Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Упражнение 15. Адаптируйте текст для понимания школьной аудитории.

Язык как система знаков

Прочитайте теоретический материал и выполните следующие упражнения.

Упражнение 1. Назовите единицы языка.

Единицы языка Уровни Разделы
  Фонемный Фонетика
  Морфемный Морфемика, словообразование
  Лексический Лексикология, фразеология
  Морфологический Морфология
  Синтаксический Синтаксис

Упражнение 2. Установите соответствие между языковыми явлениями и языковыми уровнями, проставив в специальной графе соответствующую букву.

Языковые явления   Языковые уровни
Род заимствованных слов Образование новых слов Образование падежных форм Порядок слов в предложении Образование форм времени Согласование существительного с прилагательным Образование форм множественного числа существительных Образование форм кратких прилагательных Образование фразеологизмов Оглушение звонких согласных Склонение числительных Постановка ударения Управление глаголов d) a) a) фонемный b) b) морфемный c) c) лексический d) d) морфологический e) e) синтаксический
       

Функции языка

Упражнение 3. Назовите функции языка.

Название функции Характеристика функции
    Язык как средство человеческого общения
    Язык как средство получения знаний о действительности.
    Язык как способ выражения отношения автора к речи и её содержанию
    Язык как средство побуждения, воздействия на адресат
    Язык как средство накопления и хранения информации
  Фатическая функция Язык как средство установления контакта
    Язык как средство наименования предметов, явлений, процессов, состояний
  Метаязыковая функция Язык как средство описания языковых явлений

Слова для справок: общение – лат. communicatio;

познавать - лат. cognoscere;

накопление - лат. (ac)cumulatio;

наименование – лат. nominatio;

чувство – лат. emotion;,

выражение – лат. expressio;

воздействие, побуждение – regulatio.

Образец: communicatio – коммуникативная функция.

 

Устная и письменная речь

Упражнение 4. Заполните таблицу «Особенности устной и письменной речи».

Характеристики Устная речь Письменная речь
Характер речи   Монологическая
Обратная связь   Отсутствие непосредственного собеседника
Общая память Наличие общей богатой и детализированной памяти Наличие абстрактной памяти
Длительность   Длительное хранение информации
Редактирование Отсутствие возможности редактировать  
Развёрнутость   Сложные синтаксические конструкции, детализированные высказывания
Отношение к невербальным средствам   Невозможность использовать невербальные средства общения
Отношение к нормам   Использование нейтральной и книжной лексики, последовательное соблюдение языковых норм

Орфоэпические и акцентологические нормы

Упражнение 5. Установите соответствие между лексическими единицами и произношением в них перед Е

1) твёрдого согласного:

2) мягкого согласного:

3) твёрдого и мягкого согласного:

Академгородок, академический, несессер, партер, менеджер, альма-матер, астероид, бассейн, бутерброд, дефис, бижутерия, брудершафт, брюнет, шатен, тезис, гипотенуза, декан, деликатес, депо, де-факто, де-юре, орхидея, пресса.

Упражнение 6. Прочитайте слова, выпишите те лексические единицы, в которых о произносится как [о].

Адажи о, Б о длер, б о кал, вет о, Г о ген, десп о т, З о ля, Каруз о, Кастр о, к о мпресс, к о мпр о мисс, пр о фесс о р, Осл о, п о эт, п о этический, пр о л о нгир о вать, фот о, кред о, б о леро, три о, Токи о.

Упражнение 7. Выпишите слова, в которых пишется ё.

Договоренность, бытие, женоненавистник, безнадежный, осетр, желчь, маневры, щелка, платежеспособный, оседлый, головешка, острие, никчемный, тетерка, житие, белесый, блеклый, опека, затекший, истекший год, затекший кровью, крестный отец, крестный ход, многоженец, незаконнорожденный, новорожденный, осужденный, шофер, щелкать.

 

Упражнение 8. Выпишите лексические единицы в соответствии с произношением сочетания букв ЧН. Установите соответствие между лексическими единицами и произношением в них

[чн] [шн] [шн] и [чн]
     

Беспорядочный, будничный, булочная, веревочный, винтовочный, горничная, горчичник, горчичный, гречневый, двоечник, девичник, друг сердечный, игрушечный, Ильинична, командировочное удостоверение, конечно, конечный пункт, коричневый, Лукинична, маскировочный, месячный, молочный, нарочно, непорядочный, Никитична, отличный, очечник, перечница, перечная мята, подсвечник, порядочный, послать с нарочным, прачечная, пустячный, Саввична, селёдочница, сердечность, скворечник, скучно, сливочный, спичечный, стрелочник, Фоминична, яблочный, яичница, ячневая каша.

Упражнение 9. Исправьте ошибки в следующих словах.

Асматик, ступинатор, будующий, беспрецендентный, грейфрут, друшлаг, ездиит, кварплата, компроментировать, комфорка, насмотрщик, ньюанс, полюс (страховой), подскользнуться, протвень, светопредставление, скурпулёзный, юристконсульт, дермантин, инциндент, конкурентноспособный, полувер, беллютень, лаболатория.

Упражнение 10. Расставьте ударения в именах существительных.

Дефис, маркетинг, пиццерия, диспансер, некролог, квартал, пуловер, нувориш, эксперт, каталог, закупорить, христианин, газопровод, договор, досуг, дремота, знамение, кремень, ломоть, мусоропровод, мышление, намерение, приданое, свекла, бюрократия, гастрономия, иконопись, каучук, ломота, пасквиль, похороны, на похоронах, созыв, феномен, втридорога, асимметрия, вероисповедание.

Упражнение 11. Расставьте ударение в формах имён прилагательных.

Взята, гладка, гладки, горька, дёшев, дешева, дармовой, мила, молода, молоды, робки, силён, умны, языковой (барьер), красивейший, юродивый, свекольный, вечен, вечна, вечны, широк, широка, тяжела, тяжелы.

 

Упражнение 12. Расставьте ударение в формах причастий.

Избалована, ослеплена, разорена, создана, сорвана, прожитый,прожит, прожита, прожито, прожиты, начат, начата, начато, начаты, занят, занята, занято, заняты.

 

Упражнение 13. Расставьте ударение в формах глагола.

Брало, брали, понял, поняло, поняли, поднялся, поднялась, поднялось, поднялись, звонишь, звоним, звонят, позвонишь, позвонит, позвоним, позвоните, позвонят, дозвонишься, баловать, блокировать, дозировать, забронировать (закрепить за кем-либо), откупорить, уведомить, премировать.

 

Упражнение 14. Расставьте ударение в семантических вариантах слов.

Броня (закрепление лица, предмета или услуги за кем-, чем-нибудь), броня (защитная обшивка), видение (способность воспринимать и оценивать окружающее), видение (образы, возникающие в воображении, во сне), ледник (ледовая вершина горы), ледник (погреб со льдом), община (в словосочетании: палата общин английского парламента), община (объединение), отзыв (мнение о ком-, чём-либо), отзыв (прекращение полномочий), провидение (мысленное представление будущего, предвидение), провидение (высшая сила, направляющая судьбы людей), свойство (качество, особенность), свойство (разновидность родства), чудно (великолепно), чудно (странно).

Упражнение 15. Адаптируйте текст для понимания школьной аудитории.

Профессор коллоквиальной лингвистики Розенбаум всегда говорил студентам, что точное знание идеоматики и прецизионное соблюдение нюансов речевого этикета применительно к окказионально-бытовой и сословно-поведенческой специфике конкретного социума способно творить чудеса (Акунин Борис. Алтын-толобас).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...