Моделирование состава средств и методов тренировочного процесса
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Моделирование содержания и структуры тренировочного процесса (в том числе средств, методов и динамики нагрузок) Кандидат педагогических наук, доцент А.Г. Баталов, Российская государственная академия физической культуры, Москва Для того чтобы изменить количественные и качественные параметры состояния спортсмена до состояния готовности, обеспечивающей реализацию целевой соревновательной деятельности, необходимо избрать адекватный состав средств и методов воздействия, а также оптимальную структуру их применения в заданном интервале времени. Моделирование состава средств и методов тренировочного процесса Мы исходим из того, что потенциальные возможности трансформации исходного состояния спортсмена в целевое состояние определяются прежде всего методикой целевой физической подготовки спортсмена. Основная функция специальной физической подготовки состоит в последовательной интенсификации режима работы организма спортсмена, обеспечивающего адекватные процессы развития и приспособления к специфическим условиям целевой соревновательной деятельности. Практическим выражением этой функции является достижение необходимой функциональной и структурной подготовленности организма спортсмена для совершенствования технико-тактического мастерства и планомерного выхода на скорость выполнения соревновательного упражнения. Такой подход к пониманию функций целевой физической подготовки требует определения состава средств и методов тренировочных воздействий в аспекте их сходства и различия с целевой соревновательной деятельностью, по отношению к которой строится подготовка в пределах большого подготовительно-соревновательного цикла. Исходя из этого признака, все упражнения можно разделить на три основные группы. К первой относятся упражнения, в которых все элементы целевой соревновательной деятельности по возможности представлены в "собранном" виде, т.е. относительно целостно моделирующие соревновательную деятельность (модельно-целевые), ко второй - упражнения, содержащие частичные признаки модели (смешанные), и к третьей - упражнения, в которых признаки модели соревновательной деятельности практически отсутствуют (преимущественно общеподготовительные) [13, 14].
Установленные в практике лыжных гонок средства тренировки используются как упражнения, формирующие высокий уровень специальной физической подготовленности спортсмена. По степени и направленности воздействия эти упражнения подразделяются на развивающие и поддерживающие достигнутый уровень тренированности. Эта группа упражнений создает объективные возможности для освоения спортсменом режима сверхнагрузок, т.е. режима и характера работы, соответству ющего целевой соревновательной деятельности. И в этом аспекте необходимо выделить упражнения, условия и способ выполнения которых позволяли бы наиболее адекватно моделировать основные параметры целевой соревновательной деятельности. К таким упражнениям относятся упражнения модельно-целевого типа. Наряду с традиционными методами формирования нагрузки модельно-целевой способ построения спортивной подготовки требует выделения специфических методов. К ним относятся методы частично моделирующего упражнения, в которых соревновательная деятельность моделируется лишь фрагментарно, и методы целостно-приближенного упражнения, где соревновательные действия, их комбинации и сопряженные с ними параметры нагрузки моделируются по возможности в целостном виде [13]. Этой группе упражнений присущи определенные признаки. Для использования указанных методов в подготовке лыжников-гонщиков высокого класса нами разработаны основные внешние и внутренние признаки методов моделирующего упражнения. При их разработке учитывались основные факторы специфичности нагрузок в модельно-целевом способе построения спортивной тренировки. Один из факторов специфичности заключается в том, что механизмы энергообеспечения мышечной деятельности адаптируются теми механизмами, которые используются в тренировочном процессе. Одновременно с этим снижается эффективность механизмов производства энергии, используемых в меньшей степени. Следующий фактор специфичности - тренировка определенных групп мышц и их клеток. Необходимый белковый синтез происходит именно в тех мышцах и частях мышц, которые обеспечивают работу непосредственно в процессе тренировки. И, наконец, еще один фактор специфичности связан с деятельностью нервной системы. Под влиянием тренировки в центральной нервной системе формируется "память движения", т.е. модель тех движений, орбит движений, сил, скоростей движений и т. п., которые используются непосредственно в процессе тренировки. Причем эта модель не должна значительно отличаться от модели движений, которая требуется для реализации целевой соревновательной деятельности.
Таким образом, к основным внешним признакам методов моделирующего упражнения следует отнести: - длительность работы (время, километраж) должна быть не менее 50% от целевой соревнова тельной деятельности; - тренировочные упражнения должны быть из категории модельно-целевых и смешанных; - структура отрезка дистанции или дистанции в целом относительно рельефа соревновательной трассы должна моделировать ее характерные параметры (длину и крутизну подъемов, их расположение на трассе и др.); - скорость (длина и частота шагов) и ее дистанционная динамика при передвижении на лыжах и лыжероллерах должны соответствовать модели динамики целевой соревновательной скорости; - тактика применения различных способов передвижения (техника соревновательного упражнения) должна соответствовать прогнозируемому целевому варианту; - тренировка проводится в форме соревнований с установкой на максимальный результат.
Таблица 3. Модельные характеристики целевой соревновательной деятельности на дистанции 30 км классическим стилем (женщины-мсмк)
Основной внутренний признак методов моделирующего упражнения - характер и уровень напряженности систем и органов организма спортсмена, которые должны соответствовать целевой или быть близкими к ней, при этом время воспроизведения напряженности - в пределах > 50 - 100% от целевой соревновательной деятельности.
Упражнения, моделирующие целевую соревновательную деятельность, приобретают статус особого метода тогда, когда модельно-целевые нагрузки воспроизводятся серийно с интервалами, позволяющими гарантировать кумуляцию эффекта модельно-соревновательной деятельности [14]. В табл. 3 представлены основные параметры, характеризующие внешнюю и внутреннюю стороны целевой соревновательной деятельности лыжниц-гонщиц (уровень мсмк, прогноз на предстоящий годичный цикл) на дистанции 30 км классическим стилем с параметрами рельефа трассы, предусмотренными правилами ФИС. В соответствии с данной целевой соревнова тельной деятельностью к группе модельно-целе вых упражнений могут быть отнесены: - упражнения на лыжах и лыжероллерах с использованием способов передвижения, аналогичных соревновательному упражнению, с напряженностью, равной целевой или близкой к ней, и в условиях, моделирующих основные внешние параметры соревновательной деятельности; К группе смешанных упражнений: - прыжковая имитация попеременного 2-шажного классического хода на подъемах с палками; - кросс в сочетании с имитацией (прыжковой, шаговой, с палками, без палок) попеременного 2-шажного классического хода на подъемах; - кросс по пересеченной местности, моделирующей рельеф соревновательной трассы. К группе преимущественно общеподготовительных упражненийотносятся: - приближенные к группе модельно-целевых и смешанных упражнений: упражнения на специальных имитационных тренажерах, кросс, бег, ходьба, велоезда, гребля, плавание и др.; - контрастные по отношению к модельно-целе вым и смешанным: спортигры, упражнения силового, скоростного, координационного характера и др. Таким образом, при формировании в организме спортсмена единой функционально-двигательной системы, обеспечивающей в конечном итоге реализацию целевой соревновательной деятельности, все средства и методы воздействия должны быть подобраны на основании структуры и функциональной активности типичной целевой соревновательной деятельности, т.к. их специфичность в большей мере приближает к особенностям целевого спортивного результата, чем любые другие средства подготовки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|