Вопрос 3. Характер информационной услуги в социальной работе
Ответ: В современной России проблема совершенствования системы социального обеспечения становится одной из актуальных задач, поскольку без ее эффективного функционирования не может быть стабильности и прогресса в обществе. Одним из важнейших направлений повышения эффективности деятельности является применение информационных технологий, обладающих гибкостью, мобильностью и адаптивностью к внешним воздействиям. Социальная сфера не является исключением, внедрение информационных технологий в ее развитии и функционировании играет большую роль. Без использования информационных технологий невозможно принятие обоснованных, взвешенных решений, касающихся оценки состояния отрасли, возможных направлений реформирования и модернизации социальной сферы. В такой ситуации многое зависит от мобильности социальной защиты, от активности и подготовленности специалистов данной сферы, от точности, достоверности и полноты имеющихся данных. Данная ситуация разрешима только в том случае, если сотрудники сферы социальной защиты будут иметь в наличии такой инструмент, который позволит разрешить эти проблемы. И здесь может быть только один путь – компьютеризация, а в более широком плане информатизация, без которой сегодня немыслимо какое-либо поступательное движение. В условиях развития социальной сферы невозможно решить проблему создания единого поля социальной работы, а также эффективного управления ею, если не создано общее информационное пространство, основанное на новых прогрессивных информационных технологиях, автоматизированном информационном взаимодействии территориальных, социальных, экономических и производственных структур.
Ориентируясь на проблемы сегодняшнего дня, специалисты делают вывод об информационном взрыве в области нормативного права, практике взаимоотношений властных органов и органов управления социальной сферой. Также наблюдается огромный интерес физических и юридических лиц, государственных и общественных организаций к информации, касающейся социальной ситуации в регионах. Информатизация социальной сферы предполагает решение проблем разработки и внедрения типовых информационно-вычислительных систем по следующим направлениям: социальная защита населения; система социальных льгот и выплат; пенсионное обеспечение; трудоустройство и занятость населения; охрана здоровья; образование и т.д. Основной целью создания единого информационного пространства является предоставление потенциальным пользователям (органам управления и подразделениям социальной сферы, органам власти) информационных услуг, обеспечивающих им оперативное и надежное взаимодействие при решении задач. Например, обмен мнениями и данными с коллегами из других регионов, поиск требуемой информации в данном информационном пространстве, сотрудничество с другими службами (пенсионным фондом, налоговой инспекцией и т.д.). Огромную роль в правильности и адекватности принимаемых мер по социальной защите населения играет своевременная и достоверная информация. В настоящее время возник целый ряд объективных факторов, настоятельно требующих изменения технологии обработки информации по социальной защите населения, удовлетворяющей новым требованиям: – постоянное увеличение объемов обрабатываемой информации и необходимость сокращения сроков ее обработки вследствие частого изменения законодательства по пенсионному обеспечению и социальной защите малоимущих слоев населения, отражающего нестабильность экономической и политической обстановки в стране;
– высокая интенсивность актуализации нормативно-правовой информации как в части содержания отдельных норм, так и некоторых разделов и даже нормативных актов: объем и сложность нормативно-правовой системы растут быстрее возможностей персонала органов социальной защиты населения овладеть правилами ее практического применения; – потребность в налаживании должного учета реальной нуждаемости всех социально незащищенных слоев населения (адресная защита); – потребность в мощной информационно-аналитической базе, позволяющей осуществлять контроль расходуемых средств, проводить анализ текущего состояния, разрабатывать программы-минимум и целевые программы; – постоянное изменение характера задач, стоящих перед органами социальной защиты населения, оперативное выполнение ими новых сложных функций; - постоянно возрастающие требования к сотрудникам социальной защиты по повышению производительности и качества труда и необходимость сокращения текучести кадров и повышения престижности профессии. Информационные технологии в социальной сфере обеспечивают: 1) сбор, накопление фактов и статистических данных о социальных отношениях и процессах, социальной структуре населения, потенциале социальной инфраструктуры, эффективности принимаемых мер социальной защиты, группах и слоях населения, требующих особого внимания; 2) хранение информации в такой форме, которая позволяла бы легко и быстро находить, своевременно обновлять и предъявлять информацию в случае необходимости; 3) сравнение показателей текущих социальных процессов с нормативными моделями социального воспроизводства населения и с учетом динамики их изменений; 4) взаимодействие федеральной, отраслевой и региональной структур анализа процессов функционирования социальной сферы; оперативное, своевременное и полное предоставление сведений и сообщений в соответствующей форме руководителям различных уровней.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|