Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Прямое и косвенное избирательное право

Прямое (непосредственное) избирательное право означает право избирателя избирать и избираться непосредственно в выборный орган или на выборную должность. Этот принцип действует в подавляющем большинстве случаев на выборах нижних палат парламентов, иногда также верхних палат (например, в США, Италии, Польше), президентов (например, в Мексике, Австрии, Болгарии).

Косвенное избирательное право означает, что избиратель выбирает лишь членов коллегии, которая затем уже избирает выборный орган.

5.Тайное голосование состоит в исключении внешнего наблюдения и контроля за волеизъявлением избирателя. Смысл его в том, чтобы гарантировать полную свободу этого волеизъявления.

 

Тема №32 Избирательный процесс

 

Избирательный процесс – это и определенная деятельность, и система правовых норм, эту деятельность регулирующих.

Определить избирательный процесс мы можем как урегулированную законом и другими социальными нормами деятельность индивидов, органов, организаций и групп по подготовке и проведению выборов в государственные и самоуправленческие органы. Будучи нормативно урегулированной, эта деятельность, следовательно, упорядочена, устойчива и состоит из определенных, расположенных в установленной последовательности элементов – стадий. Стадии эти следующие:

1) назначение выборов. Данная стадия может отсутствовать, если дата выборов установлена законодательно раз навсегда. Например, в США всеобщие и в штатах выборы в государственные и самоуправленческие органы проводятся в первый вторник после первого понедельника ноября четного года (президентские выборы – високосного года), то есть в один из дней периода между 2 и 8 ноября;

2) установление избирательных округов, если речь идет о выборах в представительный орган и они производятся по избирательным округам, специально образуемым для выборов. Дело в том, что выборы могут проводиться не по специально образованным избирательным округам, а по существующим территориальным единицам. Например, как мы уже отмечали выше в п. 2 § 1 настоящей главы, избирательными округами по выборам в генеральные советы департаментов во Франции служат исторические территориальные единицы – кантоны;

3) установление избирательных участков (секций и т. п.);

4) создание избирательных органов (комиссий, бюро и т. п.);

5) регистрация избирателей;

6) выдвижение кандидатов;

7) агитационнаякампания;

8) голосование;

9) подсчет голосов и установление итогов голосования;

10) возможный второй тур голосования и/или новые выборы;

11) окончательное определение и опубликование результатоввыборов.

В некоторых странах стадии избирательного процесса определяются не доктринально, а нормативным образом. Так, в мексиканском Федеральном законе о политических организациях и избирательном процессе 1977 года установлено девять стадий избирательного процесса с указанием месяцев, когда эти стадии должны иметь место (выборы в Мексике всегда проводятся в августе).

 

Тема №33 Мажоритарная избирательная система и её разновидности

 

Исторически первой избирательной системой стала мажоритарная система, в основе которой лежит принцип большинства: избранными считаются те кандидаты, которые получили установленное большинство голосов. В зависимости от того, каково это большинство, различают виды этой системы.

Мажоритарная система относительного большинства – это самая простая система, при которой избранным считается тот кандидат, который получил наибольшее число голосов, т.е. больше голосов, чем любой другой из его соперников. Когда одинаково наибольшее число голосов получают 2 и более кандидатов, разрешением ситуации обычно является жребий. Эту систему применяют в США и ряде государств – членов Британского Содружества Наций. При этой системе обычно не устанавливается обязательный минимум участия избирателей в голосовании: если проголосовал хотя бы один – выборы действительны. Однако мажоритарная система крайне несправедлива по отношению к политическим партиям, особенно средним и малым по своему влиянию. Эта система обычно обеспечивает партии – победительнице значительное, а порой и абсолютное большинство в парламенте, позволяющее при парламентарных и смешанных формах правления сформировать устойчивое правительство.

Мажоритарная система абсолютного большинства(Франция, Австрия) – требует для избрания абсолютного большинства голосов, т.е. более половины общего их числа, но общее число может быть:

- общее число зарегистрированных избирателей;

- общее число поданных голосов;

- общее число поданных действительных голосов.

Для мажоритарной системы абсолютного большинства характерна частая нерезультативность, которая тем более вероятна, чем больше число кандидатов. Выходом является либо второй тур, состоящий в перебаллотировании кандидатов (2), получивших наибольшее число голосов в предыдущем туре, либо альтернативное голосование, когда указывается предпочтительность кандидатов (Австралия).

Мажоритарная система квалифицированного большинства – при данной системе выбранным считается кандидат (список кандидатов), получивший квалифицированное большинство голосов. Квалифицированное большинство голосов устанавливается законом и превышает абсолютное. Такая система ещё более редка и ещё менее результативна, чем система абсолютного большинства. В Чили Палата депутатов (нижняя) избирается по двухмандатным округам. Партия, набравшая 2/3 голосов от общего числа действительных голосов, получает оба мандата, если никто не набирает 2/3, то мандаты передаются партиям, набравшим наибольшее число голосов.

 

 

Тема №34 Пропорциональная избирательная система и её разновидности

Главная идея этой системы в том, чтобы каждая политическая партия получила в парламенте или ином представительном органе число мандатов, пропорциональное числу поданных за неё голосов избирателей. Эта система гарантирует представительство даже для относительно малых партий.

Пропорциональная избирательная система может использоваться только в многомандатных избирательных округах, причём чем больше округ, тем большая степень пропорциональности может быть достигнута. Для пропорционального распределения мандатов наиболее часто используется метод избирательной квоты (1) и метод делителей (2).

1) Избирательная квота – это наименьшее число голосов, необходимое для избрания одного кандидата. Определяется она различно. Квота Хэра: x/y — x – число голосов, y – число мандатов. Квота Друна: x/(y+1)+1, квота Гогенбах-Бимофа: x/(y+1) — при использовании этих квот удаётся сразу распределить значительно больше мандатов, чем при использовании квоты Хэра. Правило наибольшего остатка требует передать нераспределённые мандаты партиям, у которых остаток голосов самый большой – благоприятствует мелким партиям. Большим партиям благоприятствует правило наибольшей средней, которое предусматривает передачу нераспределённых мандатов партиям, имеющим наибольшее частное от деления числа собранных ими голосов на число полученных при первом распределении мандатов +1.

2) Метод делителей позволяет сразу распределить все мандаты в избирательном округе или в целом по стране. Он заключается в последовательном делении числа голосов, полученных каждым списком кандидатов на определённую серию делителей (Виктор д’Ондт: предложил делить на 1, 2, 3, 4 –Империалли – 2,3,4,5,6,7 – Сент-Лагюе – 1,3,5,7,9.). Этот метод заметно благоприятствует крупным партиям и принят в Германии, Австрии, Бельгии. После проведённого деления мандаты передаются тем партиям, у кого полученные частные оказались больше.

Голосование по преференциям – Избиратель проставляет по списку свои преференции (1,2,3,4) – кого бы он хотел видеть избранным следующим, если его кандидат не получит достаточного числа голосов.

Заградительный щит – институт, призванный укрупнить партийные фракции в парламенте. Означает, что партия должна получить определенный процент голосов. В Австрии не допускаются к участию во втором распределении мандатов партии, не получившие ни одного мандата в первом распределении. Чаще всего исключаются партии, не собравшие определённого процента голосов – 5% в Германии, 4% в Болгарии, Венгрии, Италии, 3% в Испании, 1% в Израиле.

Блокирование – партии блока выступают на выборах общим списком кандидатов, а после того, как общий список получил какое-то количество мандатов, распределяют это количество между собой.

 

 

Тема №35 Референдум в ЗС

Референдум- голосование избирателей, посредством которого принимается государственное или самоуправленческое решение. В некоторых странах (например, в Югославии) референдумом называют любое голосование избирателей независимо от его последствий, однако такое понимание ныне – скорее исключение из правила.

В отличие от выборов голосование на референдуме придает юридическую силу не мандату какого-либо лица, а решению какого-либо вопроса. Если соблюдены установленные конституцией и/или законом условия, то принятое путем референдума решение считается решением народа и его юридическая сила нередко выше юридической силы законов, принятых парламентом. В некоторых странах (например, в Швеции) соответствующий институт именуется консультативным референдумом

Авторитарные режимы иногда характеризуются как «плебисцитарная демократия». Это означает, что диктаторская или вообще личная власть обходит представительные органы, вынося важнейшие государственные решения непосредственно на решение избирателей, которые подчас не имеют даже возможности разобраться в их сути. Бразильская Конституция в ст. 14 среди способов осуществления народного суверенитета называет и референдум, и плебисцит.

Референдум, будучи институтом непосредственной демократии, даже в демократическом государстве может быть использован как противовес представительной демократии или как средство обойти парламент и принять государственное решение вопреки ему.

Виды референдума

По предмету конституционные, законодательные, международно-правовые, административно-правовые.

Возможны и иные виды, например, по финансовым вопросам (такие голосования при выделении кредитов выше определенной суммы часто практикуются в некоторых кантонах Швейцарии), об изменении границ территориальных единиц (проводятся, например, во Франции при слиянии коммун). Конституционным именуется референдум, на котором решаются вопросы, связанные с принятием новой конституции либо с внесением поправок в действующую.

По своей обязательности: обязательные и факультативные.

Обязательный референдум имеет место в случаях, когда иным образом решение по определенному вопросу не может быть принято. Например, в ч. 2 ст. 151 Конституции Испании предусмотрено, что референдум избирательного корпуса соответствующих провинций необходим в качестве одной из стадий процесса выработки и утверждения статута (устава) об автономии объединяющего эти провинции регионального сообщества.

Если в первом случае мы имеем дело с абсолютно обязательным референдумом, то во втором – с относительно обязательным*.

Факультативный референдум – это такой, который можно проводить, а можно и не проводить. Назначение его зависит от усмотрения органа, компетентного назначать референдум, либо от наличия установленной конституцией или законом иной инициативы. Предметом факультативного референдума может стать любой вопрос или проект государственного (самоуправленческого) решения, за исключением вопросов или проектов, вынесение которых на референдум запрещено конституцией или законом.

Факультативный референдум может проводиться по решению парламента, части парламента, главы государства и правительства, части избирательного корпуса, иных органов государства.

По времени проведения: дозаконодательны е и послезаконодательны е, то есть проводиться до рассмотрения законопроекта парламентом или после такого рассмотрения. Дозаконодательные референдумы обычно являются консультативными, а послезаконодательные – ратифицирующими, утверждающими.

По правовым последствиям референдумы могут быть либо консультативными, либо постановляющими Консультативный референдум проводится по законопроекту или какому-либо акту, подготовленному государственным органом, а не в результате народной инициативы. Вместе с тем результат голосования на таком референдуме оказывает сильное моральное воздействие и на парламент, и на правительство, поскольку им трудно противиться воле большинства избирателей. Так, в 1955 году в Швеции на консультативном референдуме был получен отрицательный ответ по поводу перехода на правостороннее движение. И парламент, и правительство в результате не решились ввести новые правила дорожного движения. Только через 12 лет после достижения соглашения между основными политическими партиями страны парламент ввел новые правила.

По месту проведения референдумы могут быть национальными, региональными и местными.

Голосование на референдуме в принципе равное, то есть каждый избиратель имеет такое же число голосов, что и любой другой избиратель, и вес каждого голоса одинаков. Но из этого бывают исключения.

Аналогично с правилами участия в выборах решается в соответствующих странах вопрос о свободном или обязательном участии в референдуме.Голосование, разумеется, тайное с теми же гарантиями, что и на выборах.

Предмет референдума. Это вопрос, подлежащий решению посредством народного голосования. Вообще же ограничения в отношении предмета референдума характерны для многих стран. Так, согласно части второй ст. 75 итальянской Конституции на референдум не выносятся законы о налогах и бюджете, об амнистии и помиловании, об уполномочии на ратификацию международных договоров.

Примечательно, что если в большинстве стран возможность референдума предусматривается для принятия закона, то упомянутая ст. 75 итальянской Конституции допускает референдум лишь для решения вопроса о полной или частичной отмене закона или акта, имеющего силу закона. Такое голосование называется отменительным референдумом или, иначе, народным вето.

Специфическим предметом референдума являются вопросы о роспуске или, наоборот, созыве парламента. Такой предмет встречается нечасто. Конституция Княжества Лихтенштейн 1921 года, принятая под значительным влиянием германской Веймарской конституции 1919 года, в ст. 48 предусматривает возможность такого рода референдумов.

Что касается местных народных голосований, то обычно предметом обязательного референдума являются изменения территориального устройства, иногда финансовые проблемы. В большинстве же случаев местные референдумы факультативны.

Нередко конституции и законы запрещают в течение установленного срока повторное проведение референдума по одному и тому же предмету, особенно если решение на референдуме было принято отрицательное. Например, в Италии, если предложение об отмене закона было на референдуме отклонено, то повторный референдум по этому вопросу возможен не ранее, чем через пять лет.

Полномочие назначать общенациональный референдум принадлежит обычно главе государства или парламенту, а иногда обоим органам. Они делают это либо по своей инициативе, либо по инициативе других управомоченных субъектов: правительства, группы депутатов парламента, региональных органов власти, группы избирателей.

Формула референдума

Первый вид представляет собой обращенный к голосующему вопрос. Голосующего спрашивают, согласен ли он с определенным утверждением, текстом определенного законопроекта, определенным мероприятием и т. п. На этот вопрос голосующий должен ответить «да» или «нет».

Второй вид – это так называемый народный выбор, то есть предложение голосующему двух или более вариантов решения вопроса, один из которых он должен выбрать либо все отклонить. Второй вид формулы не следует смешивать со случаем, когда на референдум вынесено несколько вопросов, по каждому из которых избиратель должен принять отдельное решение. Во избежание такого смешения упомянутый итальянский закон – Положения о референдумах, предусмотренных Конституцией, и законодательной инициативе народа – предусматривает, что если в один день проводятся несколько референдумов (т. е. на народное голосование вынесено несколько самостоятельных вопросов), то для каждого из них печатаются бюллетени на бумаге особого цвета.

Организация референдума охватывает создание его как бы инфраструктуры: списков избирателей, участков и иногда округов для голосования, комиссий или иных органов по проведению референдума, а также процедуру инициативы, агитационную и разъяснительную кампанию, процедуры собственно голосования, подсчета голосов и определения итогов референдума.

Для этого прежде всего нужно решить вопрос о действительности проведенного народного голосования. Одобренным на референдуме считается обычно решение, за которое подано большинство действительных голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Так, согласно ч. 1 ст. 45 австрийского Федерального конституционного закона «при проведении народного голосования решение принимается простым большинством поданных действительных голосов». Это относится и к референдумам по конституционным вопросам.

Референдум, имеющего постановляющий характер, ибо консультативный референдум правовых последствий в принципе не порождает.

 

 

Тема №36 Институт отзыва в ЗС

 

Этот институт противоположен выборам. Если посредством выборов лицо наделяется мандатом, совокупностью вытекающих из него специальных полномочий и специальной ответственностью, то отзыв означает досрочное лишение мандата по воле тех, кто правомочен наделять данным мандатом, избирая в определенный орган или на соответствующую должность.

Отзыв характерен для конституционного и избирательного законодательства социалистических стран, где обычно устанавливается, хотя и чисто формально, принцип ответственности выборных перед избирающими (см., в частности, в п. 1 § 3 следующей главы вопрос о свободном и императивном мандате депутата). Но на практике отзыв обычно не реализовывался то по причине отсутствия закона, регулирующего порядок отзыва (в СССР, например, такой закон отсутствовал с 1936, когда сталинская Конституция предусмотрела институт отзыва, по 1959 г.), то по причине сложности процедуры. Впрочем, главная причина заключается в том, что, как мы уже не раз отмечали, все вопросы государственной жизни в социалистических странах предрешаются верхушкой аппарата коммунистической партии, которая не желает выносить на суд избирателей судьбу проштрафившихся депутатов и тем более не желает разрешать избирателям самим привлекать депутатов к ответственности. Соответствующие конституционно-правовые положения призваны, с одной стороны, показывать «преимущества социалистической демократии», а с другой – предупреждать депутатов, что в случае непослушания на них найдется законная управа.

Вот как, например, регулируется отзыв депутатов Законом о выборах во Всекитайское собрание народных представителей и в местные собрания народных представителей Китайской Народной Республики 1982 года. Согласно этому закону отзыв депутатов, непосредственно избранных населением, производится большинством голосов избирателей соответствующего избирательного округа. Отзыв депутатов, избранных собраниями народных представителей различных ступеней, производится в период между сессиями собраний большинством голосов членов их постоянных комитетов (во время сессий, очевидно, самими собраниями). Отзываемый депутат может присутствовать на соответствующем заседании или выразить свое мнение в письменной форме. Решение об отзыве доводится до сведения постоянного комитета собрания народных представителей вышестоящей ступени. Любой гражданин или любая избирательная единица могут выдвинуть требования об отзыве депутата, нарушившего закон или дисциплину либо грубо пренебрегающего своими обязанностями. Требование выдвигается перед постоянным комитетом собрания народных представителей, который своевременно организует проверку и заслушивает соответствующего депутата. После проверки достоверности выдвинутых против депутата обвинений вопрос передается в избирательный округ или избирательную единицу, от которых он избран, для его отзыва.

В демократических странах институт отзыва обычно отсутствует: считается, что нерадивого депутата можно просто не избрать на следующих выборах. Если же выборы производятся по партийным спискам кандидатов, когда избирательные округа очень велики, то отзыв затруднителен и технически, во всяком случае стоит весьма дорого. Впрочем, в Японии, в некоторых штатах США и отдельных других странах мы встречаем институт отзыва преимущественно на местном уровне. В США отзыв выборных должностных лиц впервые был применен в Лос-Анджелесе в 1903 году, а штат Орегон оказался первым, включившим этот институт в свою Конституцию 1887 года в 1906 году. В настоящее время отзыв выборных должностных лиц предусмотрен в законодательстве более трети штатов, а также федерального округа Колумбия и некоторых островных территорий (всего в 21 единице). Из названного числа в 6 штатах возможен отзыв всех выборных должностных лиц, еще в 6 – всех должностных лиц, за исключением входящих в судебную власть, в Южной Дакоте и Орегоне – всех должностных лиц, за исключением членов Конгресса США. Для применения процедуры отзыва требуется разное число подписей: например, 25 % от числа поданных голосов на последних выборах соответствующего должностного лица (Аляска, Алабама, Колорадо, Вашингтон, Висконсин) либо 12 % от этого числа (Калифорния). В Канзасе требуются 40 % от числа поданных голосов на последних выборах губернатора штата, в Мичигане и Миннесоте – 25 % от этого числа*. Применяется отзыв в США нечасто из-за процедурных трудностей (подписи необходимо собрать в короткий срок в нотариально удостоверенной форме), а также из-за того, что в случае отклонения избирателями предложения об отзыве на инициаторов голосования возлагается возмещение расходов по его проведению.

В Австрийской Республике Федеральный конституционный закон 1920 года в редакции 1929 года предусмотрел возможность отзыва Федерального президента. Согласно ч. 6 ст. 60 этого закона «до истечения срока своих полномочий Федеральный президент может быть смещен с должности на основании народного голосования. Народное голосование должно быть проведено, если этого потребует Федеральное собрание (совместное заседание законодательных палат. – Авт.). Федеральное собрание созывается для этой цели Федеральным канцлером (главой правительства. – Авт.), если Национальный совет (нижняя палата. – Авт.) примет такое решение. Для принятия решения Национальным советом необходимо присутствие не менее половины членов и большинство в 2/3 поданных голосов. Такое решение Национального совета препятствует дальнейшему исполнению Федеральным президентом его обязанностей. Отклонение на основании народного голосования предложения о смещении Федерального президента с его должности считается его новым избранием и влечет за собой роспуск Национального совета...» На практике этот институт не применялся. Отзыв Президента был предусмотрен Веймарской конституцией Германии 1919 года, но также не был применен.

Отзыв дает возможность избирателям непосредственно лишать должностей лиц некомпетентных, безответственных, нечестных, однако при этом нельзя исключать и неоправданного политического воздействия на выборных должностных лиц, которым при постоянных угрозах отзыва довольно затруднительно исполнять свои обязанности должным образом.

 

Тема №37 Глава государства

 

Полномочия главы государства.

Представительские функции: выступление с официальными обращениями к парламенту и посланиями к нации (анализ внутренней и внешней. политики государства, формулирование основных целей правительственной деятельности). Глава государства на международной арене считается всегда выступающим от имени своего государства и в силу своего положения не нуждается в специальном на то уполномочии.

Государственное управление:

- в парламентарных республиках и монархиях глава государства связан с результатами выборов и вынужден либо прямо проводить политику парламентского большинства, либо маневрировать, если ни одна партия не получила большинства мест в парламенте.

- в президентских республиках глава государства является единоличным носителем правительственной власти. Президент как глава государства играет решающую роль в определении программы правительственной деятельности, ему принадлежит право принятия окончательных решений.

Законодательство:

- в парламентарных монархиях и республиках главе государства формально принадлежит право досрочного роспуска парламента. Однако на практике соответствующие решения принимаются правительством.

- в странах со смешанной формой правления глава государства пользуется широким спектром полномочий: роспуск парламента, созыв чрезвычайных сессий, возвращение законопроекта для повторного обсуждения и законодательная инициатива.

- в президентских республиках глава государства не обладает правом роспуска парламента. Одно из средств воздействия на парламент – вето (абсолютное и отлагательное).

Внешняя политика:

- верховное представительство страны в международных отношениях;

- назначение руководителя ведомства иностранных дел и дипломатических представителей за рубежом;

- участие в переговорах, подписание договоров, объявление войны и заключение мира.

Судебная власть:

- назначение на высшие судебные должности;

- председательствование в высших консультативных учреждениях, которые ведают дисциплинарными и отчасти административными вопросами, относящимися к судебному корпусу;

- право помилования.

Чрезвычайные полномочия: объявление чрезвычайного положения, право на использование вооружённых сил.

 

Глава государства – официальное лицо (орган), занимающее, как правило, формально высшее место в иерархии государственных институтов и осуществляющее верховное представительство страны во внутриполитической жизни и международных отношениях. Глава государства – это конституционный орган и одновременно высшее должностное лицо государства, представляющее государство внутри и вовне страны, символ государственности народа.

- выбираемый президент;

- наследственный монарх;

- выбираемый монарх (Малайзия, ОАЭ).

Статус монарха:

- суверен, верховный правитель, а в ряде стран и верховный носитель государственной власти;

- занимает свой пост в порядке престолонаследия

-обладает неприкосновенностью

-обладает правом на титул

- от его имени издаются законы;

- его именем выносятся судебные постановления;

- важнейшие государственные дела составляют его прерогативу;

- в странах Востока в руках монарха сосредоточена исполнительная власть, большие полномочия в законодательной и судебной областях;

- в абсолютной монархии монарх обладает неограниченной властью;

- иногда монарх сочетает в своем лице функции светского и религиозного главы подданных;

Статус президента:

-Является выборным должностным лицом

- в президентской республике президент обладает большими полномочиями, чем в парламентской, где он выполняет, в основном, представительские функции;

- в освободившихся странах с однопартийной системой президент часто обладает на практике более широкими полномочиями, чем по конституции;

- в президентских республика президент совмещает пост главы государства и правительства.

Место главы гос-ва в системе органов власти определяется прежде всего формой правления.

-в президентской республике он взаимодействует с парламентом и суд. Властью как представитель исп. Власти

-В парламент. Республике его роль вторична по сравнению с ролью главы прав-ва

-В абсол. Монархии объединяет в своих руках важнейшие поломочия

-В дуалист. Монархии делит власть с парламентом

-В парлам. Монархии. Власть либо у парламента либо у прав-ва, монарх выполняет в основном представит. Функции.

Тема №38 Статус монарха

 

Статус монарха:

- суверен, верховный правитель, а в ряде стран и верховный носитель государственной власти;

- от его имени издаются законы;

- его именем выносятся судебные постановления;

- важнейшие государственные дела составляют его прерогативу;

- в странах Востока в руках монарха сосредоточена исполнительная власть, большие полномочия в законодательной и судебной областях;

- в абсолютной монархии монарх обладает неограниченной властью;

- иногда монарх сочетает в своем лице функции светского и религиозного главы подданных;

Правовое положение монарха.

Монарх – лицо неприкосновенное.

Монарх имеет право на особый титул, на особое обращение, которое не может использоваться к другим лицам в данном государстве, кроме супруги монарха; имеет государственные регалии, свой двор, оплачиваемый из государственного бюджета.

Монарх замещает свой пост в порядке престолонаследия., действующего в гос-ве.

Часто монарх наделяется правом вето (иногда даже абсолютного), но во многих странах его не использует (в Великобритании – уже более 300 лет; в мусульманских странах в этом нет необходимости – парламент зависит от монарха); однако может им и не наделяться (Япония, Испания).

По конституции монарх назначает правительство (в парламентарных монархиях – на деле только подписывает соответствующий документ, состав же правительства обуславливается соотношением сил в парламенте и определяется партией, обладающей парламентским большинством).

Обязанности монарха:

- арбитр в обществе;

- Является символом страны

- (по некоторым конституциям) должен быть приверженцем определённой религии;

- (по некоторым конституциям) не может покидать страну без разрешения парламента или правительства;

- (в некоторых странах) глава государственной церкви.

Фактическая роль монарха в разных странах различна. В дуалистической и особенно в абсолютной монархии он имеет реальную власть, в парламентарной – царствует, но не правит. В последнем случае его влияние на политическую жизнь невелико, а иногда даже ничтожно; он подписывает (и не может отказаться от этого) все акты, которые передают ему парламент и правительство. В то же время у монарха есть резервные, «спящие» полномочия, королевская прерогатива, которая может быть использована в определённых ситуациях.

Тема №39 Формы отвественности главы государства: импичмент

Монарх – лицо неприкосновенное. Он не может быть привлечён к административной, уголовной ответственности, против него не может быть обращён гражданский иск. За действия монарха по управлению государственными делами политическую ответственность несут его министры. На практике, однако, во время английской и французской буржуазных революций в XVII и XVIII вв. казнили королей, в Центральноафриканской Республике судили свергнутого в результате переворота 1979 г. императора Бокассу. В мусульманских странах «благородная», правящая семья (часть династии) при участии высших священнослужителей и мусульманских учёных (улемов) смещает короля и ставит на его место другого члена семьи (так было, ZB., в Саудовской Аравии вследствие обвинения короля в недостаточном благочестии), при этом смещённых монархов обычно пожизненно заточают в темницу.

В отличие от монарха президент несёт ответственность за свои действия. Он отвечает за государственную измену, взяточничество, совершение других тяжких преступлений. Формы, процедуры и условия этой ответственности особые: уголовная ответственность наступает лишь после отрешения президента от должности. В США обвинительное заключение принимает нижняя палата, а судит президента, т.е. решает вопрос об отстранении его от должности, сенат. На Украине, в Казахстане и некоторых других постсоциалистических государствах эта процедура значительно усложнена. Вопрос об импичменте может быть поставлен только значительной частью членов нижней палаты, после чего создаётся специальная комиссия, готовящая текст обвинения. В процедуре участвуют конституционный и верховный суды, дающие свои заключения. Решения принимаются квалифицированным большинством голосов, установлен сжатый срок, в течение которого должна завершаться процедура. Если в указанный срок решение не будет принято, обвинение против президента считается отклонённым.

В США импичмент против президента пытались применить неоднократно, но дело до процедуры в парламенте дошло лишь дважды (не считая В. Дж. Клинтона), оба раза без успеха: один раз в сенате для смещения президента не хватило одного голоса, а президент Никсон в 1974 г. сам ушёл в отставку, не дожидаясь импичмента. Импичмент имел место в Бразилии в 1992 г., в Венесуэле в 1993 г.

В некоторых странах могут быть применены иные процедуры, кроме импичмента. В Словакии президент может быть смещён с должности парламентом за действия, направленные против демократического строя, целостности государства, большинством в 3/5 голосов. Такая попытка предпринималась, но необходимого количества голосов не было получено. В Румынии, Азербайджане по конституции 1995 г. такое решение принимается большинством голосов всего состава парламента, но выносится на референдум, который и принимает окончательное решение. В Австрии, Исландии президент может быть отозван со своего поста избирателями (эта норма не применялась ни разу). В Польше и Франции парламент может принять обвинительное заключение, а судит президента особый суд.

На практике в отдельных постсоветских республиках (Азербайджан и др.) в начале 90-х гг. некоторые президенты были смещены со своих постов путём голосования избирателей, но судебных процессов не было. Имелись случаи добровольной отставки президента (Чехословакия), вынужденной отставки (США, Югославия), причём отстранение президента от власти иногда сопровождалось вооружённой борьбой (Грузия).

Импичмент существует институтом конституционного права. Так или иначе, учитывая проблемы его осуществления и политический характер последствий, импичмент нередко рассматривают в политическом контексте. Но это несколько устаревший подход, определенный историческими событиями в Великобритании и США. Импичмент зародился в Англии, но основные тенденции формирования этого института соединены с политическими событиями в других странах, непосредственно в США и Литве, тем более что импичмент в Англии не применяется с 1806 г. и без сомнений, что процедура импичмента со эпох У. Гастингса и лорда Мелвилла модифицировалась в соответствии с теми требованиями, которые присущи современному демократическому обществу.

Конституционная практика применения импичмента обширна. В США состоялось 17 подобных процессов. Ярким примером представлен импичмент в отношении Главы США Б. Клинтона (1998–1999). 11–12 декабря 1998 г. многие из правового комитета Палаты представителей высказались за четыре статьи импичмента, а 19 декабря 1998 г. Президент был подвергнут импичменту Палатой парламента по ст. I и III: обман под обетом и обструкция. 12 февраля 1999 г. Сенат снял обвинения с Клинтона.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...