Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Неполное состояние Я Родителя




Если ребенок теряет одного из родителей, например из-за его смерти или

ухода из семьи, и не получает замещающего родителя того же пола, то у него

возникает неполное состояние Я Родителя. Оно будет неполным, так как

содержит пустоту. Неполное состояние Я Родителя может быть также вызвано

длительным физическим или психологическим отсутствием родителя.

Когда один из родителей отсутствует в течение долгого времени, ребенок

может начать фантазировать и создавать воображаемых "идеальных" отца или

мать. Отец Элеоноры Рузвельт, которого она обожала, часто отсутствовал. Тем

не менее в течение пяти лет она воображала себя хозяйкой его домашнего

очага. Она вспоминает этот период своей жизни: "Я удалялась в этот мир, как

только ложилась спать и как только пробуждалась утром, и каждый раз, когда

гуляла или когда кто-нибудь надоедал мне" (9).

Ницше писал: "Если у кого-то нет хорошего отца, он должен создать его".

Ребенок может в своих мечтах "восполнить" отсутствующего или умершего

родителя. Этот воображаемый родитель, как правило, не имеет недостатков,

способен удовлетворить любые потребности, идеален во всех отношениях.

Впоследствии воображаемый образ легко спутать с реальным. Личность, которая

носит в себе такой идеальный образ отсутствующего родителя, может так

никогда и не найти человека, который соответствовал бы этому образу.

Исследуя американских юношей из средних классов, Бронфенбреннер

обнаружил, что дети, родители которых отсутствовали длительные периоды

времени, по сравнению с другими детьми имели значительно более низкие

показатели по шкале ответственности и лидерства (10). После обзора

нескольких перекрестных обследований этой возрастной группы Бронфенбреннер

пришел к выводу, что на детей, особенно на мальчиков, значительно влияет

отсутствие отца. Таким детям, вероятно, присущи недостаток честолюбия,

стремление к немедленному удовлетворению желаний, чувство не о'кей,

подражание своей группе сверстников к склонность к правонарушениям

(11 ).(См.: У.Бронфенбреннер. Два мира детства. М., "Прогресс", 1976. --

Прим. ред.)

Следующая зарисовка из романа "Хозяйка Бридж" описывает тип

отсутствующего отца, который знаком многим современным детям:

Ее муж был настолько же проницательным, насколько и энергичным, он

хотел так много для своей семьи, что приходил на работу, когда большинство

мужчин еще спало, и часто оставался работать до поздней ночи. Он работал

полный день в субботу и часть дня в воскресенье, а праздники были для него

не чем иным, как досадной неприятностью. Короче говоря,' Уолтер Бридж был

мужчиной, который держал в руках обстоятельства.

У него не хватало времени на семью. Неудивительно было и то, что

проходила целая неделя, а никто из детей так и не видел отца. В воскресное

утро дети приходили на кухню, где он завтракал перед работой. Уолтер вежливо

приветствовал их, а дети почтительно и грустно отвечали ему; они очень

скучали без отца. Чувствуя это, он удваивал свои усилия на работе для того,

чтобы дать своим детям все, что они захотят (12).

Неполное состояние Я Родителя часто приводит к появлению некоторых

особенностей в поведении. Например, одни люди в своем состоянии Ребенка

могут непрерывно искать "потерянного" родителя в других взрослых, таких, как

супруг, начальник, президент, друг, или даже в своих собственных детях.

Другие, наоборот, вместо поиска того, кто заменит родителя, могут отвергать

любого, кто отнесется к ним покровительственно. И в том, и в другом случае

люди просто стараются избежать ответственности и оправдать себя за неудачное

поведение. В дальнейшей жизни они могут играть в игру "Калека": "Что Вы

хотите от меня? Когда мой отец умер, мне было пять лет!"

Люди с неполным состоянием Я Родителя не могут объективно оценить

других людей того же пола, что и "потерянный" родитель, они могут

недооценить их, не доверять им или даже чувствовать враждебность по

отношению к ним.

 

Иллюстрирующий пример

Когда Кейт был один год, ее отец и мать погибли в автомобильной

катастрофе, и ребенка стала воспитывать бабушка. Хотя у Кейт всегда были

друзья в школе и бабушка хорошо о ней заботилась, девочка чувствовала

отсутствие родителей, особенно отца. Когда Кейт сама стала матерью, она

взяла на себя всю ответственность за детей. Она всегда спорила с мужем, если

он пытался советовать или приказывать детям, и восклицала: "Дети -- это

забота женщин. Ты занимайся своим делом и дай мне заниматься моим".

Личность с неполным состоянием Я Родителя может оказаться неполноценным

"родителем" для других.

Иллюстрирующий пример

Карл был самым младшим в своей большой семье. Его отец умер, когда ему

было четыре года. Повзрослев,.он стал компетентным работником и

самостоятельным человеком, но временами страдал от депрессии.

"Я плачу каждый раз, когда говорю о своем детстве, и каждый год

погружаюсь на недели в глубокую депрессию перед наступлением 4 июля. Это был

день смерти отца, день, когда я оказался на дне жизни! Я помню, как меня

чуть не раздавили между катафалком и другим автомобилем, и хорошо помню

глухой стук комьев грязи, шлепающихся на гроб. С тех пор я стал чувствовать

неустойчивость своей жизни.

После этого я с мамой переехал жить к бабушке в город, где у меня было

множество дядей. Я очень надеялся, что они примут меня как еще одного члена

их семьи, но они никогда по-настоящему не замечали меня, только гладили меня

по голове и давали пятицентовики.

Теперь я очень волнуюсь за моих детей. Должно быть, со мной что-то не в

порядке. Я не могу объяснить что. Я хочу, но совершенно не представляю, как

быть хорошим отцом".

Люди с неполным состоянием Я Родителя не только Переживают сложности в

воспитании детей, но так же трудно проявляют сочувствие к другим взрослым:

Муж может не знать, как успокоить свою расстроенную жену.

Жена может не знать, как выразить сочувствие своему мужу, когда его

уволили с работы. I

Начальник может быть безразличным к личным проблемам подчиненных.

В этих случаях люди нуждаются в обучении соответствующим родительским

образцам поведения путем повышения их педагогического мастерства. Они могут

не только читать книги и посещать лекции, а также наблюдать и подражать

другим, которые обладают лучшими родительскими способностями. В дальнейшем

они смогут сознательно сосредоточивать свое внимание на потребностях других

и пытаться ответить на их потребности соответствующим образом. Хорошими

родителями не становятся автоматически -- этому необходимо учиться.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...