Основные источники правового регулирования конфиденциальной информации
В предыдущих разделах были упомянуты некоторые источники, регулирующие правовые режимы конфиденциальной информации. Остановимся на этой теме более подробно. Обеспечение защиты конфиденциальной информации складывается из следующих составляющих: . Нормативные правовые акты РФ. . Нормативно-методические и методические документы. . Стандарты. В Российской Федерации к нормативно-правовым актам в области информационной безопасности относятся: Акты федерального законодательства; Международные договоры РФ; Конституция РФ; Законы федерального уровня (включая федеральные конституционные законы, кодексы); Указы Президента РФ; Постановления правительства РФ; Нормативные правовые акты федеральных министерств и ведомств; Нормативные правовые акты субъектов РФ, органов местного самоуправления и т. д. Приведем примеры: Основные направления правового регулирования информационных отношений - конституционное и гражданско-правовое. Как продолжение свободы мысли и слова, которая закреплена в ч. 1 ст. 29 Конституции РФ, ч. 4 ст. 29 Конституции РФ закрепляет право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется соответствующим федеральным законом. Этому праву корреспондирует общая обязанность органов государственной власти и местного самоуправления, располагающих такого рода информацией, предоставлять ее по соответствующим запросам. Возможные исключения из этого общего правила должны обязательно иметь форму федерального закона (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Ст. 42 Конституции РФ говорит о праве каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Ст. 19 Основ законодательства РФ "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации" конкретизирует это установление закреплением определенного механизма реализации прав граждан на информацию о факторах, влияющих на их здоровье (п.5 пп.7 ст. 19).
Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-1 "О безопасности" (ред. от 26.06.2008) - данный закон призван защитить интересы личности, общества и государства от возможных внешних и внутренних угроз, посягающих на права, свободу, материальные и духовные интересы. Информационная безопасность - есть защита любой информации, и, в первую очередь, конфиденциальной. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите и информации" - назначение закона обеспечение защиты информации, регулирования отношений при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, при применении информационных технологий, а также при обеспечении защиты информации, за исключением отношений в области охраны результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации. Качество современного уровня правового регулирования отношений по поводу информации во многом определяется степенью учета законодателем этих признаков (свойств). Конфиденциальная информация определена в п. 7 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ через требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя. На мой взгляд, это определение небезупречно. Вряд ли можно согласиться с определением конфиденциальной информации опять-таки через информацию с ограниченным доступом, не содержащую государственную тайну, во-первых, потому, что такое определение оказывается в замкнутом круге: нельзя определять подобное подобным; во-вторых, государственная тайна − это тоже конфиденциальная информация. Поэтому более правильно, на мой взгляд, под конфиденциальной информацией понимать легально полученную информацию, которая в силу закона или иного акта, имеющего юридическое значение, доступна строго определенному кругу лиц, и в отношении которой установлен режим той или иной степени секретности.
Пункт 3 статьи 5 Федерального закона № 149-ФЗ об информации содержит классификацию информации в зависимости от порядка ее предоставления или распространения. Так, по этому основанию информация подразделяется: ) на информацию, свободно распространяемую, например, посредством средств массовой информации; ) на информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях; ) на информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению; ) на информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается. Например, информация, составляющая коммерческую или государственную тайну. В п. 2 этой статьи приводится разделение информации в зависимости от категории доступа к ней. По этому основанию информация может быть общедоступной; ограниченного доступа. Федеральным законом № 152-ФЗ от 27 июля 2006 "О персональных данных" регулируются отношения, связанные с обработкой персональных данных федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, иными государственными органами, органами местного самоуправления, не входящими в систему органов местного самоуправления муниципальными органами, юридическими и физическими лицами с использованием средств автоматизации или без их использования, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации. ФСТЭК предлагает выделять персональные данные из информационных систем, содержащих информацию ограниченного доступа и защищаемых в режиме тайны, что во многих случаях не реализуемо. Выделение персональных данных из общего массива охраняемой информации создает для оператора проблему соотношения требований по технической защите информации, а также проблему соотношения прав и обязанностей субъектов в отношении защищаемой информации.
С 1 января 2008 года в силу вступила часть четвертая Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующая отношения по поводу результатов интеллектуальной деятельности. Введены понятия "секрет производства" (ст. 1465 ГК РФ: секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (технические, производственные, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа, на законном основании, и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны) и "служебные секреты производства" (ст. 1470 ГК РФ: исключительное право на секрет производства, созданный работником в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя (служебный секрет производства), принадлежит работодателю. Гражданин, которому в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя стал известен секрет производства, обязан сохранять конфиденциальность полученных сведений до прекращения действия исключительного права на секрет производства). Что касается служебных секретов производства, то исключительное право на секрет производства, созданный работником в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя, принадлежит работодателю. Но существует и важная особенность: на работника возлагается обязанность сохранять конфиденциальность полученных сведений до прекращения действия исключительного права на секрет производства независимо от того, создал ли такой работник результат интеллектуальной деятельности или соответствующие сведения стали известны работнику лишь в связи с выполнением своих служебных обязанностей.
В контексте рассматриваемого вопроса нельзя обойти Федеральный закон "О коммерческой тайне" № 98-ФЗ, принятый 29 июля 2004 года и приведенный в соответствие с частью четвертой ГК РФ. Федеральные законы "О коммерческой тайне", "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и часть 4 ГК РФ - ввели, как говорилось выше, и новые понятия, и изменили содержание некоторых прежних понятий, относящихся к данному вопросу. Ст. 139 ГК РФ, определявшая коммерческую тайну, отменена. В ст. 3 Федерального Закона № 98-ФЗ "О коммерческой тайне" коммерческая тайна определяется как режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Федеральные законы от 06 апреля 2011 г. № 63-ФЗ (ред. от 01.07.2011 г.) "Об электронной подписи" и от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ (ред. от 08.11.2007 г.) "Об электронной цифровой подписи" - данные законы призваны обеспечить конфиденциальность информации в электронном виде - подписи, которая рассматривается как личная подпись субъекта. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ (ред. от 06.12.2011 г.) "О техническом регулировании" - закон призван обеспечить защиту сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну, продукции (работ, услуг) и объектов, для которых устанавливаются требования, связанные с обеспечением ядерной и радиационной безопасности в области использования атомной энергии, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации, захоронения указанной продукции и указанных объектов (ст. 5 ФЗ № 184-ФЗ). Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ (ред. от 29.12.2010 г.) "О лицензировании отдельных видов деятельности" - закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в свете обеспечения защиты конфиденциальной информации при осуществлении лицензирования отдельных видов деятельности.
Иные федеральные законы в том или ином аспекте также могут регулировать деятельность, касающуюся информации, информационных технологий и защиты информации. Так, глава 13 Кодекса РФ об административных правонарушениях № 195-ФЗ от 30 декабря 2001 г. устанавливает ответственность за административные правонарушения в области связи и информации. В соответствии с Законом РФ "О средствах массовой информации", поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение ее средств, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации, не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных соответствующим законодательством РФ. В числе нормативных правовых актов, частично регулирующих рассматриваемые отношения, следует назвать также Закон "Об архивном деле в Российской Федерации". Пользователь архивных документов имеет право использовать, передавать, распространять информацию, содержащуюся в них, а также копии архивных документов для любых законных целей и любым законным способом. Кроме того, приняты и иные нормативные правовые акты в данной области. Указ Президента РФ от 12 мая 2004 г. № 611 (ред. от 03.03.2006 г.) "О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации в сфере международного информационного обмена" - указ регламентирует меры обеспечения информационной безопасности Российской Федерации при осуществлении международного информационного обмена посредством информационных систем, сетей и сетей связи, включая международную ассоциацию сетей "Интернет". Особое внимание уделяется обеспечению безопасности "закрытой" информации. Указ Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 1085 (ред. от 08.02.2012 г.) "Вопросы Федеральной службы по техническому и экспортному контролю" - указ призван обеспечить защиту информации путем создания Федеральной службой по техническому и экспортному контролю своих территориальных органов, Государственного научно-исследовательского испытательного института проблем технической защиты информации. Указ Президента РФ от 20 января 1994 г. № 170 "Об основах государственной политики в сфере информатизации" (в ред. от 9 июля 1997 г.) установил, что основными направлениями государственной политики в сфере информатизации являются: обеспечение единства государственных стандартов в сфере информатизации, их соответствие международным рекомендациям и требованиям. Указ Президента Российской Федерации № 188 от 6 марта 1997 г. (в редакции Указа Президента РФ № 1111 от 23. сентября 2005 г.) установил перечень сведений конфиденциального характера. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. № 1233 "Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти" - данное постановление регламентирует порядок обращения и работы с конфиденциальной информацией федеральными органами исполнительной власти с целью предотвращения угрозы утечки информации и обеспечения защиты информации. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2007 г. № 781 "Об утверждении Положения об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных" - данное Постановление утвердило Положение об обеспечении безопасности персональных данных в соответствии со ст. 19 ФЗ № 152-ФЗ. Положение содержит требования к обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, представляющих собой совокупность персональных данных, содержащихся в базах данных, а также информационных технологий и технических средств, позволяющих осуществлять обработку таких персональных данных с использованием средств автоматизации (далее - информационные системы). Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 608 (ред. от 21.04.2010 г.) "О сертификации средств защиты информации" - данное Постановление утвердило Положение об обязательной сертификации средств защиты информации, где отражен порядок сертификации средств защиты информации в Российской Федерации. Постановления: Постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 2006 г. № 504 "О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации" и Постановление Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 г. № 532 "О лицензировании деятельности но разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации" призваны обеспечить защиту конфиденциальной информации путем обязательного лицензирования технических средств защиты. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации № ПР-1895 от 9 сентября 2000 г. развивает Концепцию национальной безопасности Российской Федерации применительно к информационной сфере и представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления ее обеспечения и служит основой для формирования государственной политики и подготовки предложений по совершенствованию правового, методического, научно-технического и организационного обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, а также для разработки ее целевых программ. К числу основных объектов обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в сфере духовной жизни относятся: достоинство личности, свобода совести, включая право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними, свобода мысли и слова (за исключением пропаганды или агитации, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду), а также свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания; свобода массовой информации; неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна; русский язык как фактор духовного единения народов многонациональной России, язык межгосударственного общения народов государств - участников Содружества Независимых Государств; языки, нравственные ценности и культурное наследие народностей Российской Федерации; объекты интеллектуальной собственности. Российская Федерация является участником международных договоров, касающихся информации, информационных технологий и защиты информации. Общее число тайн превысило 40, а термин "конфиденциальность" встречается в 84 федеральных законах и 706 международных актах, в том числе в межправительственных соглашениях. В качестве примеров можно привести следующие документы: Европейская Конвенция об информации относительно иностранного законодательства (ETS № 62) (заключена в Лондоне 7 июня 1968 г.); Соглашение о межгосударственном обмене научно-технической информацией и Соглашение об обмене экономической информацией (заключены в Минске 26 июня 1992 г.); Соглашение о сотрудничестве в области информации (заключено в Бишкеке 9 октября 1992 г.); Соглашение об обмене информацией в области внешнеэкономической деятельности (заключено в Москве 24 сентября 1993 г.); Конвенция о сотрудничестве в области культуры, образования, науки и информации в Черноморском регионе (заключена в Стамбуле, 6 марта 1993 г.); Соглашение о сотрудничестве в формировании информационных ресурсов и систем, реализации межгосударственных программ государств - участников Содружества Независимых Государств в сфере информатизации (заключено в Москве, 24 декабря 1999 г.); Конвенция о преступности в сфере компьютерной информации (ETS N 185) (заключена в Будапеште 23 ноября 2001 г.); Соглашение между Министерством информационных технологий и связи Российской Федерации и Министерством экономики и труда Федеративной Республики Германия о сотрудничестве в области информационных технологий и связи (заключено в Ганновере 11 апреля 2005 г.); Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Союза Мьянма о взаимной защите секретной информации (заключено в Москве 3 апреля 2006 г.) и др. Подводя итог вышеизложенному материалу можно сделать вывод, что конфиденциальная информация - информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации и представляет собой коммерческую, служебную, профессиональную или личную тайны, охраняющиеся её владельцем. Отношения по поводу информации в целом и конфиденциальной информации в частности, регулируются правом. При этом информация как таковая и конфиденциальная информация являются предметом регулирования различных отраслей права и нормативных правовых актов РФ, важнейшее место среди которых занимает Конституция РФ. Россия также - субъект международных правоотношений по поводу информации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|