Адаптация восточноазиатской психотелесной теории личности к отечественной системе спортивных единоборств
Кандидат педагогических наук И.А. Воронов Санкт-Петербургская государственная академия физической культуры им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург Несколько тысячелетий (!) в Восточной Азии существует психотелесная теория личности, практически используемая в таких областях деятельности, как духовное развитие (цигун), оздоровительные гимнастики (цзяньшэнь фа) и единоборства (цюань шу). Считается, что эту теорию личности изобрел легендарный император Китая Фу Си (2852-2737 гг. до н.э.) и описал ее в "Книге Перемен" ("И цзин"). Для использования в армии в интересах подготовки единоборцев и рукопашников ее впервые, по китайским источникам, применил другой легендарный император Хуан-ди (2698-2356 гг. до н.э.). Он назвал ее "колодезные поля" (цзинь тянь). Документально существование ВАПТТЛ подтверждается письменными источниками начиная с XVI-XIV вв. до н.э., а также числовой символикой археологических раскопок ритуального захоронения армейского снаряжения, относящегося к XII в. до н.э. Вот как описана очевидцами методика подготовки боевого подразделения, созданная на основе ВАПТТЛ: "Ши-фу (наставники-командиры) заставляли новобранцев читать наизусть тексты, содержавшие в себе по 8-20 иероглифов, держа глаза закрытыми (для восприятия мыслеобразов). Затем новобранцы ложились на землю рядами и через некоторое время вскакивали, выкрикивая имя и фамилию героев древних династий. После этого они начинали выполнять бойцовские движения, то приближаясь друг к другу, то удаляясь. Некоторые из них держали в руках бамбуковые шесты, пики или алебарды, либо мечи и сабли. Затем, рассеявшись по горным проходам и ущельям, они буйствовали, переворачивая все вверх дном… На десятый день подготовки после начала занятий они ложились на спину, потом с закрытыми глазами подымались и начинали прыгать и жестикулировать… Когда комплекс заканчивался, они подходили к командиру и обращались: "Лао-шифу! Прошу разрешения возвратиться". И они выходили из транса (в котором пребывали десять дней обучения, находясь в состоянии психического воплощения в одном из героев прошедших сражений, возвращались к своему нормальному состоянию). После этого они уже не ложились на спину и не закрывали глаза. Стоило им только повторить заклинание один раз, они могли тотчас выполнять приемы кулачного боя, тело становилось гибким, а прыжки высокими, обучение этим приемам оказывалось более эффективным для подростков " (Yi-he-tuan, 1955).
В.М. Бехтерев, ознакомившись с деятельностью повстанцев "боксерского восстания" (ихэтуань) в Китае, писал (1903) о механизмах их ускоренной психотелесной подготовки не иначе как о "психическом заражении", "психической эпидемии" методом "внушения", "истерии и гипноза". В частности, он указывал: "Различным отрядам союзных и русских войск не раз приходилось встречаться с отдельными бандами, в передних рядах которых шли девушки и юноши, совершенно невооруженные, помахивающие своими разноцветными знаменами. Первые залпы обыкновенно скашивали эти ряды, но тот из И-хэ-туан, кто оставался цел, возвращался из сражения еще с большей верой в свою неуязвимость и становился предметом поклонения для других; убитые и раненые считались недостаточно "просветившимися". Быстрота, с которой распространилось в народе учение И-хэ-туан, достойна внимания...". Анализ приведенной выше цитаты, а также многочисленных других источников (Н.В. Абаев, 1984, Xi Yuntai, 1985; А.С. Костяева, 1995; И.А. Воронов, 1996-2004, и мн.др.) указывают на факт существования в Китае с древнейших времен технологии обучения двигательным действиям, позволявшей готовить войска к боевым действиям за 3-10 суток. Основными средствами такой подготовки были физические упражнения, звуко-резонансные ряды (заговоры), медитация на символах-мыслеобразах, эмпатия.
Гипотезой наших многолетних (с 1988 г.) исследований стало предположение, что указанные методики после соответствующей адаптации можно использовать в современных спортивных единоборствах, в частности в различных направлениях физической культуры и спорта вообще. На первом этапе исследований (1988 -1993 гг.) проводился анализ многочисленных китайских, японских и корейских методик подготовки единоборцев в армии, монастырях, семейных школах. В общей сложности было проанализировано более 40 методик различной направленности. Помимо этого изучались многочисленные методики китайских оздоровительных гимнастик (цзянь шэнь фа) и систем духовного развития средствами психотелесных упражнений (цигун). На этом же этапе были сформированы группы занимающихся указанными направлениями гимнастик и единоборств, в которых моделировались возможные формы практического применения данных методик. Первый этап закончился защитой в 1996 г. диссертационного исследования "Китайская классическая концепция военного обучения" (науч. рук. - А.В. Барабанщиков) в Военном университете (Москва). Второй этап (1993-2004 гг.) был посвящен многочисленным экспериментам в различных областях деятельности человека: в оздоровлении, физическом воспитании детей, подростков и учащейся молодежи, в авиации, космонавтике и пр. Например, в первой половине 1993 г. бортинженер А.Ф. Полищук по методическому пособию, написанному автором с коллегами, провел ряд психотелесных экспериментов на борту орбитальной станции "Мир". Результат эксперимента: психотелесные проявления связаны с положением системы "Земля - Луна - Спутники Земли" относительно Солнца, с цирканнуальными (окологодовыми) биологическими ритмами, а их коррелятом является годовой календарь. Что касается единоборств, то целенаправленные исследования здесь начали проводиться с 1997 г., когда автор настоящей статьи был приглашен на кафедру восточных видов физической культуры СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. С этого времени был проведен ряд экспериментов, в которых приняли участие около 300 спортсменов различного возраста и уровня - от начинающих спортсменов до МСМК - из 8 спортивных клубов и федераций (табл.1).
Ниже описаны результаты одного из них. Основная направленность эксперимента - выявление эффективности таких средств, как медитация на эйдосах, произнесение звукорезонансных рядов и биоритмология в комплексе с физическими упражнениями и/или боевыми приемами. Основной идеей экспериментов стало выявление взаимосвязей указанных средств и мышечных движений, возможностей этих взаимосвязей на соревновательном этапе психологической подготовки единоборцев. Основная форма контроля - результативность выступления на соревнованиях. Цель эксперимента: экспериментально выявить эффективность применения одной из многочисленных методик, основанных на ВАПТТЛ - методики полководца Юэ Фэя (1103 -1142 гг.) "восемь отрезков парчи" (ба-дуань-цзинь) в подготовке рукопашников. Психологический эксперимент с 20 спортсменами Российской Федерации "Универсальное каратэ" (президент - Р.В. Акумов), специализирующимися в "Армейском рукопашном бое", проводился с 2002 по 2004 г. Две группы - контрольная и экспериментальная (КГ и ЭГ) были сформированы по принципу попарного отбора: каждому спортсмену из ЭГ соответствовал спортсмен с эквивалентными характеристиками из КГ. Распределение участников пар по группам осуществлялось методом Монте-Карло. Всего было сформировано 10 эквивалентных пар. До начала эксперимента все испытуемые прошли комплексное психологическое и психофизиологическое тестирование: "фон", "до боя" и "после боя" (см. ниже соответствующие данные). Для психологического тестирования была составлена батарея тестов: 1) 16-факторный опросник Р. Кеттела (форма С) (А.Н. Капустина, 2001); 2) шкала самооценки ситуативной тревожности Спилберга-Ханина (20 утверждений); 3) шкала самооценки ситуативной тревожности Спилбергера-Ханина (5 утверждений).
Для психофизиологического тестирования была составлена батарея из следующих тестов: 1) простая сенсомоторная реакция (ПСМР); 2) сложная сенсомоторная реакция (ССМР); 3) критическая частота световых мельканий (КЧСМ); 4) индивидуальная минута; 5) гидродинамометрия. После проведения первичного анкетирования и тестирования испытуемые ЭГ в заключительной фазе тренировки и каждый день утром выполняли комплекс из 8 психотелесных упражнений по методике Юэ Фэя "восемь отрезков парчи" (Цянь Цай, 1963; Habersetser R., Lee B., 1973; Си Юньтай, 1985; Дэ Чань, 1989; Ян Цзюньмин, 1998). Таблица 1. Структура выборки спортсменов-единоборцев, принявших участие в экспериментах (в настоящей таблице МС соответствует I дану каратэ)_
Каждое психотелесное упражнение состояло из физического упражнения, звукорезонансного ряда и мыслеобраза. Каждый испытуемый прошел инструктаж по выполнению упражнений, получил в индивидуальное пользование аудиокассету с записью звукорезонансных рядов на китайском языке и подробную инструкцию по выполнению упражнений. Через 7 месяцев после первичного тестирования спортсмены были протестированы вторично. Ниже приведены данные экспериментов по каждому тесту и их анализ. Анализ данных тестирования по 16-факторному опроснику Р. Кеттела показал, что статистически достоверные изменения по критерию Стьюдента (р<0,05) у спортсменов ЭГ произошли по факторам: Е - "доминантность" в сторону увеличения независимости, напористости, потребности в автономии на 2,9 балла; G - "нормативность поведения" в сторону игнорирования общепринятых моральных правил и норм, неприятия "морали среднего класса" на 5,8 балла; N - "дипломатичность" в сторону эмоциональной выдержанности, проницательности, эстетической изощренности на 2,1 балла; Q2 - "нонконформизм" в сторону ориентации на собственные решения, независимость, самостоятельность на 1,5 балла; Q4 - "напряженность" в сторону повышенной фрустрированности, собранности, беспокойства на 3,7 балла. У спортсменов КГ достоверных изменений за время проведения эксперимента не зафиксировано. Вывод: предназначенная для подготовки боевых подразделений методика Юэ Фэя "восемь отрезков парчи" воспитывала, с одной сторон, такие качества личности, которые повышали боевые качества бойца: смелость, напористость, игнорирование факторов, мешающих выполнению боевой задачи, с другой - хитрость, гибкость поведения, с третьей - постоянное ощущение опасности, ее предощущение, собранность. Эти качества, воспитываемые у единоборцев -спортсменов, в известной степени решают задачи их психологической подготовки к условиям соревнований.
Анализ данных тестирования по шкалам самооценки ситуативной тревожности Спилбергера-Ханина из 20 утверждений и из 5 утверждений: у спортсменов ЭГ показатель статистически достоверно (по критерию Стьюдента) уменьшился для показателей "до боя" на 3,1 балла (р20<0,05), а "после боя" - на 2,2 (р20<0,01) и 0,5 балла (р5<0,01). У спортсменов КГ достоверных изменений не зафиксировано. Мы также оценивали силу, подвижность и уравновешенность нервных процессов испытанием простой (ПСМР) и сложной (ССМР) сенсомоторных реакций. Для оценки ПСМР использовался рефлексометр. Вычислялось среднее арифметическое значение из 30 замеров реакции в миллисекундах и среднеквадратическое отклонение. Анализ данных тестирования ПСМР выявил, что у спортсменов ЭГ за время эксперимента этот показатель статистически достоверно на "фоне" (по критерию Стьюдента t=4,5; р<0,01) уменьшился в среднем на 21 мс (со 171 до 150 мс), "до боя" (t=11,7; р<0,001) - на 35 мс (со 181 до 146 мс) и "после боя" (t=4,7; р<0,01) - на 27 мс (со 181 до 154 мс). У спортсменов КГ достоверных изменений за время проведения эксперимента не зафиксировано. Это говорит о возросшей за время эксперимента ПСМР. Для оценки ССМР использовался прибор, состоящий из двух блоков, с помощью которых испытуемому в различной последовательности предъявляется определенный набор световых сигналов (включения цветных лампочек). Выключение каждого сигнала осуществлялось нажатием на определенную кнопку. К блоку экспериментатора подключается электросекундомер, который регистрирует время ответной реакции с точностью до 0,01 с. Испытуемому предъявлялось 25 световых сигналов, из которых 15 красных и 10 зеленых. При определении ССМР испытуемый при загорании красной лампочки должен был как можно быстрее выключить ее, а при появлении на экране зеленого цвета - не реагировать. Оценка свойств основных нервных процессов с помощью ССМР осуществляется следующим образом: вычисляется среднее арифметическое минус 4% за каждую ошибку. Сила процесса возбуждения оценивается по величине времени сенсомоторной реакции: его уменьшение указывает на возрастание силы процесса возбуждения. Оценка силы внутреннего торможения производится на основании учета относительной частоты ошибок на тормозной сигнал: возрастание этого показателя свидетельствует об ослаблении силы внутреннего торможения. Анализ данных тестирования ССМР выявил, что у спортсменов ЭГ для показателей "фон" (по критерию Стьюдента t=2,5; р<0,05) он статистически достоверно уменьшился на 16 мс (с 341 до 325 мс), "до боя" (t=2,88; р<0,02) на 27 мс (с 360 до 333 мс) и "после боя" (t=2,48; р<0,05) на 19 мс (с 310 до 291 мс). У спортсменов КГ достоверных изменений за время проведения эксперимента не зафиксировано. Критическая частота слияния световых мельканий позволяет оценивать подвижность нервных процессов в зрительном анализаторе. Уменьшение показателя КЧСМ расценивается как снижение подвижности нервных процессов в зрительном анализаторе. Ухудшение подвижности происходит в результате тех или иных неблагоприятных воздействий на человека или вследствие развивающегося утомления. Анализ данных тестирования КЧСМ выявил (табл. 2), что у спортсменов ЭГ за время проведения эксперимента подвижность нервных процессов в зрительном анализаторе статистически достоверно (р<0,01 по критерию Стьюдента) увеличилась, чего не наблюдалось у спортсменов КГ. Тест реакции на время ("индивидуальная минута") позволяет оценить преобладание возбуждения или торможения. При указании времени меньше минуты в коре больших полушарий преобладают процессы возбуждения, больше минуты - торможения. Анализ данных тестирования реакции на время выявил, что у спортсменов ЭГ этот показатель статистически достоверно на "фоне" (по критерию Стьюдента t=-2,87; р<0,05) уменьшился в среднем на 3,1 с (с +2,2 до -0,7 c) и "после боя" (t=-8,27; р<0,001) - на 8,7 с (с +4,4 до -3,0 с). Для всех остальных показателей статистически достоверных изменений за время проведения эксперимента не выявлено. Анализ данных кистевой гидродинамометрии выявил, что у спортсменов ЭГ показатель мышечной выносливости (X = 2/3 F x t) статистически достоверно для показателей "фон" (по критерию Стьюдента t=2,9; р<0,02) возрос на 13,0 единиц (с 32,8 до 45,8 о.е.), "до боя" (t=2,2; р=0,06) - на 11,5 (с 35,2 до 46,7 о.е.) и "после боя" (t=2,5; р<0,05) - на 14,8 (с 34,5 до 49,3 о.е.). У спортсменов КГ достоверных изменений не зафиксировано. Результаты настоящего опыта подтверждают данные китайских источников, относящихся к VI в. н.э., об увеличении мышечной выносливости в процессе практики психотелесных упражнений типа "ба-дуань-цзинь". Таблица 2. Средние значения замеров КЧСМ, Гц Контрольная группа
Экспериментальная группа
Таким образом, можно констатировать, что у спортсменов ЭГ психотелесные процессы перед схваткой имеют более оптимальные характеристики, чем у спортсменов КГ. Об этом свидетельствуют и результаты спортивных выступлений: из 48 поединков, проведенных за период эксперимента на соревнованиях различного уровня, спортсмены ЭГ одержали победу в 34 (71%), спортсмены КГ из 51 схватки одержали победу в 18 (31%). Вывод. Адаптация восточноазиатской психотелесной теории личности к отечественной системе спортивных единоборств возможна, а применение методик подготовки единоборцев Древнего Китая в современном спортивном процессе - эффективно. Список литературы 1. Абаев Н.В. Об искусстве психической саморегуляции (айкидо, каратэ) // Наука в Сибири. Новосибирск, 1983, № 2, с. 4-9. 2. Абаев Н.В., Лепехов С.Ю. Методы регуляции социального поведения в тайных религиозных объединениях старого Китая (на материале буддийских объединений)// Источниковедение и историография истории буддизма. - Новосибирск: Наука, 1986, с. 85-99. 3. Абаев Н.В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. - Новосибирск: Наука, 1989. - 272 с. 4. Бехтерев В.М. Внушение и его роль в общественной жизни (Серия "Психология-классика"). - СПб.: Питер, 2001. - 256 с. 5. Воронов И.А. Китайская классическая концепция военного обучения. Канд. дис. - М.: Военный университет, 1996. 6. Воронов И.А. Секретные боевые искусства Старого Китая. - СПб.: Б&К, 2000. -324 с. 7. Воронов И.А. Секретные боевые искусства славянских народов. - СПб.: Б&К, 2001. - 218 с. 8. Воронов И.А. Педагогические аспекты боевых искусств Китая у-шу (кунг-фу) //Сб. "Спортивно-боевые единоборства. Теоретико-методол. и метод. аспекты". - СПб.: СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2001, с.79-86. 9. Воронов И.А. Китайские методики рекреативных и реабилитационных единоборств: "Восемь отрезков парчи" (Ба-дуань-цзинь) Юэ Фэй (XII в. н.э.): Учеб.-метод. пос. для студ. физкульт. вузов. - СПб.: Балтийская педагогическая академия. 2001. - 32 с. 10. Воронов И.А. Восточноазиатская модель механизма переработки информации человеком // Практическая психология в образовании, воспитании, здравоохранении, спорте. Вестник Балтийской педагог. академии. Вып. 49. -СПб.: БПА, 2003, с. 41-47. 11. Воронов И.А. Восточноа зиатская классическая концепция личности /"Теория и практика управления образованием и учебным процессом: педагогические, социальные и психологические проблемы". Вестник Балтийской педагогической академии. Вып. 51. - СПб.: БПА, 2003, с.111-125. 12. Воронов И.А. Структура и определение восточно-азиатской концепции личности // Ежегодник Российского психологического общества: Матер. 3-го Всерос. съезда психологов. 25-28 июня 2003 года: Т.II. - СПб.: Изд. СПб. ун-та, 2003, с. 206-211. 13. Воронов И.А. Методологические проблемы применения китайских психомоторных хронобиологических упражнений в современных условиях: Матер. III Международного конгресса "Слабые и сверхслабые поля и излучения в биологии и медицине". Т.1. СПб. 2003, с.164-165. 14. Воронов И.А. Восточноазиатская модель личности человека: Матер. III Междунар. конг. "Слабые и сверхслабые поля и излучения в биологии и медицине". Т. 1. СПб., 2003, с.166-168. 15. Воронов И.А. Восточноазиатская классическая концепция психологической подготовки единоборцев. - Минск: Харвест. - СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2004. 16. Костяева А.С. Тайные общества Китая в первой четверти ХХ века. - М.: Восточная литература, РАН, 1995. 17. Ларин В.Л. Тайные общества и секты в провинциях Юньнань и Гуйчжоу в первой половине XIX века / Производительные силы и социальные проблемы старого Китая. М., 1984, с. 34-47. 18. Рудаков А.В. Общество И-хэ-туань и его значение в последних событиях на Дальнем Востоке. Владивосток, 1901. - 202 с. 19. Смирнов В.О., Лю Шухуэй. Использование метода произношения звукорезонансных рядов в обучении двигательным действиям на примере методики подготовки войск китайского полководца XVI в. Ци Цзигуана // Четвертая санкт-петербургская ассамблея молодых ученых и специалистов / Тез. докл. СПб., 1999, с. 163. 20. Цянь Цай. Сказание о Юэ Фэе (XVIII в.). В 2 т. - М.: Изд. худ. лит., 1963. 21. Ян Цзюньмин. Знаменитые стили цигун. Тайцзи-цигун. "Восемь Кусков Парчи". - Киев: София. Ltd., 1999. - 272 с. 22. De Chan. Shaolin ba duan jin gua tu (Настенный плакат "Шаолиньский ба-дуань-цзинь"). - Пекин, 1989. 23. Habersetser Roland, Lee Bruce. Kung-Fu [Wu-Shu]. France, Paris, 1973. -375р. 24. The Origin & Evolution of Taijiquan. by Michael A. DeMarco., M.A. Journal of Asian Martial Arts. Vol.1 No 1 January 1992, p. 8-25. 25. Xi Yuntai. Zhung-go wu-shu shi. (История китайских "воинских искусств" ушу). - Пекин, 1985. 26. Yi-he-tuan (Ихэтуани). Т. I-IV. Шанхай, 1955. 27. Zhung Guo junshi shi (История военного дела в Китае). Пекин, 1983. 28. Zhung Guo chuanton di janshen fa (Китайские классические оздоровительные упражнения). Пекин, 1984. -138.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|