Требования к структурным элементам дипломной работы.
Введение Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, формируется проблема, определяется цель работы и решаемые задачи, степень разработанности темы в научной литературе и характеристика используемых источников. Указывается объект исследования, используемые методы анализа и обработки материала. Объем введения 3-5 стр. Обоснованность темы и ее актуальность складываются из следующих положений: а) важность и значимость темы; б) связь темы с более широкими аспектами развития экономики. Цель работы непосредственно связана с темой (названием дипломной работы) – это масштабная конкретно-практическая операция, выполнению которой посвящен диплом. При постановке цели следует использовать термины: «проанализировать….», «обосновать…», «раскрыть…», «выявить…», «охарактеризовать…» Сформулированная общая цель исследования составляет его стратегию, и потому требует постановки конкретных тактических задач. В отличие от цели, которая одна, задач должно быть несколько. В совокупности они образуют общую тактику реализации поставленной цели. Фактически основная часть дипломной работы — последовательное и логическое решение поставленных во введении задач. Поэтому часто формулировки задач могут совпадать с названиями глав или параграфов основной части. Задачи указываются во введении в виде перечисления. Во введении нужно назвать также предмет и объект исследования. Объектом является то предприятие (организация), работа которого анализируется. Предмет изучения непосредственно связан с названием и целью работы. Обязательным требованием к тексту введения является указание методов, которыми пользовался автор. Методы могут быть различными: как общенаучными, так и конкретно-научными, как аналитическими, так и дескриптивными (описательными).
2.2 Основная часть. Выпускная квалификационная работа содержит, как правило, три главы, каждая из которых делится на параграфы (не менее 2-х). 2.2.1 Первая глава – теоретическая. Ее содержание целиком зависит от выбранной темы, и будет включать те вопросы и проблемы, которые имеют к ней самое непосредственное отношение. В этой главе на основе изучения работ отечественных и зарубежных авторов излагается история исследуемой проблемы, показывается степень ее изученности, рассматриваются различные подходы к решению, дается их оценка, обосновываются и излагаются собственные позиции студента. Рассмотрим это на конкретных примерах: Пример 1. Если проводится анализ рисков в работе предприятия (организации), то в теоретической главе следует рассказать, что такое риски, привести их классификацию, изложить методы их диагностики в экономической литературе (разумеется, со всеми соответствующими ссылками), рассказать, какие из них наиболее часто применяются в современных российских условиях. Затем перейти к способам их нейтрализации. По ходу изложения следует подробно останавливаться на всех специальных терминах и понятиях, обязательно дать их развернутое определение. В данном примере это, скорее всего, будут следующие: кредитоспособность, банкротство, производственный риск, коммерческий риск, финансовый риск, управление рисками, программирование риска, тактическое и стратегическое управление, ресурсообеспеченность, критический объем производства, норма прибыли. Пример 2. Если тема диплома звучит как «Управление маркетинговой политикой предприятия», то в теоретической главе следует остановиться на понятии маркетинга, его видах, содержании маркетинговой политики, возможных целях маркетинговой политики, видах рынка и т.д.
Пример 3. Если дипломная работа посвящена анализу изменений в менеджменте хозяйствующего субъекта для достижения определённых целей (повышения доходности, модернизации материально-технической базы, расширения спектра оказываемых услуг или расширения ассортимента производимых товаров и т.п.), то в первой главе должны быть изложены основы теории менеджмента, проанализированы его виды, цели, рассмотрены позиции разных авторов по исследуемой проблеме. В конце теоретической главы логично поместить заключение о том, как решается изучаемая проблема в современных экономических условиях. Как правило, это заключение пишется дипломником на базе изучения периодических изданий. Это позволяет продемонстрировать, в чем заключается новизна выполненной дипломной работы. Таким образом, основой теоретической главы будет обзор всех понятий, закономерностей, подходов к проблеме, которые можно найти в соответствующей специальной литературе. В этой главе следует делать ссылки и цитировать различных авторов. В заключение остановимся на методике работы. Рекомендуется применять какие-либо простые методические приемы, которые можно и нужно охарактеризовать в теоретической главе: • анализ и синтез (две основные мыслительные операции, составляющие сущность любого процесса познания; анализ заключается в объяснении объекта при помощи его мысленного, абстрактного (но иногда и реального – правда, не в экономике, а в естественных науках) разъединения, расчленения на составные части, синтез – противоположная процедура, состоит в объединении частей в единое целое); • моделирование – методический прием, основанный на создании искусственного подобия объекта (т.н. модели) для изучения отдельных сторон его работы; • системный подход (или принцип системности) заключается в комплексном анализе, учете внешней и внутренней среды в работе объекта, его границ в окружающей среде, его внутренней структуры, целостности; • структурный принцип состоит в характеристике элементов, из которых состоит объект и – что особенно важно! – характере взаимосвязей между ними; • использование относительных величин; экономические явления и процессы выражаются обычно в абсолютных и относительных показателях.
Абсолютные показатели отражают количественные размеры явления в единицах меры, веса, объема, продолжительности, площади, стоимости и т.д. безотносительно к размеру других явлений. Относительные показатели показывают соотношение величины изучаемого явления с величиной какого-либо другого явления или с величиной этого явления, но взятой за другой период или по другому объекту. Их получают в результате деления одной величины на другую, которая принимается за базу сравнения. • метод средних величин представляет собой особую форму статистического обобщения. Применение метода средних величин возможно только при наличии вариации признака у совокупности однородных явлений. Средние величины могут быть как абсолютными, так и относительными (средняя заработная плата, средний процент выполнения плана). • метод группировки; этот метод помогает выделить из изучаемой совокупности по определенным социально-экономическим признакам группы, по которым проводятся дальнейшие исследование. Но объединив совокупности в группы, мы уменьшаем долю ее случайных показателей и находим общее, существенное для исчисления статистических • метод сравнительного анализа (сравнение с прошлыми показателями, сравнение со средними показателями, с плановыми, с лучшими по отрасли и т.д.). Большое значение имеет правильная трактовка понятий, их точность и научность. Употребляемые термины должны быть общепринятыми либо приводиться со ссылкой на автора. Точно так же общепринятыми должны быть и формулы, исключение составляют впервые вводимые те или иные научные понятия, расчеты. По объему первая глава не должна превышать 30% всей работы. 2.2.2 Вторая глава носит аналитический характер. В ней дается характеристика объекта исследования, на материалах которого выполняется работа, и проводится глубокий анализ изучаемой проблемы с использованием различных методов исследования. Рекомендуется провести технико-экономический анализ производственной деятельности предприятия:
• название предприятия, профиль его работы; • краткие сведения по истории предприятия (когда было создано, каким реорганизациям подвергалось); • организационная форма предприятия (например, открытое акционерное общество), особенности устава, кому принадлежит контрольный пакет акций; • размер предприятия, его организационная структура, характеристика работников, выпускаемой продукции и т.д.; • механизм управления на предприятии; • анализ плана производства, показателей качества продукции, объемов реализованной продукции, показателей труда и заработной платы; • использования основных производственных фондов, применения ин-формационных систем на предприятии, качества управленческого и экономического учета и анализа на предприятии и т.д. • анализ внешней среды предприятия (конкурентоспособность, перспек-тивы продвижения продукции предприятия на внутренний и внешний рынки, взаимоотношения с поставщиками, деловыми партнерами и т.д.) Лучше, если данная часть диплома будет максимально полной и подробной. Содержание второй главы дипломной работы необходимо иллюстрировать таблицами, схемами, диаграммами и другими материалами, которые размещаются по тексту работы или даются в приложении. Для более глубокого изучения отдельных вопросов могут быть проведены специальные анкетные обследования и опросы специалистов. 2.2.3 Третья глава является проектной. В ней предлагаются способы решения проблемы, определяются пути укрепления финансового положения объекта, снижения затрат, повышения уровня основных экономических показателей. Все предложения и рекомендации должны носить конкретный и обоснованный характер. Базой для их разработки служит проведенный во второй главе анализ исследуемой проблемы, а также имеющийся прогрессивный отечественный и зарубежный опыт. Каждое решение (предложение) должно быть обосновано с позиции финансово-экономической целесообразности и перспектив использования новшества. Сущность экономической эффективности мероприятия заключается в определении соотношения полезного эффекта (результата) и затрат на их достижение. В процессе обоснования ожидаемых затрат выявляются потенциальные составляющие эффекта и рассчитывается экономия затрат, получаемая при реализации каждой из этих составляющих. В конце каждой главы основной части работы рекомендуется сделать краткие выводы из предшествующего изложения. При любой подаче мате-риала в дипломной работе должно быть обоснование принимаемых решений.
Заключение. Заключение – важная часть дипломной работы. В ней даются выводы по всему тексту проделанной работы. В краткой характеристике теоретических основ исследования можно указать противоречия, вариантность в теоретических позициях. Заключение, как структурный элемент работы, выполняет важнейшую функцию. Несмотря на то, что все уже сказано и подробно изложено в тексте основной части, в заключении студент снова обращается к проделанной работе, чтобы кратко воспроизвести логическую схему исследования. Необходимо четко сформулировать и последовательно изложить полученные в ходе исследования промежуточные и основные выводы и практические рекомендации, как результат исследования. При изложении выводов обязательно указать авторскую роль в проведённом исследовании (что разработано, предложено автором, точки зрения, выводы, расчеты и т.д.). Необходимо отразить также, насколько выполнена поставленная цель и насколько полно в работе раскрыта формулировка темы дипломной работы. Заключение должно подвести итог решения тех задач, которые были обозначены во введении и рассмотрены в дипломной работе. Текст заключения должен быть написан так, чтобы выводы соотносились с поставленными во введении целью и задачами исследования. Заключение составляет от 5 до 10% текста в целом. 2.2.5 Приложение - заключительная часть работы, которая имеет дополнительное, обычно справочное значение, но является необходимой для более полного освещения темы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|