Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ii . Система информационно-правового обеспечения государственной тайны в Российской Федерации.

 

Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации» определено, что государственные информационные ресурсы Российской Федерации являются открытыми и общедоступными. Исключение составляет документированная информация, отнесенная законом к категории ограниченного доступа.

Понятие государственной тайны определено в Законе «О государственной тайне» как «защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации» (ст. 2). Таким образом, исходя из баланса интересов государства, общества и граждан, область применения Закона ограничена определенными видами деятельности: военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной. Закон определил, что основным критерием является принадлежность засекречиваемых сведений государству. Закон также закрепил создание ряда органов в области защиты государственной тайны, в частности, межведомственной комиссии по защите государственной тайны, ввел институт должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, с одновременным возложением на них персональной ответственности за деятельность по защите государственной тайны в сфере их ведения.

Рассматриваемый закон также определил порядок лицензирования работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и порядок сертификации средств защиты информации, а также ввел государственную аттестацию руководителей предприятий, учреждений и организаций, ответственных за защиту сведений, составляющих государственную тайну. Особое внимание уделяется совершенствованию кадрового обеспечения системы защиты государственной тайны, разработке программ подготовки (переподготовки) и повышения квалификации кадров для органов защиты государственной тайны, разработку учебных пособий по вопросам защиты государственной тайны.

Координирующим органом в организации защиты государственной тайны, по Указу Президента РФ № 1108 от 8 ноября 1995 г., является Межведомственная комиссия по защите государственной тайны. Определены структура, задачи и функции, а также организация работ по защите информации применительно к сведениям, составляющим государственную тайну

Палаты Федерального Собрания Российской Федерации:

- осуществляют законодательное регулирование отношений в области государственной тайны;

- рассматривают статьи федерального бюджета в части средств, направляемых на реализацию государственных программ в области защиты государственной тайны;

- определяют полномочия должностных лиц в аппаратах палат Федерального Собрания по обеспечению защиты государственной тайны в палатах Федерального Собрания.

Президент Российской Федерации:

- утверждает государственные программы в области защиты государственной тайны;

- по представлению Правительства Российской Федерации утверждает состав, структуру межведомственной комиссии по защите государственной тайны и положение о ней;

- по представлению Правительства Российской Федерации утверждает Перечень должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, а также Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне;

- заключает международные договоры Российской Федерации о совместном использовании и защите сведений, составляющих государственную тайну;

- определяет полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в Администрации Президента Российской Федерации;

- в пределах своих полномочий решает иные вопросы, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и их защитой.

Правительство Российской Федерации:

- организует исполнение Закона Российской Федерации «О государственной тайне»;

- представляет на утверждение Президенту Российской Федерации состав, структуру межведомственной комиссии по защите государственной тайны и положение о ней;

- представляет на утверждение Президенту Российской Федерации Перечень должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне;

- устанавливает порядок разработки Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне;

- организует разработку и выполнение государственных программ в области защиты государственной тайны;

- определяет полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в аппарате Правительства Российской Федерации;

- устанавливает размеры и порядок предоставления льгот гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам;

- определяет структуру подразделений по защите государственной тайны;

- устанавливает порядок определения размеров ущерба, наступившего в результате несанкционированного распространения сведений, составляющих государственную тайну, а также ущерба, наносимого собственнику информации в результате ее засекречивания;

- заключает межправительственные соглашения, принимает меры по выполнению международных договоров Российской Федерации о совместном использовании и защите сведений, составляющих государственную тайну, принимает решения о возможности передачи их носителей другим государствам;

- в пределах своих полномочий решает иные вопросы, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и их защитой.

Органы судебной власти:

- рассматривают уголовные и гражданские дела о нарушениях законодательства Российской Федерации о государственной тайне;

- обеспечивают судебную защиту граждан, органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций в связи с их деятельностью по защите государственной тайны;

- обеспечивают в ходе рассмотрения указанных дел защиту государственной тайны;

- определяют полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в органах судебной власти.

Общая организация и координация работ в стране по защите информации, обрабатываемой техническими средствами, осуществляется коллегиальным органом - Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) России при Президенте Российской Федерации, котораяосуществляет контроль за обеспечением в органах государственного управления и на предприятиях, ведущих работы по оборонной и другой секретной тематики.

 Росстандарт выступает в качестве национального органа по стандартизации и сертификации продукции.

Было бы несправедливым игнорировать факторы, влияющие на нормальное функционирование информационно-правового обеспечения государственной тайны. Анализ изученной литературы позволяет сделать вывод что к таким факторам относятся:

- разглашение информации, составляющей государственную тайну;

- утечка информации по различным, главным образом техническим каналам;

- несанкционированный доступ к информации, составляющей государственную тайну различными способами.

Разглашение информации.

Разглашение информации ее обладателем - это умышленные или неосторожные действия должностных лиц и граждан, которым в установленном порядке были доверены соответствующие сведения по работе, приведшие к оглашению охраняемых сведений, а также передача таких сведений по открытым техническим каналам. Разглашение выражается в сообщении, передаче, предоставлении, пересылке, опубликовании, при обсуждении, утере и оглашении любыми иными способами конфиденциальной информации лицам и организациям, не имеющим права доступа к охраняемым секретам. Разглашение информации может происходить по многим каналам, в том числе через почтовые отправления, радио, телевидение, печать и т.п. Разглашение возможно в ходе деловых встреч, бесед, при обсуждении совместных работ, в договорах, письмах и документах и др.


Утечка информации.

Утечку информации в общем виде можно рассматривать как бесконтрольный и неправомерный выход конфиденциальной информации за пределы организации или круга лиц, которым эта информация была доверена.

Перечень источников утечки информации довольно разнообразен, однако их можно разделить на три основные группы:

1) персонал, имеющий доступ к конфиденциальной информации;

2) документы, содержащие эту информацию;

3)технические средства и системы обработки информации,

Несанкционированный доступ.

 Известно, что такая деятельность подразумевает получение, накопление, хранение, обработку и использование разнообразных информационных потоков. Коль скоро информация представляет определенную цену, то факт получения информации злоумышленником приносит ему определенный доход. Следовательно, главная цель противоправных действий - получение информации о составе, состоянии и деятельности объекта охраняемой информации для удовлетворения своих информационных потребностей в корыстных целях и внесение изменений в состав информации. Это может привести к дезинформации в определенных сферах деятельности, в учетных данных, отрицательно сказаться на результатах решения управленческих задач. Более опасной угрозой является уничтожение такой информации.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основе анализа изученного материала можно сделать вывод, что основной задачей нормального функционирования информационно-правового обеспечения государственной тайны является сохранение сведений, составляющих государственную тайну при соблюдении информационных прав и интересов личности и общества.

Интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность. Интересы общества в информационной сфере заключаются в обеспечении интересов личности в этой сфере, упрочении демократии, создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России. Интересы государства в информационной сфере заключаются в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

На основе перечисленных интересов в информационной сфере формируются стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства по обеспечению информационной безопасности, определяются виды угроз информационной безопасности и их источники.


ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" от 20 февраля 1995 г. //Российская газета. 1995. 22 февраля.

2. Федеральный закон "О государственной охране" от 27 мая 1996 г. (с изменениями от 18 июля 1997 г., 7 ноября 2000г., 7 мая 2002 г., 30 июня 2003 г. //СЗ РФ. 1996. № 22. Ст. 2594.

3. Закон Российской Федерации "О государственной тайне" от 21 Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. "О Концепции национальной безопасности Российской Федерации" //Российская газета. 2000. 18 января.

4. Защита от несанкционированного доступа к информации. Агапов А. Б. Основы государственного управления в сфере информатизации в Российской Федерации. М.: Юристъ, 1997. 344 с.

5. Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право: Учебник / Под ред. Б.Н. Топорнина. Спб.: Юрид. центр «Пресс», 2001.

6. Гаврилов О. А. Информатизация правовой системы России. Теоретические и практические проблемы. М.: Юрид. книга, 1998.

7. Емельянов Г. В., Стрельцов А. А. Информационная безопасность России. Ч.1. Основные понятия и определения: Учебн. пособие / Под общ. ред. проф. А. А. Прохожева. М.: РАГС при Президенте РФ, 1999.

8. Лопатин В. Н. Концепция развития законодательства в сфере обеспечения информационной безопасности Российской Федерации (проект). М., 1998.

9. Правовая информатика и кибернетика: Учебник /Под ред. Н. С. Полевого. М.: Юрид. лит., 1993.

10. Асфандиаров Б. М. Вопросы правовой охраны информационных ресурсов. //НТИ. Сер. 1. 1999. №5.

 


[1] Ялышев С.А. Криминалистическая регистрация: проблемы, тенденции, перспективы: Учебное пособие. М., 1999. С. 114.

[2] Бауэр Ф.Л., Гооз Г. Информатика. Вводный курс: В 2-х ч. Ч.1. Пер. с нем. М.: Мир, 1990. С. 18.

[3] Урсул А.Д. Проблема информации в современной науке: Философские очерки. – М.: Наука, 1975. 29.

[4] Бндарь К.М., Рыбак А.В., Шаковец А.В. Информатика и математика в юриспруденции: Учебное пособие. Хабаровск: Дальневосточный институт законодательства и правоведения. 1998. С. 9

[5] Венгеров А.Б. Право и информация в условиях автоматизации управления (Теоретические вопросы). М.: Юрид. лит., 1978. С. 27-29.

[6] Словарь русского языка /Под ред. Н.Ю. Шведовой.- 13-е изд., испр.-М.: Рус. Яз., 1981. С. 374.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...