Первая научная революция. Гелиоцентрическая система мира (16 век).
Стр 1 из 8Следующая ⇒ Естествознание как наука. Естествознание – совокупность наук о природе.
Наука – часть культуры, сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности (т.е. не зависящих от человека). Цель науки – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности на основе открываемых наукой законов. Концепция – определенный способ понимания, трактовка каких-либо явлений. Парадигма - строго научная теория, господствующая в научном обществе в течение определенного исторического периода. Мировоззрение – система обобщенных взглядов на мир и место в нем человека. Современная наука – сложная система отдельных научных дисциплин. 1. Фундаментальные (теоретические) науки – познание основных определяющих законов мира:
- математические науки, - естественные науки (астрономия, физика, химия, геология, география, биология, биохимия, антропология и др), - социальные (или общественные) науки (история, экономика, демография, науки о государстве.). - гуманитарные науки (психология, логика, филология, лингвистика и др.). 2. Прикладные (практические) науки - разработка способов применения полученных фундаментальной наукой знаний в интересах человека: - программирование, радиоэлектроника, металлургия, оптика, сельскохозяйственные науки, медицина, атомная энергетика.
Структура естественнонаучного познания. В структуре естественнонаучного познания выделяют 2 уровня познавательной деятельности: эмпирический и теоретический. 1.Эмпирический уровень - приемы, методы и формы познания, связанные с непосредственным отражением объекта, материально-чувственным взаимодействием с ним человека. Происходит накопление, фиксация, группировка и обобщение исходного материала для построения теории. На эмпирическом уровне познания складываются основные формы знания – научный факт и закон. 2.Теоретический уровень – формы, методы и способы организации познавательной деятельности, обеспечивающие создание и разработку научной теории (логическая система знаний о законах). Сюда относятся: научные абстракции, мысленные модели, научные идеи, гипотезы и теории. Теория – высшая форма познания. Этапы становления научной теории: - 1. - выдвижение научной идеи. - 2. - формулирование гипотез - 3. - эмпирическая проверка гипотез и их обоснование - 4. - создание научной теории. На основе определенной фундаментальной научной теории строится научная картина мира. Научная картина мира – целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях природы, возникающая в результате обобщения основных естественнонаучных понятий, принципов, методов. В структуре научной картины мира можно выделить 2 компонента:
1) понятийный – философские категории и принципы (материя, движение, пространство, время), общенаучные понятия и законы (например, закон сохранения и превращения Е), а также фундаментальные понятия отдельных наук (поле, вещество, Вселенная, биологический вид, популяция и т.д.), 2) чувственно-образный – совокупность наглядных представлений об объектах и их свойствах (например, планетарная модель атома, образ Метагалактики в виде расширяющейся сферы и т.д.). Современная естественнонаучная картина мира
Предмет естествознание изучает: - различные формы движения материи в природе, - иерархия последовательных уровней организации материи и их взаимосвязи, - основные формы бытия – пространство и время, - общие и специфические закономерности явлений природы. В истории естествознания выделяют эволюционные и революционные периоды развития. Революции в естествознании связаны с изменениями способов познания. Научная революция - закономерный и периодически повторяющийся в истории науки процесс качественного перехода от одного способа познания к другому, отражающий более глубинные связи и отношения природы. Происходит резкое изменение системы методов, идеалов познания, критика старых и утверждение новых ценностей познания. К научным революциям в естествознании относят коперниканскую, ньютонианскую, дарвиновскую, революцию. Научные революции в естествознании Первая научная революция. Гелиоцентрическая система мира (16 век).
Первая научная революция была предопределена несколькими причинами. Во - первых - возникла необходимость усовершенствования несистематической Птолемеевской геоцентрической системы, где каждая планета рассматривалась сама по себе. Во – вторых, назрела необходимость реформы юлианского календаря (в 4 в.н.э. Никейским собором была закреплена календарная дата весеннего равноденствия – 21 марта при расчете праздника Пасхи, однако к 16 в. произошло отставание на 10 дней). Так же необходимо было составление для мореходной практики более точных звездных таблиц. Среди научных деятелей того периода особенно большой вклад в мировую науку внесли несколько человек. Николай Коперник (1473-1543) – великий польский астроном, автор труда «Об обращениях небесных сфер» создал новую единую гелиоцентрическую систему мира. Система Коперника проще и точнее системы Птолемея, на ее основе – реформа календаря – введение нового григорианского стиля (5 (по-новому 15)октября 1582 г. по инициативе папы Григория 13). -в центре Вселенной находится неподвижное Солнце -объяснил годичное вращение Земли (со спутником Луной) и планет вокруг Солнца по круговой орбите, причем движение небесных тел подчинено общим законам механики (времена года) -объяснил суточное вращение Земли вокруг своей оси (смена дня и ночи), Недостатки взглядов Коперника: -конечность Вселенной твердой сферой, на которой закреплены неподвижные звезды, движение небесных тел только равномерное и круговое, неравномерное движение Солнца – кажущийся эффект (из за наблюдения с движущейся Земли).
Джордано Бруно (1548-1600) – итальянский ученый, монах, сожженный инквизицией на костре в Риме за провозглашение нового прогрессивного мировоззрения. Дополнил систему Коперника: -Вселенная бесконечна, центра Вселенной нет, материальное единство Вселенной. -Существует множество миров, подобных нашей Солнечной системе, в т.ч. обитаемых. -Солнце подвижнопо отношению к звездам и тождественно звездам.
Галилео Галилей (1564-1642) – ит. астроном, физик, создатель основ механики, развивал систему Коперника о строении Вселенной.
Заслуги в области астрономии: -построил телескоп с 30-кратным приближением, Млечный путь - это скопление звезд, открыл 4 спутника Юпитера (из 13), пятна на Солнце и кольца Сатурна, наблюдал поверхность Луны. Создал основы нового механистического естествознания - раздел механики – динамику: 1.разграничил понятия равномерного и неравномерного движения, 2.сформулировал понятие ускорения (скорость изменения скорости), законы свободного падения тел, 3.результатом действия силы на движущееся тело является ускорение, а не скорость, 4.сформулировал принцип инерции (если на тело не действует сила, то тело находится либо в состоянии покоя, либо в состоянии прямолинейного равномерного движения), 5.ввёл понятие инерциальной системы, 6.принцип относительности движения (все системы, движущиеся прямолинейно и равномерно друг относительно друга (т.е. инерциальные системы) равноправны между собой в отношении описания механических процессов), 7.закон независимости действия сил (принцип суперпозиции).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|