Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учебной деятельности обучающихся




№ п/п Дата Тема урока Тип урока Кол-во час Элемент содержания Характеристика деятельности учащихся
план факт
Тема полугодия первого: «Музыка вокруг нас». 16 час.
1.1. Роль музыки в повседневной жизни человека. 9 час.
  1.09.   «И Муза вечная со мной!» Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. (Урок-путешествие)   Истоки возникновения музыки, рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Муза – волшебница, добрая фея, раскрывающая перед школьниками чудесный мир звуков, которыми наполнено все вокруг. Композитор – исполнитель – слушатель. -П.И.Чайковский «Па-де-де» из балета «Щелкунчик» -Д.Кабалевский «Песня о школе». -И.Якушенко «Пестрая песенка». Оборудование: МР3-диски, фрагменты мультфильмов. Наблюдать за музыкой в жизни ребёнка. Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Применять словарь эмоций. Исполнять песни, играть на детских элементарных музыкальных инструментах. Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различие. Осуществлять первые опыты импровизации и сочинения в пении, игре, пластике. Инсценировать песни, пьесы программного содержания, народные сказки. Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов. Знакомиться с элементами нотной записи. Выявлять сходство и различие музыкальных и живописных образов. Подбирать стихи и рассказы, соответствующие настроению музыкальных пьес и песен. Моделировать в графическом рисунке особенности песни, танца, марша.
  8.09.   Хоровод муз. Комбинированный урок. (Урок- экскурсия)   Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Знакомство с понятием“хор”, “хоровод”, с музыкой, которая в самых различных жизненных обстоятельствах становится частью жизни. Праздничный день. Все поют, танцуют, веселятся. Разве можно в такой день обойтись без музыки? Хоровод- древнейший вид искусства, который есть у каждого народа. Сходство и различие русского хоровода, греческого сиртаки, молдавской хоры. Характерные особенности песен и танцев разных народов мира. Колыбельная песня – это музыка, которая становится частью жизни. -р.н.п. «Во поле береза стояла». греческий танец «Сиртаки» -молдавская хороводная песня-пляска «Хора». Оборудование: МР3-диски, рисунки детей
  15.09.   Повсюду музыка слышна. Комбинированный урок. (Урок - игра)     Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Истоки возникновения музыки. Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Показать, что каждое жизненное обстоятельство находит отклик в музыке. Знакомство с народными песенками-попевками. Определение характера, настроения песенок, жанровой основы. Ролевая игра «Играем в композитора», Сочинение мелодии и исполнение песен-попевок. Оборудование: фортепиано, металлофон.
  22.09.   Душа музыки – мелодия. Урок обобщения и систематизации знаний. (Урок-путешествие)     Песня, танец, марш. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Мелодия – главная мысль любого музыкального сочинения, его лицо, его суть, его душа.Опираясь на простые жанры – песню, танец, марш выявить их характерные особенности. В марше - поступь, интонации и ритмы шага, движение. Песня-напевность, широкое дыхание, плавность линий мелодического рисунка. Танец-движение и ритм, плавность и закругленность мелодии, узнаваемый трехдольный размер в вальсе, подвижность, четкие акценты, короткие “шаги” в польке. В песне учащиеся играют на воображаемой скрипке. В марше пальчики- “солдатики” маршируют на столе, играют на воображаемом барабане. В вальсе учащиеся изображают мягкие покачивания корпуса. Оборудование: МР3-диски: П.Чайковский -«Сладкая греза», «Вальс», -«Марш деревянных солдатиков».
  29.09.   Музыка осени. Комбинированный урок   Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Связать жизненные впечатления школьников об осени с художественными образами поэзии, рисунками художника, музыкальными произведениями П.И.Чайковского и Г.В.Свиридова, детскими песнями. Звучание музыки в окружающей жизни и внутри самого человека. Куплетная форма песен. -П.И.Чайковский «Осенняя песнь» -Г.Свиридов «Осень» -В.Павленко «Капельки» -Т.Потапенко «Скворушка прощается» Оборудование: МР3-диски, иллюстрации.
  6.10.   Музыка осени. Сочини мелодию. Урок закрепления нового материала.   Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Региональные музыкально – поэтические традиции. Развитие темы природы в музыке. Овладение элементами алгоритма сочинения мелодии. Вокальные импровизации детей. Ролевая игра «Играем в композитора». Понятия «мелодия» и «аккомпанемент». Тема природы в музыке. Ролевая игра «Играем в композитора». Оборудование: репродукции картин русских художников, МР-3-диски.
  13.10.   «Азбука, азбука каждому нужна…» Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.     Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки. Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Увлекательное путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту. -Д.Кабалевский «Песня о школе» -А. Островский «Азбука» Оборудование: МР3-диски, литературный материал.
  20.10.   Музыкальная азбука. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.     Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки. Запись нот - знаков для обозначения музыкальных звуков. Музыкальная азбука – взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом. Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Увлекательное путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту. Элементы музыкальной грамоты: ноты, нотоносец, скрипичный ключ. -В. Дроцевич «Семь подружек» -«Нотный хоровод» Оборудование: МР3-диски, наглядный материал.
  27.10.   Обобщающий урок Музыкальные инструменты. Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.   Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Исполнение песен. Игра «Угадай мелодию» на определение музыкальных произведений и композиторов, написавших эти произведения. Оборудование: МР3-диски, презентация.
1.2. Мир музыкальных инструментов. 7 час.
  10.11.   Звучащие картины. Урок изучения и закрепления новых знаний.       Народные музыкальные традиции Отечества. Русские народные музыкальные инструменты. Региональные музыкальные традиции. Музыкальные инструменты русского народа – свирели, дудочки, рожок, гусли. Внешний вид, свой голос, умельцы-исполнители и мастера-изготовители народных инструментов. Знакомство с понятием «тембр». Сходства и различия инструментов разных народов, их тембровая окраска. -«Полянка» (свирель), -«Во кузнице» (рожок), -«Как под яблонькой» (гусли) -«Пастушья песенка» (французская народная песня) Оборудование: МР3-диски, презентация.
  17.11.   «Садко». Из русского былинного сказа. Комбинированный урок       Наблюдение народного творчества Знакомство с народным былинным сказом “Садко”. Знакомство с жанрами музыки, их эмоционально-образным содержанием, со звучанием народного инструмента - гуслями. Знакомство с разновидностями народных песен – колыбельные, плясовые. На примере музыки Н.А.Римского-Корсакова дать понятия «композиторская музыка». -Д.Локшин «Былинные наигрыши» - (гусли) -Н.А.Римский-Корсаков «Заиграйте, мои гусельки», «Колыбельная Волховы» из оперы «Садко» Оборудование: МР3-диски, литературный материал.
  24.11   Разыграй песню. Урок изучения и закрепления новых знаний.       Музыкальные инструменты. Сопоставление звучания народных инструментов со звучанием профессиональных инструментов: свирель - флейта, гусли – арфа – фортепиано. -И.С.Бах «Шутка» -К.Глюк «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика». -Л.Бетховен «Пасторальная симфония» (фрагмент) Оборудование: МР3-диски, иллюстрации.
  8.12   «Пришло Рождество, начинайся торжество». Комбинированный урок.       Музыкальные инструменты. Народная и профессиональная музыка. Расширение художественных впечатлений учащихся, развитие их ассоциативно-образного мышления на примере репродукций известных произведений живописи, скульптуры разных эпох. Направление на воспитание у учащихся чувство стиля- на каких картинах “звучит” народная музыка, а каких - профессиональная, сочиненная композиторами. -К.Кикта «Фрески Софии Киевской» -Л.Дакен-«Кукушка» Оборудование: МР3-диски,презентация, рисунки детей.
  15.12   Родной обычай старины. Комбинированный урок.       Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки - движение музыки. Развитие музыки в исполнении. Развитие умений и навыков выразительного исполнения детьми песни Л.Книппера «Почему медведь зимой спит». Выявление этапов развития сюжетов. Подойти к осознанному делению мелодии на фразы, осмысленному исполнению фразировки. Основы понимания развития музыки Оборудование: МР3-диски, литературный материал.
  22.12   Добрый праздник среди зимы. Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся     Народные музыкальные традиции Отечества. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Введение детей в мир духовной жизни людей. Знакомство с религиозными праздниками, традициями, песнями. Знакомство с сюжетом о рождении Иисуса Христа и народными обычаями празднования церковного праздника - Рождества Христова. Осознание образов рождественских песен, народных песен-колядок. -«Тихая ночь» - международный рождественский гимн -«Щедрик»- украинская народная колядка -«Все идут, спешат на праздник» - колядка -С.Крылов - «Зимняя сказка» Оборудование: МР3-диски, репродукции картин.
  29.12   Добрый праздник среди зимы. Обобщающий урок. Комбинированный урок.     Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о музыкальном жанре – балет. Урокпосвящен одному из самых любимых праздников детворы – Новый год. Знакомство сосказкой Т.Гофмана и музыкой балета П.И.Чайковского «Щелкунчик», который ведет детей в мир чудес, волшебства, приятных неожиданностей. Исполнение песен. П.И.Чайковский Балет «Щелкунчик»: -«Марш» -«Вальс снежных хлопьев» -«Па- де-де» -«Зимняя песенка»А.Бердыщев Оборудование: МР3-диски,видео-фрагменты.
Раздел 2. Музыка и ты. 17 час.
2.1.Чувства человека в музыке. 9 час.
  12.01   Край, в котором ты живешь. Гимн. Урок изучения и закрепления новых знаний.     Сочинения отечественных композиторов о Родине. Региональные музыкальные традиции Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Россия - Родина моя. Отношение к Родине, ее природе, людям, культуре, традициям и обычаям. Идея патриотического воспитания. Понятие “Родина” - черезэмоционально-открытое, позитивно-уважительное отношение к вечным проблемамжизни и искусства. Родные места, родительский дом, восхищение красотой материнства, поклонениетруженикам и защитникам родной земли. Гордость за свою родину. Музыка о родной стороне, утешающая в минуты горя и отчаяния, придававшая силы в днииспытаний и трудностей, вселявшая в сердце человека веру, надежду, любовь…Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу – саму жизнь. Однако у каждого вида искусства – свой язык, свои выразительные средства для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их в ярких запоминающихся слушателям, читателям, зрителям художественных образах. -В.Степанова «Добрый день» -А.Шнитке - «Пастораль» -Г.Свиридов – «Пастораль» -В.Алексеев «Рощица» -А.Бердышев «Приезжайте в тундру» Оборудование: МР3-диски, иллюстрации, литературный материал. Сравнивать музыкальные произведения разных жанров. Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения. Сравнивать речевые и музыкальные интонации, выявлять их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества. Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизация) в характере основных жанров музыки. Разучивать и исполнять образцы музыкально- поэтического творчества (скороговорки, хороводы, игры, стихи). Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх- драматизациях. Подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке. Воплощать в рисунках полюбившиеся образы из музыкальных произведений. Инсценировать песни, танцы, марши из детских опер и из музыки к кинофильмам. Составлять афишу и программу концерта, музыкального спектакля, школьного праздника.
  19.01   Художник, поэт, композитор. Урок обобщения и систематизации знаний.       Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Средства музыкальной выразительности. Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу – саму жизнь. Однако у каждого вида искусства – свой язык, свои выразительные средства для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их в ярких запоминающихся слушателям, читателям, зрителям художественных образах. Обращение к жанру пейзажа, зарисовкам природы в разных видах искусства. Музыкальные пейзажи - это трепетное отношение композиторов к увиденной, “услышанной сердцем”, очаровавшей их природе. Логическое продолжение темы взаимосвязи разных видов искусства, обращение к жанру песни как единству музыки и слова. -И. Кадомцев «Песенка о солнышке, радуге и радости» -И.Никитин «Вот и солнце встает» Оборудование: МР3-диски, репродукции картин.
  26.01   Музыка утра.     Интонационно – образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Рассказ музыки о жизни природы. Значение принципа сходства и различия как ведущего в организации восприятия музыки детьми.Контраст музыкальных произведений, которые рисуют картину утра. У музыки есть удивительное свойство- без слов передавать чувства, мысли, характер человека, состояние природы. Характер музыки особенно отчетливо выявляется именно при сопоставлении пьес. Э.Григ «Утро» -П.Чайковский «Зимнее утро» -В.Симонов «Утро в лесу» Оборудование: МР3-диски, рисунки детей, иллюстрации.
  16.02   Музыка вечера. Комбинированный урок.       Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Вхождение в тему через жанр - колыбельной песни. Особенности колыбельной музыки. Особенность вокальной и инструментальной музыки вечера (характер, напевность, настроение). Исполнение мелодии с помощью пластического интонирования: имитирование мелодии на воображаемой скрипке. Обозначение динамики, темпа, которые подчеркивают характер и настроение музыки. -В. Гаврилин «Вечерняя музыка» -С.Прокофьев «Ходит месяц над лугами» -Е. Крылатов «Колыбельная Умки» -В.Салманов «Вечер» Оборудование: МР3-диски, рисунки детей, иллюстрации.
  1.03   Музыкальные портреты. Урок изучения и закрепления новых знаний.     Выразительность и изобразительность в музыке. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Сходство и различие музыки и разговорной речи на примере вокальной миниатюры «Болтунья» С.Прокофьева на стихи А.Барто. Интонационно-осмысленное воспроизве­дение различных музыкальных образов. Тайна замысла композитора в названии музыкального произведения. Отношение авторов произведений поэтов и композиторов к главным героям музыкальных портретов. -В.Моцарт «Менуэт» -С.Прокофьев «Болтунья» Оборудование: МР3-диски, иллюстрации, смайлики.
  15.03   Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка. Комбинированный урок.   Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: игры – драматизации. Развитие музыки в исполнении. Знакомство со сказкой и народной игрой “Баба-Яга”. Встреча с образами русского народного фольклора. -П.Чайковский «Баба Яга» -«Баба – Яга» - детская песенка Оборудование: МР3-диски, литературный материал, презентация.
  5.04   У каждого свой музыкальный инструмент. Комбинированный урок.   Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Тема защиты Отечества. Подвиги народа в произведениях художников, поэтов, композиторов. Память и памятник - общность в родственных словах. Память о полководцах, русских воинах, солдатах, о событиях трудных дней испытаний и тревог, сохраняющихся в народных песнях, образах, созданными композиторами. Музыкальные памятники защитникам Отечества. -А.Бородин «Богатырская симфония» -«Солдатушки, бравы ребятушки» (русская народная песня) -«Учи Суворов» Оборудование:МР3-диски,презентация.
  12.04   Мамин праздник. Комбинированный урок.   Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Урок посвящен самому дорогому человеку - маме. Осмысление содержания построено на сопоставлении поэзии и музыки. Весеннее настроение в музыке и произведениях изобразительного искусства. Напевность, кантилена в колыбельных песнях, которые могут передать чувство покоя, нежности, доброты, ласки -В.Моцарт «Колыбельная» -И.Дунаевский «Колыбельная» -М.Славкин «Праздник бабушек и мам» -И.Арсеев «Спасибо. Оборудование:МР3-диски, репродукции картин.
  19.04   Музы не молчали. Обобщающий урок. Урок обобщения и систематизации знаний.   Обобщение музыкальных впечатлений. Оборудование: МР3-диски, презентация, рисунки детей.  
  2.2. Музыкальные образы. 8 час.
  26.04   Музыкальные инструменты. Урок изучения и закрепления новых знаний   Музыкальные инструменты. Инструментовка и инсценировка песен. Игровые песни, с ярко выраженным танцевальным характером. Звучание народных музыкальных инструментов. - «У каждого свой музыкальный инструмент»- эстонская народная песня. Оборудование: МР3-диски, музыкальные инструменты.  
  10.05   Музыкальные инструменты. «Чудесная лютня». Урок изучения и закрепления новых знаний.     Музыкальные инструменты. Встреча с музыкальными инструментами – арфой и флейтой. Внешний вид, тембр этих инструментов, выразительные возможности. Знакомство с внешним видом, тембрами, выразительными возможностями музыкальных инструментов - лютня, клавеснн. Сопоставление звучания произведений, исполняемых на клавесине и фортепиано. Мастерство исполнителя-музыканта. -И.Бах «Волынка» -П.Чайковский «Сладкая греза» -Л.Дакен «Кукушка» -«Тонкая рябина» - гитара -Ж.Рамо - «Тамбурин»- клавесин -И.Конради – «Менуэт» - лютня Оборудование: МР3-диски, литературный материал.
  17.05   Звучащие картины. Урок обобщения и систематизации знаний.   Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Знакомство с музыкальными инструментами, через алжирскую сказку “Чудеснаялютня”. Размышление о безграничных возможностях музыки в передаче чувств, мыслей человека, силе ее воздействия. Обобщенная характеристика музыки, дающая представление об особенностях русской народной протяжной, лирической песни разудалой плясовой. Выполнение задания и выявление главного вопроса: какая музыка может помочь иностранному гостю лучше узнать другую страну? Художественный образ. Закрепление представления о музыкальных инструментах и исполнителях. Характер музыки и ее соответствие настроению картины. Оборудование: МР3-диски, репродукции картин.
  24.05   Музыка в цирке. Комбинированный урок.   Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Песня, танец, марш и их разновидности. Цирковое представление с музыкой, которая создает праздничное настроение. Музыка, которая звучит в цирке, помогает артистам выполнять сложные номера, а зрителям подсказывает появление тех или иных действующих лиц циркового представления. -А.Журбин «Добрые слоны» -И.Дунаевский «Выходной марш» -Д.Кабалевский «Клоуны» -О.Юдахина «Слон и скрипочка» Оборудование: МР3-диски, видео- фрагменты.
      Дом, который звучит. Урок изучения и закрепления новых знаний.   Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера, балет. Песенность, танцевальность, маршевость. Музыкальные театры. Музыкальный театр. Через песенность, танцевальность и маршевость можно совершать путешествие в музыкальные страны - оперу и балет. Герои опер - поют, герои балета - танцуют. Пение и танец объединяет музыка. Сюжетами опер и балетов становятся известные народные сказки. В операх и балетах “встречаются” песенная, танцевальная и маршевая музыка. -Н.Римский-Корсаков опера «Садко» (фрагменты) -Р.Щедрин балет «Конек-Горбунок» («Золотые рыбки») Оборудование: МР3-диски,, видео- фрагменты
      Опера-сказка. Урок закрепления знаний.     Опера.Песенность, танцевальность, маршевость. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Детальное знакомство с хорами из детских опер. Персонажи опер имеют свои яркие музыкальные характеристики – мелодии-темы. Герои опер могут петь по одному - солист и вместе – хором в сопровождении фортепиано или оркестра. В операх могут быть эпизоды, когда звучит только инструментальная музыка. -М.Коваль «Волк и семеро козлят» -М.Красев-«Муха–цокотуха» Оборудование:МР3-диски,литературный материал.
      «Ничего на свете лучше нету». Народные игры. Комбинированный урок.   Музыка для детей. Музыка, написанная специально для мультфильмов. Любимые мультфильмы и музыка, которая звучит повседневно в нашей жизни. Знакомство с композиторами- песенниками, создающими музыкальные образы. -Г.Гладков «Бременские музыканты» Оборудование:МР3-диски.рисунки детей.
      Обобщающий урок. (Урок-концерт.)   Слушание полюбившихся произведений, заполнение афиши, исполнение любимых песен. Оборудование:МР3-диски, иллюстрации, наглядный материал.
               

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...