Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развенчивание теории арийского захвата: новая хронология

Современные индийские ученые, движимые, надо признать, не только научными интересами, бурно отвергают то, что они называют «колониально-миссионерской теорией арийского захвата». Они обвиняют ее создателей в преднамеренном применении цели и процесса колониального завоевания Индии западными державами в наши дни в отношении начала индийской цивилизации: подобно тому, как европейцы пришли в Индию в качестве носителей, предположительно, более развитой цивилизации и высшей религии, так и арийцы, по предположению, напали на страну, которой они навязали свою культуру и религию.

Последняя большая работа представляет «17 аргументов: почему вторжения арийцев никогда не было». Возможно, стоит кратко подитожить и проанализировать их:

1. Модель вторжения ариев в большой мере основывается на лингвистических предположениях, которые неоправданны (и ошибочны). Языки развиваются намного медленнее, чем предполагали ученые 19 столетия. По словам Рэкфру, люди, говорившие на индоевропейских языках, возможно, жили в Анатолии еще в 7 тысячелетии до рожд. Христова;

2. Предполагаемые крупномасштабные миграции арийского народа во втором тысячелетии до н.э. (сперва в Западную Азию, а затем в северную часть Индии, где-то в 15 веке до н.э.) не могут быть подтверждены ввиду того факта, что уже к 2200 году до рожд. Христова хиттиты были в Анатолии, а у касситов и митанни к 1600 году до рожд. Христова уже были цари и династии;

3. В записях древней Индии не указывается вторжение или крупномасштабная миграция – ни в Ведах, ни в буддистских писаниях или писаниях джайнизма, ни в тамильской литературе. Описанные в «Риг-веде» фауна и флора, география и климат характерны для северной части Индии;

4. Существует поразительная культурная связь между археологическими ископаемыми находками продуктов труда, относящимся к индосарасватской цивилизации, и последующим индийским обществом и культурой: общность религиозных представлений, искусств, ремесел, литературы, системы веса и измерений;

5. Археологические находки в Мехргаре (медные изделия, скот, ячмень) повествуют о культуре аналогичной той, что присуща ведическим индийцам. Вопреки прежним толкованиям, «Риг-веда» изображает не уклад кочевников, а городской уклад (purusa – производное от pur vasa = обитатель города);

6. Теория арийского захвата основывалась на предположении, что владеющие лошадьми и колесницами кочевники разбили городскую цивилизацию, которой лошади были неведомы и что лошади изображаются только с середины второго тысячелетия. Между тем в поселениях Хараппского периода и более ранних поселениях были найдены археологические свидетельства о лошадях; Рисунки с лошадьми были найдены в пещерах эпохи палеолита в Индии, В Украине были найдены изображения всадников на лошадях, датируемые 4300 годом до рожд. Христова. Военные колесницы с запряженными в них лошадьми нетипичны для скотоводов, они характерны для городских цивилизаций.

7. Расовое разнообразие, обнаруживаемое в скелетах, найденных в древних поселениях индусской цивилизации то же, что и в современной Индии; среди этих находок нет фактов того, что был приход представителей новой расы;

8. «Риг-веда» описывает сеть рек в северной Индии, то есть до 1,9 тысячелетия до рожд. Христова в отношении реки Сарасвати и до 2,6 тысячелетия до рожд. Христова в отношении реки Дришадвати. Ведическая литература изображает миграцию населения с Сарасвати («Риг-веда») на Гангу (Брахманы и Пураны), что также обосновывается археологическими находками;

9. Астрономические упоминания в «Риг-веде» основываются на календаре «Плеяды-Криттика» (созвездие Тельца) 2500 года до рожд. Христова, когда ведическая астрономия и математика были хорошо развитыми науками (что, опять же, не характерно для кочевников);

10. Города индусов были не уничтожены захватчиками, а брошены их жителями из-за превращения региона в пустыню. Страбок в «Географии» (XV.I.I) сообщает, что Аристовул видел тысячи покинутых деревень и городов; причиной ухода из них послужило то, что Инд изменил свое течение;

11. В битвах, описанных в «Риг-веде», бились не захватчики и местные жители, а люди, принадлежащие к той же культуре;

12. Раскопки в Двараке привели к открытию поселения, по площади больше чем Мохленджо-Даро; это поселение датируется 15 ст. до рожд. Христова; оно имеет архитектурные строения, следы применения железа, письмо, которое по времени соотносится с периодом между Хараппой и шрифтом брахми. Двараку до сих пор связывали с Кришной и концом ведического периода;

13. Общность в морфологии письма: хараппское, шрифты Брахми и Деванагари;

14. Ведическое слово ayas, переводимое раньше как «железо», по всей вероятности обозначало медь или бронзу. Железо нашли в Индии в Кашмире и Двараке до 15 столетия до н.э.;

15. Династические списки, упомянутые в Пуранах, среди которых только в одной ведической династии более 120 царей, хорошо соответствуют «новой хронологии». Они датируются третьим тысячелетием до нашей эры. Греческие сводки повествуют о списках индийских царских династий, относящихся к седьмому тысячелетию до рожд. Христова;

16. Сама «Риг-веда» изображает развитую и усложненную культуру – продукт длительного развития, «цивилизацию, которую невозможно было принести в Индию верхом» (с. 160);

17. Было обнаружено, что культура «серой расписной керамики» в равнинах на запад от реки Ганг, относится где-то к Х1 веку до рожд. Христова, связана с более ранними культурами этого региона и т.д.

Давайте рассмотрим некоторые из этих доводов более подробно. Как часто отмечается, в Ведах нет намека на миграцию народа, который считал ее своей священной традицией. Воистину, было бы странно, если бы ведические индийцы утратили всякие воспоминания о таком важном событии, произошедшим, как предполагают, сравнительно недавно – намного позже чем, к примеру, переселение Авраама и его народа, что хорошо подтверждается Библией, и на что она часто ссылается. К тому же, как было установлено недавно при помощи спутниковой фотографии и геологических исследований, Сарасвати, самая могущественная река, известная ригведическим индийцам, вдоль берегов которой они основали многочисленные большие поселения, полностью высохла к 19 веку до нашей эры – за четыре столетия до того, как, по предположениям, арии захватили Индию. Вряд ли можно утверждать, что арии основывали свои деревни вдоль русла высохшей реки.

Когда в начале 20 века были обнаружены первые следы руин, так называемой, индусской цивилизации, сторонники теории арийского захвата полагали, что они нашли недостающие археологические факты: здесь были «мощные форты» и «великие города», которые, как говорили, покорил и уничтожил воинственный Индра, упоминаемый в «Риг-веде». Затем выяснилось, что эти города никто не уничтожал и не было обнаружено никаких свидетельств захватнических войн: наводнения и засухи сделали невозможным поддерживать жизнь большого количества населения в этом регионе и люди из Мохенджо-Даро Хараппы и других мест переселились в более гостеприимные регионы. Дальнейшее археологическое исследование не только расширило ареал распространения индусской цивилизации, но также показало переход последних стадий этой цивилизации в гангскую культуру. Археогеографы установили, что засуха, длившаяся 2–3 сотни лет, опустошила широкую полосу земли начиная Анатолией, захватывая Месопотамию и заканчивая Северной Индией; это произошло где-то с 23 до 20 века до рожд. Христова.

На основе подобного рода данных и исходя из ведических текстов, появляется новая история истоков индуизма, отражающая самосознание индусов и пытающаяся заменить «колониально-миссионерскую теорию захвата ариями Индии» преставлением об Индии как «колыбели цивилизации». Эта новая теория рассматривает индусскую цивилизацию как феномен позднего периода Вед и отодвигает начало ведической эпохи (внутреиндийское) на несколько тысячелетий назад. Одной из причин того, чтобы считать индусскую цивилизацию «ведической», являются данные о городском планировании и архитектурном дизайне, требовавших довольно развитой алгебраической геометрии – типа той, что присутствует в ведических «Шульпасутрах». Широкопочитаемый историк математики А. Сей-денберг, изучив геометрию, использованную в построении египетских пирамид и цитаделей в Месопотамии, пришел к выводу, что она отражает заимствованную геометрию – геометрию, источником которой являются ведические «Шульпасутры». Если это так, то тогда знание («веда»), на котором основывается строительство Хараппы и Мохенджо-Даро, не может быть древнее самой этой цивилизации.

Хотя «Риг-веду» всегда считали наиболее древним литературным документом Индии и считали такой, где сохранилась самая древняя форма санскрита, индийцы не считали ее источником своей ранней истории. Этой цели служила «Итихаса-пурана». Язык этих произведений древнее чем язык Вед, а время их последней редакции намного позже нежели установление ведического канона. Однако, они содержат подробную информацию касательно древних событий и личностей, которые составляют часть индийской истории. Древние, типа Геродота – отца греческой историографии, не отделяли рассказа от истории. Они не то, что подвергали сомнению свои исторические источники, но обычно противопоставляли различные части сведений, не поддавая факты при этом критическому анализу. Таким образом, нельзя читать «Итихаса-пурану» как нечто равноценное современному учебнику по истории Индии; ее можно читать скорее как книгу рассказов, содержащую информацию, в которую добавлены толкование, факты и вымысел. Однако индийцы всегда относились к родословным достаточно серьезно и можно предположить, что пуранические списки династий (типа списков парампар в «Упанишадах») рассказывают об именах настоящих правителей в правильной последовательности. На основе этих предположений можно предварительно воссоздать историю Индии, начиная где-то с 4,5 тысячелетия до рожд. Христова.

Ключевым элементом в переработке истории древней Индии было недавнее открытие Мехргара – поселения местности Хиндукуш, в котором начиная с. тысячелетия до нашей эры на протяжении нескольких тысячелетий непрерывно жили люди. Это открытие продлило историю Индии на несколько тысячелетий раньше, чем весьма хорошо до сих пор датируемая индусская цивилизация.

Объединив, имеющиеся в наличии на сегодняшний день, археологические данные, американский антрополог Джеймс Шаффер разработал следующую хронологию ранней индийской цивилизации:

1. Начало эпохи добычи пищи (6,5–5 тысячелетие до рожд. Христова): гончарные изделия отсутствуют;

2. Эпоха разделения на регионы (5–2,5 тысячелетие до рожд. Христова): наличие различных региональных стилей гончарных изделий и других ископаемых находок, являющихся продуктами человеческого труда;

3. Эпоха объединения (2,5–1,9 тысячелетие до рожд. Христова): культурная однородность и появление городских центров типа Мохенджо-Даро и Хараппы;

4. Эпоха локализации (1,9–1,3 тысячелетие до рожд. Христова): смешение образцов из эпохи интеграции (объединения) и местных керамических стилей.

В настоящее время нам достались две резко отличающиеся друг от друга версии истории древней Индии, имеющие две радикально различные хронологии и множество доводов с каждой стороны. Те защищают теорию арийского вторжения и связанную с ней хронологию, обвиняют сторонников «Новой хронологии» в потакании индусскому шовинизму. Последние же подозревают первых в том, что они считаются с «колониально-миссионерскими» предрассудками и отказывают в самобытности местных индийцев. Новым элементом, вошедшим в дискуссию, являются научные исследования. В то время как более старая теория относительно истории Индии опиралась исключительно на филологические доводы, новая включает в себя астрономические, геологические, математические и археологические факты. В целом создается такое впечатление, что вторая, новая, теория основывается на лучшем фундаменте. Филологические аргументы не только с самого начала больше основывались на сильных утверждениях и смелых догадках, но и сами цивилизации – как древняя так и современная включают в себя больше, чем только литература. К тому же ученые, имеющие чисто филологическую подготовку – именно грамматисты – не в состоянии разобраться в техническом языке и научной информации, что содержатся даже в изучаемых ими текстами.

Возьмите современную научную литературу. Она изобилует греческими и латинскими техническими терминами, она содержит в себе обилие формул, составленных из греческих букв и букв иврита. Если бы ученым, имеющим образование в области классических языков, пришлось читать подобные труды, вероятно они могли бы найти какие-то приемлемые переводы технических терминов на современный английский язык, но вряд ли они были бы в состоянии понять на самом деле большую часть из того, что они читают и они явно не извлекли бы из этих работ ту информацию, которую их авторы хотели передать людям, получивших подготовку в их специальностях. Что касается древних индийских текстов, то здесь ситуация не слишком отличается от вышеописанной. Признание кое-кого из самых лучших ученых (типа Гелднера, который в своем переводе «Риг-веды», считавшимся наилучшим из всех переводов, сделанных на сегодняшний день, объявляет многие места из книги «темнее чем самое темное предсказание» или Гонды, считавшего что «Риг-веда» в основном непереводима) в неспособности понять очень многие тексты и отказ большинства ученых углубиться дальше их грамматического и этимологического анализа указывает на существование более глубокой проблемы. Древние не только были поэтами и литераторами, но и владели также своими науками и техническим мастерством, своими секретами и условностями, которые не являются очевидными для того, кто не живет в их мире. Был сделан определенный прогресс в расшифровке медицинской и астрономической литературы более поздней эпохи, в чтении архитектурных и относящихся к искусству материалов. Однако большая часть технического значения самой древней ведической литературы ускользает от нас до сих пор.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...