Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ снижения себестоимости товарного выпуска продукции

 

Фактическое снижение себестоимости товарного выпуска продукции анализируется в двух оценках(в ценах, действовавших в отчетном году,и в среднегодовых ценах предыдущего года) с выделением материальных затрат на производство. В результате такой оценки устанавливается степень снижения (или роста) уровня затрат на рубль товарного выпуска продукции.

Смотри таблицу:

Показатели

За предыдущий год

(в среднегодовых ценах предыдущего года)

За отчетный год в ценах

среднегодовых за предыдущий год фактически действовавших
Фактическая стоимость выпущенной продукции, тыс.руб. 94491 100267 101126
Фактический выпуск товарной продукции, тыс.руб. 109011 114774 115835
Затраты на рубль то-                                               варной продукции, коп. 86,68 87,36 87,30
Снижение затрат на рубль товарной продукции в отчетном году  в % к предыдущему  году в сопоставимых  ценах х +0,78 +0,72

 

Приведенные в таблице показатели характеризуют в целом рост затрат на производство товарной продукции по сравнению с прошлым годом как в действующих(+0,72%),так и в сопоставимых ценах (+0,78%). Несмотря на различие денежных оценок, в каждом из вариантов темпы роста затрат на производство превышали темпы роста стоимости товарной продукции в сопоставимых ценах - 106,1% (100267:94491х100) и 105% (114774%109011х100), а в действующих ценах- соответственно 107,0 и 106,2%.

 Это указывает на то, что рост затрат на производство происходил на фоне повышения удельных расходов ресурсов производства и интенсивных сдвигов в составе товарного выпуска продукции в сторону изделий с ентабельностью ниже среднего уровня, сложившейся в предыдущем году1.

 

Накладные расходы.

 

Накладные -затраты по управлению и обслуживанию производственного процесса (общепроизводственные общехозяйственные расходы). Эта классификация имеет важное значение в производстве, которое осуществляется по индивидуальным проектам и при осуществлении которого большое количество разных видов затрат относится на накладные расходы, что существенно затрудняет определение эффективности и рациональности произведенных расходов, и в этом случае применяются нормы накладных расходов. Нормирование этого вида затрат делает простым процесс определения эффективности производственной деятельности-затраты сверх

норм составляют перерасход, а положительная разница между нормативной величиной и фактическими расходами составляет экономию1.

 

Система показателей по себестоимости: методика их расчета и анализа

 

 На предприятии планируются и учитываются следующие основные показатели

издержек производства: затраты на производство, себестоимость товарной и реализованной продукции, затраты на один рубль товарной и реализованной продукции, себестоимость сравнимой продукции, себестоимость отдельных важнейших изделий.

При анализе издержек производства используются также показатели: затраты предметов труда на один рубль товарной продукции, затраты трудовые (заработная плата и расходы на социальное страхование) на один рубль товарной продукции, производство на рубль затрат (полной себестоимости) и др.

 Себестоимость продукции может исчисляться двумя способами:

· по экономически однородным элементам затрат;

· по статьям калькуляции.

При расчете себестоимости по элементам затрат в ее состав включаются следующие расходы:

· материальные затраты;

· затраты на оплату труда;

· отчисления на социальные нужды;

· амортизация основных средств;

· прочие затраты.

Расчет по элементам затрат (млн. руб.)

Показатели

Услов. обозначения 1-й год (базисный) 2-ой год отчетный 1. Продукция N 79700 83610 2. Трудовые ресурсы       а) Произв.персонал (чел.) Т 381 382 б) Оплата труда с начисл. U 9628 9894 3. Материальные затраты М 52228 54434 4. Фонды       а) Основные производственные F 74350 78581 б) Амортизация A 8311 8463 5. Оборотные средства Е 16007 16241

Расчетные показатели

      1. Себестоимость продукции С=U+M+A 70167 72791 2. Прибыль Р=N-C 9533 10819

 

В нашем примере1 по данным таблицы имеем:

 

себестоимость продукции за 1-й год-70167 млн.руб. себестоимость продукции за 2-й год-72791 млн.руб. Повышение себестоимости произошло, в основном, за счет роста материальных затрат.

Соответственно затраты на 1 рубль продукции составили:

за 1-й год-0,88 руб.(70167:79700);

за 2-й год-0,87 руб.(72791:83610).

Снижение затрат на 1 рубль продукции обусловлено опережающим ростом выручки от реализации продукции над ростом затрат. Реализация продукции выросла на 104,9% (83610:79700), а затраты по стоимости -на 103,7(72791:70167).

Опережение темпа роста реализации над темпом роста затрат составило 1,01. При расчете стоимости по статьям калькуляции в ее состав включают расходы, предусмотренные отраслевыми инструкциями по планированию, учету и анализу стоимости.

Пример расчета и оценки стоимости продукции по статьям калькуляции для машиностроительного предприятия приведен в приложении 4.

 Анализ себестоимости товарной продукции в разрезе калькуляционных статей затрат позволяет дать оценку размера экономии (-) или перерасхода (+) в связи с отклонением фактической себестоимости от плановой.

По представленным данным можно установить,что по предприятию достигнуто сверхплановое снижение себестоимости на сумму-68 тыс. руб., что составляет -0,1% плановых затрат на производство всей фактической товарной продукции. Экономия затрат обеспечена главным образом по таким статьям, как "Сырье и материалы"(-105 тыс.руб.); "Заработная плата основная производственных рабочих"(-71 тыс.руб.); "Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования"(-43 тыс.руб.);

"Общепроизводственные расходы"(-22 тыс. руб).По ряду калькуляционных статей имеются случаи превышения плановых затрат на фактический выпуск продукции. Перерасход получен по 7 из 15 позиций калькуляционных статей: "Топливо и энергия на технологические цели" (+7 тыс.руб.);" Покупные изделия и полуфабрикаты"(+129 тыс.руб.);

"Заработная плата дополнительная производственных рабочих" (+3 тыс.руб.);

"Потери от брака"(+10 тыс.руб.); "Расходы на подготовку и освоение производства" (+13 тыс.руб); всего на сумму +166 тыс.руб. (129+7+3+13+3+10+1). В целом сверхплановый рост затрат на производство товарной продукции вследствие увеличения физического объема продукции составил 101,9%. Наиболее неравномерно происходил рост затрат на производство по таким статьям, как "Возвратные отходы"

(115,9%), "Потери от брака" (109,8%), "Покупные изделия и полуфабрикаты" (108,80%).

Только по одной позиции-расходы на освоение и подготовку производства -произошло снижение затрат на производство (96,6%). Следует отметить ускоренный рост прямых затрат на производство(103,4%),а в их составе -прямых материальных затрат (104,1%) по сравнению с общими затратами на товарный выпуск. Это указывает на увеличение доли в выпуске продукции материалоемких изделий и сравнительно замедленный рост (в связи с расширением товарного выпуска) издержек на оплату труда и амортизацию.

Наибольший" вклад "в общее снижение себестоимости товарной продукции (-0,1%) приходится на "Сырье и материалы"(-0,1%)и "Заработная плата основная". По статье "Покупные изделия и полуфабрикаты" процент увеличения себестоимости составил +0,1.

 

Содержание управленческого и финансового анализа.

                              

В современной рыночной экономике бухгалтерский учет все более делится на две отрасли: финансовый учет и управленческий учет.

Финансовый учет решает проблемы взаимоотношений предприятия с государством и другими внешними пользователями информации о деятельности предприятия. Финансовый учет и особенно публичная финансовая отчетность регламентируются международными и национальными стандартами, обеспечивающими интересы внешних пользователей (корреспондентов) информации.

Управленческий учет состоит из систематического традиционного учета и проблемного учета, направленного на выработку управленческих решений в интересах собственников и администрации предприятия. Управленческий учет не регламентируется государством, его организация и методы определяются руководителем предприятия, в нем на первый план в деятельности бухгалтера выдвигаются управленческие задачи, требующие для своего решения не только знаний традиционной бухгалтерии, особенно учета затрат и калькулирования себестоимости продукции и услуг, но и технико-экономического планирования, статистики,анализа хозяйственной деятельности, развитого математического аппарата и современной вычислительной техники. Управленческий бухгалтерский учет организует внутрихозяйственные связи на предприятии, т.е. связи между лицами, работающими на самом предприятии, поэтому управленческий учет называют внутренним в отличие от финансового -внешнего. В содержание как внешнего финансового, так и внутреннего управленческого учета входит анализ хозяйственной деятельности, но его организация, объекты и методы в решении задач финансового и управленческого учета имеют свою специфику.

Общая схема содержания анализа хозяйственной деятельности представлена в приложении 5.

Субъектами анализа выступают как непосредственно заинтересованные, так и опосредственно заинтересованные в деятельности предприятия пользователи информации. К первой группе пользователей относятся собственники средств предприятия, заимодавцы, поставщики, покупатели, налоговые органы, персонал предприятия и администрация (руководство). Каждый субъект

анализа изучает информацию со своих позиций,исходя из своих интересов. Вторая группа пользователей финансовой отчетности - это субъекты анализа, которые хотя непосредственно и не заинтересованы в результатах деятельности предприятия, но должны по договору защищать интересы первой группы потребителей информации. Это прежде всего аудиторские фирмы, а также консультационные фирмы, биржи, юристы, ассоциации, профсоюзы и др.

Информационной базой управленческого анализа является вся система информации о деятельности предприятия - о технической подготовке производства, нормативная и плановая информация, хозяйственный учет, в то числе данные оперативного, бухгалтерского и статистического учета, внешняя публичная финансовая и вся система внутрихозяйственной отчетности, прочие виды информации, в том числе опросы специалистов, информация производственных совещаний, пресса и т.д.

 Управленческий анализ включает в свою систему не только производственный анализ, без которого руководство предприятия не может осуществлять свою финансовую стратегию. В технико-экономических обоснованиях любого коммерческого дела (бизнес-планах) используются методы как производственного, так и финансового анализа1.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...