Специфические черты подвижного металлического шрифта в Корее.
Самостоятельная работа № 6 по теме «Особенности корейского книгопечатания». 1. Сформулировать специфические черты подвижного металлического шрифта в Корее. 2. Охарактеризовать основные положения российской и зарубежной историографии о развитии подвижного металлического шрифта в Корее. 3. Сформулировать особенности развития книгопечатания в Корее до появления типографского шрифта. Специфические черты подвижного металлического шрифта в Корее. «Поэтому я повелеваю, чтобы наборные шрифты изготовлялись из меди и чтобы все книги, без исключения, на которые я возложу свою руку, были напечатаны, чтобы сохранить традиции. Это прославит нас навечно,» - ван Тэчджон. Литература издавалась в частных типографиях и буддийских монастырях монахами, в частных типографиях. Корейская бумага отличалась качеством: пряжа в каркасе была расположена очень близко, нити основы регулярны. Приготовление мягкой массы для производства бумаги начиналось с растирания волокнистой коры тутового дерева, которую затем скоблили и сушили с добавлением вязкой жидкости (как делали в Китае). Затем кору опускали в воду до полного разбухания, после чего смешивали ее с известью и кипятили 3–4 ч. Полученную массу клали в мешок и помещали на неделю в проточную воду, чтоб избавиться от остатков извести и других примесей. После чего массу отбеливали на солнце, раскладывали на плоском камне или доске и отбивали для получения более мелких волокон. Эта паста и использовалась для производства листов. Помещенная в деревянный бак с водой, отбитая масса находилась в состоянии суспензии с клееобразной жидкостью, получаемой из корнеплодов яма (другое название – батат, сладкий картофель). Этот клейстер был необходим, чтобы обеспечить однородность массы. Рамку погружали в ванну, и тонкий слой осадка, который на ней оставался, после высыхания становился листом бумаги. Для сушки тонкие слои массы по одному помещали на подогретые полки, от которых они естественным образом отделялись по мере высыхания; затем влажные листы выносили для дальнейшей просушки на сушилку из досок на солнце.
Бамбуковые книги. Пластинки связывали между собой веревкой – один раздел или глава. Главы одной книги помещали в мешочек или оборачивали в материю. Неудобно в использовании. Шелковые книги. Белый шелк разлинован красным, заголовки написаны красной тушью. Готовые свитки оборачивали в красный шелк. Первые книги на бумаге также имели форму свитков. В 9 веке начался переход к новым формам книги: от свитков к блокам. Бумажный лист складывали гормошкой. После длительного использования бумага на сгибах рвалась. Форма блока две как правило желтые обложки, 5 отверстий для связующей нити. Две страницы на одной, каждая в рамке, обратная сторона чистая. Квон – свиток, тетрадь. Ксилография – это полиграфический процесс. Характерным для него является наличие формы с возвышенными печатающими элементами, на которые наносят краску, осуществляя тем самым формирование красочного изображения. В дальнейшем это изображение переносят на воспринимающую поверхность – пергамент, бумагу, ткань и т. д. Ксилографический способ возникает примерно в VII–VIII вв. Очевидно, что это изобретение всего китайского общества досок. Древнейшие оттиски с ксилографической формы, известные в настоящее время, были сделаны в Корее. В октябре 1966 г. в Кванджу, где с 668 по 935 гг. находилась столица раннефеодального государства Силла, археологи исследовали найденную в процессе реставрации в храме Пульгукса ступу Сокка Тап – мемориально-символическое сооружение, которое у буддистов служило для хранения реликвий. Доски вымачивали и высушивали, затем притирали бумагу с готовыми иероглифами зеркально и вырезали. Красили буквы и прижимали к ним лист.
Однако ксилографический метод имел свои недостатки. Необходимость изготовления особых досок каждой новой книги делала процесс книгопечатания весьма долгим и дорогостоящим. К тому же передача всех нюансов китайской каллиграфии не только занимала долгое время, но и требовала от мастеров терпения и внимательности. Поэтому на Дальнем Востоке довольно рано пришли к идее необходимости создания подвижного шрифта. Подвижный шрифт пытались создать из глины и дерева. Назрела идея металлического шрифта. К нему хорошо бы прилипала тушь. Наборы: изобретение сплава для отливки литер, совершенствование способов литья и наборы. Печать с деревянных досок требовал значительных денежных затрат, а доски быстро приходили в негодность. Литеры изготовлялись из бронзы. Подвижный металлический шрифт используется с середины 13 века. Шрифты эпоки Корё и шрифты эпохи Чосон, шрифты Коре отлиты грубо и нечётко. Литеры разного размера для абзаца и текста. Шрифты различают по написанию: рукописный и печатный стиль. Способы литья не были регламентированы. Самый распространенный: способ восковой отливки. За образец брали работу известного каллиграфа или брали ксилограф напечатанной книги. В деревянную рамку заливали рафинированный воск и давали ему затвердеть, затем резцом ремесленник вырезал знаки на воске. Для удобства готовые литеры по одной помещали на палочку из воска создавая «матричную ветку», с помощью которой металл растекался и застывал в литерах. Сначала отливали форму из воска, затем форму из глины, и только потом заливали ее металлом. После глину разбивали и оставалась бронзовая ветвь с литерами. Овальные выемки на обратной стороне литер помогали фиксировать их в воск. Присутствие цинка в сплаве улучшает его пластичность и износостойкость. Большинство шрифтов в Корее отлиты из латуни, однако ее состав менялся в зависимости от эпохи. Кроме латуни изредка для отливки использовались свинец или чугун. Казалось бы, металлические литеры можно использовать практически вечно, однако, ввиду несовершенства технологий, со временем литеры истирались, что ухудшало качество печати. Иногда испорченные литеры заменяли деревянными, которые тоже были недолговечны. В конце концов, приходилось заново отливать весь набор.
Рис. 23. Признаки различения способа печати по дефектам оттиска. А – подвижный металлический шрифт, В – ксилография. Пара 1. Яркость/бледность оттиска: чернила распределялись по дереву более равномерно, чем по металлу, оставляя четкий оттиск. В частности, из-за того, что высота металлических литер могла значительно различаться. Пара 2. След от движения литеры: такой дефект характерен для подвижных литер, которые закреплялись на основе с помощью воска и могли расшатываться в процессе печати. Пара 3. След от шлака: дефект, который можно найти только в металлических литерах. Пара 4. След корректировки: Из-за многочисленных дефектов высоты или расшатывания литер книги, отпечатанные подвижным шрифтом, часто содержат корректировки черт.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|