Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Законы композиции в ландшафтном дизайне.




Современная тенденция, связанная с увеличением интенсивности воздействия человека на природную среду, рост многообразия форм ее преобразования ставят на повестку дня углубления необходимых знаний в преобразовании природы, чтобы не нарушить целостный гармоничный процесс взаимодействия человека и природы, как единого целого. Неоправданный, излишний оптимизм, с которым дизайнеры подходят к формированию среды обитания человека без учета всей ее сложности, приводит к неизвестным ранее коренным изменениям природы, отрицательно сказывающимся как на ее ценности вообще, так и на эстетических значениях.
Эта статья напомнит, о некоторых композиционных средствах, приемах ландшафтного дизайна, равно как и ландшафтной архитектуры, позволяющих разнообразить пейзаж. Это симметрия и асимметрия, ритм, контраст и нюанс. При этом, не забывая о простоте и логичности, как в целом, так и в частности.

Симметрия и асимметрия

План сада, размещение отдельных элементов в саду может быть симметричным и асимметричным по отношению к оси композиции, которой может быть линия взгляда либо дорога, а иногда и ось любого садового сооружения.
В естественном ландшафте симметрия является редкостью. Поэтому там, где она существует, симметрия обыкновенно указывает на наличие порядка, наведенного человеком. Симметрия подразумевает порядок и систему, которая легко постигаются человеком и поэтому ему нравятся. Так или иначе, но слово “симметрия” стало ассоциироваться с ясностью плана, с его равновесием, ритмом, целостностью и стабильностью.
Если два противостоящих друг другу ландшафтных элемента (кустарник, дерево, светильник и пр.) кажутся расположенными раздельно, между ними развивается видимое притяжение и напряжение. Такие элементы очень тесно связаны между собой, что начинают восприниматься как один, включая пространство между ними.
Каждая симметричная композиция должна быть в равновесии и тем самым в покое. Любая композиция симметричного плана требует завершения, которое может быть достигнуто только при помощи противоположного объекта. Когда в симметричной композиции убирается даже мельчайший элемент, нарушается равновесие, и кажется, что вся композиция испытывает напряжение. При восприятии симметрии глаз устанавливает ритм объектов и интервалов между ними, предчувствует наличие следующего объекта и интервала и испытывает беспокойство, если этого не происходит.
Зрительное равновесие существенно для всех хороших ландшафтных композиций. И если картина открывающегося пейзажа или любой вид перспективы производит раздражающее и неприятное впечатление - в ней отсутствует такое равновесие. В природе очень редко, если только это вообще возможно, можно найти элементы ландшафта, расположенные симметрично по обеим сторонам линии взгляда.
В симметричных композициях равновесие достигается путем равенства форм и расстояний. Однако равновесие и единство могут быть достигнуты и другим путем с помощью асимметричной, живописной композиции, когда неравные по величине и неодинаковые по форме части располагаются таким образом, что создается впечатление уравновешенности.
Поскольку мы обычно думаем о естественном ландшафте, как о чем-то на взгляд приятном, мы можем предположить, что видимое равновесие должно быть присуще и естественному ландшафту. Асимметрия более утонченна, непреднамеренна и поэтому более интересна. Нас не ведут шаг за шагом вдоль жесткой композиции или сквозь нее. Напротив, нам предоставлена свобода самим исследовать и открывать в ландшафте то, что красиво, привлекательно или полезно, и, что особенно важно, асимметричная компоновка влечет за собой меньше нарушений природы.
Асимметричными могут быть: расположение цветов и кустарников в группе; расположение самих групп, формирующих пространство сада, планировка участка в целом - свободная, динамичная, вытекающая из природных условий участка.

Ритм

В ландшафтном искусстве ритм — это повторяемость одинаковых элементов ландшафта через одинаковые интервалы. Примером могут служить аллеи. В ритмических построениях участвуют несколько элементов, при этом устойчивое впечатление ритма возникает при их повторении 5—9 раз, минимум 3. Эмоциональное воздействие ритма нарастает при увеличении числа элементов, но до известного предела, после которого наступает утомление и возникает ощущение монотонности. Для снижения монотонности меняют расстояния между деревьями, открывая в стороны пространство, включают в ритмический ряд цветники, фонтаны, скульптуры. Простой ритм из одного вида кустарников может разнообразить включение цветов; можно создать ритм чередования групп, чередуя плодовые деревья с ягодниками и т. п. Ритм – это изменение либо элементов, либо интервала. Либо того и другого по определенной закономерности.

Контраст и нюанс

Контраст и нюанс - важнейшие композиционные средства. Контраст - это сильно выраженное различие свойств пространственных форм, данное в их сопоставлении. Например, светлый - темный, высокий — низкий, большой - маленький. Контраст еще определяется по светлоте, по цветовому тону, по насыщенности цвета. В контрастных сочетаниях форм эти свойства выражены нагляднее: пирамидальные и конические вертикали деревьев оттеняются шаровидными и плакучими формами. В контрастирующих объектах должна преобладать общность характера, так чтобы противоположностями являлись цвета и формы, а не разнородность предметов. Контраст заключается в противопоставлении горизонтального и перпендикулярного, гладкого с шероховатым, темного со светлым, вогнутого с выпуклым”.
Дерево выглядит выше, окруженное низким стелющимся кустарником. Ощущения уменьшения высоты дерева добиваются путем посадки рядом еще несколько деревьев меньшей высоты. Водоем будет восприниматься как лужица в окружении высоких деревьев, но станет зрительно значительнее, если посадить рядом стелющиеся растения и цветы.
Злоупотреблять контрастом нельзя, а тем более строить только на нем композицию сада. Обязательно сочетание контраста с нюансом, тонким переходом похожих друг на друга незначительно отличающихся форм, красок, пространств. Нюансные соотношения требуют хорошего знания материала и тщательности исполнения. Чаще всего именно на нюансах строится цветовая композиция сада.
Любители необычного могут использовать контраст форм в планировке участка, формах газона, цветников, водоемов и зон отдыха. Однако хаотичность контраста обманчива, нет ничего более продуманного, чем кажущаяся дисгармония. И лишь в гармонии получают внешнее выявление внутренней упорядоченности и меры бытия – все элементы составлять должны единое целое, обеспечивающее удобство жизни человека

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...