№
п/п
| Дата
| Тема урока
Тип урока
| Кол-во час
| Элемент содержания
| Характеристика
деятельности
учащихся
|
план
| факт
|
Тема полугодия первого: «Музыка вокруг нас». 16 час.
|
1.1. Роль музыки в повседневной жизни человека. 9 час.
|
| 1.09.
|
| «И Муза вечная со мной!»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. (Урок-путешествие)
|
| Истоки возникновения музыки, рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния.
Муза – волшебница, добрая фея, раскрывающая перед школьниками чудесный мир звуков, которыми наполнено все вокруг. Композитор – исполнитель – слушатель.
-П.И.Чайковский «Па-де-де» из балета «Щелкунчик»
-Д.Кабалевский «Песня о школе».
-И.Якушенко «Пестрая песенка». Оборудование: МР3-диски, фрагменты мультфильмов.
| Наблюдать за музыкой в жизни ребёнка. Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Применять словарь эмоций. Исполнять песни, играть на детских элементарных музыкальных инструментах. Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различие. Осуществлять первые опыты импровизации и сочинения в пении, игре, пластике. Инсценировать песни, пьесы программного содержания, народные сказки.
Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов. Знакомиться с элементами нотной записи. Выявлять сходство и различие музыкальных и живописных образов. Подбирать стихи и рассказы, соответствующие настроению музыкальных пьес и песен. Моделировать в графическом рисунке особенности песни, танца, марша.
|
| 8.09.
|
| Хоровод муз.
Комбинированный урок.
(Урок- экскурсия)
|
| Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.
Знакомство с понятием“хор”, “хоровод”, с музыкой, которая в самых различных жизненных обстоятельствах становится частью жизни. Праздничный день. Все поют, танцуют, веселятся. Разве можно в такой день обойтись без музыки? Хоровод- древнейший вид искусства, который есть у каждого народа. Сходство и различие русского хоровода, греческого сиртаки, молдавской хоры. Характерные особенности песен и танцев разных народов мира. Колыбельная песня – это музыка, которая становится частью жизни.
-р.н.п. «Во поле береза стояла». греческий танец «Сиртаки»
-молдавская хороводная песня-пляска «Хора». Оборудование: МР3-диски, рисунки детей
|
| 15.09.
|
| Повсюду музыка слышна.
Комбинированный урок.
(Урок - игра)
|
| Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Истоки возникновения музыки.
Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Показать, что каждое жизненное обстоятельство находит отклик в музыке. Знакомство с народными песенками-попевками. Определение характера, настроения песенок, жанровой основы.
Ролевая игра «Играем в композитора»,
Сочинение мелодии и исполнение песен-попевок. Оборудование: фортепиано, металлофон.
|
| 22.09.
|
| Душа музыки – мелодия.
Урок обобщения и систематизации знаний.
(Урок-путешествие)
|
| Песня, танец, марш. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия).
Мелодия – главная мысль любого музыкального сочинения, его лицо, его суть, его душа.Опираясь на простые жанры – песню, танец, марш выявить их характерные особенности. В марше - поступь, интонации и ритмы шага, движение. Песня-напевность, широкое дыхание, плавность линий мелодического рисунка. Танец-движение и ритм, плавность и закругленность мелодии, узнаваемый трехдольный размер в вальсе, подвижность, четкие акценты, короткие “шаги” в польке. В песне учащиеся играют на воображаемой скрипке. В марше пальчики- “солдатики”
маршируют на столе, играют на воображаемом барабане. В вальсе учащиеся изображают мягкие покачивания корпуса.
Оборудование: МР3-диски: П.Чайковский
-«Сладкая греза», «Вальс»,
-«Марш деревянных солдатиков».
|
| 29.09.
|
| Музыка осени.
Комбинированный урок
|
| Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке.
Связать жизненные впечатления школьников об осени с художественными образами поэзии, рисунками художника, музыкальными произведениями П.И.Чайковского и Г.В.Свиридова, детскими песнями. Звучание музыки в окружающей жизни и внутри самого человека. Куплетная форма песен.
-П.И.Чайковский «Осенняя песнь»
-Г.Свиридов «Осень»
-В.Павленко «Капельки»
-Т.Потапенко «Скворушка прощается» Оборудование: МР3-диски, иллюстрации.
|
| 6.10.
|
| Музыка осени. Сочини мелодию.
Урок закрепления нового материала.
|
| Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Региональные музыкально – поэтические традиции.
Развитие темы природы в музыке. Овладение элементами алгоритма сочинения мелодии. Вокальные импровизации детей. Ролевая игра «Играем в композитора». Понятия «мелодия» и «аккомпанемент».
Тема природы в музыке. Ролевая игра «Играем в композитора». Оборудование: репродукции картин русских художников, МР-3-диски.
|
| 13.10.
|
| «Азбука, азбука каждому нужна…»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
|
| Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки.
Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Увлекательное путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту.
-Д.Кабалевский «Песня о школе»
-А. Островский «Азбука» Оборудование: МР3-диски, литературный материал.
|
| 20.10.
|
| Музыкальная азбука.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
|
| Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки.
Запись нот - знаков для обозначения музыкальных звуков.
Музыкальная азбука – взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом. Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Увлекательное путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту. Элементы музыкальной грамоты: ноты, нотоносец, скрипичный ключ.
-В. Дроцевич «Семь подружек»
-«Нотный хоровод» Оборудование: МР3-диски, наглядный материал.
|
| 27.10.
|
| Обобщающий урок Музыкальные инструменты.
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.
|
| Музыка и ее роль в повседневной жизни человека.
Исполнение песен. Игра «Угадай мелодию» на определение музыкальных произведений и композиторов, написавших эти произведения.
Оборудование: МР3-диски, презентация.
|
1.2. Мир музыкальных инструментов. 7 час.
|
| 10.11.
|
| Звучащие картины.
Урок изучения и закрепления новых знаний.
|
| Народные музыкальные традиции Отечества. Русские народные музыкальные инструменты. Региональные музыкальные традиции.
Музыкальные инструменты русского народа – свирели, дудочки, рожок, гусли. Внешний вид, свой голос, умельцы-исполнители и мастера-изготовители народных инструментов. Знакомство с понятием «тембр». Сходства и различия инструментов разных народов, их тембровая окраска.
-«Полянка» (свирель),
-«Во кузнице» (рожок),
-«Как под яблонькой» (гусли)
-«Пастушья песенка» (французская народная песня) Оборудование: МР3-диски, презентация.
|
| 17.11.
| | «Садко». Из русского былинного сказа.
Комбинированный урок
|
| Наблюдение народного творчества
Знакомство с народным былинным сказом “Садко”. Знакомство с жанрами музыки, их эмоционально-образным содержанием, со звучанием народного инструмента - гуслями. Знакомство с разновидностями народных песен – колыбельные, плясовые. На примере музыки Н.А.Римского-Корсакова дать понятия «композиторская музыка».
-Д.Локшин «Былинные наигрыши» - (гусли)
-Н.А.Римский-Корсаков «Заиграйте, мои гусельки», «Колыбельная Волховы» из оперы «Садко» Оборудование: МР3-диски, литературный материал.
|
| 24.11
| | Разыграй песню.
Урок изучения и закрепления новых знаний.
|
| Музыкальные инструменты.
Сопоставление звучания народных инструментов со звучанием профессиональных инструментов: свирель - флейта, гусли – арфа – фортепиано.
-И.С.Бах «Шутка»
-К.Глюк «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика».
-Л.Бетховен «Пасторальная симфония» (фрагмент) Оборудование: МР3-диски, иллюстрации.
|
| 8.12
| | «Пришло Рождество, начинайся торжество».
Комбинированный урок.
|
| Музыкальные инструменты. Народная и профессиональная музыка.
Расширение художественных впечатлений учащихся, развитие их ассоциативно-образного мышления на примере репродукций известных произведений живописи, скульптуры разных эпох. Направление на воспитание у учащихся чувство стиля- на каких картинах “звучит” народная музыка, а каких - профессиональная, сочиненная композиторами.
-К.Кикта «Фрески Софии Киевской»
-Л.Дакен-«Кукушка» Оборудование: МР3-диски,презентация, рисунки детей.
|
| 15.12
| | Родной обычай старины.
Комбинированный урок.
|
| Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки - движение музыки. Развитие музыки в исполнении.
Развитие умений и навыков выразительного исполнения детьми песни Л.Книппера «Почему медведь зимой спит». Выявление этапов развития сюжетов. Подойти к осознанному делению мелодии на фразы, осмысленному исполнению фразировки. Основы понимания развития музыки
Оборудование: МР3-диски, литературный материал.
|
| 22.12
| | Добрый праздник среди зимы.
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся
|
| Народные музыкальные традиции Отечества. Народное музыкальное творчество разных стран мира.
Введение детей в мир духовной жизни людей. Знакомство с религиозными праздниками, традициями, песнями. Знакомство с сюжетом о рождении Иисуса Христа и народными обычаями празднования церковного праздника - Рождества Христова. Осознание образов рождественских песен, народных песен-колядок.
-«Тихая ночь» - международный рождественский гимн
-«Щедрик»- украинская народная колядка
-«Все идут, спешат на праздник» - колядка
-С.Крылов - «Зимняя сказка» Оборудование: МР3-диски, репродукции картин.
|
| 29.12
| | Добрый праздник среди зимы. Обобщающий урок.
Комбинированный урок.
|
| Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о музыкальном жанре – балет.
Урокпосвящен одному из самых любимых праздников детворы – Новый год. Знакомство сосказкой Т.Гофмана и музыкой балета П.И.Чайковского «Щелкунчик», который ведет детей в мир чудес, волшебства, приятных неожиданностей. Исполнение песен.
П.И.Чайковский Балет «Щелкунчик»:
-«Марш»
-«Вальс снежных хлопьев»
-«Па- де-де»
-«Зимняя песенка»А.Бердыщев Оборудование: МР3-диски,видео-фрагменты.
|
Раздел 2. Музыка и ты. 17 час.
|
2.1.Чувства человека в музыке. 9 час.
|
| 12.01
|
| Край, в котором ты живешь. Гимн.
Урок изучения и закрепления новых знаний.
|
| Сочинения отечественных композиторов о Родине. Региональные музыкальные традиции
Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни.
Россия - Родина моя. Отношение к Родине, ее природе, людям, культуре, традициям и обычаям. Идея патриотического воспитания. Понятие “Родина” - черезэмоционально-открытое, позитивно-уважительное отношение к вечным проблемамжизни и искусства. Родные места, родительский дом, восхищение красотой материнства, поклонениетруженикам и защитникам родной земли. Гордость за свою родину. Музыка о родной стороне, утешающая в минуты горя и отчаяния, придававшая силы в днииспытаний и трудностей, вселявшая в сердце человека веру, надежду, любовь…Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу – саму жизнь. Однако у каждого вида искусства – свой язык, свои выразительные средства для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их в ярких запоминающихся слушателям, читателям, зрителям художественных образах.
-В.Степанова «Добрый день»
-А.Шнитке - «Пастораль»
-Г.Свиридов – «Пастораль»
-В.Алексеев «Рощица»
-А.Бердышев «Приезжайте в тундру» Оборудование: МР3-диски, иллюстрации, литературный материал.
| Сравнивать музыкальные произведения разных жанров. Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения. Сравнивать речевые и музыкальные интонации, выявлять их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества. Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизация) в характере основных жанров музыки. Разучивать и исполнять образцы музыкально- поэтического творчества (скороговорки, хороводы, игры, стихи). Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх- драматизациях. Подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке. Воплощать в рисунках полюбившиеся образы из музыкальных произведений. Инсценировать песни, танцы, марши из детских опер и из музыки к кинофильмам. Составлять афишу и программу концерта, музыкального спектакля, школьного праздника.
|
| 19.01
|
| Художник, поэт, композитор.
Урок обобщения и систематизации знаний.
|
| Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Средства музыкальной выразительности.
Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу – саму жизнь. Однако у каждого вида искусства – свой язык, свои выразительные средства для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их в ярких запоминающихся слушателям, читателям, зрителям художественных образах. Обращение к жанру пейзажа, зарисовкам природы в разных видах искусства. Музыкальные пейзажи - это трепетное отношение композиторов к увиденной, “услышанной сердцем”, очаровавшей их природе. Логическое продолжение темы взаимосвязи разных видов искусства, обращение к жанру песни как единству музыки и слова.
-И. Кадомцев «Песенка о солнышке, радуге и радости»
-И.Никитин «Вот и солнце встает» Оборудование: МР3-диски, репродукции картин.
|
| 26.01
|
| Музыка утра.
|
| Интонационно – образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке.
Рассказ музыки о жизни природы. Значение принципа сходства и различия как ведущего в организации восприятия музыки детьми.Контраст музыкальных произведений, которые рисуют картину утра. У музыки есть удивительное свойство- без слов передавать чувства, мысли, характер человека, состояние природы. Характер музыки особенно отчетливо выявляется именно при сопоставлении пьес. Э.Григ «Утро»
-П.Чайковский «Зимнее утро»
-В.Симонов «Утро в лесу» Оборудование: МР3-диски, рисунки детей, иллюстрации.
|
| 16.02
|
| Музыка вечера.
Комбинированный урок.
|
| Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонация – источник элементов музыкальной речи.
Вхождение в тему через жанр - колыбельной песни. Особенности колыбельной музыки. Особенность вокальной и инструментальной музыки вечера (характер, напевность, настроение). Исполнение мелодии с помощью пластического интонирования: имитирование мелодии на воображаемой скрипке. Обозначение динамики, темпа, которые подчеркивают характер и настроение музыки.
-В. Гаврилин «Вечерняя музыка»
-С.Прокофьев «Ходит месяц над лугами»
-Е. Крылатов «Колыбельная Умки»
-В.Салманов «Вечер» Оборудование: МР3-диски, рисунки детей, иллюстрации.
|
| 1.03
|
| Музыкальные портреты.
Урок изучения и закрепления новых знаний.
|
| Выразительность и изобразительность в музыке. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие.
Сходство и различие музыки и разговорной речи на примере вокальной миниатюры «Болтунья» С.Прокофьева на стихи А.Барто. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Тайна замысла композитора в названии музыкального произведения. Отношение авторов произведений поэтов и композиторов к главным героям музыкальных портретов.
-В.Моцарт «Менуэт»
-С.Прокофьев «Болтунья» Оборудование: МР3-диски, иллюстрации, смайлики.
|
| 15.03
|
| Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка.
Комбинированный урок.
|
| Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: игры – драматизации. Развитие музыки в исполнении.
Знакомство со сказкой и народной игрой “Баба-Яга”. Встреча с образами русского народного фольклора.
-П.Чайковский «Баба Яга»
-«Баба – Яга» - детская песенка Оборудование: МР3-диски, литературный материал, презентация.
|
| 5.04
| | У каждого свой музыкальный инструмент.
Комбинированный урок.
|
| Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах.
Тема защиты Отечества. Подвиги народа в произведениях художников, поэтов, композиторов. Память и памятник - общность в родственных словах. Память о полководцах, русских воинах, солдатах, о событиях трудных дней испытаний и тревог, сохраняющихся в народных песнях, образах, созданными композиторами. Музыкальные памятники защитникам Отечества.
-А.Бородин «Богатырская симфония»
-«Солдатушки, бравы ребятушки» (русская народная песня)
-«Учи Суворов» Оборудование:МР3-диски,презентация.
|
| 12.04
| | Мамин праздник.
Комбинированный урок.
|
| Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.
Урок посвящен самому дорогому человеку - маме. Осмысление содержания построено на сопоставлении поэзии и музыки. Весеннее настроение в музыке и произведениях изобразительного искусства. Напевность, кантилена в колыбельных песнях, которые могут передать чувство покоя, нежности, доброты, ласки
-В.Моцарт «Колыбельная»
-И.Дунаевский «Колыбельная»
-М.Славкин «Праздник бабушек и мам»
-И.Арсеев «Спасибо. Оборудование:МР3-диски, репродукции картин.
|
| 19.04
|
| Музы не молчали. Обобщающий урок.
Урок обобщения и систематизации знаний.
|
| Обобщение музыкальных впечатлений.
Оборудование: МР3-диски, презентация, рисунки детей.
|
| 2.2. Музыкальные образы. 8 час.
|
| 26.04
|
| Музыкальные инструменты. Урок изучения и закрепления новых знаний
|
| Музыкальные инструменты.
Инструментовка и инсценировка песен. Игровые песни, с ярко выраженным танцевальным характером. Звучание народных музыкальных инструментов.
- «У каждого свой музыкальный инструмент»- эстонская народная песня. Оборудование: МР3-диски, музыкальные инструменты.
|
|
| 10.05
| | Музыкальные инструменты. «Чудесная лютня».
Урок изучения и закрепления новых знаний.
|
| Музыкальные инструменты.
Встреча с музыкальными инструментами – арфой и флейтой. Внешний вид, тембр этих инструментов, выразительные возможности. Знакомство с внешним видом, тембрами, выразительными возможностями музыкальных инструментов - лютня, клавеснн. Сопоставление звучания произведений, исполняемых на клавесине и фортепиано. Мастерство исполнителя-музыканта.
-И.Бах «Волынка»
-П.Чайковский «Сладкая греза»
-Л.Дакен «Кукушка»
-«Тонкая рябина» - гитара
-Ж.Рамо - «Тамбурин»- клавесин
-И.Конради – «Менуэт» - лютня Оборудование: МР3-диски, литературный материал.
|
| 17.05
| | Звучащие картины.
Урок обобщения и систематизации знаний.
|
| Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей.
Знакомство с музыкальными инструментами, через алжирскую сказку “Чудеснаялютня”. Размышление о безграничных возможностях музыки в передаче чувств, мыслей человека, силе ее воздействия. Обобщенная характеристика музыки, дающая представление об особенностях русской народной протяжной, лирической песни разудалой плясовой. Выполнение задания и выявление главного вопроса: какая музыка может помочь иностранному гостю лучше узнать другую страну? Художественный образ. Закрепление представления о музыкальных инструментах и исполнителях. Характер музыки и ее соответствие настроению картины. Оборудование: МР3-диски, репродукции картин.
|
| 24.05
|
| Музыка в цирке.
Комбинированный урок.
|
| Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Песня, танец, марш и их разновидности.
Цирковое представление с музыкой, которая создает праздничное настроение. Музыка, которая звучит в цирке, помогает артистам выполнять сложные номера, а зрителям подсказывает появление тех или иных действующих лиц циркового представления.
-А.Журбин «Добрые слоны»
-И.Дунаевский «Выходной марш»
-Д.Кабалевский «Клоуны»
-О.Юдахина «Слон и скрипочка» Оборудование: МР3-диски, видео- фрагменты.
|
| |
| Дом, который звучит.
Урок изучения и закрепления новых знаний.
|
| Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера, балет. Песенность, танцевальность, маршевость. Музыкальные театры.
Музыкальный театр. Через песенность, танцевальность и маршевость можно совершать путешествие в музыкальные страны - оперу и балет. Герои опер - поют, герои балета - танцуют. Пение и танец объединяет музыка. Сюжетами опер и балетов становятся известные народные сказки. В операх и балетах “встречаются” песенная, танцевальная и маршевая музыка.
-Н.Римский-Корсаков опера «Садко»
(фрагменты)
-Р.Щедрин балет «Конек-Горбунок»
(«Золотые рыбки») Оборудование: МР3-диски,, видео- фрагменты
|
| |
| Опера-сказка.
Урок закрепления знаний.
|
| Опера.Песенность, танцевальность, маршевость. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая.
Детальное знакомство с хорами из детских опер. Персонажи опер имеют свои яркие музыкальные характеристики – мелодии-темы. Герои опер могут петь по одному - солист и вместе – хором в сопровождении фортепиано или оркестра. В операх могут быть эпизоды, когда звучит только инструментальная музыка.
-М.Коваль «Волк и семеро козлят»
-М.Красев-«Муха–цокотуха» Оборудование:МР3-диски,литературный материал.
|
| | | «Ничего на свете лучше нету». Народные игры.
Комбинированный урок.
|
| Музыка для детей.
Музыка, написанная специально для мультфильмов. Любимые мультфильмы и музыка, которая звучит повседневно в нашей жизни. Знакомство с композиторами- песенниками, создающими музыкальные образы.
-Г.Гладков «Бременские музыканты» Оборудование:МР3-диски.рисунки детей.
|
| | | Обобщающий урок. (Урок-концерт.)
|
| Слушание полюбившихся произведений, заполнение афиши, исполнение любимых песен. Оборудование:МР3-диски, иллюстрации, наглядный материал.
|
| | | | | | | |