Объект и предмет исследования
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Объектом исследования считается то, что содержит реальное жизненное противоречие, является основой проблемной ситуации. Обычно это реальные социальные группы, поскольку именно они, как правило, и есть носители и выразители реальных проблем. Предметом исследования являются те характеристики, свойства объекта, которые будут изучаться в конкретном исследовании.
№29
Проведение контент-анализа требует предварительной разработки ряда исследовательских инструментов. Из них обязательными являются:
-классификатор контент-анализа, -протокол итогов анализа, который имеет второе обозначение – бланк контент-анализа, -регистрационная карточка или кодировальная матрица, -инструкция исследователю, непосредственно занимающемуся регистрацией и кодировкой единиц счета, -каталог (список) проанализированных документов. Классификатором контент-анализа называется общая таблица, в которую сведены все категории (и подкатегории) анализа и единицы анализа. Ее основное предназначение – предельно четко зафиксировать то, в каких единицах выражается каждая категория, используемая в исследовании. Классификатор можно уподобить социологической анкете, где категории анализа играют роль вопросов, а единицы анализа – ответов. Он является основным методическим документом контент-анализа, предопределяющим содержание всех прочих инструментов этого метода. Протокол (бланк) контент-анализа содержит: во-первых, сведения о документе (его авторе, времени издания, объеме и т.п.); во-вторых, итоги его анализа (количество случаев употребления в нем определенных единиц анализа и следующие отсюда выводы относительно категорий анализа). Протоколы заполняются, как правило, в закодированном виде, но не ради сохранения тайны итогов контент-анализа, а исходя из желательности на одном листе бумаги уместить всю информацию о документе, чтобы удобнее было сопоставлять друг с другом итоги анализа разных документов. Если в исследовании осуществляется контент-анализ малого числа документов, то можно обойтись без кодирования и заполнять эти протоколы в открыто-содержательном виде.
Регистрационная карточка представляет собой кодировальную матрицу, в которой отмечается количество единиц счета, характеризующее единицы анализа. Протокол контент-анализа каждого конкретного документа заполняется на основе подсчета данных всех регистрационных карточек, относящихся к этому документу Таблица контент-анализа Необходимым условием является разработка таблицы контент-анализа – основного рабочего документа, с помощью которого проводится исследование. Тип таблицы определяется этапом исследования. Например, разрабатывая категориальный аппарат, аналитик составляет таблицу, представляющую собой систему скоординированных и субординированных категорий анализа. Такая таблица внешне напоминает анкету: каждая категория (вопрос) предполагает ряд признаков (ответов), по которым квантифицируется содержание текста. Для регистрации единиц анализа составляется другая таблица – кодировальная матрица. Если объем выборки достаточно велик (свыше 100 единиц), то кодировщик, как правило, работает с тетрадью таких матричных листов. Если выборка невелика (до 100 единиц), то можно проводить двумерный или многомерный анализ. В этом случае для каждого текста должна быть своя кодировальная матрица. Эта работа трудоемка и кропотлива, поэтому при больших объемах выборки сопоставление интересующих исследователя признаков осуществляется на компьютере.
№22. Виды анализа документов Методы анализа документов чрезвычайно многообразны и непрерывно пополняются и совершенствуются, что объясняется практическими потребностями, спецификой форм документов, направлениями и целями анализа. Методы анализа документов подразделяются: • на традиционные (классические); • формализованные (контент-анализ, памятка - вопросник); • дискурс-анализ. Они не исключают, а взаимно дополняют друг друга, позволяя компенсировать имеющиеся в каждом недостатки. Традиционный анализ не формализован, основан на общем восприятии и интуитивном поиске информации, использует общие логические операции анализа и синтеза, определения, оценивания, осмысления. Недостаток традиционного анализа - потенциальная возможность субъективных смещений в восприятии и интерпретации содержания документов. Формализованные методы анализа документов включают: а) строго направленный сбор сведений на основе подобранного перечня вопросов; б) контент-анализ, т. е. перевод текстовой информации в количественные показатели. Контент-анализ (от англ. «содержание» и греч. «разложение, расчленение») - формализованный количественный метод анализа документов. Перевод в количественные показатели массовой текстовой или фонетической информации с последующей статистической ее обработкой. Характеризуется большой строгостью, систематичностью. Объектом контент-анализа может быть содержание различных печатных изданий, радио- и телепередач, кинофильмов, рекламных сообщений, документов, публичных выступлений, материалов анкет. Дискурс-анализ - метод изучения текста в событийном аспекте, включая структуру представления знаний и способа его концептуальной организации. Дискурс - сложное коммуникативное явление, влекущее, кроме текста, экстралингвистические факторы, необходимые для понимания текста. Дискурс-анализ предполагает наличие интегрированных моделей обработки данных. В теории данного метода нет единой концепции.
№23. Когда применяется метод контент-анализ Объективный, систематичный анализ совокупности текстов снабжает исследователя надежной информацией о тенденциях общественного развития. Применение процедуры измерения при анализе текстов сделало возможным получить точные, объективные данные. Крайне трудоемкие процедуры обработки данных при помощи контент-анализа существенно облегчаются при использовании ЭВМ.
Применявшийся вначале для изучения эффективности массовой пропаганды контент-анализ также использовался для изучения широкого круга проблем гуманитарного знания и социальных наук, нашел широкое распространение в социологических исследованиях для анализа официальных и неофициальных документов. Наиболее эффективным оказывается применение этого метода для анализа потоков информации, содержащейся на страницах газет, в передачах радио и телевидения, в рекламных сообщениях, но нередки обращения социологов к этому методу для анализа менее объемной информации (писем, речей политических деятелей, программ политических партий). Техника контент-анализа широко используется в политологических исследованиях. Наиболее эффективно применение контент-анализа: • когда требуется высокая точность или объективность анализа; • при наличии обширного по объему и несистематизированного материала, когда непосредственное использование последнего затруднено; • при изучении хорошо квантифицируемой текстовой информации, особенно при исследовании массовой документальной информации, при работе с ответами на открытые вопросы анкет или глубинных интервью; • когда большое значение для исследуемой проблемы имеет язык источника информации, его специфические характеристики.
№30 Полевой этап Полевым этап называется потому, что он проводится в естественных условиях, отличных от лабораторных, т.е. тех, в которых преимущественно проходила предыдущая исследовательская работа.
Полевой этап исследования включает:
№31 Коэффициент Яниса Процедура подсчета при количественном контент-анализе. в общем виде аналогична стандартным приемам классификация по выделенным группировкам ранжирования и измерения ассоциаций. Существуют также специальные процедуры подсчета применительно к контент-анализу, напр., формула коэффициента Яниса (с), предназначенного для вычисления соотношения положительных и отрицательных (относительно избранной позиции) оценок, суждений, аргументов. В случае, когда число положительных оценок превышает число отрицательных, коэффициент Яниса подсчитывается по формуле где;- число положительных оценок; п — число отрицательных оценок; г — объем содержания текста, имеющего прямое отношение к научаемой проблеме; t — общий объем анализируемого текста. В случае, когда число положительных оценок меньше, чем отрицательных, коэффициент Яниса находится по формуле Есть и более простые способы измерения. Удельный вес той или иной категории можно вычислить с помощью формулы № 24 Основные процедуры контент-анализа 1. понятия, выраженные в отдельных терминах; 2. темы, выраженные в целых смысловых абзацах, частях текстов, статьях, радиопередачах и т.п.; 3. имена, фамилии людей; 4. события, факты и т.п.; 5. апелляций к потенциальному адресату. Единицы контент-анализа выделяются в зависимости от содержания, целей, задач и гипотез конкретного исследования. Выделение единиц счета, которые могут совпадать либо не совпадать с единицами анализа. В 1-м случае процедура сводится к подсчету частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во 2-м – исследователь на основе анализируемого материала и здравого смысла сам выдвигает единицы счета, которыми могут быть: · физическая протяженность текстов; · площадь текста, заполненная смысловыми единицами; · число строк (абзацев, знаков, колонок текста); · длительность трансляции по радио или ТВ; · метраж пленки при аудио- и видеозаписях, · количество рисунков с определенным содержанием, сюжетом и пр. Процедура подсчета в общем виде сходна со стандартными приемами классификации по выделенным группировкам. Применяется составление специальных таблиц, применение компьютерных программ, специальных формул (напр., «формула оценки удельного веса смысловых категорий в общем объеме текста»), статистические расчеты понятности и аттрактивности текста. Проведение контент-анализа требует предварительной разработки ряда исследовательских инструментов. Из них обязательными являются[3]: - классификатор контент-анализа, - протокол итогов анализа, который имеет второе обозначение – бланк контент-анализа, - регистрационная карточка или кодировальная матрица, - инструкция исследователю, непосредственно занимающемуся регистрацией и кодировкой единиц счета, Протокол (бланк) контент-анализа содержит: во-первых, сведения о документе (его авторе, времени издания, объеме и т.п.); во-вторых, итоги его анализа (количество случаев употребления в нем определенных единиц анализа и следующие отсюда выводы относительно категорий анализа). Протоколы заполняются, как правило, в закодированном виде, но не ради сохранения тайны итогов контент-анализа, а исходя из желательности на одном листе бумаги уместить всю информацию о документе, чтобы удобнее было сопоставлять друг с другом итоги анализа разных документов. Если в исследовании осуществляется контент-анализ малого числа документов, то можно обойтись без кодирования и заполнять эти протоколы в открыто-содержательном виде. Регистрационная карточка представляет собой кодировальную матрицу, в которой отмечается количество единиц счета, характеризующее единицы анализа. Протокол контент-анализа каждого конкретного документа заполняется на основе подсчета данных всех регистрационных карточек, относящихся к этому документу.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|