Информационные системы анализа и мониторинга
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Каждый хочет, чтобы его информировали честно, беспристрастно, правдиво и с полным соответствием с его потребностями. Стремительное развитие информатизации общества привело в последние десятилетия к невиданным темпам роста мирового информационного потока. В этих условиях возможности потребителя по восприятию и обработке информационных ресурсов остаются на ограниченном уровне, он теряется и не в состоянии найти сведения, необходимые в данный момент. Перегрузка информацией столь высока, что это ведет к существенной потере сил и времени для ее отыскания. Противоречие между возможностями человека и необозримым потоком информации породило проблему «человек-информация», которая решается средствами сбора, обработки, хранения и последующего поиска, и распространения информационных массивов. В частности, информационно-поисковой базой данных (БД), понятие которой в системе стандартов по информации трактуется как система, состоящая из одной или нескольких баз данных и системы хранения, обработки и поиска информации в них. Несмотря на буквально лавинообразный рост полнотекстовых информационно-поисковых систем в России и мире, количество БД, специализирующихся по сбору, обработке и накоплению ресурсов средств массовой информации (СМИ) составляет небольшое число. И причина здесь не только в финансовых затратах и трудоемкости их создания, но и в том, что общество изначально уделяло больше внимания автоматизации научно-технической информации как двигателю технического прогресса, инвестируя именно в это направление как в объективную необходимость. Разница между автоматизацией научно-технической информации и СМИ составляет не один десяток лет, и лишь сегодня этот разрыв начал сокращаться с появлением интернета, который «спровоцировал» переход средств массовой информации в электронный вид и их передачу в поисковые базы данных. И, конечно же, следует отметить, что опыт, накопленный в создании автоматизированных систем в области научно-технической информации, оказал существенное влияние на построение информационно-поисковых баз данных в средствах массовой информации.
ГРУППА «ИНТЕРФАКС» В структуру Группы «Интерфакс», объединяющую в настоящее время около трех десятков компаний, входит сеть национальных, региональных и отраслевых информационных агентств, работающих на всей территории России, стран СНГ, а также в Китае и ряде государств Центральной и Восточной Европы. Компании Группы «Интерфакс» выпускают свыше 100 специализированных информационных изданий на русском, казахском, украинском, белорусском, польском, азербайджанском, английском и немецком языках, ориентированных на различные целевые аудитории. Кроме того, разработан ряд уникальных информационных сервисов, основанных на современных IT-технологиях. Одним из таких сервисов является и поисковая база данных «СКАН», которая содержит полные тексты газетно-журнальной периодики, новости информационных агентств, материалы интернет-изданий, мониторинг прессы и телерадиоэфира России, СНГ, Ближнего и Дальнего Зарубежья, включая архив новостных сообщений группы компаний «Интерфакс» с 1989 года. Созданию информационно-поисковой базы данных «СКАН» предшествовал ряд основных подготовительных работ, которые включали в себя:
- определение информационных потребностей (ИП) пользователей; - установление тематических границ охватываемых источников СМИ; - принципы комплектования БД источниками СМИ; - выбор математического обеспечения, включая язык индексирования документов и запросов. Изучение ИП – это этап, предшествующий всем последующим действиям информационных органов по информационному обеспечению. Он определяет стратегию поиска и логической переработки информации, возможности качественного удовлетворения ИП потенциальных пользователей. Одна из центральных проблем изучения ИП пользователей – рациональная методология. Оптимально лишь комплексное использование методов, которое только и может дать наибольший эффект. По большинству мнений и имеющемуся ответу – наиболее эффективны здесь методы конкретно-социологических исследований. При создании поисковой базы данных «СКАН» было отдано предпочтение таким методам, как беседа, интервью и наблюдение. Кроме того, была предпринята попытка решить проблему типологической характеристики потребителей информации и типы их информационных потребностей. В нашем случае для решения этой задачи использовалась совокупность признаков, образующих устойчивый тип потребителя и типы его информационных потребностей. В частности, признаками служили тип и направление работы компании и служебное положение ее сотрудника. В первую очередь исследование информационных потребностей пользователей проводилось на имеющихся подписчиках Международной информационной группы «Интерфакс» как потенциальных клиентах базы данных «СКАН». Среди многих тысяч клиентов «Интерфакса» - ведущие российские и зарубежные средства массовой информации, государственные и правительственные структуры, крупнейшие банки, корпорации, инвестиционные компании и фонды по всему миру. Существенную пользу принес тестовый доступ к системе «СКАН», который позволил собрать большое количество откликов и пожеланий потенциальных подписчиков. В период тестового доступа к базе данных «СКАН» ею воспользовались огромное количество корпоративных клиентов группы компаний Интерфакс. В результате были определены основные категории пользователей – это руководство компаний, специалисты в области массовых коммуникаций, PR и информационно-аналитической деятельности, банков и банковского дела, инвестиций, маркетинга и средств массовой информации. Изучение информационных потребностей потенциальных пользователей позволило установить тематические границы охватываемых источников СМИ. Была представлена группа изданий по следующей тематике:
1. Общественно-политические и социальные издания: центральные; региональные. 2. Экономические издания: финансы; банковское дело; биржи; бизнес, предпринимательство, торговля, рынок; безопасность бизнеса; бухгалтерский учет; маркетинг и менеджмент; налоги; страхование. 3. Отраслевые издания, в том числе корпоративные: авиакосмическая промышленность; транспорт; военная промышленность; автомобильная промышленность; военные и силовые структуры, др. 4. Издания в области государственного управления: законодательство; юриспруденция; официальные документы. В системе «СКАН» также предусмотрены территориальный и тематический классификатор. Первый позволяет проводить точечный поиск на основе региональных признаков источника, второй – на основе тематических признаков документа. Комплектование источников СМИ, которых в базе данных «Скан» в настоящее время насчитывается около тысячи наименований, в обязательном порядке предусматривает соблюдение авторских и имущественных прав. С каждым владельцем изданий заключается авторский договор, по которому автор (правообладатель) обязуется передать Группе «Интерфакс» (получателю) авторское имущественное право на произведение, который, в свою очередь, обязуется использовать произведение, охраняемое авторским правом, в соответствии с условиями договора и уплачивать правообладателю установленное вознаграждение. Здесь важно подчеркнуть, что получение источников СМИ от правообладателей на юридически чистых условиях гарантирует их достоверность, в отличие от интернета, где нередки случаи либо отсутствия автора, либо его отказ от ответственности за достоверность информации, что влечет за собой искажение сведений и дезинформацию.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|