Экзистенциально-гуманистический подход Джеймса Бюджентала: человек в поисках самого себя
Братченко Сергей Мы не можем сделать все, но мы можем сде-лать намного больше, чем мы обычно делаем. Трагизм в том, как мало мы это осознаем. Дж.Бюджентал В гуманитарной сфере изложение теоретических концепций, ориентированных на практическое применение, является делом очень сложным и рискованным - даже для самих их создателей. Как говорил Фридрих Дюрренматт, "... и у меня есть своя теория... Однако я не предаю свою теорию гласности, считая ее своим частным делом (иначе мне пришлось бы ею руководствоваться)" [Дюрренматт Ф., 1990, с. 170]. Скорее всего, Джеймс Бюджентал тоже осознает эту опасность оглашения своих теоретических взглядов, но, тем не менее, постоянно рискует и публикует их. Видимо - в надежде, что читатель будет воспринимать их не как "последние истины" и "прокрустово ложе" для практической работы, а скорее как "информацию к размышлению", как призыв сделать собственный выбор. Бюджентал верит в свой подход, но не верит, что он годен для всех. В то же время его концепция столь богата и многогранна, что любой психолог или психотера-певт может найти на этом "шведском столе" много ценного для себя. Экзистенциально-гуманистический подход (ЭГП) Дж.Бюджентала - это развиваемая на протяжении вот уже пяти десятилетий фундаментальная и многогранная концепция. Она включает в себя и философско-методологическое обоснование, и психологическую теорию личности и личностного роста, и оригинальную концепцию глубинного общения и взаимодействия в процессе индивидуального консультирования, и, конечно, необозримый и бесценный, интен-сивно пережитый, глубоко осмысленный и блестяще описанный опыт практической работы с клиентами. В рамках данной статьи огра-ничимся кратким описанием ключевых положений его концепции "жизнеизменяющей психотерапии" в виде тезисов с небольшими комментариями (максимально используя при этом "голос" самого Бюджентала).
1. Важнейшая особенность "человеческой природы" - внутренне присущая человеку мотивация к "поиску здравого", которая, как только ее освобождают, побуждает человека двигаться ко все большей эффективности и удовлетворенности в жизни [Bugental J.F.T., 1995]. У человека есть потенциал осознать свою жизнь, понять ее и предпринять конструктивные шаги на пути к тому, чтобы жить более аутентично, больше стать самим собой. Но все дело в том, сумеет ли человек реализовать этот потенциал. Для этого важно за многочисленными "онтическими трудностями" не утерять из виду проблемы онтологического, экзистенциального уровня - те "базовые вопросы", которые жизнь ставит перед каждым челове-ком: "Кто и что я есть? Что такое этот мир, в котором я живу?" [Bugental J.F.T., 1987, p. 5]. С одной стороны, ответ на этот экзистенциальный вызов неизбежен и все мы "отвечаем на эти вопросы своими жизнями, тем, как мы определяем самих себя, как мы используем свои силы, как относимся к другим людям, как встречаем все возможности и ограничения человеческого существования" [Ibid.]. Но, с другой стороны, эти вопросы и тем более ответы не очевидны, они требуют от человека усилий, напря-женного поиска и, по сути, "всю свою жизнь мы... формулируем и пересматриваем свои ответы..." [Ibid.]. Способность человека к экзистенциальному поиску через ос-мысление своего бытия (которая, в свою очередь, опирается на специфически человеческую способность к "рефлексивному само-сознанию - сознавать и в то же время осознавать нашу сознательность" [Bugental J.F.T., Kleiner R., 1993, p. 102]) содер-жит в себе различные возможности - как уменьшения, так и увеличения "препятствий для аутентичной жизни" [Ibid.]. И хотя, как считает Бюджентал, этот поиск сам по себе является процессом исцеляющим и развивающим, но далеко не всякие полученные в результате "ответы" ведут к "экзистенциальной эмансипации" - возможности "продвинуться в действительно новом способе бытия", свободном от жестких идентификаций, "идеализированных образов" и т.п. [Bugental J.F.T., 1978, р. 10]. Способствовать экзистенциальной эмансипации - суть психологической (терапевтической) работы, которую Бюджентал назвал "жизнеизменяющей".
2. Жизнеизменяющая психотерапия - это работа клиента и терапевта над тем, чтобы "помочь первому проанализировать способ, которым он отвечал на экзистенциальные вопросы жизни, и попытаться пересмотреть некоторые из ответов таким образом, чтобы они сделали жизнь клиента более аутентичной и, таким образом, более реализованной" [Bugental J.F.T., 1987, p. 6]. Как справедливо считает Бюджентал, психотерапевт(* Бюджентал часто использует термин "psychotherapist" в несколько расширительном понимании и во многих случаях его точнее было бы перевести как "психолог-консультант" или "фаси-литатор". Для сохранения "авторского языка" остановимся в дан-ной статье на термине "психотерапевт" в его нестрогом значении.), принадлежащий к любой школе, может сказать: "Суть нашего дела - изменение!". Однако все дело - в сути изменения. От того, как понимается это изменение, зависит самое главное - представление о цели, предназначении и смысле работы психолога. И в этом-то различные психологические школы расходятся весьма существенно. Используя известную дихотомию А.Маслоу "дефицитарные мотивы - бытийные мотивы" Бюджентал выделяет два основных уровня целей работы психотерапевта [Bugental J.F.T., 1978, р. 2-11]: 1) дефицитарный уровень целей - когда усилия психотерапевта сосредоточены на проблемах дефицитарного типа, т.е. на устранении (уменьшении) негативных переживаний из-за нехватки чего-либо, на корректировке условий, от которых человек стра-дает; 2) бытийный уровень целей - когда смысл не в том, чтобы вернуть человека к неким предполагаемым "хорошим условиям", которые были раньше, а в том, чтобы человек двинулся дальше - "к богатству и осмысленности жизни, значительно большей, чем он знал до сих пор" [Ibid., p.6].
Жизнеизменяющая психотерапия учитывает необходимость снижения "личностного дистресса" и многие другие проблемы дефицитарного уровня, но не останавливается на них. Главная цель для Бюджентала не в устранении "симптомов", а в помощи клиенту почувствовать себя "способным на большее в своей жизни и... имеющим выбор там, где ранее он испытывал принуждение" [Bugental J.F.T., 1987, р.9]. (Не случайно одна из известных книг другого крупного представителя экзистенциального направления Джеральда Корэя так и называется: "Я никогда не знал, что у меня есть выбор" [Corey G., 1986].) Суть позиции Бюджентала не в игнорировании конкретных затруднений клиента и симптомов - "презирать симптомы могут только те, кто не знает их бремени" [Bugental J.F.T., 1978, p. 2-3], а в том, чтобы не ограничиваться работой с симптомом. Такое ограничение не эффективно даже с "симптоматической" точки зрения: так как большинство симптомов и дистрессов "значительно более глубоко укоренены в натуре клиента", то всегда есть "вероятность того, что данный дистресс является сигналом с глубинного пласта бытия, который будет настоятельно заявлять о себе и, в случае исчезновения данного симптома, создаст другие сложности" [Ibid., p. 3]. За большинством частных психологических трудностей в жизни человека лежат более глубокие (и не всегда ясно осознаваемые) экзистенциальные проблемы: проблемы свободы выбора и ответственности, изолированности и взаимосвязанности с другими людьми, поиска смысла жизни и ответов на вопросы "Что я есть? Что есть этот мир?" и т.д. В ЭГП психотерапевт проявляет особый "экзистенциальный слух", позволяющий ему за фасадом заявленных проблем и жалоб клиента уловить эти скрытые экзистенциальные проблемы и призывы. В этом и состоит смысл жизнеизменяющей психотерапии: клиент и терапевт в совместном поиске стремятся помочь клиенту понять те способы, которыми он пытается отвечать на экзистенциальные вопросы своей жизни, и пересмотреть некоторые из этих ответов таким образом, чтобы сделать жизнь клиента более аутентичной и более полноценной. Экзистенциальный поиск себя подлинного - это и основное средство, и важнейшая цель. Таким образом, главный вызов, с которым ЭГП обращается к каждому из нас и который красной нитью проходит через всю его теорию и практику, это: "Как мы можем более полно и подлинно реализовать (т.е. постигнуть и сделать актуальным) то, что латентно заложено в нашей природе?" [Bugental J.F.T., Kleiner R., 1993, p. 101].
3. "Жизнеизменяющая терапия... в большей степени, чем большинство других подходов, требует, чтобы мы признавали субъективность клиента действительным местом приложения наших усилий" [Bugental J.F.T., 1987, p.3]. Если экзистенциальные изменения человеческой жизни происходят, то ГДЕ, в какой плоскости они происходят и ГДЕ их истоки и движущие силы? Ответ Бюджентала на все эти вопросы - в субъективности человека. Субъективность - это, по его мнению, психологическая основа бытия человека. Это внутренний мир субъективных переживаний, "личная" реальность человека, в которой он живет наиболее подлинно. Ее составляющие - это "наши образы восприятия, мысли, чувства и эмоции, ценности и предпочтения, предвидения и опасения, фантазии и мечты, а также все то, что бесконечно, днем и ночью, во сне и в бодрствующем состоянии происходит в нас, определяя то, что мы делаем во внешнем мире и что мы делаем из того, что там с нами случается" [Bugental J.F.T., 1987, p.7]. Субъективность - это, по выражению Бюджентала, "архетипическая родина" человека, откуда берет начало все самое важное в его жизни. И поэтому именно субъективность и происходящее в ней являются для психотерапевта исключительно важным - это, перефразируя Фрейда, "королевская дорога" постижения человеческого в человеке. Более того, настоящая, "жизнеизменяющая" психологическая работа возможна только в плоскости внутренней субъективной реальности. И чем серьезнее и острее проблема, над которой идет эта работа, тем основательнее необходимо погружение в субъективность "хозяина" проблемы - ему "не могут помочь никакие объективные манипуляции, сколько бы их ни было" [Ibid, p.4]. Любая активность во внешнем по отношению к субъекту мире имеет значение постольку, поскольку она затрагивает его субъективность. Однако, несмотря на это, люди обычно не уделяют должного внимания этой субъективной "фундаментальной реальности", замечая ее лишь в моменты серьезных затруднений. Но и в этих случаях мы часто идем привычным "объективным путем", что похоже на попытки "переделать свою жизнь, перекладывая фотографии в семейном альбоме. Мы работаем над недвижимым, по сути мертвым объектом; поэтому не удивительно, что нет реальной пользы от подобных попыток" [Bugental J.F.T., 1976, p.291].
В то же время субъективность столь же важна, сколь и неуловима; ее невозможно даже точно описать, ибо дать точное (т.е. объективное) описание субъективности означает утратить ее существо. Самый верный путь к познанию субъективности - опыт переживания. Поэтому в книгах Бюджентала так много внимания уделено описанию конкретных ситуаций консультирования и их субъективных аспектов, а некоторые состоят из них почти полностью [напр.: Bugental J.F.T., 1976; 1990]. 4. Фундаментальная драма развития человека состоит в том, что в ней действуют две главные силы - призывающая к изменениям и сопротивляющаяся им (Из лекций Дж.Бюджентала. Сан-Франциско, 1997 г.). Борьба этих двух мотивов - развития и стабильности - сопровождает всю жизнь каждого из нас и во многом определяет траекторию жизненного пути. А приход человека за помощью к психотерапевту свидетельствует скорее всего об обострении этой борьбы, о противоречивом и болезненном равнодействии сил. С этой точки зрения ключевой вопрос для психотерапевта заключается в том, какую их этих сил в драме жизненного развития клиента он поддерживает. Принципиально важно, что при ориентации на поддержку и усиление в клиенте тенденции к развитию и изменению Бюджентал исходит из необходимости равного уважения обеих сил. Помогая человеку перестроить свою жизнь, мы должны признавать и деликатно относиться к его естественному беспокойству перед перспективой этой перестройки. И чем глубже изменения, тем сильнее тревога; экзистенциальные изменения с неизбежностью порождают экзистенциальную тревогу и, естественно, сопротивление. Сопротивление - это отстаивание человеком своей "привычной идентичности и знакомого мира перед лицом воспринимаемой угрозы" [Bugental J.F.T., 1987, p.175] и это важнейшее проявление мотива стабильности. В то же время "фундаментальная драма" проявляется не только как противостояние различных мотивов и тенденций, но и как разные стороны одних и тех же явлений и процессов. В первую очередь это касается "картины мира": сначала человек сам создает "свой мир" (естественно, не без влияния реального мира), а затем этот им же сотворенный конструкт "Я и Мир" не только оказывает мощное воздействие на реальную жизнь своего автора, но и во многом ее ограничивает. Используя одни возможности, одни способы существования, мы тем самым отказываемся от других. Осознание клиентом этой драматической диалектики жизни - непременное условие эффективной работы психотерапевта и важнейший ее результат. 5. Роль психотерапевта - "не в том, чтобы лечить, исправлять или менять клиентов, а в том, чтобы помочь клиентам проявлять способность... к собственному внутреннему зрению" [Bugental J.F.T., Kleiner R., 1993, p.107]. Ключевой вопрос для любого вида "работы по изменению" таков: если в жизни клиента должны произойти определенные изменения, то КТО осуществляет эти изменения и отвечает за то, чтобы оно произошло? В большинстве психотерапевтических концепций ведущая роль отводится (с той или иной степенью категоричности) психотерапевту - он "специалист", он знает что, как, в каком направлении надо менять. А клиент - объект приложения усилий "специалиста", пассивный реципиент (пассивный - не в том смысле, что ничего не делает, а в том, что не несет ответственности за процесс и результат). В этом пункте - коренное отличие ЭГП от других подходов. Бюджентал смотрит на клиента как на субъекта изменений. И сила, и ресурсы, и "компас", определяющий желательное направление этих изменений, все это в руках самого "изменяющегося". И хотя, как подчеркивает Бюджентал, у любого психолога в процессе консультирования может возникнуть сильное искушение принять "власть" на себя (тем более, что клиенты, как правило, стремятся передать ему эту власть), но поддаться этому искушению означало бы помешать поискам самого клиента и снять с него ответственность за собственное развитие, то есть закрыть ему дорогу к подлинной "экзистенциальной эмансипации". Клиент потому и стал клиентом, что не сумел стать хозяином своей жизни, и главный смысл психологической помощи состоит как раз в том, чтобы помочь ему вернуть "законное право" на собственную жизнь. Поэтому Бюджентал считает, что психотерапевты не лечат болезни или нарушения, а "освобождают пленников"; они похожи скорее на "группу спасателей", помогающих человеку выйти из тюрьмы (своей собственной - внутренней тюрьмы) и жить более свободно. В силах терапевта - только ("только"?!) содействовать внутреннему поиску клиента, помочь ему разобраться в себе и найти путь к собственным силам. Иными словами, Бюджентал исходит из того, что имеет значение не только сам по себе "эмоциональный опыт", полученный человеком в ходе психологической работы (что признается в большинстве современных подходов), "чтобы этот опыт стал... исцеляющим и способствующим росту, принципиально важно как получен этот опыт" [Bugental J.F.T., 1978, p.16]. Наиболее значимый и конструктивный результат будет, если клиент принимает на себя ответственность за разрешение своих противоречий и сам открывает новые пути. Если он "приходит к своим эмоциональным проблемам вследствие собственного внутреннего исследования... тогда клиент постигает нечто большее, чем слова и логика,... переживание бытия в целом. Клиент распространяет внутреннее осознание и на жизнь в целом, и это расширенное осознание остается устойчивой частью личности, обогащающей последующую жизнь множеством тонких способов" [Ibid., p. 17]. Следует отметить еще один принципиально важный момент. Психотерапевт все время стремится понять клиента, но очень важно при этом отдавать себе отчет в относительности и ограниченности таких возможностей. ЭГП основывается на признании человеческого в каждом человеке и изначальном уважении к его уникальности и автономии. Это также означает осознание терапевтом того, что человек в глубинах своей сущности "безжалостно непредсказуем" и "не может быть познан до конца", так как сам может выступать источником изменений в собственном живом бытии, разрушающих "объективные" предсказания и ожидаемые результаты. Поэтому Бюджентал предпочитает говорить о "тайне клиента", о "важности и тщетности информации", о том, что в каждом человеке всегда есть "что-то еще" - что-то непознанное, неуловимое и пока не открытое (в том числе - и им самим). В этом уважении и поддержке в клиенте внутреннего процесса поиска, его ичных открытий и ответственного, мужественного выбора - суть позиции Бюджентала. 6. "В работе по внутреннему поиску идеальное условие для клиента - быть интенсивно присутствующим, то есть быть искренне и почти полностью в данном моменте и в том, что происходит" [Bugental J.F.T., 1978, p.18]. В концепции Бюджентала "присутствие" - одно из ключевых понятий. Это гораздо больше, нежели простое "физическое нахождение". Присутствие означает прежде всего осознание своей субъективности, контакт с собственной внутренней жизнью, с потоком переживаний. "Действительно присутствующий клиент полностью погружен в раскапывание субъективного.... это не "думание о" или "разгадывание" своего "Я". Это скорее открытость внутреннему исследованию, которое более похоже на медитацию или на чтение захватывающего романа, чем не решение арифметических задач" [Ibid.]. Но присутствие не означает замыкания в себе. Наоборот - это состояние "разомкнутости" и чуткое прислушивание ко всем нюансам своего напряженного взаимодействия с Миром, интенсивное переживание каждого момента этой сопричастности. И, естественно, присутствие означает соприкосновение с непосредственными и актуальными переживаниями. Не отрицая большого значения прошлого и будущего, ЭГП ведущую роль отводит работе в настоящем - с тем, что в данный момент действительно "живет" в субъективности человека, что актуально "здесь и теперь". Именно в процессе непосредственного проживания - в том числе и событий прошлого или будущего - могут быть услышаны и полноценно осознаны экзистенциальные проблемы. "Только в этот момент я жив. Все остальное в определенной мере спекулятивно. Только сейчас, сейчас, я могу изменить свою жизнь" [Ibid., p. 121]. Именно поэтому, по мнению Бюджентала, экзистенциального уровня работы можно достигнуть лишь при условии максимально возможной степени присутствия; причем присутствия обоих - и клиента и психотерапевта. 7. В работе психотерапевта от него "требуется неусыпное внимание к внутреннему миру переживаний клиента при понимании того, что первейшим инструментом, необходимым для этого... является собственная субъективность" [Bugental J.F.T., 1987, p.3-4]. То, что обеспечивает нашу работу с клиентом, утверждает Бюджентал, - это мы сами. Психотерапевт "работает собой": своим внутренним миром, своей субъективностью и в первую очередь - своей чувствительностью к внутреннему миру Другого и способностью вступить с ним в глубинное общение, которое уже само по себе обладает целительной силой. Решающим фактором при этом является, однако, cпособность терапевта сделать возможными собственные интенсивные поиски клиента, его осознания и ответственные решения. Это, в свою очередь, предполагает развитие широкого спектра сензитивных способностей и интуиции психолога, позволяющих ему тонко чувствовать сложные, часто едва уловимые, процессы субъективной реальности. Бюджентал выделил самые важные, с его точки зрения, "измерения" этой реальности, которым необходимо уделять первостепенное внимание в процессе индивидуального консультирования и к которым у психолога должна быть особая чувствительность. Однако, говоря о любом подобном структурировании, следует иметь в виду, что ЭГП задает скорее определенную направленность, основные аспекты и координаты осмысления терапевтом происходящего в терапии, нежели конкретный набор техник и предписаний. По отношению к любой ситуации и любой процедуре можно занять (или не занять) экзистенциальную позицию, и именно позиция, а не технология решает дело. Поэтому данный подход отличается удивительным разнообразием используемых психотехник и включает в себя даже такие, казалось бы, нетерапевтичные действия, как совет, требование, инструктаж и т.д. Позиция Бюджентала заключается в следующем: при определенных условиях почти любое действие может вести клиента к глубинному экзистенциальному уровню, к усилению работы с субъективностью; искусство терапевта как раз и состоит в способности адекватно и эффективно применять весь богатый арсенал, не переходя при этом к манипулированию. Именно для становления такого "искусства психотерапевта" Бюджентал описал 13 основных параметров консультационного процесса (среди которых: уровень общения, уровень присутствия и альянса, межличностное давление, параллелирование, сопротивление и др.), а также разработал методику развития каждого из них. Его программа "расширения субъективных возможностей терапевта" отличается глубиной и тщательностью проработки, но в то же время в ней отсутствует заданность, однозначность и обезличенность. И объясняется это следованием базовому принципу ЭГП принципу поиска идентичности, свободного и ответственного самоопределения. Данный принцип является определяющим как в работе с клиентом, так и в подготовке психотерапевта: главное, что происходит в обоих случаях, самоопределение, самопостроение и самореализация в личностном, профессиональном и иных аспектах. "Человек экзистенциальный", каким его представляет Дж.Бюджентал, это ЧЕЛОВЕК В ПОИСКАХ САМОГО СЕБЯ. И экзистенциально-гуманистический подход призван всемерно поддержать человека в этом самом главном, самом достойном и самом трудном деле его жизни. Список литературы Братченко С.Л., Миронова М.Р. Личностный рост и его критерии. // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред.А.А.Крылова, Л.А.Коростылевой. СПб., 1997. Дюрренматт Ф. Поручение, или О наблюдении... М., 1990. Леонтьев Д.А. Что такое экзистенциальная психология? // Психология с человеческим лицом / Под ред. Д.А.Леонтьева, В.Г.Щур. М., 1997. Bugental J.F.T. The search for existential identity: Patient-therapist dialogues in humanistic psychotherapy. San Francisco, 1976. Bugental J.F.T. Psychotherapy and process: The fundamentals of an existential-humanistic approach. New York et al. 1978. Bugental J.F.T. The art of the psychotherapist. New York et al. 1987. Bugental J.F.T. Intimate Journeys. San Francisco, 1990. Bugental J.F.T. What is distinctive about this existential-humanistic perspective on psychotherapy // The Saybrook Perspective. 1995, spring. Bugental J.F.T., Kleiner R. Existential Psychotherapies // Comprehensive Handbook of Psychotherapy Intergration / Ed. by G.Stricker, L.Gold. New York, 1993. Corey G. I Never New I Had a Choice. Monterey, 1986.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|