Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика проведения подвижных игр в х-xi классах




Подвижные игры в старших классах в основном используются для повышения общей физической подготовленности, а также для специальной спортивной подготовки подростков.

Следует помнить, что в 15—17-летнем возрасте (X—XI клас­сы) продолжается рост и развитие организма. Процессы окосте­нения скелета, нарастания мышечной силы и развития внутрен­них органов еще не заканчиваются. В деятельности нервной и сердечно-сосудистой систем существует некоторая неуравновешен­ность, повышенная возбудимость. Выносливость организма юно­шей и девушек 15—17 лет меньше, нежели у взрослых.

Вес тела у юношей прибавляется главным образом благодаря увеличению мышечной массы; у них не отмечается отставания в развитии мышечной силы по отношению к весу. Мышечная сис­тема девушек развивается медленнее, чем у юношей (в частно­сти, слаба мускулатура плечевого пояса). Вес тела девушек увели­чивается за счет длины туловища, развития тазового пояса и жировых отложений.

Сравнительная оценка соотношения длины туловища и ног де­вушек 15—17 лет показывает, что у них при относительно боль­шей длине туловища ноги короче, чем у юношей; поэтому длина шага у них меньше. А данные сопоставления веса тела и жизнен­ной емкости легких обнаруживают, что эти показатели у девушек более низкие.

У школьников старшего возраста значительно возрастает спо­собность к абстрактному мышлению и анализу своих действий и действий окружающих. У многих юношей и девушек окончатель­но формируется интерес к занятиям по преимуществу тем или иным видом спорта, поэтому их привлекают подвижные игры, позволяющие совершенствоваться в выбранном виде спорта.

Вполне доступными и интересными для них становятся ус­ложненные по взаимоотношениям участников подвижные игры, построенные на выполнении приемов и действий, значительных по трудности.

Систематически организуемые подвижные игры при правиль­ном проведении оказывают положительное влияние на динамику физического развития и совершенствование двигательных способ­ностей занимающихся.

Принимая во внимание, что в этом возрасте развитие костно- мышечного аппарата еще не закончилось, в играх нельзя допус­кать длительных односторонних силовых напряжений. Также про­тивопоказаны повышенные нагрузки в играх с бегом и прыжками, перенапряжения, перетренировки, которые могут повредить нервную и сердечно-сосудистую системы юношей и девушек. Однако в це­лях повышения общего физического развития и совершенствова­ния двигательных навыков вполне возможно проводить игры с многократно повторяющимися активными действиями участни­ков в течение довольно длительного времени. При этом необходи­мо учитывать, что физические возможности девушек в игровых действиях, требующих проявления силы, скорости, координации движений и выносливости, меньше, чем у юношей.

Подвижные игры типа поединков (с борьбой двух, трех или нескольких играющих за место, время, результат), в которых каж­дый участник может непосредственно влиять на действия другого, лучше проводить таким образом, чтобы состязались «соперники» одного пола. Однако в таких играх-упражнениях, где необходимо проявить силу, скорость или координацию движений при условиях попеременного выполнения заданий без непосредственного сбли­жения с «противником», могут принимать участие команды игро­ков и в смешанном по полу составе. При этом с целью уравнивания шансов на победу до проведения игры желательно установить мень­шие по трудности и сложности требования для девушек.

Руководителю необходимо обращать внимание не только на численный состав команд, который должен быть примерно оди­наков, но и на то, чтобы количество юношей и девушек в каждой команде было примерно равным. Таким образом обычно достига­ется некоторое равенство команд по силам. Но иногда, в зависи­мости от характера подвижной игры и тренированности играю­щих, равные по силе команды могут быть составлены и при неодинаковом соотношении юношей или девушек в каждой.

В играх для девушек должны быть исключены прыжки, связан­ные с сильным сотрясением тела, резкие, рывковые движения рук, действия с высокой силовой нагрузкой, особенно на плече­вой пояс. Девушкам надо воздерживаться от участия в подвижных играх (тем более от соревнований по играм) в дни менструально­го цикла.

Руководитель должен воспитать у учащихся старших классов такое отношение к занятиям подвижными играми, чтобы они воспринимались ими как серьезное дело. Следует объяснить, что та или другая игра включается в урок целенаправленно и имеет учебно-тренировочное значение. Сознательно выполняя игровые задания, ученики будут заниматься подвижными играми с повы­шенным интересом и лучшей дисциплиной.

В случае неудачного выполнения того или другого техническо­го приема, тактического действия надо побуждать занимающихся к повторным попыткам, приучая их таким образом в упорной, настойчивой тренировке добиваться положительных результатов.

Юноши и девушки 15—17 лет иногда смущаются активно про­являть себя в играх, индивидуально выполнять, когда подойдет их очередь, те или другие задания. Особенно часто это происхо­дит при занятиях в группах, смешанных по полу. Одни из бояз­ни показаться неуклюжими или нерасторопными иногда спе­циально играют «не во всю силу» или в ответственные моменты игры намеренно допускают «неловкие» движения, чтобы вы­звать смех и тем самым отвлечь внимание товарищей от долж­ной оценки своих действий в игре; другие же просто избегают «опасных» положений в играх или играют неактивно. Руководи­тель должен подходить к таким занимающимся достаточно так­тично и не ставить их в неудобное положение перед товарища­ми, а предлагать им посильные и доступные роли и задания. Отстающих же игроков необходимо побуждать к совершенство­ванию своих игровых действий, к активному поведению во вре­мя игры. В этом отношении на одного хорошо подействует обо­дряющее слово, сказанное руководителем, для другого полезен поединок с лучшим игроком, намеренно организованный ру­ководителем, третий отреагирует на замечание, сделанное стро­гим тоном, и т.д.

Учитывая особые склонности отдельных занимающихся к тем или иным видам спорта, полезно давать им рекомендации по са­мостоятельному использованию подвижных игр, занятия которы­ми могут содействовать закреплению и совершенствованию уме­ний и навыков в выбранном виде спорта.

ПРИМЕРНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ X-XI КЛАССОВ

Пятнадцать передач»

Подготовка. Для игры требуется набивной мяч весом 5 кг. Иг­рать могут одновременно несколько команд, каждая из которых состоит из трех игроков, имеющих номера 1, 2, 3. Они становятся в одну шеренгу на расстоянии 7 — 8 м друг от друга.

Содержание игры. Центральный игрок (номер 2) по сигналу преподавателя бросает набивной мяч своему партнеру слева (но­мер 1). Тот ловит мяч и бросает его вправо через центрального игрока номеру 3, который возвращает мяч обратно центрально­му игроку. Это считается одной передачей. Игра продолжается, пока не будет выполнено 15 передач, что приносит команде побед­ное очко.

Выигрывает команда, набравшая за установленное время боль­шее число очков.

Правила игры: 1. Центральный игрок каждый раз должен объяв­лять номер законченной передачи. 2. Если мяч у какой-либо коман­ды упал, то она должна поднять его и начать передачу сначала. 3. Игроки не должны толкать друг друга руками.

67. «Перехват мяча»

Подготовка. Для проведения игры нужен набивной мяч весом 3—5 кг. В центре площадки обозначаются два круга: один диамет­ром 8 м и другой (внутри первого) диаметром 3 м. В первом круге размещается игрок нападающей команды. Его задача — ловить мяч, который ему будут бросать другие игроки нападающей команды, находящиеся за вторым кругом. Пространство между границами первого и второго кругов является зоной, в которой действуют игроки защищающейся команды. Они должны перехватывать мяч, посылаемый к центру, и отсылать его обратно игрокам нападаю­щей команды.

Содержание игры. Мяч находится у игроков нападающей коман­ды. По сигналу руководителя игроки начинают перебрасывать его между собой и неожиданно передают игроку, стоящему в цент­ральном круге. Защитники перехватывают мяч и отсылают его об­ратно нападающей команде. Руководитель считает, сколько раз нападающим удалось передать мяч игроку в центре. Игра продол­жается в течение заранее установленного времени, после чего команды меняются ролями. Выигрывает команда, которой уда­лось большее количество раз передать мяч центральному игроку.

Правила игры: 1. Игра начинается по сигналу руководителя. 2. Игра продолжается установленное время. 3. Время игры коман­ды в защите и в нападении должно быть одинаковым. 4. Заступать за линию круга запрещается.

68. «Рывок за мячом»

Подготовка. Играющие делятся на две равные команды, кото­рые выстраиваются в шеренгу на одной стороне площадки. Каж­дая команда рассчитывается по порядку номеров. Перед команда­ми проводится стартовая черта. Руководитель с мячом в руках встает между командами.

Содержание игры. Называя любой номер, руководитель бросает мяч вперед как можно дальше. Игроки, имеющие этот номер, бе­гут к мячу. Кто раньше коснется мяча рукой, тот приносит коман­де очко. После этого мяч возвращается руководителю, который снова бросает его, вызывая новый номер, и т.д. Играют установ­ленное время.

Команда, набравшая больше очков, считается победительницей.

Правила игры: 1. Начинать бег можно с высокого или низкого старта (по договоренности). 2. Если два игрока коснулись мяча одновременно, каждая команда получает по очку.

Гонка с выбыванием»

Подготовка. С помощью флажков размечается круг диаметром 9 —12 м и на нем проводится линия старта — финиша.

Содержание игры. По сигналу все участники игры одновремен­но начинают бег по внешней стороне круга против часовой стрел­ки. После каждого круга (или двух кругов) из игры выбывает участ­ник, который последним пересек контрольную линию старта. Постепенно менее выносливые отсеиваются.

Победителем объявляется тот, кто останется лидером, т.е. са­мый выносливый и быстрый игрок.

Правила игры: 1. Игра начинается по сигналу руководителя. 2. Бегать разрешается только по внешней части круга. 3. Участники могут бежать с набивным мячом, надеть пояса с отягощением, рюкзаки с грузом.

70. «Сумей догнать»

Подготовка. Играют до 20 человек. Участники располагаются на беговой дорожке стадиона на одинаковом расстоянии друг от дру­га. Например, если играют 16 человек, то на 400-метровой дорож­ке они встают в 2—5 м один от другого.

Содержание игры. По сигналу все игроки начинают бег. Задача каждого — не дать догнать себя тому, кто бежит сзади, и в то же время коснуться рукой бегущего впереди.

Правила игры: 1. Осаленные выбывают из борьбы и идут в се­редину бегового круга. Остальные продолжают гонку. 2. Игру мож­но закончить, когда на беговой дорожке останутся три самых вы­носливых спортсмена. Можно выявить и единоличного победителя.

Примечание. Если игра проводится в зале, то недалеко от его углов устанавливаются поворотные стойки, которые можно обе­гать только с внешней стороны. Число участников — до 10 чело­век. В этой игре юноши и девушки соревнуются отдельно.

71. «Перемена мест»

Подготовка. Игроки двух команд, стоя в шеренгах лицом друг к другу на противоположных сторонах площадки (за линиями своих «домов»), приседают и кладут руки на колени.

Содержание игры. По сигналу все игроки, прыгая из глубокого приседа, продвигаются вперед, стараясь быстрее пересечь линию противоположного «дома». Затем следуют прыжки в обратную сто­рону, но в игре не участвует тот, кто пересек линию «дома» послед­ним. Игра продолжается до тех пор, пока на площадке не останут­ся 2—3 самых выносливых прыгуна.

Побеждает команда, которая по окончании игры сохранила больше прыгунов.

Правила игры: 1. Игра начинается по сигналу руководителя. 2. Руки с колен убирать нельзя. 3. Прыгать разрешается только из положения глубокого приседа.

Кто выше?»

Подготовка. Планка устанавливается на высоте, доступной для игроков обеих команд.

Содержание игры. Прыгают поточно сначала игроки одной коман­ды, затем другой. Если в одной из попыток (всего две) участник пре­одолел планку, он продолжает соревнование на следующей высоте. После второй неудачной попытки игрок выбывает из соревнований.

Побеждает команда, в которой осталось больше участников.

Правила игры: 1. Очки начисляются за правильность отталкива­ния и приземления. 2. Их сумма приплюсовывается к показанному результату, который также может быть выражен в очках.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...