Виды электродвигателей.
В лентопротяжных механизмах магнитофонов, работающих от сети переменного тока, применяются однофазные электродвигатели. В зависимости от выполняемых функций электродвигатели делятся на ведущие и перематывающие. Ведущие электродвигатели трехдвигательных лентопротяжных механизмов служат только для протягивания ленты с постоянной линейной скоростью по рабочим поверхностям магнитных головок, а перематывающие — только для ускоренной перемотки. В однодвигательных механизмах ведущие электродвигатели, кроме протягивания ленты в режиме "Рабочий ход", осуществляют также и ускоренную перемотку. Применяемые электродвигатели должны быть с самопуском, обладать необходимым пусковым моментом при любом соотношении количества ленты на приемной и подающей катушках, работать без шума и вибрации. По принципу действия и особенностям конструкции электродвигатели бытовых магнитофонов делятся на синхронные и асинхронные, причем последние могут быть с экранированными или конденсаторными полюсами. В свою очередь электродвигатели с экранированными полюсами могут иметь трансформаторную обмотку, что дает возможность использовать ее для питания электрической схемы магнитофона. Электродвигатели имеют различные механические характеристики. Механической характеристикой называется зависимость частоты вращения вала электродвигателя от нагрузки, приложенной к нему. В зависимости от особенностей устройства электродвигателей характеристики могут быть различные (рис. 6.): абсолютно жесткая (1), жесткая (2) и мягкая (3). У электродвигателей с абсолютно жесткой характеристикой частота вращения мало зависит от нагрузки. При жесткой характеристике частота вращения электродвигателя изменяется незначительно при больших изменениях нагрузки, а у электродвигателей с мягкой характеристикой даже небольшое увеличение нагрузки вызывает уменьшение частоты вращения.
В качестве ведущего используется электродвигатель с абсолютно жесткой или жесткой механической характеристикой. Абсолютно жесткую характеристику имеют синхронные электродвигатели. Так как пусковой момент их равен нулю, то в магнитофонах эти электродвигатели применяют с асинхронным пуском. Синхронные электродвигатели по сравнению с асинхронными имеют большие габариты и массу и, кроме того, обладают меньшим КПД. В качестве ведущего электродвигателя в бытовых магнитофонах используются конденсаторные электродвигатели с жесткими характеристиками.
Рис. 6 Механические характеристики ЭД Нагрузка
С их помощью при правильной разработке лентопротяжного механизма отклонение средней скорости ленты от номинального значения не превышает установленных норм. У них высокие КПД и коэффициент мощности, они обладают большим пусковым моментом и возможностью реверсирования. Перематывающий электродвигатель должен обладать мягкой механической характеристикой, так как его частота вращения должна изменяться в зависимости от количества ленты на катушке. Только при этом условии можно обеспечить необходимое натяжение ленты и ее плотную намотку на катушку. Кроме того, такой электродвигатель должен иметь достаточно большой пусковой момент, необходимый для нормальной работы лентопротяжного механизма при любом соотношении ленты на катушках. В катушечных магнитофонах широко применяется электродвигатель типа КД-6-4-У4. Его условное обозначение расшифровывается следующим образом: К — конденсаторный, Д — двигатель, 6 — мощность, Вт, 4 — число полюсов, У — исполнение для умеренного климата, 4 — категория размещения.
В кассетных магнитофонах используются односкоростные электродвигатели постоянного тока с электронным регулятором частоты вращения типов: МД-0,35-9-А, M56NN, MНE-5SD9V3, а также двухскоростной бесколлекторный синхронный электродвигатель типа БДС-0,2М. В некоторых моделях магнитофонов высокой группы сложности ("Вега МП-120С" и др.) используют тихоходные прямоприводные синхронные электродвигатели. К электродвигателям для кассетных носимых магнитофонов и магнитол предъявляются следующие требования: возможно меньшее потребление тока от источников питания при номинальной нагрузке; возможно меньшее напряжение источника питания; стабильность частоты вращения и небольшие габариты и масса.
ПРОВЕРКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ ЛПМ.
Для проверки работоспособности ЛПМ магнитофона его необходимо заправить магнитной лентой (или кассетой), не имеющей механических дефектов. Особенно тщательно проверить качество кассеты. Включив магнитофон, проверить движение ленты в режимах пуска, перемотки вперед и назад, в режиме «Стоп» и переход из этого режима в другие и обратно; в режиме пуска проверить действие кнопки временной остановки ленты (если такая имеется). При проверке обратить внимание на то, как лента проходит по рабочим поверхностям головок, как прилегает к ним, как движется по направляющим колонкам и равномерно ли натяжение ленты по всей ее поверхности, не деформируются ли края ленты, плотно ли наматывается лента на приемную катушку или ролик кассеты, не царапается ли рабочая поверхность ленты. Обратить также внимание на движение вращающихся деталей. Оно должно быть равномерным, без подергиваний. При переключении в разные режимы работы проверить плавность торможения ленты, образуются ли петли при торможении, какое качество намотки ленты, нет ли резких рывков ленты. В кассетном магнитофоне обратить внимание на то, как входят в контакт с лентой головки, направляющие и прижимной ролик в момент пуска в режимах «Воспроизведение» и «Запись», не задевают ли они корпус кассеты; не вызывает ли это изменение положения кассеты или ее даже незначительной деформации. Недопустимо, чтобы в момент пуска эти детали упирались в корпус кассеты или для пуска надо прикладывать значительное усилие, неоднократно повторить процесс пуска. При проверке работы ЛПМ в разных режимах работы обратить внимание также на шум работы механизма. Он должен быть тихим, равномерным, без стуков, скрипов и т. п. Такая проверка общей работоспособности ЛПМ поможет ориентировочно определить характер неисправности и примерно ее место в магнитофоне. При обнаружении какого-либо отклонения от нормальной работы лучше отключить магнитофон от сети, вынуть шасси из корпуса или снять декоративную панель и нижнюю крышку, чтобы наглядно видеть работу механизма. При этом легче разобраться в специфике механики данного магнитофона, взаимодействии отдельных узлов в разных режимах работы, лучше будут видны причины отклонения от нормальной работы, изношенные детали, растянутые пассики и т. п. Как правило, при работе открытого механизма значительно легче определить место неисправности или выделить ее причины. Если трудно разобраться, как должна работать механика, обратитесь к справочной литературе, заводским инструкциям по ремонту.
Возможно, и при работающем электродвигателе не работает ЛПМ. Тогда надо внимательно проверить привод от двигателя к маховику ведущего вала. Не оборвался ли или сильно растянулся приводной пассик, не проскальзывает ли насадка на оси двигателя или пассик вследствие попадания масла. Затем, отключив магнитофон, проверить все вращающиеся детали, покрутив их рукой. Они должны вращаться легко, без задержки, люфтов и биений. Если для вращения ведущего вала надо прикладывать значительное усилие или вращение сопровождается шумом, то узел надо разобрать, тщательно промыть бензином и смазать рекомендованным для данного узла маслом. Если при вращении маховика рукой возникают стуки, ощутимый люфт вала, то изношенные детали или узел надо заменить. Ось ведущего вала должна быть чистой и полированной, не должна иметь выработки в месте прохождения ленты. Прижимной обрезиненный ролик также должен вращаться легко, в противном случае узел промыть и смазать, поверхность его должна быть чистая, ровная, без значительного износа и деформации. Другие ролики ЛПМ также должны быть чистыми, легко, без шума вращаться на своих осях, не иметь значительного люфта и деформации. Ролики, имеющие значительную деформацию и износ, трещины на резиновом кольце, подлежат замене. При этом их поверхность тщательно протирают спиртом, а оси и подшипники смазывают рекомендованным маслом.
При осмотре обратить внимание на крепление деталей и узлов ЛПМ механизма, состояние различных тяг и пружин. Оси ведущего вала, приемного и подающего узлов, прижимного ролика должны быть строго перпендикулярны панели ЛПМ. Если при включении магнитофона в соответствующий режим работы двигатель не вращается, то необходимо проверить, поступает ли к нему питающее напряжение и соответствует ли оно указанной в схеме величине. При отсутствии питающего напряжения проверить цепи, через которые подводится напряжение питания. В кассетных магнитофонах питанием от автономных источников или при универсальном питании используют различные схемы электронных стабилизаторов скорости вращения двигателя. В этом случае при отсутствии напряжения на двигателе надо проверить, поступает ли напряжение на схему электронного стабилизатора, и при его наличии проверить схему самого стабилизатора и устранить неисправность. Если же двигатель не вращается и при нормальном питании, то причина может быть в неисправности резистора и конденсатора фазосдвигающей цепи двигателя переменного тока или самого двигателя, а возможно, и в заклинивании в подшипниках вала ротора. В этом случае надо промыть и смазать подшипники или заменить их. В остальных случаях электродвигатель заменяют или ремонтируют его. В случае быстрого и сильного перегревания электродвигателя, при включении напряжения питания он также подлежит замене или ремонту. Причинами отклонения скорости вращения магнитной ленты от номинальной в режимах «Запись» и «Воспроизведение» могут быть: 1. Не отрегулирован стабилизатор скорости вращения двигателя или наличие неисправности в схеме стабилизатора. Для устранения неисправности проверьте возможность регулирования скорости вращения двигателя подстроечным резистором платы стабилизатора и установите номинальную скорость, в противном случае проверьте схему стабилизатора или замените ее заведомо исправной. 2. Напряжение питания электродвигателя отличается от номинального. Для устранения неисправности проверьте величину напряжения, приложенного к электродвигателю и цепи подачи этого напряжения.
3. Недостаточный прижим ленты обрезиненными роликами к оси ведущего вала. Для устранения неисправности отрегулируйте усилие прижима пружиной (а возможно, и замените пружину). 4. Нарушение свободного вращения прижимного ролика или ведущего вала. Для устранения неисправности проверьте вращение рукой вышеназванных узлов, и если они проворачиваются с трудом или с заеданиями, то необходимо произвести чистку и смазку этих узлов. 5. Попадание масла на поверхности прижимного ролика или ведущего вала (осмотрите поверхности ролика и вала и при необходимости протрите ватным тампоном, смоченным в спирте). 6. Недостаточное напряжение приводного пассика ведущего вала, проскальзывание пассика вследствие его растяжения или попадания масла. .Для устранения неисправности отрегулировать натяжение пассика, протереть его и поверхность маховика ведущего вала ватным тампоном, смоченным в спирте, растянутый пассик заменить. 7. Чрезмерно велико усилие подмотки при несколько недостаточном прижиме ленты к ведущему валу вследствие износа поверхности ролика оси ведущего вала. Для восстановления нормальной работы осмотрите поверхность ролика и вала, изношенные детали замените, и отрегулируйте усилие намотки. Заедание в подающем или приемном узлах, не полностью растормаживаются подкассетники этих узлов. Для устранения неисправности проверьте состояние приемного и подающего узлов и при необходимости снимите, промойте спиртом и смажьте эти узлы, отрегулируйте равномерность зазора при растормаживании, а возможно, и замените пружину тормозной планки. Повышенную детонацию в магнитофоне могут вызвать аналогичные причины, вызывающие отклонение скорости. Кроме того, коэффициент детонации зависит от точности изготовления деталей, ЛПМ и самого ме ханизма в целом. Так, повышенную детонацию вызывают биение вращающихся деталей лентопротяжного механизма, узла ведущего вам прижимного, направляющего, и промежуточного роликов; повышенный люфт вращающихся деталей; деформация поверхности обрезиненных роликов (прижимного, промежуточного и т. д.), оставленных на длительное время прижатыми в одном месте (например, при выключенном магнитофоне включен режим «Воспроизведение»). С течением времени коэффициент детонации увеличится от загрязнения поверхности и износа (особенно неравномерного) вращающихся деталей; оси ведущего вала и прижимного ролика, деталей узла намотки и торможения. Такие детали выявляются тщательным внешним осмотром и при обнаружении подлежат, замене. В случае недостаточно плотной (рыхлой) подмотки ленты в режимах «Запись» и «Воспроизведение» или образования петли ленты при включении в этих режимах причиной является неисправность механизма подмотки приемного узла магнитофона: это растяжение пассика, осуществляющего подмотку; недостаточное усилие подмотки из-за износа функциональных элементов или их загрязнения, попадания масла на них; недостаточное усилие прижима диска муфты скольжения и правой бабины; недостаточный прижим ролика подмотки к подкассетнику или проскальзывание его и т. д., в зависимости от конструкции механизма подмотки, данного магнитофона. Определение неисправности из-за подмотки производится внимательным внешним осмотром его, а затем устранением обнаруженных дефектов. Растянутые пассики, изношенные фрикционные элементы заменяются новыми, а если они загрязнены, то промываются бензином, просушиваются и устанавливаются на прежнее место. Отрегулировать усилие прижима диска муфты скольжения или ролика подмотки. Причинами неудовлетворительных перемоток вперед и назад при их отсутствии могут быть: растяжение пассика перемотки или попадание масла на него; неудовлетворительное сцепление во фрикционных парах, участвующих в перемотке (увеличить усилие прижима); изношенность или замасленность резиновых поверхностей дисков перемотки (диски заменить или промыть). Могут быть и другие причины в зависимости от устройства механизма перемотки. Практически все эти неисправности также можно обнаружить при внимательном внешнем осмотре работающего механизма магнитофона. После ремонта ЛПМ производится проверка его основных параметров: скорости движения магнитной ленты, коэффициента детонации, времени перемотки вперед и назад.
Задание по работе. 1. Составить кинематическую схему ЛПМ магнитофона предложенного для изучения. 2. Описать взаимодействие механизмов ЛПМ при работе в различных режимах. 3. Провести проверку скорости движения магнитной ленты кассетного и катушечного магнитофонов различными способами. 4. Сделать выводы по работе, оформить отчет.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|