Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Международные и российские стандарты в области защиты прав и свобод человека.




Проблема прав человека занимает важное место в системе международного права. В каком бы государстве ни находился человек, в месте ли своего постоянного жительства или пребывания (по своим делам и интересам), он остается свободным существом, нахо­дящимся под защитой мирового сообщества, собственного государства, гражданином которого он является, а также государства, в котором он находится. Состояние свободы не даруется какой-либо публичной властью, а принадлежит человеку в силу его рождения.

После Второй мировой войны началось интенсивное осоз­нание мировым сообществом планетарного значения пробле­мы прав человека. Из чисто внутренней эта проблема стала превращаться в международную, в результате чего конститу­ционное право постепенно начало подпадать под влияние международных стандартов. Сегодня уже общепризнанно, что права человека, в какой бы стране он ни жил, находятся под защитой мирового сообщества и являются достоянием всей цивилизации.

Права человека с позиций междуна­родного права — это права, существенные для характеристики правового положения лица в любом современном обществе. Раз­личные общества имеют разные социальные возможности для обеспечения прав человека. Но в принципе для государств харак­терно определенное совпадение взглядов на то, какие права долж­ны быть предоставлены индивидам и закреплены в национальных законах. Реальное обеспечение этих прав может быть различным. Оно основывается на уровне развития данного общества, на него оказывают влияние национальные, религиозные и другие особен­ности. Наряду с этим есть некое общее понимание их смысла и роли.

Концепций прав человека существует множество: рели­гиозные, позитивистские, естественно-правовые и т.д. Их разнооб­разие обусловлено различием мировоззрений в обществе. Это не препятствует формированию универсальной концепции межгосу­дарственного сотрудничества в области прав человека на основе общепризнанных принципов и норм международного права.

Для того чтобы содержание любого принципа международно­го права воплощалось в жизнь, необходима его конкретизация в договорных и обычных нормах международного права. Междуна­родно-правовые обязательства, развивающие и конкретизирую­щие принцип уважения прав человека, часто называют междуна­родными стандартами в области прав человека. Это обязательства государств не только предоставлять лицам, находящимся под их юрисдикцией, какие-либо определенные права несвободы, но и не посягать на такие права и свободы (например, не допускать расо­вой, национальной и другой дискриминации, применения пыток и т.п.).

Стандарты могут быть универсальными, то есть признанны­ми во всем мире, и региональными. Региональные стандарты, имея особенности, вытекающие из традиций, уровня развития какой-либо группы стран, могут идти дальше универсальных, быть бо­лее широкими, конкретными (например, стандарты, принятые в рамках общеевропейского процесса).

В некоторых случаях допускаются те или иные ограничения прав и свобод, о которых идет речь в отдельных стандартах. Так, в ряде положений Международного пакта о гражданских и поли­тических правах предусматривается, что соответствующие права и свободы могут быть подвергнуты только таким ограничениям, которые установлены законом и необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения. В ст. 4 Пакта указывается, что во время чрезвычайного положения в государстве, при котором жизнь нации находится под угрозой и о наличии которого официально объявляется, участники Пакта могут принимать при соблюдении определенных условий меры в отступление от своих обязательств по Пакту. Однако, согласно ст. 4, недопустимо отступление от стандартов, запрещающих дискриминацию исключительно на ос­нове расы, цвета кожи, пола, языка, религии или социального происхождения, а также закрепляющих право на жизнь, недопус­тимость пыток, рабства и т.д.

Устав ООН, не конкретизируя понятие прав чело­века, тем не менее содержит несколько принципов, в определенной мере этому способствующих. Так, в Уставе ООН говорится о рав­ноправии народов, равноправии мужчин и женщин, достоинстве и ценности человеческой личности (т.е. праве на жизнь), недопусти­мости дискриминации по признакам расы, пола, языка, религии (т.е. свободе совести, убеждений и т.п.). Можно считать, что пре­амбула Устава содержит ссылку на основные демократические свободы в той ее части, где говорится о стремлении членов орга­низации «содействовать социальному прогрессу... при большей свободе».

С учетом, прежде всего, этих положений разрабатывались и разрабатываются соответствующие международные документы.

Другая часть документов в области прав человека - международные договоры, которые имеют обязывающий характер для их участников. В их числе - Международная конвенция о ликвида­ции всех форм расовой дискриминации от 21 декабря 1965 г Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 г., Международный пакт о граж­данских и политических правах от 19 декабря 1966 г., Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 г. и другие договоры. Эти договоры закрепляют стандарты в области прав человека.

Пакты о правах человека - одно из значительных достижений ООН в сфере сотрудничества по обеспечению прав человека. Это договоры, призванные создать универсальную международно-пра­вовую базу для межгосударственного сотрудничества по вопросам, касающимся прав человека. Пакты вступили в силу в 1976 году.

В настоящее время особую актуальность приобрел вопрос о при­дании им возможно большей эффективности, что предполагает их универсализацию, то есть максимальное увеличение круга их участ­ников. До сих пор в них участвуют даже не все постоянные члены Совета Безопасности ООН (США не участвуют в Пакте об эконо­мических, социальных и культурных правах, Китай - в обоих).

Согласно принятой в междуна­родных документах классификации, права человека подразделя­ются на гражданские, политические, экономические, социальные и культурные. Возможны и иные варианты классификации. Прибли­зительно с начала 70-х годов в международной практике получила распространение концепция «трех поколений» прав человека.

Следует отметить, что различные общества имеют разные социальные возможности для обеспечения прав человека. Но в принципе для государств характерно совпадение взглядов на то, какие права должны быть представлены индивидам и закреплены в национальных законах. Реальное обеспечение этих прав может быть различным. Оно основывается на уровне развития конкретного общества, на него оказывают влияние национальные, религиозные и другие особенности.

Первым крупным международным правовым актом стала Всеобщая Декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. (СССР и другие социалистические страны при голосовании воздержались).

В 1966 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла новые важ­ные акты - Международный пакт об экономических, соци­альных и культурных правах и Международный пакт о граж­данских и политических правах (ратифицированы СССР в 1973 г.). В этих актах дается более детализированный перечень прав человека и гражданина, а кроме того, Пактом о граждан­ских и политических правах предусматривается создание Ко­митета по правам человека, ответственного за соблюдение и принятие мер по претворению в жизнь прав, признаваемых в этом Пакте. В 1984 г. аналогичный Комитет был создан по экономическим, социальным и культурным правам. Оба пак­та составили своеобразный международный кодекс прав чело­века и гражданина, а государства-участники взяли на себя обязательство принять необходимые законодательные меры по о6еспечению предусмотренных в пактах прав и свобод.

Принятый одновременно с Пактом о гражданских и политических правах Факультативный протокол предоставил возможность Комитету по правам человека, созданному в соответствии с положениями этого Пакта, получать и рассматривать сообщения лиц, утверждающих, что они являются жертвами нарушений какого-либо из прав, изложенных в Пакте. Второй Факультативный протокол (1989 г.) направлен на отмену смертной казни.

Поскольку демократические государства рассматривают общепризнанные нормы и принципы международного права составной частью своей правовой системы, пакты являются, для таких государств, правовыми актами прямого действия. Это тем более важно, что установленные ими стандарты шире содержания многих конституций.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...