необходимость подвоза в город огромных масс товаров.

Интенсивные коммерческие связи с Европой требовали принятия современного биржевого законодательства. В 1831 году принимается Положение о Биржевом комитете и закон о маклерах, а в 1832-м— Биржевой устав. С возникновением в стране новых бирж законы эти легли в основу правовых актов, определявших их деятельность.

В уставе 1832 года биржа определялась как «общее собрание принадлежащих к торговому сословию лиц, которые собираются в одном месте для удобства взаимных сношений и сделок по всем оборотам торговли и промышленности». Для сравнения укажем, что французское Торговое уложение 1808 года определяло биржу как «собрание купцов, фондовых и торговых маклеров, происходящее под надзором правительства». А Берлинская биржа в устав? 1866 года обозначалась как «собрание купцов, торговых маклеров... и других лиц для облегчения заключения торговых сделок с разрешения правительства». В России органом правительственного надзора был Департамент внешней торговли Министерства финансов. Это указывает на то, что Петербургская биржа рассматривалась преимущественно как внешнеторговая.

Считаясь с реальной ситуацией в России, и прежде всего с низким культурным уровнем купечества, устав 1832 года содержал следующее регламентирующее положение: «Отличительное свойство всякого образованного общества есть благопристойность, скромность и тишина, а потому посещающие биржу не должны упускать из вида взаимного уважения, коим друг другу и особенно целому обществу они обязаны».

Для облегчения встреч продавцов с покупателями и чтобы не слишком отрывать биржевиков от текущих коммерческих дел, устанавливались сравнительно тесные временные рамки работы биржи — один-два часа в день, преимущественно к вечеру.

Участники биржевых собраний подразделялись на членов биржи, осуществлявших сделки самостоятельно и уплачивавших годовой взнос и на посетителей, которые заключали сделки только через маклеров оплачивая разовые посещения биржи. Согласно уставу, «совершение теговых сделок разрешалось только некоторым разрядам лиц, принадлежащим к русскому и иностранному купечеству и, кроме того, торгующим крестьянам и подрядчикам». Получение прав на коммерческую деятельность каждым из названных «разрядов лиц» приобреталось уплатой ими соответствующих, внебиржевых пошлин.

 

Задачи биржи

 

Главная задача биржи заключалась в выяснении истинной рыночной оптимальной цены товара (в данное время и данном месте). Возможность же выяснить такую цену зависела от числа торговых сделок и проданного товара. Поскольку биржа манипулировала большими объемами товаров, копеечная разница в ценах на них, (например, на пуд хлеба) в итоге оборачивалась весьма значительными суммами. Отсюда особенное внимание к ценам, их точная фиксация, анализ движения, опубликование в специальных бюллетенях.

Задачей биржи являлось также осуществление торговли в соответствии с законодательными нормами государства, в результате чего торговые сделки оказывались под защитой закона, и нарушение их могло преследоваться. Качество основных биржевых товаров должно было отвечать определенным стандартам. Это создавало возможность торговли по образцам, а затем и торговли на срок (при отсутствии товара на момент сделки, но с обязательством постарей его к установленное сроку).

Наконец, задача биржи — обеспечение необходимых технических удобств для торговых сделок. Последние в большинстве осуществлялись через опытных посредников-маклеров (в англоязычных странах их называют брокерами, количество которых первоначально ограничили в 100 человек. Маклеры определялись как «утвержденные правительством по выбору и удостоению купечества посредники в торговых делах». В законе говорилось: «Биржевые маклеры по долгу присяги и совести и для приобретения большого к себе доверия должны при всей. услужливости оказывать во ее;.. случаях честность и совершенное нелицеприятие и притом сохранять в тайне все делаемые ими от торгующих поручения, отнюдь не оглашая оных без воли обеих сторон. Зная все отношения коммерческие по своей части, биржевой маклер обязан доверителю своему служить, предостерегая его в случае обмана или вреда». Маклеры «приводилась к присяге и получали знак биржевого маклера», за который с них взыскивалось 100 рублей ассигнациями. «За совершение сделки маклером предоставлялось получать вознаграждение (куртаж) с покупателя и продавца» («по товарам — пополам с покупателя и продавца по полупроцента с каждого»).

Биржа считалась автономной, самоуправляющейся и, как ни стран но это прозвучит, некоммерческой организацией. Последнее означало, что получение прибыли не было прямой целью биржи. Когда же такая прибыль все же образовывалась, она использовалась на благотворительные цели. Биржа возглавлялась Биржевым комитетом, члены которого (биржевые старшины) избирались на трехлетний срок. Такими старшинами могли быть лишь купцы первой гильдии. Председателем Комитета до 1846 года был городской голова, а позднее — один из биржевых старшин.

Председателем Петербургской биржи в течение трех трехлетий (1824—1833), когда разрабатывались основы биржевого законодательства, был Н. И. Кусов. Он «принадлежал к одному из именитейших петербургских купеческих родов» Его отец был в числе первых негоциантов на Петербургской бирже, получивших в 1800 году почетное звание коммерции советника. До конца жизни (1856) Н. И. Кусов «принимал широкое участие в благотворительных учреждениях и различных комиссиях и советах. По сведениям 1846 года, он состоял в 11 ведомствах и занимал 36 должностей». За свою службу в 1848 году он получил «генеральский» чин действительного статского советника (IV класс). В 1866 году род Кусовых в связи со 100-летием деятельности фирмы был возведен в баронское достоинство.

Служба по выборам (как ее называли), хоть и была почетной, отнимала много сил и времени, и купечество избегало участия в ней. Поэтому по закону, «дабы почетное звание биржевого старшины охотно принимали на себя известнейшие купцы, служба их в сей должности» приравнивалась к службе по городским выборам. Это означало, что члены Биржевого комитета получали чин VI класса за уряд, то есть на время исполнения обязанностей старшины. В 1843 году в тех же целях членам Биржевого комитета и гоф-маклеру «было дано право... носить мундир Министерства финансов VI класса, председатель же Биржевого комитета по званию городского головы сохранял право на ношение мундира VI же класса Министерства внутренних дел, а в 1846 г., вследствие разделения названных должностей, председатель Биржевого комитета получил право носить мундир Министерства финансов, наравне с биржевыми старшинами». Те, кто прослужил по выборам три трехлетия, сохраняли мундир пожизненно.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...