Какиеэмоциональныеи интеллектуальныереакции приэтом вызывались?
3. Прикаком вариантеу вас возникинтерес к этойдисциплине?
I вариант
«Дорогиеколлеги! Я радприветствоватьвас на нашейкафедре. Выпришли изучатьнеобычнуюмедицинскуюспециальность — психиатрию,науку, котораяизучает клинику,профилактикуи лечение психическихзаболеваний.Сама наукаимеет ряд трудностей.Во-первых, совершеннонеобычнаятерминология,с которой вампридетсяпознакомиться;во-вторых, отсутствиечетких критериевдля диагностики;в-третьих, необычноеповедение нашихбольных и ихнеобычныереакции. Обследуябольного, всевремя следуетпомнить обэтом. Если выбудете печальны,он решит, чтоу него все оченьплохо. Еслибудете веселы,он подумает,что вы смеетесьнад ним. Еслибудете смотретьпристально,он решит, чтовы что-то противнего замышляете.Но я думаю, товы преодолеетеэти трудностии успешно сдадитеэкзамены. Можетбыть, кто-нибудьзахочет статьпсихиатром.Мы это будемприветствовать,а у меня вы найдетеподдержку».
II вариант
«Дорогиеколлеги»! Я радприветствоватьвас на нашейкафедре. Ходятслухи, что психиатриятрудная наука.Так вы не верьтеэтому! Конечно,есть некоторыесложности вовладениитерминологией.Но эти сложностимеркнут, есливспомнитьанатомию (изучаяодну тольковисочную кость,надо было запомнитьоколо ста терминов).Да и памятьособенно напрягатьне нужно. Психиатрияизучает клинику,лечение ипрофилактикупсихическихзаболеваний,и переживаниябольных ничемпо качествуне отличаютсяот наших. Мытак же, как иони, бываемвеселы и грустны,беспечны иподозрительны,активны и пассивны.Отличие толькоодно. У нас всеэто имеет видимыепричины, длитсянедолго, и тяжестьпроявленийсоответствуетобстоятельствам.Не будете жевы месяцамигрустить, еслизавалите экзамен,и неделямирадоватьсяпосле покупкикакой-либовещи? У психическибольных всеэти реакциии нарушенияповедения иливообще не имеютпричин, иливыраженностьих не соответствуетповоду.
Но все-такиодна трудностьесть: необходимовсе время думать,но зато тогдаможно почтине читать учебников.Не верите? Давайтепопробуем! У больногозрительныегаллюцинации,т. е. он видитто, чего на самомделе нет, например,чудовищ, которыехотят на негонапасть. Но оних видит также реально, каксейчас вы видитеменя. А теперьподумайте,какие мыслиу него будутпри этом возникать?Правильно! Онбудет убежден,что все этичудовища существуют.А переубедитьего можно будет?Правильно,нельзя, хотьэта мысль инелепа. А какиечувства приэтом у негобудут возникать?Правильно!Страх. Поведениепри этом будетменяться? Конечно!Так вот, нелепыемысли, которыене поддаютсякоррекции исопровождаютсянелепым поведением,называютсябредом. Страхтак и будетназыватьсястрахом, а самобегство отчудовищ — психомоторнымвозбуждением.И последнийвопрос. А будетли больнойориентированв окружающейобстановке?Будет ли онзамечать, чтоделается вокруг?Конечно, нет!Этот симптомназываетсянарушениемориентировкив окружающейобстановкеи относитсяк патологиисознания. Вотвидите, вы безкакой-либоподготовкиточно описалиодно из самыхсложных психопатологическихсостояний — делирий,который встречаетсяпри алкогольныхпсихозах. Такчто я уверен,что наша встречана экзаменахбудет приятной,а может быть,кто-нибудь извас захочетстать психиатромили психотерапевтом.Нам нужны умныелюди!»
Да, первыйвариант — это Родитель— Дитя. Лекторвсе время нанеосознаваемомуровне подчеркивал,что он умныйи сомневаетсяв интеллектеслушателей.Второй вариант— это Взрослый — Взрослый. Каквидите, онсоответствуетнизкому стилюс точки зренияораторскогоискусства.
Реакциислушателейнетрудно предвидеть.При первомварианте «главныеврачи», «академики»,«министрыздравоохранения»и «нобелевскиелауреаты», т.е. представителиучебно-карьеристскойгруппы, подумаютследующее:«Старая хвастливаяобезьяна кривляется.Да я в его годыуже буду... Ничего,как-нибудь сдамя эту злосчастнуюпсихушку!»Представителикультурно-развлекательнойгруппы будутв это времяобсуждать своидела, а алкогольно-сексуальной— целоватьсяна задних рядах.Пугливых студентовна пятом курсеуже нет. Их Дитяуже не задрожитот страха. Притаком стилеобщения слушатьне будут илине смогут! При второмварианте естьшанс, что эмоцияинтереса возникнет. Ответитьна третий вопроснетрудно. Припервом вариантепривлечь толковыхспециалистовне получится.При второмтакой шансесть. Тем, ктобудет пытатьсяиспользоватьмои рекомендациив практическойдеятельности,я советую составитьречь (рекламу,докладнуюзаписку и т.п.) и потомпроанализировать,какое воздействиеона окажет натого, кому онапредназначалась.Представьтесебе, как бы выреагировалина нее? Еслиположительно,то вперед! Есливозникнутзатруднения,обращайтесьв наш центр. С точкизрения психологическогоайкидо, весьсмысл контактас НИМИ — поставитьпартнеров пообщению вовзрослую позицию,т. е. позициюразума, интеллекта.Принципы у всехразные, чувстване сходятся,а интеллектв качественномотношенииодинаков (2 х 2= 4, и нет никакихспоров). Еслив работу интеллектане вмешиваютсяс искажениямипринципы ичувства, тогдавсе в порядке,и какая разница,сколько человекслушает: одинили сто. И еслибеседой одинна один вы владеете,вам незачемучиться ораторскомуискусству.Просто снимитеробость, т. е.ликвидируйтев бессознательноммалоадаптивныеидеи о том, чтоу вас всегдаи все должнополучаться. Специалистпо сократическомудиалогу, прослушаввторой вариантлекции, сказалбы, что это речьв духе великогоСократа. Тот,когда виделнесогласиепартнера, вначалес ним соглашался,а потом задавалему вопросыдо тех пор, покане добивалсятого, что партнерсоглашалсяс его точкойзрения. Одиниз сократическихдиалогов приведен в главе«Психологическаядиета». Сейчасвы прочтетестенографическуюзапись моейбеседы в стилесократическогодиалога с больнымязвенной болезньюжелудка, которыйтревожился,не рак ли у него.
Он: Доктор, я думаю,что у меня ракжелудка! Я: Какие у вас дляэтого естьоснования? Он: У меня боли вжелудке, нетаппетита, и яхудею. Крометого, беспокоитслабость ипадение работоспособности.Снижено настроение.Доктор, я умираю! Я: Да, я с вами неспорю (присоединение).Но как вы себепредставляете,что такое рак? Он: Ну, это опухоль,которая растети душит организм. Я: Я с вами полностьюсогласен(присоединение).Но у меняк вам один вопрос.Опухоль зарождаетсяи все времярастет. Вы согласнысо мной, чтоулучшения приопухоли бытьне может? Он: Да, согласен. Я: Сколько летвы больны? Он: Двенадцать. Я: Как вы думаете,сколько времениможет продолжатьсярак? Он: Ну, не знаю... Я: Не может быть.Раз вы высказалиэто предположение,то уже читалилитературу.Так скольколет развиваетсярак? Он: Три-четырегода. Иногдабольше, иногдаменьше. Я: Но вы-то болеетедвенадцатьлет! Он: Да, но бываютисключения. Я: Да, конечно,бывают (присоединение).Но как тогдаобъяснить, чтовам периодическистановилосьлучше, еслисчитать, чтовы двенадцатьлет больныраком? Он: Да, неувязка.Получается,что не рак!
Конечно,не всегда такбыстро получается,но эффективностьэтого методавелика. Найдитев этой книгесократическиедиалоги илиих фрагменты. Естьтакая методика,которая называется нейролингвистическимперепрограммированием(НЛП). Онасейчас в моде.Используетсяне только вмедицине, нои при психологическойподготовкебизнесменов.Занимающиеся НЛП назвалисократическийдиалог рефреймингом.Пример рефрейминга.
Покупатель: Этавещь хорошегокачества, ностоит оченьдорого! Продавец: Да,конечно, стоитона дорого. Асколько стоитремонт?
Можнодальше не продолжать.Понятно, черезпять-семь минутпродавец убедитпокупателя,что тот сэкономит,если купитдорогую вещь,ибо ее не придетсяремонтировать. Еще несколькослов об НЛП. Этохорошая системадля овладенияобщения с НИМИ(как с однимпартнером, таки при публичномвыступлении).Не то, чтобыони сказаличто-то новое,но в некоторыхпунктах ихобъясненияболее убедительны,чем мои. Такчто приобретитеих книги, еслимоя для васоказалась неочень полезнойНЛП предлагаетк партнерупристраиватьсяпо позе (старатьсянезаметнопринять, толькозеркально, тужепозу, что и клиент), подыханию (дышатьв одном ритме), поречи (еслипартнер говорит,что невидит смыслапродолжатьпереговоры,то партнердолжен ответитьпримерно так:«Давайте проясним ситуацию»).Здесь налицоприсоединение.Партнер тожеприменил глагол,«связанный»со зрительныманализатором.
Учитесьописыватьсобытия, а неназывать их. Тогдавы будете правильнопоняты партнеромпо общению ине впадете вошибку. Когдамой пациентговорит, чтоего любили, апотом сделалигадость, я спрашиваю, как еголюбили. Довольнобыстро выясняется,что любви небыло. Если выхотите правильнопонять партнера,попросите,чтобы он описал, как всеэто происходило. Аргументациюможно проводитьи в стиле когнитивнойтерапии. А сейчасмне не терпитсяначать лекцию.На какую тему?Давайте насамую нудную,связанную смоей специальностьюврача-психиатра,занимающегосяне толькопсихотерапией,но и наркологией.О вреде... нет,не алкоголя.Есть еще болеенудная — о вредекурения. Именноэту лекциюадминистрацияинститутапредложиламне прочестьстудентам всехпотоков первогокурса. У нас ихбыло пять, посто человекв каждом. Такчто предстоялокаждый деньпо два часачитать однуи ту же лекцию. Вот именнос этой лекциии началосьсистематическоеувлечениепсихологиейпубличноговыступления.Я уже читал еена факультетеусовершенствованияврачей, слушалиони меня неплохо,а также спортсменам,здесь былиуспехи и неудачи.Лекция в принципебыла неплохой(я имею в видутекст). Так чтоя был спокоен,уверен (а теперьуже можно сказать,самонадеян)и наивно полагал,что меня будутслушать раскрыврот все двачаса (а материалабыло на шестьчасов), а потомпроводят бурнымиаплодисментами,предварительнорасспросив,где меня можнобудет найти,чтобы вновьнасладитьсяперлами моегокрасноречия. Действительность,как говорится,превзошла всеожидания. Бурнаяреакция у студентовбыла, но не после,а во время лекции.Уже минут черезпять в аудиториивоцарилсялегкий гул.Кто-то откровеннодремал, кто-топочти не таясьразговаривал.На задних рядахобнималисьи целовались.Передние рядыпытались извлечьчто-то для себяполезное, таращилина меня глазаи пыталисьзаписывать. Я убедился,что закон отом, что материаллекции нужнопривязать кконкретнойаудитории,существуети его следуетучитывать. Но вернемсяк лекции. Я судорожнокинулся к своимуже апробированным«козырям». Онисработали, нона короткоевремя. Тогдая понял, наскольковажно продуматьначало выступления.В общем, выдержаля 40 минут. Устал,как будто занималсятяжелым физическимтрудом весьдень. Вся лекциянапоминалаезду по разбитойдороге с отдельнымигладко заасфальтированнымиучастками. Кбольшой радостистудентов, явторой час имне читал. Думаю,друзей я тогдане приобрел.Это был понедельник.День первый.
Весьоставшийсядень, вечер ичасть ночи яготовился клекции. Ну, может,не столькоготовился,сколько переживали волновался. Деньвторой. Началя с того, чточестно признался,что вчера уменя с лекциейне получилось.До сих пор непойму, как быть.Рассказал имто, что вы толькочто прочли.Слушали онименя неплохо,где нужно смеялись.Так родилсяу меня психологическийприем, которыйуже описан вглаве «Психологическаядиета», но выне обидитесь,если я его здесьповторю. Я понял,что люди большевсего любятговорить о том,что их большевсего занимает.А занимает ихвниманиенеудовлетвореннаяпотребность.А какая потребностьу моих слушателейчаще всего неудовлетворена?Из биологических— сексуальная,из социальных— чувствозначительности.Поэтому всегдас удовольствиемслушают о том,как удовлетворитьэти потребности,или хотятпонаблюдать,как это у другихне получается. Человексчитает, чтов аналогичнойситуации онпоступил быумнее. Вот почемумногие с удовольствиемсмотрят телесериалы«Мертвые непотеют» (такстуденты называютфильм «Богатыетоже плачут»).Приятно видетьлюдей глупеесебя! Так вот,рассказал освоей неудаче(для слушателя— скандал, ноне с ним), т. е.поднял у студентовчувство значительности,и поговорилнемного о сексе.(Этот прием яиспользую ипри чтенииакадемическихлекций. Рассказываю,как спорилиученые, отстаиваяту или инуюидею. Слушателибывают как быарбитрами вэтом споре.) Далеея продолжал:«Не пойму, почемуони меня неслушали. Выслушаете, а онинет! (Вы заметили,я обратилсяк ним за помощьюи заодно похвалил.)Вот я им рассказываю,что слово «табак»происходитот слова... Кстати,вы знаете, откакого? Не знаете?И они не знали.Но вы меня слушаете,а они — нет!»Примерно втаком духе ярассказал им,что никотинполучил своеназвание отимени монахаНико, которыйподарил табакпортугальскойкоролеве. Далеея им сообщил,как табакраспространялсяпо Европе маршрутом:Португалия— Испания —Франция — Германия— Россия. Потоммы поговорилио картошке,помидорах,кукурузе, сифилисе,рыжих тараканах,которые проделалитот же маршрут,правда, за провоздвух последнихникто не платил.Поговорилимы и о том, чтоот двух последнихпришельцеввсе открещиваются.В Испании сифилисзовут португальскойболезнью, воФранции — испанской,а у нас в России— французской.Рыжих тараканову нас зовутпрусаками, ав Германии —галлами. В такомже духе я рассказали о сути дела— вреде табакокурения. Этотдень прошеллучше. Примениля здесь практическиодин ораторскийприем — риторическийвопрос — и двапсихологических.Хочу подчеркнуть,что упоминаниео сифилисе,картошке итараканах тожеобдумано. Временина это уходитнемного, новнимание привлекаетсяприемомсравнения-сопоставления.О нем мы ещепоговорим.Кстати, это —тоже прием.Если вас заинтересовалприем сопоставления,вы будете внимательнослушать (читать)все, чтобы непропуститьименно этотприем. Такимобразом вниманиеслушателеймне удалосьудержать втечение часа.После перерывачто-то не заладилось,и я, не дожидаясьполного уничтоженияполученногоэффекта, отпустилстудентовпораньше, а самстал думать,какой должнабыть концовка. Так деньза днем я осваивалто один, то другойприем. Последнийдень прошелхорошо, и я ужебыл доволенсвоей работой. Сейчасприведу этулекцию в сокращенномвиде. Хочу заметить,что сложнеевсего читатьлекции об ораторскомискусстве, даи литературана эту темучитается неочень легко,но, чтобы красивоговорить, приходитсястараться.Заранее прошупрощения: изложениевызовет некоторуюскуку, так какбудет прерыватьсямоими комментариями.Если вы хотитеполучить целостноепредставлениео лекции, перепишитеее без комментариев.
«Друзья!Руководствопоручило мнепрочитать вамлекцию о вредекурения. (Шумили легкий гулнеудовольствияв зале.) Я понимаю,слушать то, очем вы уже многораз слышали,читали, делоне очень приятное.И я бы с удовольствиемпрочитал что-нибудьдругое. (Иногдабывают возгласы:«Расскажитечто-нибудьдругое!») Ночто делать? Выведь тоже невсегда делаетето, что хотите!(Аудиториядовольно быстроуспокаивается.)Постараюсьбыть не оченьнудным. Голосиз зала: Так вылюбой приказвыполняете? Я: А какже! Голосиз зала: А еслиначальникдурак? Я: Темболее. Еще вПисании сказано:«Не спорь сглупым по глупостиего, чтобы нестать подобнымему, не спорьс глупым поглупости его,чтобы он невозвысил себяв глазах своих».Я это понимаютак: распоряженияумного начальниканужно выполнятьпотому, что онумный, а глупого — потому,что он глупый.Но если вы оченьхотите не слушатьсяначальника,то лучше неслушатьсяумного. Еслиправ, он вамскажет спасибо,если ошибетесь — онпростит. В первомслучае дуракуспех припишетсебе, а вас отругаетза неисполнительностьи затаит на васзло. О повышенииуже можете недумать. Во второмслучае он васпросто отругает.Серьезныхпоследствийне будет. Такдавайте приступимк изложениютемы. (Вовсех руководствахпо ораторскомуискусствусоветуетсявключать рассужденияна общие темы.Здесь ораторуудается показатьуровень своейличности, и этоне выглядиткак хвастовство.В таком же духея изложил историюраспространениятабака, табакокуренияи борьбы с этимзлом. Но многовнимания этомуне уделил. Историия не знаю, политики,биохимии и пр.тоже. Крометого, в залемог оказатьсяболее компетентныйчеловек. Поэтомуя постаралсяпобыстрееприступитьк тем разделам,где моя компетентностьбезусловновыше, чем у любогослушателя, исоздать впечатление,что хорошоразбираюсьи в остальном,но просто решилостановитьсяименно на этом). Крометого, я хочуздесь продемонстрироватьпереход отнизкого стиляк высокому».
Далее лекцияпродолжаласьследующимобразом.
«Вызнаете, чтотабакокурениенаносит огромныйвред сердечно-сосудистойсистеме. С каждойвыкуреннойсигаретой укурящего вначалеповышаетсяартериальноедавление, затемпадает ниженормы и толькопотом возвращаетсяк норме. Крометого, в основному курящих развиваетсяболезнь подназваниемэндоартериит,который приводитк закупоркеартерии ног,а потом и рук.Дело частокончаетсяампутацией. Вы знаете,что табакокурениенаносит огромныйвред дыхательнойсистеме: хроническийбронхит с почтипостояннымкашлем, хроническийларингит спрокуреннымголосом — постоянныеспутники курильщика.Я уже не говорюо раке легких. Вы знаете,что табакокурениенаносит огромныйвред желудочно-кишечномутракту. Гастрит — постоянныйспутник курящего,а язвеннаяболезнь — нередкийгость. Вы знаете,что табакокурениенаносит огромныйвред мочеполовойсистеме. Циститыи простатитыне редкостьу курящих. (Вызаметили, чторечь приобрелаизвестный ритм,благодаря тому,что я применилораторскийприем анафору — фигуру,основаннуюна повторениизначимогоэлемента вначале каждогоотрезка речи.Тем самым я какбы поднялсяна вершинувместе со своимислушателями,т. е. подошел ктому материалу,которым владеюлучше всего,и предлагаюим покоритьее вместе сомной). Ну инаконец, табакокурениенаносит вредвсей личности,являясь формойтоксикомании,которая посвоим проявлениямприравнивается к наркомании.(Без особыхусилий, специальноговнимания иотработки мойголос сталплавным. Я какбы успокоился,и у меня появилосьвремя (я ещепользовалсязаписями) взглянутьна аудиториюв тот момент,когда произнес:«Ну и наконец,табакокурение...»Тут-то и создаетсявпечатление,что ораторхорошо знакомсо всем материалом.)Бот об этом яи хочу с ваминемного поговорить.Давайте сравнимтабакокурениес известнымвидом зависимости — алкоголизмом.Тут, я думаю,сомнений ниу кого нет, чтоэто пагубноепристрастие. Для чегопьют? Для того,чтобы расслабиться,снять эмоциональноенапряжение.А для чего курят?Для того, чтобыуспокоиться,чтобы снятьэмоциональноенапряжение. Какразвиваетсяалкоголизм?Вначале, припервом приеме,опьянениевозникает отнебольшой дозыалкоголя.Эпизодическипьющий можетопьянеть отстакана винаили 100 граммовводки. Не такли и при курении?Помните расхожуюфразу о том,что пачка папиросубивает лошадь.(Вы, наверное,обратили внимание,как часто яговорю: «Выпомните», «Вызнаете» и т. п.Это делаетсядля того, чтобыизбежать излишнегопафоса приизложении общихмест и в то жевремя высказатьобщеизвестные,но необходимыемысли.) Есличеловек начинаетпить регулярно,то постепеннодля того, чтобыдостигнутьнеобходимогопсихологическогоэффекта, емунадо увеличитьдозу выпитого.Растет устойчивость(научный термин— толерантность)к количествувыпитого. Нетак ли и прикурении? Почемупьющие эпизодическине могут напитьсятак, чтоб валятьсяпод забором?Потому, что уних есть защитныйзнак — рвотныйрефлекс. При«переборе»будет рвота.Не так ли и притабакокурении?Эпизодическикурящий, «балующийся»,если нечаяннозатянется,начнет надсаднокашлять. Кашлевойрефлекс — защитныйзнак. Но кактолько исчезнетрвотный рефлекси пьянки становятсясистематическими,наступаеталкоголизм.Не так ли и притабакокурении?Как толькоисчезает кашлевойрефлекс, мызнаем, что переднами уже никотиноман. Еслиалкоголикалишить спиртного,у него разовьетсядушевный дискомфорт,он будет думатьтолько о выпивке.Без спиртногоон просто несможет работать.Не так ли и притабакокурении?Вы знаете, чтокурящие немогут долгои непрерывноработать, имнеобходимперекур. На начальныхэтапах пьютдля того, чтобыстало весело,но затем пьютуже не для веселья,а просто длятого, чтобысносно существовать.Дорогие слушатели!Неверное, выимели дело смастеровымилюдьми, которыене могли приступитьк работе, покане выпьют. Рукидрожат, видсуетливый,взгляд тревожный.Но как толькоони выпьют,движения становятсяуверенными,взор проясняется,и они могутначать работать.Когда появляютсяэти признаки,т. е. абстиненция,алкоголизмпереходит вовторую стадию.Не так ли и притабакокурении?Кто из вас незнает людей,которые невыпускаютсигареты изорта? Водительс табачнойсоской, инженер,смахивающийпепел с чертежей,следователь,глубокомысленнопускающий дым, — вотрасхожие штампынаших фильмов,но они отражаютжизнь. И запрещатьее показывать,как это когда-тобыло, нельзя.Это жизнь. Кто-тозахочет подражать,но обязательноу кого-то этовызовет отвращение.(Общее место:) Когданаступаеттретья стадияалкоголизма,начинают разрушатьсявнутренниеорганы. Циррозпечени, сахарныйдиабет, «бычьесердце» — вотдалеко не полныйперечень болезней,которые развиваютсяпри алкоголизме.Не так ли и притабакокурении? Но почемулюди легкомысленноотносятся ктабакокурению?Прежде всегопотому, что прикурении неразвиваетсядеградацииличности. Давайтеподумаем, такля это? У каждогоиз нас естьнедостатки,и мы стараемсяих как-то скрыватьот окружающих.Используемдезодоранты,косметику,стараемсяносить такуюодежду, котораяскрывала бынесовершенствонашей фигуры.Ни разу я неслышал, чтобымужчина афишировалто, что он занимаетсяонанизмом. Авот курящиене только нескрывают, нои афишируютсвой недостаток.Да еще и презираютнас, некурящих.Сколько разя слышал в свойадрес от курящихсомнение в моейпринадлежностимужскому полутолько потому,что я не курю!Разве это недеградация?Пусть небольшая,но деградация! Скажите,пожалуйста,кто из вас решится,находясь вобществе, попроситьразрешениявыпуститькишечные газы?А ведь курящиепросят разрешениязакурить внашем присутствии!Кроме того,никотин — яднервно-паралитическогодействия! Поэтомупросьба закуритьозначает: «Разрешитея вас немногоотравлю ядомнервно-паралитическогодействия?»Разве это недеградация? Я понимаю,что те, кто курит,будут продолжатькурить и послелекции. Передсобой я ставлюболее скромнуюзадачу, и будуочень доволен,если кто-нибудь,кто еще думает,курить или некурить, воздержитсяот курения.Тогда я будусчитать, чтоне просто развлекалвас, но и принесопределеннуюпользу. Вотпочему следующиенесколько минутхочу посвятитьвам, сомневающимся. Курениене так безопасно,как кажется.Действительно,оно не вызываеттакой явнойдеградации,какую вызываеталкоголизмили наркомания.Никотин неможет вызватьтакой быстрыйраспад организма,как это делаютморфий и алкоголь.Ведь морфинистыредко доживаютдо 35 лет, а алкоголики — до55. Почему же опасенникотин? Делов том, что он,подобно троянскомуконю, открываетпуть к болеесложным формамнаркотизации.Транквилизирующее,успокаивающеедействие никотинаслабоватое,но курящийчеловек ужепривык житьпод действиемвеществ, оказывающихвлияние нанервную систему.Поэтому посленесколькихлет курениянекоторыекурильщикиначинают прибегатьк более сложнымформам наркотизации.Где вы виделинаркомана,который допервого приеманаркотика некурил бы нескольколет табак? Гдевы видели некурящегоалкоголика? Хочурассказатьвам, кто начинаеткурить. Во-первых,это люди, которымне везет в деле.И пусть вас необманываетуспех многихкурящих. Истинныйуспех — этокогда удалосьразвить своиспособности,какие бы онини были. Толькотогда ты — личность.Довольно частодостигшиевнешнего успехапонимают, чтоони не развилисвоих способностей,т. е. как личностине состоялись.Вот почему ихне покидаеттревога, вотпочему оникурят. Я уже неговорю о явныхнеудачниках,которые нежелают трудиться,работать надсобой.
Во-вторых,это люди, которымне везет в любви.И пусть вас необманываетвнешний успеху противоположногопола, которыйимеют многиекурящие. Ведьважно любитьсамому. И чтобытот, кого тылюбишь, любилбы тебя, и чтобывы были вместе.А это у курящихбывает не часто.Вот почему ихне покидаетчувство тревоги,вот почему оникурят! Психологическийанализ показывает,что нередкосреди курящих,как и средипьющих, многолюденс недозрелойсексуальностью.Многие из васзнакомы с работами3. Фрейда. Он описалчетыре стадииразвитиясексуальности.На первой стадииво время грудноговскармливаниясексуальныйинстинкт проходиторальный этап.У сексуальноразвитогосубъекта интимноесближениеначинаетсяс поцелуев.(Можно рассказатьо всех четырехстадиях развитиясексуальности.На лекции яименно так иделаю. Здесья не продолжаю,так как ониописаны в главе«Психологическийвампиризм»в подразделе«ЗаботливаяМать».) Так вот,если сексуальностьв своем развитиизадерживаетсяна первой стадии,эта задержкапроявляетсяизвестнойсексуальнойаномалией, одноиз названийкоторой «минет».Более мягкиеее формы — болтовняс интенсивноймимикой, обжорство,алкоголизми курение. Есликурящие приходятк нам за помощью,мы не читаемим нотации, апомогаем добитьсясчастья. Тогдапотребностьв курении исчезаетсама собой. Носкажу честно,не приходятони за помощью.Если и приходят,то надеютсяна таблетки,«сильный гипноз»,экстрасенсорноевоздействие,т. е. хотят чуда. Так вот,пусть вас, некурящие,не смущает, чтодела у курящихпока идут неплохо.Это временно,или это — камуфляж.Плохи у нихдела, раз продолжаюткурить. Бросятли они курить?Безусловно! Вспомнитесказку, котораяназывается«Спящая красавица».В ней отраженамечта человекао вечной молодости.Вы помните, чтоСпящая красавицапроспала 100 лети потом вышлазамуж за 18-летнегопринца. Многиелюди живут вэтой сказке:студенты ипрофессора,начальникии подчиненные,мужчины и женщины.Особенно яркоэто проявлялось,когда я работалсо спортсменами.В сознании иныхгрупп молодежизаботы о будущемвсе-таки занимаюткакое-то место.Наверное, потому,что их настоящеене очень благополучно.Так вот, многиемолодые футболистыдумают, что онибудут продолжатькурить и вечнозабивать голы.Так вот, жизнькак сказка.Только исходразный. В жизни,когда Спящаякрасавицапросыпается,у нее нет нимолодости, никрасоты. Я хочусейчас обратитьсяк курящим:«Проснитесь!!!»
Интеллектуальныйтранс
Так яназвал особоесостояние душичеловека (широкийсмысл), а такжеметодику чтениялекций, проведениясеминарскихзанятий ииндивидуальныхбесед. Но преждевсего, что такоетранс? Это сужение сознания,при которомчеловек поглощенкаким-то однимделом. Толькооно одно кажетсяему ярким, толькоим он увлечен.Окружающуюобстановкуон не замечает,она как бы перестаетсуществовать.Все силы концентрируютсяв одной точке.Только в трансеможно сделатьчто-то ценное,что-то новое. Хочуподчеркнуть — этоне патология. Дорогоймой читатель!И у вас былисостояниятранса. И этобыли самыелучшие мгновениявашей жизни!Вспомните,когда вы любили,и объект вашейлюбви любилвас, и когда выбыли вместе,неужели вы ещекого-нибудьвидели? Понаблюдайтеза парочкамина улицах илив общественномтранспорте.Вы думаете, онинас замечают?Да мы для нихне существуем!Они в трансе!Им наплевать,что о них думают,они естественныи прекрасны.Они сейчаснаслаждаются!Они живут одниммгновеньем,и это мгновенье— вечность. Онив трансе! Новот автобусдоехал до конечнойостановки.Выяснилось,что им уже давноследоваловыйти. Но я недумаю, что онирасстроились.Они были в трансе!Это пик-переживание.В этот моментчувствуешьсебя Богом!Именно в такоймомент Фауствоскликнул: «Остановись,мгновенье! Тыпрекрасно!» И ненадо осуждатьчеловека зато, что он счастлив.Не осуждайтеобнимающихсяв автобусе.Помните — этоне вы осуждаете.Это в вас говоритзависть. Как бымне хотелось,чтобы вы осталисьв трансе, когдая буду объяснять,что такое интеллектуальныйтранс! Немногоскучной теории.Говорят, чтоЦезарь могзаниматьсясразу пятьюделами. Приводятэто как образецисключительностии гениальности.Но мы уже знаем,что рождаютсягениями, потомстановятсяталантами.Некоторые всвоем «продвижении»доходят дотупиц. Но ихгениальностьосталась внутри.Кстати, обратитевнимание, какчасто заигрываютсядети. Они в трансе!Не зовите ихесть, не прерывайтеигры. Они сейчасдуховно растут!Так вот, вы ужепоняли, чтозаниматьсясразу несколькимиделами — этонорма, но всеэти дела должныподчинятьсяодной цели.Посмотритена артиста насцене. Он освещеннесколькимиюпитерами ивиден ярче.Попробуйтесмотреть наодну блестящуюточку. Черезкороткое времявсе вокругстанет темными вы заснете.Этим приемомпользуютсягипнотизеры.Так и во времязанятий, когдапедагог нудноговорит ободном и' томже, слушателизасыпают. Даэто и понятно.В центральнойнервной системеработает толькоодин центр! Воттеперь вам ужепонятно теоретическоеобоснованиеинтеллектуальноготранса. Когдачитаешь лекцию(ведешь беседу)и хочешь, чтобыслушатель (исобеседник)не заснул,постарайся,чтобы у негоработало нескольконервных центров,несколько«юпитеров»,освещающихтему вашегоразговора. 'Тогда вы нетолько научите,но и доставитенаслаждение,и у вас будетнеплохой шансповести егоза собой. А теперьвспомним содержаниеэтой главы. Мыпоговорилио психологическихприемах публичноговыступления,эмоциях, ещераз вспомнилипозиции Родитель,Взрослый иДитя, коснулисьпроблем алкоголизма,наркоманиии табакокурения,вспомнилинесколькосказок и легенд,поговорилио сексе. Но всеэто было посвященоодной теме —психологиипубличноговыступления.Когда читаешьлекцию в классическомстиле, перечисляяпо пунктам все,что положеноперечислить»вряд ли удастсязавоеватьвнимание аудитории.Но если пользуешьсяметодикойинтеллектуальноготранса, естьшанс какой-топобочной темойего ввести втранс, и онзаинтересуетсяосновной. Интеллектуальныйтранс сплачиваетлюдей, и еслитрудовой,педагогическийили игровойпроцессы идутв стиле интеллектуальноготранса, можнобыстро любуюгруппу довестидо уровня развитияколлектива.Человека раздражает,когда его хотятвывести изтранса. Поэтому,если вы заинтересуетесвоих слушателейи введете винтеллектуальныйтранс, они самибудут одергиватьопаздывающихи нарушителейпорядка. Посколькутранс ассоциируетсясо участьем,люди охотноидут в те места,где им этоттрансобеспечивают.Вы в трансе,когда читаетедетектив, смотритебоевик илитриллер? Вы втрансе, когдаиграете в азартеигры? Это свидетельствуето том, что основнаятрудовая деятельностьу вас проходитбез увлечения.Такой трансбесплоден, каки перечисленныевыше развлечения.Они простопомогают вамубить время. Преимуществоинтеллектуальноготранса в том,что он способствуетдуховному ростучеловека, помогаетрешать егоосновные целии задачи, сделатькарьеру, решитьматериальныепроблемы. Итолькотогда,когда вы работаете,находясь втрансе, вы перестаетеощущать, чтоработаете! Выне работаете,а наслаждаетесь,вы не работаете,а живете!
©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|