Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Модернизация собственности




 

В Российской Федерации государственная собственность долгое время оставалась ведущей формой собственности и имела наибольший удельный вес. Концентрация имущества в государственной собственности и, как следствие, ограничение имущественной сферы и правомочий других собственников, исключение частной собственности как таковой не дало положительных результатов.

В сложившейся социально - экономической ситуации назрела необходимость пересмотра принципов и приоритетов в области управления и распоряжения государственным имуществом, усиления государственного контроля и регулирования в государственном секторе экономики.

Усиление роли государства в регулировании экономики не следует понимать как политику наращивания массы объектов государственной собственности в экономическом пространстве страны.

В настоящий момент ощущается объективная потребность в создании стройной, экономически и логически выверенной системы критериев, в соответствии с которыми те или иные объекты выбираются для осуществления государственного управления на базе жесткого, детально регламентированного механизма управления и контроля за государственной собственностью.

Государственная политика преследует увеличение доходов федерального бюджета на основе эффективного управления государственной собственностью. Но коммерческая деятельность - извлечение прибыли, как известно, успешней проводится на базе частной собственности.

Исходя из этого было бы логично сократить вдвое, с 65-70%, производство валовой продукции на базе государственной собственности до 30-35%, за счет массовой приватизации той части собственности, которая нацелена на ее коммерческое использование, а не на выполнение государственных функций. Причём не просто приватизировать, а сделать это на конкурсной основе.

Основной капитал - материальный фундамент общественного развития - в России безнадёжно устарел. Изношенность основных фондов в России приближается к 50%, а изношенность машин и оборудования уже превысила этот критический рубеж.

 

Рис. 1

 

Средний срок службы машин и оборудования у нас составляет около 18 лет, в то время как старыми считаются машины, работающие свыше 10 лет. Средний срок службы машин и оборудования в передовых странах составляет около 8 лет.

Чтобы к тому же поднять до современных требований транспортную инфраструктуру, в массовом порядке начать строить автострады и скоростные железные дороги - потребуется ещё до 1,5 трлн. руб. дополнительных инвестиций (при учёте стоимости этого строительства на уровне Франции и Германии, что вдвое ниже сегодняшних российских показателей). Чтобы в обозримое время по уровню жилищной обеспеченности и комфорту достичь минимальных западноевропейских показателей, нам надо строить в год не менее 150 млн. м2 комфортного жилья (2008 г. - 64 млн. м), что потребует при снижении стоимости 1 м до 800 долл. также дополнительно не менее 1,5 трлн. руб. инвестиций, включая средства на соответствующее развитие жилищно-коммунального и социально-бытового хозяйства.

Значительное увеличение среднего и, особенно, малого бизнеса, для чего должны быть созданы благоприятные экономические условия и стимулы их развития.

Но идеализировать малый и средний бизнес, считая их панацеей от всех бед в экономике государства неразумно, но предпринимательство нельзя скинуть со счетов и наряду с крупной промышленностью они дают миллионы рабочих мест и восполняют прорехи в государственном бюджете. Не требующий больших капиталовложений, малый бизнес способен в течение небольшого периода времени начать приносить отдачу, покрывая затраты и принося доход.

Что же мешает развитию малого бизнеса в России? Прежде всего, многочисленные бюрократические препоны. Затраты предприятий малого бизнеса на преодоление многочисленных административных препятствий могут доходить до 10% от прибыли. Принятый в 2007 году закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" несколько облегчил участь граждан, решившихся заняться предпринимательской деятельностью. Но, все проблемы решены не были. На форуме "Малый и средний бизнес - основа социально-экономического развития", сравнительно недавно прошедшем в Москве, анализировалась система законодательства, которая могла бы решить эти проблемы.

Благоприятствующее малому бизнесу законодательство и налогообложение очень важно, но нужно также учесть человеческий фактор. Слишком долго у нашего народа не было возможности проявить стремление к частной экономической инициативе, частному предпринимательству. Поэтому и сейчас многие предпочитают стабильную работу на "чужого дядю" риску и ответственности частной предпринимательской деятельности.

Впрочем, при анализе перспектив развития малого бизнеса в России есть все основания для оптимизма. Современная экономическая ситуация, рыночные отношения требуют развития именно этого сегмента экономики. А благоприятный законодательный режим, создаваемый государством, будет стимулом для развития малого бизнеса в России.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...