Вопрос 3. Проблемы и перспективы использования информационных технологий.
Задание 2 Вопрос 1. Этапы развития информационных технологий Ответ. 1-й этап (до второй половины XIX в.) - "ручные" технологии: перо, чернильница, книга, элементарные ручные средства счета. Коммуникации осуществлялись путём доставки конной почтой писем, пакетов, депеш, в европейских странах применялся механический телеграф. Основная цель технологий - представление и передача информации в нужной форме. 2-й этап (конец XIX в. - 40-е гг. ХХ в.) - "механические" технологии: пишущая машинка, арифмометр, телеграф, телефон, диктофон, оснащённая более совершенными средствами доставки почта. Основная цель технологий - представление информации в нужной форме более удобными средствами, сокращение затрат на исправление потерь и искажений. 3-й этап (40-е - 60-е гг. XX в.) - "электрические" технологии: первые ламповые ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, телетайпы (телексы), ксероксы, портативные диктофоны. Организация доставки информации в заданное время. Акцент в ИТ начинает перемещаться с формы представления информации на формирование её содержания. 4-й этап (70-е гг. - середина 80-х гг.) - "электронные" технологии, основной инструментарий - большие ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления (АСУ) и информационно-поисковые системы, оснащённые широким спектром базовых и специализированных программных комплексов. Центр тяжести технологий смещается на формирование содержательной стороны информации для управленческой среды различных сфер общественной жизни, особенно на организацию аналитической работы. 5-й этап (с середины 80-х гг.) - "компьютерные" ("новые") технологии, персональный компьютер с широким спектром стандартных и заказных программных продуктов широкого назначения. Создание систем поддержки принятия решений на различных уровнях управления. Системы имеют встроенные элементы анализа и искусственного интеллекта, реализуются на персональном компьютере и используют сетевые технологии и телекоммуникации для работы в сети.
6-й этап (с середины 90-х гг.) - "Internet/Intranet" ("новейшие") технологии. Широко используются в различных областях науки, техники и бизнеса распределенные системы, глобальные, региональные и локальные компьютерные сети. Развивается электронная коммерция. Увеличение объемов информации привели к созданию технологии Data Mining.
Вопрос 2. Современные информационные технологии и их виды Ответ. В зависимости от преобладания тех или иных информационных процессов, их интенсивности и значимости выбираются соответствующие средства их реализации. В различных областях человеческой деятельности применяются различные сочетания информационных технологий. Очень часто информационные системы, построенные для обеспечения информационных технологий, включают в себя различные автоматические системы и служат для удовлетворения требований технологий производства. Например, в машиностроительном производстве применяются системы автоматического проектирования (CAD/CAM), которые имеют возможность работать с 3-Dдигитайзерами, способными с высокой точностью измерить размеры существующего объекта и передать их с высокой скоростью в компьютер, который на основании полученной информации может построить графическую трехмерную модель, выбрать технологию и рассчитать технологические операции для изготовления объекта на автоматических станках. Вприведенном примере используются специфические информационные технологии (технология измерений), специфические информационные системы (системы объемного сканирования) и автоматические системы (автоматическая система изготовления), сочетание которых в других областях человеческой деятельности используется крайне редко. По отдельности эти же системы могут иметь и другие применения, например, системы объемного сканирования (3D body scan, т.е. «трехмерное сканирование человеческого тела») применяются для создания компьютерной графики в киноиндустрии.
Вбизнесе первостепенное значение имеют функции управления, учета, анализа и прогнозирования. Поэтому в этой области информационные технологии применяются, в первую очередь, именно для обеспечения этих функций. Наиболее распространенными информационными технологиями в сфере бизнеса являются: – информационные технологии обработки данных; – информационные технологии управления; – информационные технологии автоматизации офисной деятельно- сти; – информационные технологии поддержки принятия решений; – информационные технологии экспертных систем; – системы управления проектами; – компьютерные сети.
Вопрос 3. Проблемы и перспективы использования информационных технологий. Ответ. Для информационных технологий является вполне естественным то, что они устаревают и заменяются новыми. Так, например, на смену технологии пакетной обработки программ на большой ЭВМ в вычислительном центре пришла технология работы на персональном компьютере на рабочем месте пользователя. Телеграф передал все свои функции телефону. Телефон постепенно вытесняется службой экспресс доставки. Телекс передал большинство своих функций факсу и электронной почте. При внедрении новой информационной технологии в организации необходимо оценить риск отставания от конкурентов в результате ее неизбежного устаревания со временем, так как информационные продукты, как никакие другие виды материальных товаров, имеют чрезвычайно высокую скорость сменяемости новыми видами или версиями. Периоды сменяемости колеблются от нескольких месяцев до одного года. Если в процессе внедрения новой информационной технологии этому фактору не уделять должного внимания, возможно, что к моменту завершения перевода фирмы на новую информационную технологию она уже устареет и придется принимать меры к ее модернизации. Такие неудачи с внедрением информационной технологии обычно связывают с несовершенством технических средств, тогда как основной причиной неудач является отсутствие или слабая проработанность методологии использования информационной технологии.
Централизованная обработка информации на ЭВМ вычислительных центров была первой исторически сложившейся технологией. Создавались крупные вычислительные центры коллективного пользования, оснащенные большими ЭВМ (в нашей стране — ЭВМ ЕС). Применение таких ЭВМ позволяло обрабатывать большие массивы входной информации и получить на этой основе различные виды информационной продукции, которая затем передавалась пользователям. Такой технологический процесс был обусловлен недостаточным оснащением вычислительной техникой предприятий и организаций в 60 - 70-е гг. Достоинства методологии централизованной технологии: возможность обращения пользователя к большим массивам информации в виде баз данных и к информационной продукции широкой номенклатуры; сравнительная легкость внедрения методологических решений по развитию и совершенствованию информационной технологии благодаря централизованному их принятию. Недостатки такой методологии: ограниченная ответственность низшего персонала, который не способствует оперативному получению информации пользователем, тем самым, препятствуя правильности выработки управленческих решений; ограничение возможностей пользователя в процессе получения и использования информации. Децентрализованная обработка информации связана с появлением в 8О-х гг. персональных компьютеров и развитием средств телекоммуникаций. Она весьма существенно потеснила предыдущую технологию, поскольку дает пользователю широкие возможности в работе с информацией и не ограничивает его инициатив. Достоинствами такой методологии являются: - гибкость структуры, обеспечивающая простор инициативам пользователя;
- усиление ответственности низшего звена сотрудников; - уменьшение потребности в пользовании центральным компьютером и соответственно контроле со стороны вычислительного центра; - более полная реализация творческого потенциала пользователя благодаря использованию средств компьютерной связи. Однако эта методология имеет и свои недостатки: - сложность стандартизации из-за большого числа уникальных разработок; - психологическое неприятие пользователями рекомендуемых вычислительным центром стандартов готовых программных продуктов; - неравномерность развития уровня информационной технологии на локальных местах, что в первую очередь определяется уровнем квалификации конкретного работника. Описанные достоинства и недостатки централизованной и децентрализованной информационной технологии привели к необходимости придерживаться линии разумного применения и того, и другого подхода. Такой подход назовем рациональной методологией и покажем, как в этом случае будут распределяться обязанности: - вычислительный центр должен отвечать за выработку общей стратегии использования информационной технологии, помогать пользователям, как в работе, так и в обучении устанавливать стандарт и определять политику применения программных и технических средств; - персонал, использующий информационную технологию, должен придерживаться указаний вычислительного центра, осуществлять разработку своих локальных систем и технологий в соответствии с общим планом организации. Рациональная методология использования информационной технологии позволит достичь большей гибкости, поддерживать общие стандарты, осуществить совместимость информационных локальных продуктов, снизить дублирование деятельности и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|