Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Какприспособитьгруппу к себе




 

Вы получилиповышение истали первымлицом. Как обычнопоступаютволевые (т. е.глупые) илинезнакомыес психологиейуправленияруководители?Сразу же начнут«революционныепреобразования»и наломаюттаких дров, чточерез год иххоть снимай.И дело не в том,что они плохиеспециалисты.Как раз наоборот.Но, не зная законовуправленияи основныхзадач руководителя,о которых мыговорили выше,— защита большойнаружной границы,управлениегрупповымпроцессом,подбор кадров,распределениематериальныхблаг и т. д., онивступают вконфликтныеотношения сруководителямисмежных организацийи с подчиненными,которые привыклик другому обращению.Начинаютсяконфликты.Здесь могутбыть три вариантаисхода.

 

Первыйвариант. Врезультатеучастившихсяконфликтовздоровье руководителяподрывается,и через нескольколет такогонервного управленияпосле очередногоинфаркта миокардаили кровоизлиянияв мозг его отправляютна инвалидность,хотя предприятиезаметно продвинулосьвперед при егоруководстве.Выйдя на пенсию,он как бы никрепился, продолжаетпереживать,а по-научному,находится вподостромневротическомсостоянии,покинутый«неблагодарными»подчиненными,учениками, аиногда и женамии детьми, и погибаетв одиночестве.Ни он, ни егоблизкие недогадываютсяобратитьсяк психологуили психотерапевту.Если же последниепридут к нему,когда он ещенаходится вруководящемкресле, и предложатсвои услуги,он, конечно же,откажется отних.

 

Второйвариант. Онзаболеет, ноне очень тяжелои довольнобыстро. Делоограничитсяприступомстенокардии,временнымнарушениеммозговогокровообращения,язва желудкане успеет перейтив рак, тогда унего есть шанспопасть вовремяк квалифицированномупсихологу илипсихотерапевту,у которого онобучится психологииуправленияи остаться наруководящейдолжности.Тогда он укрепитздоровье и,возможно, продвинетсяпо службе ещедальше. Об одномтаком случаея писал в главе«Психологическоеайкидо». Ф., молодойдиректор совхоза,за довольнокороткий срокуспешногохозяйствованиянастолькоиспортил своиотношения какс вышестоящими,так и с нижестоящими,что с подозрениемна инфарктмиокарда, затемна опухольголовного мозгапопал вначалев терапевтическую,затем в нейрохирургическуюклинику, а ужтолько потомк нам. Две неделия его убеждал,что корень егоболезни в неуменииуправлять, чтоему следуетизучить психологиюуправления.Тогда же, когдаон ею овладел,он быстро избавилсяот всех своихболячек. Сейчасон процветаети, самое главное,внутреннеспокоен.

Оченьжаль, но многочисленныекурсы повышенияуправленческойквалификациидают незначительныйэффект, и непотому, что тамнизка квалификацияпреподавателей,а потому, чтоосновное времяуделяетсяпроблемам чистоэкономическогопорядка. Психологииуправлениявыделяетсявсего несколькочасов. Здесьможно толькоознакомитьс состояниемпроблемы. Крометого, первыелица, добившисьуже своего ипризнаваяважность этоговопроса насловах, внутреннене перестраиваютсяи продолжаютуправлятьпрежнимиволюнтаристскимиметодами. Якак-то присутствовал,на встреченашего мэрас интеллигенцией,журналистамии деловымилюдьми городаи от имениинтеллигенциивыразил готовностьпринять участиев психологическойподготовкеруководителейнашего города.В заключительномслове мэр поддержалмое выступлениеи заметил, чтообучался психологииобщения вКембриджскомуниверситете.Чтобы подчеркнутьсвою осведомленность,он сказал, чтосуществуюттри формы общения— доброжелательные,агрессивные,в форме скрытойагрессии, иобещал всяческуюподдержку. Надосказать, явдохновился.Не знаю, чтоменя удержало,но на прием кнему сразу непошел. Вскореего сняли, и онстал председателемассоциациипредпринимателей.Я даже обрадовался.Подумал, чтов этой конкретнойдолжности онменя скорееподдержит. Столько чтоизданной книгойпошел к немуна прием, ночерез три минутыпонял, что мненечего у негоделать. Все,что он говорилраньше, былипросто слова.Он считал, чтовсе это хорошоза рубежом, ак нашим условиямне подходит,т. е. овладелдемократическойтерминологией,но оставалсяавтократомв душе, сам тогоне сознавая.

Третийвариант. Руководителяуспевают снятьдо того, как онзаболел. К сожалению,после этогоон, если незаболевает,становитсясклочником.Привыкнув квласти, он неможет от нееотказаться.Он пишет жалобыво все вышестоящиеинстанции итем самым реализуетсвои амбиции.

Я знаюодного подполковника,которого врезультатеслужебногоконфликтапонизили вдолжности. Онстал добиватьсясправедливости.Вскоре егоуволили изармии. Делобыло в 1980 году.Он до сих порв конфликте.А чего добивается?Небольшойприбавки кпенсии и присвоениязвания полковника.Добиваетсяэтого он путемугроз. Удовлетворениеполучает оттого, что называетвысокопоставленныхлиц, к которымобращаетсясо своими просьбами.Сейчас он ужедошел до министраобороны и скороначнет атакуна президента.Настроениеу него всегдараздражительно-гневливое,он чувствуетсебя окруженнымврагами и всевремя занят.А если бы оностался в армии,самое большее— быть емуполковником,а так он аж допрезидентаподнялся. Когдая ему предложилбросить этуканитель исказал, что этипятнадцатьлет он мог бызаниматьсясвоим деломи решил бы всевопросы, онкатегорическиотказался. Онже теперь наодной ноге спрезидентом!

На чтоже я надеюсь,дорогие руководители?

У многихиз вас на книжныхполках в кабинетахя видел соответствующуюлитературу,но по стилювашего общенияпонимал, чтовы ее не читалиили, если читали,то сведения,содержащиесяв ней, не усвоили.Но вот когдавы заболеетеили у вас разовьетсядепрессия,может быть, вамстанет ясно,что надо действовать,и эта книга —инструкция.Вот на что янадеюсь.

 

Итак,вы — первоелицо. На встречес сотрудниками,которые находятсяв вашем непосредственномподчинении,расскажитенемного о себеи о своих планах,касающихсясовместнойдеятельности.Обязательноследует упомянутьо своем семейномположении иматериальномблагополучии.Тогда, можетбыть, кое-чтоудастся скрыть,кроме того, высэкономитерабочее времясотрудниковна разговорыо вас.

Еслидело не горит,попросите,чтобы какое-товремя заместительруководил, авы бы простонаблюдали. Этонеобходимодля диагностикиструктурыгруппы, выявлениянеформальныхгрупп и слабыхзвеньев. Какизвестно, прочностьцепи определяетсяпрочностьюслабого звена.Далее необходимонайти контакти наладитьотношения слидерами неформальныхгрупп. Затемзаймитесьслабым звеном.Все ваши действиябудут известнывсему коллективу.Когда вы доберетесьдо последнегоподразделения,там уже не будетнеобходимостиделать замечания.

Толькопосле этогоможно собиратьвесь коллективи излагатьскорректированнуювами программу.Желательно,чтобы ваши идеибыли предложеныруководителямиподразделенийи лидераминеформальныхгрупп. Не требуетдополнительныхоснованийположение, чторуководителюне стоит входитьни в одну изнеформальныхгруппировок,чтобы управлениене перешло кее лидеру.

Вы заметили,что я все времяратую за постепенность.Тогда получаетсябыстро. И дажесобственныеустановкиследует менятьмедленно, иболюди привыкливыполнятьстарые программы.Они вошли в ихРодителя, приобрелиавтоматизированныйхарактер.

В качествеиллюстрациихочу привестиодин пример.

Старшийтренер однойфутбольнойкоманды имелобыкновениеменять установкуиногда за несколькоминут до игры.Она была простадля усвоения,но все-таки невыполнялась.Тренер ругался,кричал, негодовал.Почему установкане выполнялась?Игроки былиподготовленык игре определеннымобразом и сразуизменить себяне могли. Получалосьтак, что ониуже не моглииграть по-старому,но еще не научилисьиграть по-новому.Когда он этопонял, то пересталтак действовать.

 

Какснять начальника

 

Обычно,когда возникаетнедовольствоначальником,пишется жалобав вышестоящиеинстанции,приезжаеткомиссия, проверяетдеятельностьучреждения.Делает замечания.Все остаетсяна своих местах.

Хочусразу заметить,что если начальникна месте, тосвоей деятельностьювы только укрепитеего положение.Еще раз хочунапомнить, чтонекомпетентностьне есть основаниедля увольнения.Жалобы в вышестоящиеинстанцииобычно не проходят.Давайте подумаем,почему?

Действуютзаконы иерархиии законы психологии.Законы иерархиисвязаны сродительскимчувством. Мойподчиненныйкак бы мое дитя.И когда на негожалуются, янеосознанностановлюсьна его защиту.В соответствиис законамипсихологии,когда на человеканападают, я егозащищаю (вспомнитетреугольниксудьбы — каждаяЖертва находитсебе Избавителя).Здесь действуетзакон идентификации.Хотя я под машинуне попал, я возмущенводителем, ибонеосознанностановлюсьна место жертвы(ведь на этомместе мог быбыть и я!).

Ну а еслия один раз спасчеловека, топотом у меняк нему возникаютродительскиечувства, он какбы становитсяближе. Любойврач это можетзаметить. Оченьприятно встречатьчеловека, котороготы спас. И чемтяжелее былосостояниебольного, чембольше трудовбыло положено,чтобы «вытащить»его, тем психологическион становитсятебе ближе. Вотпочему повторныежалобы ещеболее неэффективны.

Пытаясьснять начальника,подчиненныесоздают «общественноемнение», сообщаяо нем негативнуюинформациюравным с нимпо должности.Но последниеего защищают.Тут действуетмеханизмидентификации:они тоже воюютсо своимиподчиненными.

Малокто догадывается,что, если хочешьснять своегоначальника,его следует...хвалить. А еслиуж ругать, торугать начальникасвоего начальника,который чинитпоследнемупрепятствия,не дает ему,прогрессивному,сделать все,что тот задумал.Хвалить своегоначальникаравным ему подолжности.Хорошо ли идутдела в группе,плохо ли, притаком подходеваш начальникприобретаетврагов болеемогущественных,чем вы. Правда,если дела идутуспешно, своейдеятельностьюпо снятию начальникавы сделаетеему хорошуюрекламу.

А теперьподумайте,какая реакциябудет у тех,кому вы хвалитесвоего начальника?

Вышестоящийначальникникогда неповерит вашемуначальнику,что тот неорганизовывалкампанию в своюзащиту. Равныевашему начальникупо должностибудут завидоватьему, потому чтоего любятподчиненные.На очередномсовещаниикто-нибудь изних выступити скажет, чтодела в вашемподразделенииидут плохопотому, что вашначальникраспустил своихподчиненных,т. е. вас. Несколькомесяцев планомернойработы, и вашегоначальникаснимут. К вамже не будетникаких претензий.Вы же его хвалили,как могли!

А вообще-толучше всегоне тратитьвремя на такиедела, а заниматьсясобою, своимличностными профессиональнымростом. Эторастение, когдаему становитсятесно, не можетсамо перейтина другое местои зависит отсадовника. Выже можете уйтис того производства,которое мешаетвашему росту,а сейчас можносоздать и своесобственное.

Толькоуходить следуеттогда, когдапребываниев данной группестановитсятормозом дляличностногороста, а не из-законфликтныхотношений.Наоборот, еслиотношенияконфликтны,в группе следуетоставатьсядо тех пор, покане станут яснымеханизмыконфликта ион не будетизжит. Если этаработа не проведена,то и на новомместе конфликтынеизбежны,потому что впринципе законыобщения вездедействуютодинаково.Сценарий вашне изменился,и в другом местевы будете игратьв той же трагедии.

 

Где естькто

 

Хочетсявысказать своемнение обособенностяхколлективов,в которых и скоторыми мнеприходилосьиметь дело. Каки раньше, я простовысказываюсвое мнениеи не настаиваюна том, что этоистина в последнейинстанции. Яздесь будуговорить освоем опытеработы с этимиколлективамине для того,чтобы читательузнал мою биографию,а для того, чтобыон мог решить,в какой степенимне можно доверятьпри изложениитех или иныхтем.

Иногдаэто будет взглядизнутри, иногдасо стороны.

Замечу,что взгляд состороны иногдаподмечает то,что самим участникамгруппы примелькалосьи стало незаметным,но тем не менееимеет решающеезначение. Неисключенынекоторыеповторы.

Лучшея знаю медицинскиеколлективы,неплохо и военные:все-таки заспиною — шестьлет кадровойслужбы в войскахв качествестаршего врачачасти. Конечно,я не был рядовым,но со всемижалобами солдатыобычно идутв медпункт:больше идтиим некуда. Двагода солдатомбыл мой старшийсын, и я его навещал.В качествепрофессоранекоторое времяработал накафедре военнойпсихологиив высшем военномучилище. Эпизодическиприходилоськонсультироватьв военных госпиталях.Думаю, мне знакомапедагогикавысшей школы.Десять лет япреподавалстудентам,последниедвадцать летработаю нафакультетеусовершенствованияврачей. Полагаю,к моему мнениюможно прислушаться,когда я будувести речь оспортивныхколлективах.Сам я когда-тоучаствовалв соревнованияхпо штанге. Ужебудучи спортивнымпсихологом,участвовалв областныхсоревнованияхпо настольномутеннису. Какспортивныйпсихологконсультировалфутбольнуюи гандбольнуюкоманды, выступавшиетогда в высшейлиге, готовилотдельныхспортсменов(имеется в видупсихологическаяподготовка)к участию вчемпионатахстраны, Европыи мира. Консультировалтакже на заводах,в банках, строительныхобъединенияхи книжныхиздательствах.Со среднейшколой у менядовольно тесныесвязи. Десятьлет собственнойучебы, пятнадцать,когда в нейучились моисыновья. Вовремя их учебы,да и потом, яактивно выступалс беседами илекциями передродителями,учениками. Велсеминары дляучителей. Моимипациентамибыли ученики,родители иучителя, чьиболезни такили иначе былисвязаны спсихотравмирующимвлиянием школы.Сейчас в некоторыхшколах психологамиработают моиученики, такчто в своемизложении япользуюсь такжеих информациейи выводами. Втечение годапреподавалпсихологиюв школе.

Что касаетсясемьи, то я ужесправил серебрянуюсвадьбу. У менядвое взрослыхсыновей, которыхя в свое времяиспортил, самтого не понимая,и которым вкакой-то степенипомог исправитьсяпосле того, какзанялся психокоррекционнойи психотерапевтическойработой. Здесь,думаю, мой опытнаиболее значителен,и, если хватитсил, я когда-нибудьнапишу книгуо воспитаниии перевоспитаниидетей. Мноюразработаносценарноеперепрограммирование,основы которогоизложены впервой частиэтой книги. Даи сейчас большуючасть лечебнойработы приходитсяпосвящатькоррекциисемейно-сексуальныхотношений.

 

Лечебныеучреждения

 

Схемамежличностныхотношенийпредставленана рис. 3.2.

 

 

Рис. 3.2.

Да простятменя коллегиза то, что яраскрываю«тайны» цеха.Но я в основномрассказываюо своих работахи работах своихучеников. Ипосле того какнад медикамипоиздевалисьнекоторыепредставителисредств массовойинформации,обвиняя в том,в чем на самомделе виноватыне мы, я думаю,что критическийвзгляд изнутрипривлечетвнимание серьезныхделовых людейк нашим трудностям.Общеизвестно,что здоровьечеловека толькона 10 процентовзависит отсостояния делв медицине, нок нашему голосустоит прислушаться.Ведь мы находимсяна вершинедерева неблагополучияи нам видныкорни уродливоговоспитания,ствол издевательствв молодом возрасте,ветви конфликтови кризисовпериода зрелостии плоды болезней.

Итак,отношения междумедиками ибольными, еслиони не налажены,могут вестик серьезнымклиническимпоследствиям.В медицинскойлитературеэто проблемаятрогений.

Обычноприводятсяпримеры, когданеосторожныеслова врачаприводят кразвитию тяжелогонервногорасстройства.

Лаборанткапо ошибке нарентгенограммебольного ракомлегкого поставилафамилию другойбольной. Узнаво том, что у нееподозреваютрак легкого,больная далатяжелый нервныйсрыв, и хотянедоразумениебыло ликвидировано,больная ещемного лет болеланеврозом навязчивыхсостояний, очем с возмущениемписала однаиз центральныхгазет в годызастоя. Медиковпримерно наказали,а авторитетврачей по механизмамидентификацииупал по всейстране. И у насв лечебныхучрежденияхмногие тревожныебольные доставлялибеспокойствомедикам, ноглавное, самидлительноевремя находилисьв большой тревоге.

Если быкорреспондентне гонялся засенсацией изнал истинноеположениевещей, он быувидел и другуюсторону проблемы.Конечно, лаборанткадопустилавозмутительнуюхалатность,и ее следовалонаказать. Ноесть и другаясторона конфликта— личностьбольной. Этотревожно-мнительныйчеловек, длякоторого данныйэпизод оказалсяпоследнейкаплей. Не этотслучай, такдругой привелбы ее к этойформе невроза.Но корни неврозауходят в раннеедетство. И этоне только моемнение. Данноеположениедоказано 3.Фрейдом, А. Адлером,К. Хорни, Э. Берном,В. М. Мясищевым и многими другими.Но ведь всякритика направленана лаборанта,рентгенологаи главноговрача. Государство,школа и общественныеорганизации,не научившиеродителейправильновоспитыватьдетей, да и самиродители остаютсяв стороне.

Досталосьи моей роднойпсихиатрии.Но искаженияв профессиональнойдеятельностидопускалитолько те психиатры,которые выполнялиспецифическийзаказ партийно-правительственногоаппарата. Большинствопсихиатровдействовалив соответствиисо своей квалификациейи руководствовалисьсобственнойсовестью. Нотень пала навсех. Стационированиепсихическихбольных с социальноопасным поведениемсейчас затруднено.Не исключено,что их жертвамимогут статьи сами корреспонденты.

Как-томы проводилиисследованияпсихологическогосостояниябольных вхирургическойклинике, возглавляемойхирургом мировогокласса профессоромВадимом ИвановичемРусаковым. Ичто же оказалось?На неосознаваемомуровне недовериек врачу, страхпри общениис ним были умногих больных,хотя на уровнесознания онииспытывалиуважение кврачу и самиего выбирали.Психологическаяподготовкатаких больныхперед операциейспособствовалаболее благополучномутечению послеоперационногопериода.

К сожалению,нередко нарушеныотношения междуврачами. Иногдазаведующийотделениемругает в присутствиибольного лечащеговрача, подрываяего авторитети свой собственныйв глазах больного.А если авторитетлечащего врачаочень высок,то только свойсобственный.Но главное то,что у больныхпри этом повышаетсяуровень тревоги.

Нередконарушены отношениямежду врачоми медсестрой.И это тожеотрицательновлияет на состояниебольного. Последнемутрудно разобратьсяв квалификациимедработника.Чаще больнойоценивает еепо душевнойтеплоте, котораяисходит отнего. Как правило,больной большеимеет душевнойтеплоты отмедсестры. Ненадо вам объяснять,чей авторитетпадает, когдаврач ругаетмедсестру, ккоторой больнойотноситсяхорошо. А еслиавторитет врачападает, тревогау больногоусиливается.

Совершенноне изучен групповойпроцесс, которыйидет средибольных. К сожалению,здесь делопущено на самотек.Беседы средибольных и воздействияантилидеровиногда оказываютрешающее влияниена судьбу больного.

Вот одиниз примеров,взятых из лечебнойпрактики клиникиВ.И.Русакова.

 

На лечениепоступил больнойсо стриктуройуретры (сужениемочеиспускательногоканала, в результатекоторого затрудненоили невозможномочеиспускание).Ранее он безуспешнолечился вомногих больницахстраны. Поступивна лечение вклинику В. И.Русакова, онрадостно сказалв палате о том,что теперьбыстро выздоровеет.Первый этапоперации прошелуспешно. Онспокойно ожидалвторого, нокто-то из больныхсказал ему:«Зря радуешься!Еще десятьбудет!» Больнойочень расстроился.У него возниквегетативныйприступ. Приступсняли. Операцияпрошла успешно,но развилсяневроз навязчивыхсостояний сострахами повторенияприступов.Невроз протекалнастольконеблагоприятно, чтобольной былпереведен навторую группуинвалидности,и только длительноелечение упсихотерапевтапомогло емуизбавитьсяот невроза.Теперь, когдав клинике налаженапсихологическаяпомощь, такихказусов большене встречается.

 

К сожалению,психотерапевтическаяпомощь дажев медицинскихучрежденияхналажена плохо.Наш опыт, описанныйвыше, позволилсвести практическина нет случаиятрогении.

Приведуодин из примеровположительноговлияния напациентовпсихологическойработы.

 

К нампоступилабольная в состояниипериодическойспячки. Заснулаона у нас вотделении, чтовызвало тревогуу больных. Сбольными былапроведенабеседа. Их успокоили,сказав, чтобольная обязательнопроснется. Ноесли сказатьчестно, тогдамы еще не знали,как ее лечить.А когда не знаешь,что делать, тоидешь в библиотеку.Три дня упорныхпоисков далиположительныерезультаты.В книге, опубликованнойв 1911 году, былописан лечебныйприем, с помощьюкоторого намв течение пятиминут удалосьвывести больнуюиз пятидневнойспячки. Радостьбыла общей, таккак больныепринималиактивное участиев уходе запациенткой,когда она спала.Следует отметить,что после этогослучая у многихбольных отделениярезко улучшилосьсостояние.

 

Большоезначение ввыздоровлениибольных имеетпсихологическоесостояниеродственников,среди которыхтоже идет групповойпроцесс. И егоследует взятьпод контроль.Поэтому мырегулярнобеседуем сродственникамибольных и стараемсяэту работувести сразусо всеми родственниками.Во-первых,используетсяположительноеэмоциональноевлияние родственниковдруг на друга,а затем и набольных, во-вторых,экономитсявремя. Ведьтревожныеродственникистараютсявидеться сврачом почащеи подольше.

 

Педагогическиеучреждения

 

Школа

 

Модельмежличностныхотношенийнапоминаеттакую, которуюмы наблюдалив лечебныхучреждениях(рис. 3.3.).

Р

Ис.3.3

К сожалению,наша школа покаеще работаетна троечника,посещение ееявляетсяобязательным,престиж учительскойпрофессиинизкий, а зарплатамаленькая. Вотпочему никтоиз школьниковне идентифицируетсебя с учителем,а в пединститутидут лишь вкрайнем случае.

Постояннаяработа в атмосферепринужденияшкольниковк приобретениюзнаний формируетвесьма типичныйпортрет педагога,находящегосяв состояниинеразряженногогнева, котороеуже самим учителемне замечается.Но по этомупортрету мыбезошибочноузнаем учителяв любой обстановке.

Невротизацияучительскогокорпуса самаявысокая. Массовыеобследованияпоказывают,что у учителейнаблюдаетсядо 400 невротическихреакций в год.Это означает,что по два-трираза в день, аиногда и чаще,учитель илиразряжает свойгнев на ученике,или плачетгде-нибудь взакутке, илидумает о бессмысленностисвоего существования,или мысленнопродолжаетдоказыватьправоту своемуначальнику,а все это отвлекаетот работы. Выможете спросить,почему два-трираза? А вы из365 дней года уберитедвухмесячныйотпуск, выходные,а из числа учителейтех, которыевообще не даютневротическихреакций, длякоторых педагогическаяработа в радость.Вот и получается,что невротизированныйучитель даетдве-три невротическиереакции в день.

Междутем профессияучителя можетприноситьбольшую радость.Помочь в этомможет овладениепсихологиейуправления.Все описанныевыше группыи психологическиепроцессы можнонаблюдать вклассе. О приемахработы с антилидеромя уже рассказывал.Некоторые изних разработалисами учителя,которые проходилипсихологическийтренинг в нашемцентре.

Так, одинучитель рисования,когда демонстрировалрепродукциикартин в классе,не только рассказывалоб их художественнойценности, нои просил учениковопределитьстоимостьпродуктов нанатюрмортеили же туалетовна прекрасныхдамах. Детиподолгу смотрелина картины ипривыкали кпрекрасному.На уроках былатворческаяатмосфера.Исчезла необходимостьв окриках.

А антилидераучитель делалцентром вниманияв классе. Так,например, онсажал его передучениками ипросил, чтобывесь класспопробовалего нарисовать.

К сожалению,большинствошкольников,даже старшеклассников,нередко неимеют представленияо том, чем онибудут заниматьсяв этой жизни.Мальчики недоуменнопожимают плечами,девочки говорят,что хотели бы«найти человека».Не стать человеком,а найти человека!Спрятатьсяза спину мужа!

На приемко мне частоприходят (илиих приводятродители) девушкии юноши в депрессивномсостоянии. Ониуже разочарованыв жизни, не видятникакой перспективыи говорят обессмысленностидальнейшегосуществования.

Можносказать, чтов школе учебно-карьеристскаягруппа весьмамалочисленна.В культурно-развлекательнуювходит большоеколичествошкольников.То же можносказать и обалкогольно-сексуальнойгруппе (в младшихклассах — этонарушителипорядка).

К сожалению,в школе психологичаще занимаютсядиагностическойработой, тестированием.А лучше сделатьупор на тренинговуюработу. Мы имеемположительныйопыт работы,но только тогда,когда в группыприходят добровольно,а цели ставятсявполне определенные.Так, например,подготовкак службе в армии.Тематика — какуберечься отдедовщины.Популярны школыкрасоты длядевочек и т. п.

Приведупример беседыс девушкой,которая разочароваласьв личной жизни.

 

Девушке16 лет. На приемее привеламама. Девушкав последнеевремя сталараздражительной,неуправляемой,снизиласьуспеваемость,дерзит родителями учителям. Наприеме держитсянапряженнои с высокомерием.Весь ее вид какбы говорит:«Знаю я васвсех! И ты будешьсейчас учитьжить!» Во времябеседы удалосьвыяснить, чтоучеба ей сталанеинтересна,планов на будущеенет, друзьяпримитивны,родители нудят.С другом, семейныммужчиной, которыйобещал разойтисьс женой и женитьсяна ней, когдаей исполнится18 лет, в последнеевремя отношениястали неопределенными.Создаетсявпечатление,что он хочетее бросить.Девушка разочароваласьв жизни и любви.

Я: Так, значит, тыразочароваласьв любви. А какты понимаешьлюбовь?

Она: Любовьэтокогда тебяпонимают.

Я: Что ты еще ждешьот любимого?

Она: Ну, чтобы онбыл умным, красивым,чтобы с ним нестыдно былопоказатьсяв обществе,чтобы он былинтереснымсобеседником...

Я: Наверное, чтобыеще хорошозарабатывал?

Она: Конечно!

Я: Да, хочешь тымногого. А чтоты можешь датьлюбимому?

Она (несколькорастерянно):Ну, не знаю...

Я: Я, правда,несколько иначепонимаю любовь.Любовьэтоактивнаязаинтересованностьв жизни и развитииобъекта любви.Давай мы сейчаспроведем небольшойэксперимент.Тебе подошелбы молодойчеловек, которыйв конечномитоге достигбы такого положения,как я? Сбросьс меня лет 35. Свнешностьютогда у менявсе было в порядке,я, похоже, неглуп, неплохозарабатываюи достаточноинтересныйсобеседник,даже лекциичитаю и книгипишу. В обществесо мной тожене стыдно показаться.Подходит тебетакой кавалер?

Она: Да.

Я: А что ты мнеможешь дать?

Она: А что вам нужно?

Я: Редактироватьмои работы,делать переводы,встретитьгостей, в томчисле и из-зарубежа. На приемахи конференцияхопределить,с кем бы стоилоначать сотрудничество.В минуты отдыхапоиграть сомной в теннисили шахматы.Следить запериодическойлитературой.

Она: Не я этого ничегоне умею.

Я: Следовательно,ты ничего неможешь сделать,чтобы способствоватьмоему ростуи развитию, т.е. любить ты неумеешь. Получается,единственное,что ты мне можешьпредоставитьэтотвое тело.

Она: А вот это уждулечки!

Я: Вот видишь,даже в этом тымне отказываешь.Но если честносказать, и телотвое мне ненужно. Думаю,и в сексе оттебя мало толку.Тебя еще учитьи учить! Таквот, рыцарь набелом конебезусловнокогда-нибудьявится, но впрекрасноедалеко он увезетне тебя.

Она (задумавшись,с некоторойрастерянностью):Так выходит,мне еще раноговорить олюбви? Я ведьничего хорошегоне могу датьлюбимому человеку!

Я: Правильно! Тыумная девушка!

Она: Так что же мнеделать?

Я: Подумай!

Она: Выходит, мненужно учитьсялюбить! А какже быть с сексом?

Я: Я не хочу морализировать.Решай, как знаешь.Но думаю, еслиты начнешьучиться любить,тебе будет недо секса. Ведьтебе нужнобудет статьхорошим профессионаломв каком-либовиде деятельности,изучить языки,овладеть хорошимиманерами, научитьсяиграть в теннис,шахматы и т. д.

 

Девушкаушла от менянесколькоподавленной,но уже окологода ходит вгруппу личностногороста. Та проблема,которую онаставила, пересталабыть актуальной:прежний другей теперьпредставлялсяпримитивнымчеловеком.Сейчас онастуденткапсихологическогофакультетауниверситета.

В школесреди учениковмладших классовбольшая группа,которую условноможно назватьразгильдяйской,к седьмому-восьмомуклассу онастанеталкогольно-наркоманической,а чуть попозже— алкогольно-наркомано-сексуальной.В этой группене только тупицы.Среди них многоевгениев онегиных,им скучно плестисьза двоечниками,и неизрасходованнаяэнергия пойдетна проведениевремени в этихгруппах. Нередкопоследниеначинают носитьантисоциальныйхарактер. Воткак описываетэти группыизвестныйдетский психиатрА. Е. Личко.

Группаможет статьжестко регламентированнойс наличиемпостоянноголидера, фиксированнойролью каждогочлена группы,его твердымместом в иерархиивзаимоотношениймежду членамигруппы (однипомыкают, другиеподчиняются).Вожак завоевываетсвое место вборьбе с другими,изгоняя изгруппы тех,кого не удаетсяподчинить. Естьу него и Цепнаясобака — обычнофизическисильный подростокс невысокиминтеллектом,кулаками котороголидер держитгруппу в повиновении,есть антилидер,мечтающийзанять местолидера, есть«шестерка»,которым всепомыкают, и т.п. Нередко такаягруппа обладаетсвоей территорией,тщательнооберегаемойот вторжениясверстников-чужаков,особенно членованалогичныхгрупп, в борьбес которымипротекаетжизнь. Составгруппы довольностабилен. Приемновых членовнередко сопряженс особыми испытаниямии ритуалами.Обнаруживаетсясклонностьк внутригрупповомусимволизму— условныезнаки, свойязык, клички,особые отметкина одежде. Подобныегруппы образуютсяиз подростковмужского поласреднего истаршего возраста.

Свободныеподростковыегруппы — другойтип групп,отличающийсянечеткимраспределениемролей, отсутствиемпостоянноголидера. Егороль исполняютразличные членыгруппы в зависимостиот того, чем вданный моментзаняты подростки.Состав группынестабильный— одни уходят,другие приходят.Жизнь группыминимальнорегламентирована,нет каких-либочетких требований,которым необходимосоответствовать,чтобы примкнутьк группе.

Описанныевыше группыобычно многочисленны,если педагогическийпроцесс в школепоставленнеинтереснои ребята невидят смыслав учебе. Нестабильностьпоследнейгруппы позволяетпри хорошемзнании групповогопроцесса привлечьэтих ребят ксерьезнойучебе, ибо ядроздесь не стольколидер, сколькохобби. А последнихможет бытьмножество.

Интеллектуально-эстетическиеувлечениясвязаны с глубокиминтересом ксамому предмету(музыке, рисованию,Искусству ит. п.). Сюда жеотноситсясклонностьк изобретениям,конструированию,сочинениюстихов. Окружающимподобные занятиямогут показатьсяненужными идаже странными.Но для ребятони чрезвычайноважны. Иногдаим безразлично,как на это смотрятдругие, иногдаони пытаютсяв свои увлечениявовлечь окружающих.

Ко мнена консультациюпривели девушку16 лет с подозрениемна шизофрению.Она была такувлечена эстраднымпевцом БогданомТитомиром, чтодаже организовала"Группу из 60подростков.Они собираливсе записипесен певца,знали, где онгастролирует.Заодно ониимели представленияи о многих теченияхэстрадноймузыки. Мояклиентка (неповорачиваетсяязык назватьее пациенткой)вступила впереписку спевцом. Зная,что он не женат,она собираласьпознакомитьсяс ним во времягастролей ипостаратьсявыйти за негозамуж. Неистовостьэтого увлеченияпривела к тому,что она отдавалаэтому делу всевремя в ущербучебе, отдыхуи другим развлечениям.Все это, конечно,насторожилородных.

Я, вместокритики, предложилей содействиев ее попыткахвыйти замужза Титомираи предложилосвоить практическуюпсихологию.Во время занятийее кругозорнастолькорасширился,что она потомс улыбкой говорилао своих увлечениях.Я просто применилизвестный впсихотерапииприем подстройкипод пациента,а затем еговедения.

Бываютгруппы, организующиесявокруг телесно-мануальныхувлечений.Школьникипытаются укрепитьсвою силу,выносливость,приобрестиловкость,определенныеумения илиручные навыки.В таких случаяхони идут заниматьсяв спортивныесекции, кружкиручного творчества,автомобилизмаи т. п.

Некоторыеподросткипроводят времяв неутомимомпоиске новойлегкой информации.Они испытываютпотребностьв постоянныхповерхностныхконтактах,позволяющихобмениватьсяподобныминовостями.Когда появилисьвидеосалоны,они стали бичомдля школы. Многиеподростки всесвое времятратят на просмотркинобоевиков,эротическихфильмов, фильмовужасов и т. п.Контакты изнакомствапредпочитаютсятакие же легкие,как и самапоглощаемаяинформация.Все усваиваетсяна поверхностномуровне и главнымобразом длятого, чтобыпередать другим.Полученныесведения легкозабываются,в их смысл глубоконе вникают,каких-либовыводов из нихне делается.Увлечениястановятсяпутем уходаот неприятностей,серости обыденнойшкольной жизнии могут лежатьв основе нарушенийповедения.

Почемуименно в подростковоми юношескомвозрасте начинаютнаблюдатьсяреакции группировкии групповойпроцесс идетособенно интенсивно?

К сожалению,бытует массамифов. О мифахсексуальнойжизни уже говорилосьв главе «Психологическийвампиризм».Здесь хотелосьбы рассказатьеще об одноммифе, которыйназывается«пубертатныйкриз». Раскроемучебник В.В. Ковалева«Психиатриядетского возраста».В немописываютсядве последовательносменяющиесяфазы психических,прежде всеголичностных,изменений: негативная и позитивная. Дляпервой фазыхарактерны:эмоциональнаянеустойчивость,несдержанность,колебаниянастроенияпо малейшемуповоду, импульсивность,черты демонстративностии рисовки поведения.Очень характерныконтрастные,противоречивыеличностныепроявления:сочетаниеповышеннойчувствительностипо отношениюк себе с холодностьюи отсутствиемсостраданияк другим, преждевсего к близким,сочетаниеупрямства,особенно «духапротиворечия»,негативизмас повышеннойвнушаемостью,слепым подражаниемформам поведения,манерам ивысказываниямслучайных«авторитетов»и «предметовобожания»,сочетаниезастенчивостии робости внезнакомомобществе споказной развязностьюи грубостью.Подобнаяпротиворечивостьличностныхпроявленийи поведенияподросткасвидетельствуетоб отсутствиистабильностиличности, онесформированностивзаимоотношенияотдельных еекомпонентов.

Вторая— позитивная— фаза пубертатногопериода отличаетсяпостепеннойгармонизациейличности подростка.Гармонизацияпроявляетсяв постепенномуравновешиванииэмоционально-волевойсферы, сглаживанииэмоциональнойнеустойчивости,возбудимости,импульсивности,уменьшенииконтрастностии противоречивостиэмоционально-волевыхреакций. Теперьуже юноша осознаетсвое место вобществе, появляютсяопределенныецели, в жизни.Ну в общем, всестановитсяхорошо. А еслихорошо не стало,значит, заболел.

Хочетсяне согласитьсяс такой трактовкой.Я уверен, чтовы не забылитреугольниксудьбы (Преследователь— Избавитель— Жертва). Принеправильномвоспитанииу ребенка впервые пять— семь лет жизнипод влияниемродительскоговоспитанияформируетсясценарий жизни.Человек становитсярабом этогопоследнего,как артистстановитсярабом пьесы.Он сам хорошийчеловек, но всоответствиис пьесой ондолжен убивать,насиловать,стесняться,бояться, грубить,подчинятьсяи т. п.

Так вот,с моей точкизрения, в первой,негативной,фазе подростокпытается выскочитьиз этого сценария(ведь сценарийформируется,если воспитаниешло в стиле«избавителя»или «преследователя»).Обычно взрослымудается вернутьподростка вэтот сценарий.Не хочу сказать,что это относитсяк вам, дорогоймой читатель,это то, что янаблюдал вовремя психотерапевтическойи психокоррекционнойработы со своимибольными иклиентами.

О, еслибы коллективучителей могпровести этуработу по выходунаших детейиз сценария,может быть,меньше бы былоу нас болезнейи преступлений,и не надо былобы развиватьи расширятьслужбы психологическойпомощи. Ведьи в Библии говорится,что следуетнаставить юношуна Путь.

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...