Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности русской народной вышивки




 

По характеру узоров и приемов их выполнения русская вышивка очень многообразна, по своей технике одна не похожа на другую. Известно, что каждая область, а иногда и район имеет свои, только здесь бытующие приемы вышивки, свои мотивы орнамента, цветовые решения. Это во многом определялось местными условиями, бытом, обычаями, природным окружением. В связи со сложившимися особенностями вышивки в различных областях, краях и республиках, вышивка обычно носит название тех мест, где она зародилась или от техники ее исполнения. Так можно назвать широко известные вышивки: нижегородские гипюры, низи, владимирский верхошов, крестецко-валдайская строчка, орловские списы и бранки, калужская цветная перевить, мастерская белая гладь, александровская цветная гладь, вологодский шов по письму и др.

Русская вышивка отличается от вышивок других народов. Большую роль в ней играет геометрический орнамент и геометризованные формы растений и животных: ромбы, мотивы женской фигуры, птицы, дерева или цветущего куста, а также барса с поднятой лапой. В форме ромба, круга, розетки изображалось солнце - символ тепла, жизни; женская фигура и цветущее дерево олицетворяли плодородие, птица - символизировала приход весны, крючковатый крест - пожелание добра и взаимопонимания.

Наиболее распространенным мотивом в орнаменте народной вышивки является "ромб". В вышивке разных народов он выглядит по-разному и имеет различные значения. Ромб с крючками в вышивке рассматривается как символ плодородия, связанный с представлением о матери - прародительнице - непосредственном начале всех рождений на земле. Ромб -"репей" в фольклоре сравнивается с дубом, священным деревом многих народов, и является метафорой небесного "цвета" - молнии, которая разит демонов, оберегает скот. В числе любимых мотивов была "розетка", состоящая из восьми лепестков - лопастей, соединенных в центре Она выступает как символ женского начала, плодородия.

Среди мотивов растительного орнамента видное место занимает "мировое дерево" - дерево жизни. Распространенным мотивом лицевых вышивок является стилизованная женская фигура. Она может выступать в различных композициях: в центре, всадники или птицы по сторонам; держащая ветки или светильники; с птицами в руках и т.д.

Все эта сюжеты различаются по характеру их трактовки. Но в большинстве из них женщина Богиня-Мать, олицетворяющая Сыру - Землю, выступает покровительницей земледелия, плодородия земли. Она была призвана обеспечить жизненные блага и воспроизводство рода.

В русской народной вышивке, как старинной, так и современной, можно выделить счетные и свободные виды шитья, с которыми связаны своеобразные орнаментальные решения и колорит. Счетную вышивку выполняют по хлопчатобумажной или льняной ткани полотняного переплетения (в прошлом - по холсту, вытканному самой же мастерицей из конопли или льна). Для счетной вышивки ткань служила фоном, а поэтому она почти была белого или серого цвета, что обеспечивало четкое восприятие вышитого узора. Строчевая вышивка выполнялась по сетке, образованной за счет выдергивания определенного количества нитей ткани по основе и утку.

Расположение узора и приемы вышивки были органически связаны с формой одежды, которая шилась из прямых кусков ткани. Швы выполнялись по счету нитей и назывались счетными. Ими украшались оплечья, концы рукавов, разрез на груди, подол передника, низ одежды, а также располагались вдоль соединительных швов. В вышивках "свободных", по нарисованному контуру, преобладали узоры растительного характера. Художественное качество вышивки определяется гармоничным подбором тонов, их связью с цветом фоновой ткани, расположением узора на ткани и техническим исполнением.

К старинным русским швам относятся: шов роспись или полукрест, набор, крест, счетная гладь, "козлик", белая мелкая строчка. Позже появились вырезы, цветная перевить, крестецкая строчка, гипюры, тамбурная вышивка, белая и цветная гладь.

Историки разделяют русские крестьянские вышивки на две категории, по географическим признакам: северную и среднерусскую. Вышивка среднерусской полосы характеризуется использованием нитей разных цветов и разнообразием тканей, которые могли выступать в качестве элементов узора. Вышивка северных областей - характеризуется использованием в основном красных нитей и белой ткани. Или наоборот. К северной относятся работы Архангельской, Новгородской, Псковской, Вологодской, Калининской, Ивановской, Горьковской, Ярославской, Костромской, Владимирской; к среднерусской - Калужской, Тульской, Рязанской, Смоленской, Орловской, Пензенской, Тамбовской и Воронежской областей. Самые распространенные приемы северной вышивки: крест, роспись, вырезы, белая строчка, сквозное шитье, выполняемое по сетке, белая и цветная гладь.

Северные сюжетные композиции чаще всего выполнялись швами роспись и набор. В некоторых районах русского Севера узоры на передниках, подолах рубах и полотенцах вышивали крестом, как правило, одноцветным: красным по белому или белым по красному холсту. В узорах изобразительные мотивы преобладали над геометрическими. Сложные композиции передавались силуэтно, контурно, в одном цвете, одним приемом. Здесь же наряду с женским костюмом и мелкими бытовыми вещами и вышивкой украшали декоративные изделия: полотенца, подзоры и др. Крестьянские вышивки среднерусской полосы значительно отличались от Северных. В узорах преобладали геометрические формы с фигурой гребенчатого ромба с "отметками", то есть с двумя выступами на каждом углу, носящими название "репей" или "орепей". Они отличались необыкновенным разнообразием узоров и вариантов расцветок. Квадратики и полоски внутри крупных фигур птицы - павы, барса или дерева вышивались синей, жёлтой и тёмно- красной шерстью.

Вышивки среднерусской полосы многоцветны. Вышивальщицы умело использовали фон как один из элементов узора. Фон просматривается, как и сам орнамент. Кроме вышивки в оформлении изделия присутствует узорное ткачество, полосы ленты, кумача, цветной ткани, а также кружева и позумент. В южных районах её применяли главным образом для украшения женской одежды и полотенец.

Одной из наиболее интересной и распространенных вышивок среднерусской полосы является цветная перевить Смоленской, Тульской, Калужской областей. Кроме перевити встречаются швы: набор, роспись, "косичка", "козлик", крест, счетная гладь, мережки.

В настоящее время русская народная вышивка во многом утратила смысловое и обрядовое значение орнамента и цвета. Остались лишь технологические традиции выполнения вышивки.

Таким образом, вышивка - это украшение различных материалов или уже готовых изделий орнаментами или сюжетными рисунками при помощи нитей (шелковых лент, бисера и других материалов) и иглы (вышивальной машины). В разные времена, в зависимости от уровня цивилизации, использовались разные инструменты для вышивки <http://vilushka.ru/instr_V.html>. Это были: каменное шило, костяные, бронзовые, стальные и позолоченные иглы. С усовершенствованием инструментов, развивалось и само искусство вышивки, появились новые приемы <http://vilushka.ru/shvy.html>, расширились возможности исполнения различных рисунков и орнаментов. Но несмотря на огромное многообразие мотивов, стилей и техник, постоянным остается требование к знаниям основных швов и приемов вышивки, которые так или иначе лежат в основе всех известных техник с небольшими изменениями, а также знание современных материалов и тканей, используемых современными техниками вышивания.

Вышивка выполняется ручным и машинным способом. Особым видом вышивки является аппликация, в которой узоры образуются наложением кусочков цветной ткани или кожи и закреплением их на основном материале (фоне) петельным или гладьевым швом, а иногда шнуром. Огромный интерес вызывает техника вышивки шелковыми лентами, бисером, золотом, драгоценными и полудрагоценными камнями, смешанными техниками и др.

Далее рассмотрим приемы ручной и машинной вышивки, золотого шитья.

Ручная вышивка

 

Ручная вышивка производится на пяльцах (прямоугольных с подставкой или круглых). Для вышивания используют иглы, ножницы, проколки, наперсток, крючок и шило, а для шитья металлическими нитками - еще специальную катушку (витейку), на которую навивается металлическая нитка во избежание ее потемнения. Ручная вышивка выполняется разнообразными приемами - швами, которые делятся на две основные группы: 1) сквозные (ажурные) - строчка, при которой видоизменяется структура ткани; 2) собственно вышивка по целой ткани, без нарушения ее строения.

Вышивки делятся на свободные (вышиваются по контуру рисунка свободными швами, без счета) и счетные (вышиваются по счету нитей ткани).

К свободным вышивкам принадлежат "тамбур", "ришелье", белая гладь.

Счетные вышивки включают большое количество разных швов; некоторые из них (строчевые) требуют предварительного разрежения ткани и своими легкими, прозрачными узорами напоминают кружево, а другие - типа ковровых - украшают поверхность ткани. Для выполнения строчки из ткани выдергиваются нити в одном или двух направлениях по утку и основе, Строчка имеет несколько разновидностей: мережка, строчка-перевить, цветная перевить, строчка-вырезы, гипюры, стяги и другие более сложные швы. Белая сквозная строчка - один из исконных видов народной русской вышивки (рис.2.)

Вышивки по поверхности ткани выполняются крестом, полукрестом (эта вышивка иначе называется "росписью"), различными видами глади - простой счетной, со стежками в один центр и др.

Конечно, это деление условно. Во многих вышивках различные виды швов соединены. Есть даже специальные швы, соединяющие свободный, рисуемый от руки контур и счетные швы. Это "спис", "владимирский шов", "олонецкий шов по письму" и др.

Рисунок с геометрическими формами выполняется преимущественно счётной вышивкой (отсчётом нитей полотна), а криволинейный рисунок - "свободной" вышивка (по нанесённому заранее контуру).

Мережка - один из видов строчки, для которого выдергивание производится в одном направлении. Оставшиеся не выдернутыми нити ткани забираются иголкой по счету и перевиваются рабочей ниткой согласно выбранному узору. Особенным разнообразием узоров, изяществом выполнения отличается мережка.

Мережка применяется при подрубке изделий, а также как способ соединения отдельных частей композиции вышивки и как маскировка соединительных швов. Для строчки других видов ткань выдергивается в двух направлениях. Образовавшаяся клетчатая сетка перевивается нитками: белыми (строчка-перевить), цветными (цветная перевить), по этой сетке наносится узор.

Цветная перевить выполняется по выдернутой сетке. Затем цветными нитками плотно обвивают столбики сетки, и за счет смены цветных нитей вырисовываются очертания ромбов, квадратов, птиц с пышными хвостами, растительных мотивов, коней и многих других мотивов. В цветной перевити главные цвета красный и белый с дополнениями желтого, зеленого, синего.

Вышивка по целой, ненарушенной поверхности ткани имеет следующие разновидности: роспись, крест, набор, гладь, владимирский шов, тамбур, аппликация и др. Эти разновидности вышивки образуются на многочисленных элементарных швах: стебельчатом, гладьевом, тамбурном, в елочку и т. д.

Гладь выполняется стежками, плотно прилегающими друг к другу и сплошь застилающими узор. Основные приемы - счетная гладь и свободная гладь - двусторонний шов по направлению нитей ткани. Применяется в основном для вышивания столового белья, мужских рубашек, женских блузок и платьев. Распространена почти повсеместно.

Свободная гладь разделяется на несколько видов:

§ бельевая гладь - выпуклая с настилом (стежки кладутся по площадке из ниток), сопровождается узелками, стебельчатым швом, обшитыми дырочками, сетками, мережками, стягами. Растительные орнаменты, преобладающие в вышивке бельевой гладью, выполняются с большим изяществом;

§ плоская гладь - без настила (стежки прокладываются рядом друг с другом соответственно форме цветка или листика);

§ подкладной или подстильный шов, применяется вместе с первым или вторым видом глади на тонких тканях - нитки идут по изнанке, перекрещиваясь восьмеркой, с лицевой стороны намечается лишь контур рисунка, узор производит впечатление подложенного под ткань или аппликативного;

§ атласная гладь - заполнение фигур узора небольшими стежками, заходящими концами один за другой;

§ односторонняя гладь или верхошов - нитки идут по лицу ткани, на изнанке образуется только контур мотива. Разновидностью односторонней глади является "владимирский шов".

Владимирский шов - верхошов, выполняется цветными нитками. Широкий контур избранной формы цветка вышивается по поверхности ткани плотно прикрепляющимися друг к другу стежками, оставшаяся свободной середина заполняется различными сетками, также идущими по поверхности ткани. Стебли и другие мелкие детали шьются стебельчатым швом. Иногда в растительный орнамент вводятся сказочные звери и птицы. Владимирским швом выполняются изделия бытового назначения.

Художественная гладь довольно точно передает живопись с тонкими цветовыми нюансами, что привело шитье к повторению пейзажей, портретов, бытовых сцен. Шитье тонкими шелковыми нитями, придающими атласность поверхности, поражает тонкой светотеневой игрой, создаваемой положением нитей разной длины и в разных направлениях.

Существуют другие разновидности вышивки гладью. Ковровым швом очень плотного настила, напоминающим гобеленовое ткачество, вышиваются настенные коврики, панно и другие предметы декоративного убранства жилища. К типу ковровых швов относится вышивка специальным челноком по натянутой на пяльцах редкой ткани. Благодаря движениям этого челнока в вертикальном направлении на лицевой поверхности ткани образуются петли, которые при окончательной отделке подстригаются, и вышивка приобретает вид ворсового ковра.

Атласной гладью вышиваются портреты. Стежки заходят один за другой, создавая ровную, совершенно плоскую поверхность наподобие атласной ткани. Этот шов известен еще с XVI-XVII веков. Выпуклой гладью создаются рельефные узоры, формы узора предварительно зашиваются стежками, и по ним прокладывается простым настилом гладьевой шов.

Ажурная вышивка ришелье - повсеместно распространенный вид шитья. Выполняется по тонким тканям на белье различного назначения, а также по шерстяным и плотным шелковым для отделки платьев. Выполняется ручным и машинным способом. В этой вышивке преобладают растительные орнаменты. Контур узора обшивается петельным швом или гладьевым валиком. Отдельные части узора соединяются между собой перемычками (бридами), фон под которыми вырезается. Вручную выполняется иглой или крючком, чаще всего нитками мулине в цвет ткани. Есть вид ришелье без брид.

Тамбур имеет вид цепочки из удлиненных петелек. Тамбурная вышивка распространена преимущественно в среднеазиатских республиках, на Кавказе, в Татарстане и Башкирии. Применяется для украшения покрывал, скатертей, диванных подушек.

Роспись или полукрест - двусторонний шов по счету нитей ткани. Стежки одинаковой величины располагаются в любом направлении, составляя легкие линейные узоры. Применяется в соединении с другими видами вышивки и как самостоятельный прием выполнения узора.

Крест - один из наиболее распространенных видов вышивки. Состоит из двух перекрещивающихся стежков, положенных в косом направлении. Шьется по счету нитей или по канве. При правильном выполнении креста с изнанки проходят две прямые параллельные полоски стежков. Ею вышиваются мужские рубашки "украинки", женские блузки <http://linenews.net/fashion-and-style/show22/> и платья, столовое белье, различные бытовые изделия.

Двойной крест (болгарский) применяется для многоцветных декоративных вышивок на диванных подушках, настенных ковриках и пр. Его форма получается перекрещиванием простого креста двумя стежками в горизонтальном и вертикальном направлениях.

Машинная вышивка

 

Машинная вышивка производится на обычной швейной машине со снятыми нажимательной лапкой и гребенкой или на специальных вышивальных машинах. На швейных машинах выполняется вышивка ришелье, мережки, различные виды строчек, крест, роспись, гладь, насыпь, бисерный шов (состоящий из мелких колечек) и т. п. Тамбур выполняется на специальных тамбурных машинах. Машинная вышивка ришелье выполняется чаще всего на столовом и постельном белье из полульняных и хлопчатобумажных тканей и занавесках. Тамбурной машинной вышивкой украшают тюлевые гардины и накидки, а также тюбетейки, головные платки, портьеры и скатерти из плюша, бархата, сукна, репса и других тяжелых тканей. Вышивка, воспроизводящая некоторые виды ручного вышивания, осуществляется на специальных вышивальных машинах с большим количеством игл. Одним из видов машинной вышивки, выполняемых на подобных машинах, является так называемое шитье, воспроизводимое по хлопчатобумажным тканям (мадаполаму, нансуку и батисту). Узоры шитья состоят из сочетаний плотно обметанных круглых и овальных дырочек различного размера.

Шитье применяется преимущественно для отделки носильного белья и детских вещей. Вышитые изделия производят специализированные артели промкооперации и цехи при швейных артелях, швейных фабриках и ателье.

Возрождение народной вышивки благотворно сказалось и на художественном качестве машинной вышивки, например саратовской, в которой осваиваются мотивы белой строчки посёлка Крестцы (Новгородская область), вышивка Ивановской и Горьковской областей, гладьевой вышивкой Мстёры. В свою очередь в народной вышивке всё чаще встречается сочетание ручных и машинных приёмов работы. Этот процесс взаимовлияния и сближения народной и фабричной вышивки

Золотое шитье

 

Одним из ценных видов художественной вышивки является так называемое "золотое шитье". Золотошвейные художественные изделия - это вышитые золотой и серебряной нитью предметы бытового и декоративного назначения. Центром золотошвейного промысла является г. Торжок Калининской области. Золотошвейные изделия производят в настоящее время также в Казани.

Золотошвейные художественные изделия - это вышитые золотой и серебряной нитью предметы бытового и декоративного назначения: дамские сумки, туфли, варежки, пояса, тюбетейки, отделка для платьев, диванные подушки, бювары, подарочные папки, галуны, знаки различия, знамена и др. Сочетание орнамента, выполненного из золотых нитей, с материалом фона и его расцветкой создает разнообразные декоративные эффекты, использование которых лежит в основе художественного стиля. Золотое шитье давно существует в нашей стране и занимает видное место в художественных промыслах народов. С глубокой древности оно известно в Индии, Иране и других странах Азии. Народы Средней Азии издавна применяли золотое шитье для украшения головных уборов, поясов, покрывал и др. Русский национальный костюм и головные уборы богато украшались золотым шитьем; сохранились украшенные золотым шитьем предметы культового назначения, относящиеся к XIV- XVIII векам.

Техника вышивки металлической нитью имеет специфические особенности: нити не пропускаются сквозь ткань, а накладываются по ее поверхности. Вышивку проводят по картону (бересте, коже), по настилу, по веревочке и другими приемами. Из картона вырезают отдельные части выбранного узора и прикрепляют их к фону (к ткани или коже). По вырезанным формам прокладывают металлическую нить и закрепляют ее рабочей хлопчатобумажной нитью или шелковой нитью в определенном порядке, создающем узорный шов - ромбы, квадраты, зигзаги, "денежки", шов "гусем" и др. При вышивании по настилу формы узора настилаются по фону мягкой толстой хлопчатобумажной ниткой, и по ним прокладывается металлическая нить. Шов по веревочке состоит в том, что контур узора выкладывается тонкой веревочкой и обшивается золотой нитью. Специальной "знаменной гладью" вышиваются знамена: это выпуклый, очень плотный шов. При вышивании применяется специальная шпулька, на которую наматывается золотая нить, и направляется по узору. Проколы для иголки с рабочей ниткой делаются тонким шилом. Узоры золотошвейных изделий состоят из растительных и геометрических мотивов: звезд, розеток, гирлянд, цветочков, листьев. Вышивка производится преимущественно по бархату, коже, тканям темных цветов.


 

Заключение

 

Вышивка является одним из древнейших и наиболее распространенных видов народного искусства, в котором изображение выполняется с помощью иглы или специального крюка различными нитками на тканях, трикотаже, коже, войлоке и других материалах.

Вышивка - это искусство украшения ткани стежками, которые обогащают ее поверхность и подчеркивают красоту. В течение веков вышивальщицы экспериментировали с подходящими материалами, развивая и совершенствуя свое искусство, черпая вдохновение в окружающем их мире, в искусстве, в орнаментах других времен и культур. Художественную вышивку использовали для многих целей: чтобы увековечить память о событиях частной или общественной жизни, для выражения разного рода политических или духовных идей, чтобы продемонстрировать статус, рассказать какую-либо историю или восславить красоту мира природы. Мода на различные типы вышивки появляется и исчезает, но основные виды остаются неизменными. Разные виды вышивок от простых крестиков до изысканного золотого шитья накапливались с течением времени. Приёмы вышивания, узоры, их цветовое воплощение совершенствовались их поколения в поколение. Постепенно отбиралось всё лучшее, и создавались неповторимые образы вышивок с характерными чертами. Сохранив основные, издавна известные нашему народу приемы, узоры и орнаменты, вышивание очень обогатилось новыми техниками за счет появления новых материалов и технологий, что самым лучшим образом отразилось на многообразии и сложности рисунков и схем для вышивки, а также большим разнообразием современных тематик и стилей. Традиционная народная вышивка - это источник познания этнической истории и культуры народа и их эволюции во времени.

Уникальные вышитые изделия часто экспонируются в выставочных залах, музеях и являются ярким доказательством творческого потенциала народа. Ознакомиться с коллекциями народного искусства вышивки можно в художественных и краеведческих музеях нашей страны: например, Государственном Историческом музее и Музее народного искусства в Москве, Государственном музее этнографии и Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, Историко-художественном музее-заповеднике Сергиева Посада и других. Сравнивая современную вышивку со старинными образцами, видно постоянное развитие и совершенствование этого вида народного искусства.

Как уже говорилось ранее, вышивка насчитывает не одно столетие в истории прикладного искусства России. Продолжая исторически сложившиеся виды традиционного мастерства, вышивка развивается в русских и национальных регионах России. Устойчивость этого промысла на протяжении веков, многообразие видов и техник вышивки, живой интерес к этому виду творчества современной культуры и искусства делают его особенным художественным явлением и доказывают его жизнеспособность.

 


 

Список литературы

 

1. Галкин, А. Русская вышивка - вчера, сегодня, завтра.../ А. Галкин. - точка доступа: http://www.softstitch.ru

2. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке / Музей народного искусства; сост. Г.П. Дурасов, Г.А. Яковлева. - М.: Советская Россия, 1990. - 320 с., илл. <http://bnr.narod.ru/cat/bks/book_2/book_51.html>

.   Калмыкова, Л.Э. Народная вышивка Тверской земли / Л.Э. Калмыкова. - Л.: Художник РСФСР, 1981. - 204 с., илл. <http://bnr.narod.ru/cat/bks/book_2/book_47.html>

.   -Косменко, А.П. Карельское народное искусство: изобразительное творчество. Петрозаводск: Карелия, 1977. - 32с., 38л. илл. <http://bnr.narod.ru/cat/bks/book/book_24.html>

5. Крысина, О.Г. Вышивание: советы молодой семье / О.Г. Крысина. - М.: Советская Россия, 1959. - 86 с.

.   Литвинец, Э.Н. И дивный видится узор / Э.Н. Литвинец. - М.: Молодая гвардия, 1988. - 92[4] с., илл. - (Мир твоих увлечении).

.   Маслова. Г. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник / Г. Маслова. - М., 1978

.   Молотова, В.Н. Декоративно-прикладное искусство: учебное пособие / В.Н. Молотова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Форум, 2010. - 288 с. (Профессиональное образование)

.   Рассел, Б. Художественная вышивка: узоры, схемы, инструкции: пер. с англ. - М.: Ниола 21-й век, 2002. - 112 с.: ил

.   Уткин, П.И. Народные художественные промыслы: учебник для проф. учеб.заведений / П.И. Уткин, Н.С. Королева. - М.: Высшая школа, 1992. - 159 с.

11. -Художественное шитье Древней Руси в собрании загорского музея: альбом / сост. Манушина Т.Н. М.: Советская Россия, 1983. - 296 с., илл. <http://bnr.narod.ru/cat/bks/book/book_123.html>

12. Чернова, А.Г. Искусство вышивания лентами/ А.Г. Чернова, Е.В. Чернова. - 4-е изд.- Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 160 с.: ил.


 

Приложения

 

Рисунок 1.Крестецкая строчка

 

Рисунок 2. Белая строчка

 

Фрагмент полотенца. Льняное полотно, крестецкая строчка: рассыпной гипюр, сновочные мотивы.

Крестецкая строчевышивальная фабрика. 70-е гг. XX в.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...