Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Упражнение 12. Образуйте, если это возможно, краткие формы прилагательных. Выявите различия в значении и функционировании полной и краткой форм.

Грамматические нормы

Прочитайте теоретический материал и выполните следующие упражнения.

Упражнение 1. Определите род существительных. Подберите к ним согласованные определения.

Атташе, визави, жюри, задира, инженю, инкогнито, конферансье, крупье, маэстро, портье, рефери, такси, травести, хиппи, эмансипе, ябеда;

динго, зебу, иваси, какаду, кенгуру, коала, колибри, лосось, пони, фламинго, шимпанзе;

бра, жалюзи, кашне, кашпо, манто, толь, туфля, тюль, шампунь, шинель;

кольраби, кофе, манго, повидло, рагу, салями, эскимо;

алиби, интервью, коммюнике, кредо, пушту, резюме, сопрано, табу, урду, хинди;

бандероль, бюро, кафе, мозоль, пенальти, регби, рельс, рояль, сажень.

 

Упражнение 2. Запишите слова в подходящий для них столбец:

Нидерланды (государство), Хельсинки (город), Сочи (город), Токио (город), Хуанхэ (река), Хонсю (остров), Хоккайдо (остров), Чили (республика), Янцзы (река), Дарданеллы (пролив), Фиджи (остров), Эри (озеро), Чикаго (город), Бурунди (республика), Вальпараисо (город), Таити (остров), Парамарибо (город), Онтарио (озеро), Кюсю (остров), Шри-Ланка (республика), Хуанхэ (река), Сан – Хосе (город), Сан – Томе (город), Сикоку (остров).

 

Мужской род Женский род Средний род Множественное число    

Упражнение 3. Определите род несклоняемых и склоняемых аббревиатур. Подберите к ним согласованные определения или глаголы в форме прошедшего времени.

АТС, ДЮСШ (спорт.), МИД, НАТО, ОПЕК, ЮНЕСКО, РИА (пресс.), СНГ, СОЭ (мед.), ЦРУ, КНР, ЛДПР, МОУ, ТОО; ТЮЗ, ОМОН, УБОП.

 

Упражнение 4. Образуйте форму именительного падежа множественного числа.

1. Автослесарь, бойлер, боцман, брат, бухгалтер, вензель, возраст, ворох, вымпел, диктор, директор, договор, жемчуг, инженер, инспектор, конвейер, конструктор, корректор, лектор, месяц, пальто, полис, прииск, профессор, редактор, ректор, табель, торт, тренер, хутор, шофер, шрифт, эксперт.

2. Борт, буфер, веер, вексель, доктор, жёлоб, жернов, катер, кивер, китель, купол, кучер, лемех, невод, окорок, округ, ордер, отпуск, парус, паспорт, погреб, порт, сорт, сторож, тетерев, тополь, цех, шомпол.

3. Бункер, воз, госпиталь, диспетчер, драйвер, инструктор, короб, комбайнер, крейсер, кузов, обод, пекарь, писарь, приговор, принтер, плейер, свитер, сектор, слесарь, стог, токарь, том, флигель, флюгер, штурман, ястреб.

 

Упражнение 5. Подчеркните вариант, соответствующий нормам литературного языка. В случае правильности обоих вариантов подчеркните тот и другой; укажите стилистическую окрашенность варианта (если она имеется).

Ложка мёда – ложка мёду, чашка чая – чашка чаю, рюмка коньяка – рюмка коньяку, тарелка супа – тарелка супу, чашка риса – чашка рису, килограмм сыра – килограмм сыру, мешок цемента – мешок цементу, тонна песка – тонна песку, выйти без спросу – без спроса, покупать без разбору – без разбора, нет отказу – нет отказа, поел чесночку – поел чесночка, купим кефирчику – купим кефирчика, залей бензинчику – залей бензинчика, выпил чайку – выпил чайка, налил кваску – налил кваска, наговорил вздору – наговорил вздора, наделали шуму – наделали шума, задать жару – задать жара, говорим с глазу на глаз – говорим с глаза на глаз, собирали с миру по нитке – собирали с мира по нитке, не сказал ни разу – не сказал ни раза, от него ни слуху ни духу – от него ни слуха ни духа, говорит без умолку – говорит без умолка.

 

Упражнение 6. Образуйте формы родительного падежа множественного числа от существительных мужского рода.

1. Аптекари, башкиры, болгары, бушмены, грузины, казахи, калмыки, коми, лезгины, манси, монголы, осетины, румыны, татары, турки, туркмены, тунгусы, узбеки, хакасы, ханты, хорваты, цыгане, якуты.

2. Абрикосы, апельсины, баклажаны, бананы, георгины, грейпфруты, гренки, мандарины, помидоры, томаты, торты.

3. Амперы, вольты, герцы, граммы, гектары, децибелы, динары, килограммы, километры, манаты, мегабайты, риалы, сантиметры, ярды.

4. Ботинки, боты, бутсы, валенки, гольфы, кеды, лампасы, манжеты, носки, погоны, сабо, сапоги, чулки, эполеты.

5. Драгуны, жирафы, кадеты, кирасиры, рейтары, партизаны, рельсы, слоги, солдаты, уланы; заморозки.

6. Браслеты, брелоки, вензеля, корни, купоны, мускулы, чипсы, глазкИ (у растений почки), глАзки (уменьшительное от "глаз"), рожкИ (пищевой продукт), рОжки (от "рог").

 

Упражнение 7. Образуйте формы родительного падежа множественного числа существительных.

1. Бадья, башня, вафля, гланда, дыня, капля, клешня, координата, копна, кочерга, лопасть, мощность, оладья, полынья, пригоршня, простыня, свадьба, свеча, серьга, слива, ступня, судья, тулья, туфля, тыква, черешня, эскадрилья.

2. Блюдце, болотце, застолье, зеркало, зимовье, корытце, место, оконце, отрепье, плечо, побережье, полотенце, снадобье, стёклышко, яблоко.

3. Боты, брызги, грабли, дебаты, джинсы, дровни, жабры, каникулы, колготы, леггенсы, лохмо­тья, макароны, очки, ясли.

 

Упражнение 8. Образуйте форму творительного падежа.

Блиндаж, блюдо, верблюд, Гершвин, госпиталь, грош, грунт, дверь, досуг, дочь, жезл, змея, Ельцин, клад, кость, кран, крем, ломоть, лошадь, миндаль, очерк, песня, плеть, плот, плуг, призыв, профиль, ребёнок, свитер, сеть, средство, стержень, ступня, торт, туфля, флаг, флагман, флот, человек, шофёр, ярус.

 

Упражнение 9. Допишите окончания.

1. В углу комнаты стоял... стар... рояль, у котор... не хватало уже нескольких клавиш...

2. Не хватает дух... отказать ей в просьбе.

3. В производственном совещании издательства приняли участие многие автор..., редактор..., корректор....

4. На завтрак каждому полагалось 25 грамм... сливочного масла, два ломтика сыр..., немного джем....

5. Вес самородка достигал нескольких килограмм....

6. В городке стоял полк гусар....

7. Он что было дух... пустился наутёк.

8. Я ходил к ней и носил ей чайк..., сахарк....

9. Подайте все счет... за прошедший месяц на проверку.

10. У причала стояли катер..., на внешнем рейде — крейсер....

11. Тон... сердца были нечёткими.

12. Над горизонтом взошла яркая луна и окрасила море в тёмно-синие тон….

 

Упражнение 10. Слова, помещённые в скобках, употребите в нужной форме в соответствии с языковой нормой.

1. Музыка (Джакомо Пуччини), творчество (Данте Алигьери), в пьесах (Бернард Шоу), модели (Версаче), у режиссера (Владимир Хотиненко), музыкальная комедия (Доменико Чимароза), встреча с (Зураб Соткилава), победы (Ольга Корбут), произведения (Франц Кафка), в гостях у (Кристина Орбакайте), студенту (Кулик), у Зигмунда (Фрейд), с (Александр Митта).

2. Рассказы (Марк Твен), с (Паша Ремень), перед (Вася Гусь), воспоминания о (В. Г. Короленко), от (Александр Сердитых), романы (Жюль Верн), с героями (Эмиль Золя), к философу (Григорий Сковорода), с композитором (Василий Павлович Соловъёв-Седой), для (Кустаа Вилкуна), о (Всеволод Большое Гнездо), с (Ричард Львиное Сердце), заявление (Фан Ван Донг), у (Закир-Хан Мамедов).

 

Упражнение 11. Исправьте ошибки в формах географических названий.

В аэропорту Толмачёво, родился в Кемерово, битва под Бородином, в деревне Пашино, недалеко от Богашёва, в городе Осака, живёт в Хельсинки, переехал из Маслянино, учится в Пашино, работает в Дубне, купил дом в Осло.

 

Упражнение 12. Образуйте, если это возможно, краткие формы прилагательных. Выявите различия в значении и функционировании полной и краткой форм.

Яркая звезда, смирные дети, толстущая доска, злющий хозяин, здоровенная шишка, нервная девочка, пустые вёдра, тусклый свет, светлые волосы, зелёная листва, сиреневая лента, фиолетовый цвет, голубые глаза, широкое окно, новые дома, долгая разлука, толстенный ломоть, тяжеленная ноша, пренеприятный случай, пышное убранство, крупные расходы, верное решение, жалкая попытка, гордый человек, оранжевый апельсин, кофейный цвет, звучные голоса, дешёвый товар, гнедой конь, игреневая лошадь, каурый жеребенок, предобрая старушка, пребольшой пакет, прошлая жизнь, белая стена, новое платье, счастливая девушка, приветливые люди.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...