Рекомендуемый список учебников
Задание Проведите сравнительный анализ двух параграфов по одинаковой проблематике из двух учебников по педагогике. В процессе сравнения воспользуйтесь предложенным в рекомендациях для студентов алгоритмом-шпаргалкой: Рекомендации студентам:
Алгоритм-шпаргалка: Результатом анализа может стать связный текст, содержащий основные аргументированные выводы, подтвержденные цитатами (примерами, ссылками на текст) из рассматриваемых параграфов. При этом предполагается выделение как общих, так и различных аспектов, а также собственное объяснения этих сходств и различий. 1. Содержание параграфа. Как раскрывается содержательная структура параграфа? Каковы основные тематические разделы параграфов, раскрываемые в каждом из анализируемых учебников? Какие из разделов представлены шире, какие уже? Как это согласуется с основным замыслом учебника? 2. Парадигмальная направленность учебника. К какой парадигме в большей степени приближается данный учебник: гуманистической / традиционной? Почему? 3. Концептуальная обоснованность учебника Рассматриваются ли позиции разных ученых в анализируемом учебнике? Сколько точек зрения приводится авторами учебника: мало / много? Насколько отражена авторская позиция ученых – создателей учебника? 4. Язык и стиль изложения. Какова стилистическая направленность параграфа учебника? Учебник в большей степени тяготеет к научному, разговорному, публицистическому стилю? Почему? Как это проявляется в терминологии анализируемых параграфов? 5. Научная / практическая ориентированность учебника. Какую направленность имеют анализируемые учебники в большей степени: научную ли практическую? В чем это проявляется? (в характере цитируемых источников / в наличии примеров из практики образования / в характере рекомендуемой литературы / в характере сносок и ссылок учебника)
6. Сноски. Наличие / отсутствие сносок. Какой характер имеют эти сноски – ссылки на дополнительную литературу / проблемно-аналитические вопросы / пояснительная информация / что-то еще? 7. Вопросы и задания. Наличие / отсутствие таких вопросов и заданий. Насколько их много? Характер вопросов и заданий: репродуктивный, проблемный, творческий? Данные вопросы и задания отражают только содержание параграфа или ориентируют на привлечение дополнительной литературы? 8. Возможные предложения по совершенствованию учебника. Что, по Вашему мнению, можно было бы добавить, привнести в содержание данного параграфа.
Требования к оформлению задания:
- титульный лист с указанием ФИО студента, учебного курса («Теоретическая педагогика»), факультета, курса, направления, а также выходных данных проанализированных учебников; - текст выполненного задания (связный текст, в котором отражены все параметры анализа, а также выводы об обнаруженных сходствах и различиях и рекомендациях по совершенствованию проанализированных параграфов). - Рекомендуемый список учебников (поиск учебников может не ограничиваться этим перечнем): 1. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. – М., любой год издания. 2. Педагогика школы / Под ред. Г.И. Щукиной. – М., 1970. 3. Ильина Т.А. Педагогика. – М., 1984. 4. Бордовская Н.В., Реан А.Н. Педагогика. – СПб., 2001. 5. Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. – М., 1982. 6. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. – М., 1992. 7. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1998. 8. Подласый И.П. Педагогика: Учебное пособие для студентов. – М., 1996.
9. Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т., М., 1993, 1997. 10. Сластенин В.И., Исаев И.Ф. и др. Педагогика: Учебное пособие. – М., 1997. 11. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. – М., 1999. 12. Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 1990. 13. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. – М., 1997. 14. Коджаспирова Г.М. Педагогика. – М., 2004. 15. Педагогика / Под ред. Л.П. Крившенко. – М., 2006. 16. Анисимов В.В., О.Г. Грохольская, Н.Д. Никандров. Общие основы педагогики. – М., 2006.
Пример студенческой работы: Автор: Цибулевская В.Г., студентка 3 курса факультета коррекционной педагогики, 85-лого Сравнительный анализ двух параграфов из учебников под редакцией Ю.К.Бабанского «Педагогика» и В.И.Смирнова «Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях» Тема: «Педагогический процесс»
Для сравнительного анализа мною взяты учебник «Педагогика» под редакцией Ю.К.Бабанского и учебник В.И.Смирнова «Общая педагогика в тезисах и дефинициях». Первый учебник выпущен в 1983 году тиражом в 270000 экз.,608стр. содержит в себе 28 глав объединенных в 4 раздела. Каждая глава объединяет от 2 до 5 параграфов. Можно отметить высокое качество издания и хороший переплет. Второй учебник издан в 1999 году тиражом 5000экз.,416 стр. в мягком переплете. Материал учебника подразделяется на 9 тем. Первый учебник по времени издания относится к советским учебникам. Это объемное пособие достаточно полно излагающее теоретические основы педагогической науки. В каждом параграфе выделяются тематические разделы. Особенно важная информация выделена жирным текстом. Присутствуют схемы и таблицы, но в не большом количестве. Второй учебник построен нетрадиционным способом: учебный материал представлен в лаконичной тезисной форме. В пособии большое количество схем и таблиц иллюстрирующих причинно-следственные связи и зависимости педагогических факторов и явлений и отражающих их внутреннюю структуру. Для усиления активности восприятия учебного материала используются рисунки, художественное оформление текста и различные символы. На страницах учебника представлены различные позиции и суждения ясно отражающих диалектику педагогических явлений. В первом учебнике логично и последовательно разобраны 4 раздела: общие основы педагогики, дидактика, теория воспитания и школоведение. В разделе, посвященном педагогике рассматриваются: предмет педагогики, методы научно-педагогических исследований; развитие, воспитание и формирование личности: факторы, влияющие на развитие человека, возрастные этапы развития и педагогический процесс: его структура и закономерности, специфика процессов обучения и воспитания, входящих в педагогический процесс и характеристика его основных этапов.
Второй учебник целиком посвящен общей педагогике. Дав целый ряд определений педагогике, и ознакомив читателя с различными концепциями в определении ее предмета, а также основными функциями и задачами, методологией и методикой педагогического исследования, учебник последовательно рассматривает источники и факторы развития личности, внутренние факторы развития человека; функции деятельности и общения; знакомит с такой категорией, как педагогическое общение; анализирует основные факторы влияния среды на формирование личности и причины особой значимости влияния семьи на человека; значение коллектива, его типологию, признаки, динамику развития; определяет сущность воспитания и, в заключении, в последней теме рассматривает педагогический процесс. Всвязи с нетрадиционностью структурных единиц второго учебника прямое сравнение параграфов становится невозможным. Для сравнительного анализа выбраны глава «Педагогический процесс» в первом учебнике и тема с соответствующим названием во втором. В учебнике под редакцией Ю.К.Бабанского: «Педагогическим процессом называют целостный процесс осуществления воспитания в его широком смысле слова, путем обеспечения единства обучения и воспитания». Учебник В.И.Смирнова дает более развернутое определение педагогического процесса: «Педагогический процесс – это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников».
Оба учебника рассматривают в качестве базовой воспитательную систему общеобразовательной школы. При этом первый учебник выделяет взаимодействующих в системе «школа» субъектов, в качестве которых выступают руководство школы, преподаватели, воспитатели, и объектов, в роли которых выступают ученический коллектив, определенные группы школьников и отдельные ученики. Также озвучивается понятие «педагогического взаимодействия», как взаимной активности педагога и воспитанников, в ходе которого между воспитателями и воспитуемыми появляются различные связи: информационные, организационные, коммуникативные, управления, самоуправления, причинно-следственные, генетические. Далее подчеркивается неидентичность состава системы составу процесса в ней протекающего. Выделяются наиболее крупные компоненты педагогического процесса: процесс воспитания и процесс обучения, а также такие процессуальные компоненты как целевой, содержательный, организационно-деятельностный и аналитико-результативный компонент. Оговаривается различие внешнего компонента педагогического процесса как управляемых развивающихся взаимодействий субъектов и объектов; и внутреннего компонента, связанного с совершенствованием внутренних качеств школьника и перехода объективного социального в субъективное индивидуальное состояние человека. Называются движущие силы педагогического процесса. Ими являются противоречия между выдвигаемыми требованиями познавательного, трудового, практического, общественно-полезного характера и реальными возможностями воспитуемых по их реализации. Подчеркивается, что противоречия становятся источником движения только, если находятся в зоне ближайшего развития возможностей испытуемого. В учебнике озвучиваются основные закономерности, из которых вытекают основные принципы обучения и воспитания. Затем следует сравнение процессов обучения и воспитания с опорой на методологический принцип выделения доминирующих функций. Оба процесса реализуют в единстве три основных функции: образовательную, воспитательную, развивающую и являются исходной основой для развивающей функции обучения, но в содержании обучения превалирует формирование научных представлений, а в содержании воспитания – формирование убеждений, правил, идеалов. Процесс обучения формирует сознание личности, а процесс обучения – отношение, эмоции, влияет на поведение. Оба процесса ведут к развитию личности, но первый преимущественно влияет на интеллект, а второй на мотивационную и действенно-эмоциональную сферы. Отмечается специфика форм обучения и воспитания: в обучении используются уроки, семинары, практикумы, лабораторные работы, трудовые занятия; процесс протекает в строго оформленной учебной группе по учебному плану; в воспитании используются воспитательные мероприятия коллективного характера, общественная работа, индивидуальное воспитательное влияние, процесс протекает в ходе общественной деятельности под влиянием среды и средств массовой информации, ведущая роль принадлежит коллективу, актив которого умело координируется учителями и воспитателями. Анализ классификаций методов обучения и воспитания и выявление их тесной связи позволяет авторам учебника выдвинуть обобщенную классификацию методов педагогического процесса. Затем, озвучив таким образом общие функции, закономерности, содержание, формы и методы авторы учебника дают характеристику трех основных этапов: подготовки, осуществления и анализа результатов педагогического процесса.
Второй учебник, рассмотрев основные функции педагогического процесса, переходит к рассмотрению его закономерностей, принципов и структуры, выделяя кроме компонентов, упомянутых в первом учебнике ресурсный компонент. Затем обсуждаются цели воспитания и педагогического процесса, цитируются закон РФ «Об образовании» а также даются ссылки на «Декларацию прав ребенка» и «Конвенцию о правах ребенка». Далее, рассматриваются задачи воспитания и педагогического процесса; заявляется, а потом и доказывается социальная обусловленность целей, задач и, следовательно, самого педагогического процесса изменениями государственной политики, приводятся основные принципы и критерии отбора содержания образования. Затем происходит знакомство с нормативными документами, отражающими содержание образования: государственный образовательный стандарт; базисный учебный план, и его отличительные особенности; учебной программой; учебниками и учебными пособиями. Рассматриваются основные задачи воспитания: умственное, гражданственное, нравственное, эстетическое, трудовое, и физическое; и формы организации педагогического процесса. В делении педагогического процесса на этапы (в отличии от классификации первого учебника) выделяются четыре: подготовительный, вводно-мотивационный, операционно-познавательный и контрольно-оценочный этап. Называются формы организации внеучебной воспитательной работы и методы организации и осуществления педагогического процесса, методы воспитания, средства обучения и воспитания. Первый учебник ближе к технократической парадигме образования, сущность которой заключающейся в организации обучения и воспитания на основе репродуктивной деятельности, направленной на эффективное достижение четко фиксируемых эталонов. Причем процесс обучения строится как технологический процесс с четко определенными целями и ожидаемыми результатами. Второй учебник написан в гуманистической традиции, для которой человек является высшей ценностью. Гуманистическая парадигма ориентирует на изменение образа мышления человека, руководствуясь принципом «все для человека, все во имя человека. «ЧЕЛОВЕК РОДИЛСЯ!!!Люди и человечество еще пока не поняли какой непостижимой важности на земле произошло событие:ЧЕЛОВЕК РОДИЛСЯ!!!» (цитата из 4темы «Внутренние факторы развития человека». Концептуальная обоснованность каждого учебника различна. Авторы первого учебника, стремясь показать диалектику педагогических явлений, излагают несколько точек зрения на решение таких проблем, как классификация методов и принципов обучения, условия их оптимального выбора, характеристику закономерностей учебно-воспитательной работы. Авторская позиция подкрепленная мнениями видных педагогов, которые не противоречат друг другу, а скорее наоборот взаимодополняют(среди них Л. С. Выготский, Н.К Крупская, А.В.Луначарский, А,С. Макаренко, П.П.Блонский С.Т. Шатский) излагается ясно и звучит неоспоримо. Отмечается ярко выраженная идеологическая направленность. В то время как автор второго учебника, раскрывая различные мнения, дает несколько как противоречащих друг другу, так и взаимодополняющих определений, позволяя читателю ознакомившись с различными точками зрения сформулировать свои взгляды на проблему. Первый учебник в большей степени тяготеет к научному стилю, для него характерно четкое, емкое, безэмоциональное изложение материала; второй к научно-публицистическому, так как наряду с логичностью и смысловой точностью изложения присутствует рассуждение, заголовки рубрик такие как:«но обратите внимание», «К слову! Толковый этимологический словарь» или «в ваш краткий педагогический словарь». Перед определением может располагаться предложение подобного рода: «Начнем с определения – надо полагать вы не забудете его внести». Первый учебник имеет научную направленность, его ссылки и рекомендуемая в конце каждой главы литература для самостоятельной работы стимулирует к продолжению изучения теоретических основ. Во втором учебнике помимо теоретического материала вниманию читателей представлены выдержки из закона РФ «Об образовании», общие принципы «Декларации прав ребенка» «Конвенцию о правах ребенка», обширные задания для самостоятельного осмысления и изучения. Все это позволяет говорить о практической ориентированности учебника. Наличие сносок характерно как для первого, так и для второго учебника. Но в первом учебнике они чаще всего указывают на дополнительную литературу, причем чаще идеологической чем педагогической направленности, а также очень редко выполняют пояснительную функцию. Во втором учебнике ссылки встречаются значительно чаще, отсылая читателя к многочисленным педагогическим трудам, книгам по психологии, толковым словарям русского языка и даже классической литературе. Реже ссылки несут в себе пояснительную информацию. Вопросы и задания в первом учебнике размещенные в конце каждой главы, имеют репродуктивный характер и направлены на проверку усвоения изложенного материала. Во втором учебнике каждая тема завершается комплексом заданий для самостоятельной работы и научно-педагогическими текстами, которые раскрывают и комментируют тезисы основной части пособия, а также служат для анализа и осмысления педагогической информации. Представленные противоречивые педагогические подходы побуждают тем самым читателя к разностороннему изучению проблемы и выбору собственной позиции. Если бы можно было из первого учебника выдернуть идеологическую нить пронизывающую каждую страницу, то осталось бы очень мощная педагогическая база, разработанная советскими учеными, стройно изложенное, выверенное годами знание, которое при соединении с практическим компонентом заиграло бы новыми красками. Второй учебник замечателен тезисным изложением информации и подборкой проблемно-аналитического материала. Оба учебника по-своему ценны и незаменимы, так как оба открывают нам глубокую, великую и живую науку педагогику.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|