Вопрос 3. Роль и место современных информационных технологий в социальных науках
Задание 3
Вопрос 1. Устаревание информационной технологии Ответ. Для информационных технологий является вполне естественным то, что они устаревают, ими перестают пользоваться и они заменяются новыми технологиями. При внедрении новой информационной технологии в организации необходимо оценить риск отставания от конкурентов в результате ее неизбежного устаревания со временем. Этот фактор имеет существенное значение, т. к. информационные продукты, как никакие другие виды материальных товаров, имеют чрезвычайно высокую скорость сменяемости новыми видами или версиями. Периоды сменяемости колеблются от нескольких месяцев до одного года. Если в процессе внедрения этому факту не уделять должного внимания, возможно, что к моменту завершения перевода фирмы на новую информационную технологию, она уже устареет и придется принимать меры к ее модернизации.
Вопрос 2. Методология использования информационной технологии Ответ. 1. Централизованная обработка информации. Достоинства методологии централизованной технологии: - возможность обращения пользователя к большим массивам информации в виде баз данных и к информационной продукции широкой номенклатуры; - сравнительная легкость внедрения методологических решений по развитию и совершенствованию ИТ благодаря централизованному их принятию. Недостатки такой методологии: - ограниченная ответственность низшего персонала, который не способствует оперативному получению информации пользователем, тем самым препятствуя правильности выработки управленческих решений; - ограничение возможностей пользователя в процессе получения и использования информации.
2. Децентрализованная обработка информации. Достоинствами такой методологии являются: - гибкость структуры, обеспечивающая простор инициативам пользователя; - усиление ответственности низшего звена сотрудников; - уменьшение потребности в пользовании центральным компьютером и соответственно контроле со стороны вычислительного центра; - более полная реализация творческого потенциала пользователя благодаря использованию средств компьютерной связи. Недостатки децентрализованнойметодологии: - сложность стандартизации из-за большого числа уникальных разработок; - психологическое неприятие пользователями рекомендуемых вычислительным центром стандартов и готовых программных продуктов; - неравномерность развития уровня ИТ на локальных местах, что в первую очередь определяется уровнем квалификации конкретного работника. Описанные достоинства и недостатки централизованной и децентрализованной информационной технологии привели к необходимости придерживаться линии разумного применения и того, и другого подхода. Такой подход назовем рациональной методологией и покажем, как в этом случае будут распределяться обязанности: - вычислительный центр должен отвечать за выработку общей стратегии использования ИТ, помогать пользователям как в работе, так и в обучении, устанавливать стандарты и определять политику применения программных и технических средств; - персонал, использующий ИТ, должен придерживаться указаний вычислительного центра, осуществлять разработку своих локальных систем и технологий в соответствии с общим планом организации. Рациональная методология использования ИТ позволяет: - достичь большей гибкости; - поддерживать общие стандарты; - осуществить совместимость информационных локальных продуктов; - снизить дублирование деятельности и др. Вопрос 3. Роль и место современных информационных технологий в социальных науках
Ответ. Информационная технология - совокупность методов, производственных и программно-технологических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации. Ускоряющаяся информатизация является предсказуемым, наиболее видимым сейчас вектором воздействия новых технологий на социальную структуру общества. Такое воздействие можно разбить на две группы. Непосредственное воздействие новых информационных технологий на сознание человека – в первую очередь, за счет значительного расширения его когнитивных и коммуникативных возможностей. При этом мало предсказуемыми являются ответы на вопрос о влиянии (прямом или косвенном) распространения новых информационных технологий на динамику изменения системы ценностей. Воздействие информационных технологий на социальную организацию: использование новых средств коммуникации принципиально снижает издержки передачи информации, упрощается и стремительно ускоряется процесс создания географически распределенных социальных групп (сетей), характеризующихся преобладанием неиерархических "горизонтальных" коммуникаций, возможностью общения "всех со всеми". Потребность человека в информации и необходимость её поиска в информационных ресурсах общества предполагают коммуникацию между человеком и информационными службами и создают ряд социально-психологических коллизий. Согласно теории социальной коммуникации, коммуникация это взаимодействие двух субъектов, где один субъект – коммуникант, отправитель, передатчик; второй – адресат, приемник, реципиент. Взаимодействие этих субъектов опосредуется передаваемым объектом. Если применить это определение коммуникации к информационному обслуживанию, то становится ясно, что последнее – социальная коммуникация, поскольку в нем наличествует два субъекта (информационный работник и пользователь) и опосредующие их взаимодействие объекты – запрос, документ. Можно выделить в этом процессе еще каналы связи, барьеры коммуникации, информационную среду, в которой осуществляется взаимодействие.
Информационная и социально-коммуникационная стороны информационного обслуживания обусловлены связью социальной информации и социальной коммуникации: коммуникация предполагает передачу информации, исходя из этого, информация не может стать доступной без коммуникации. Одной из особенностей информационного обслуживания как коммуникации является то, что роли субъектов в ходе этой деятельности меняются: при предъявлении пользователем запроса информационному работнику пользователь является коммуникантом, отправителем, а информационный работник – адресатом, приемником; при выполнении запроса и передаче информационным работником документа или информации пользователю первый становится коммуникантом, отправителем, второй – адресатом, приемником. В ходе получения услуг между пользователем и информационной службой (информационным работником) осуществляется коммуникация. Коммуникация пользователей и информационной службы осуществляется в устной и письменной формах, непосредственно при посещении информационного учреждения и через каналы связи с использованием технических средств.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|