Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Диалог на газетной полосе

 

Жанр интервью представляет собой внешний диалог. Диалогичность в газете выступает не только как способ построения газетного текста, в частности – интервью, но и как способ организации материалов на газетной полосе.

Жанр интервью является результатом «закрепленности» в журналистском тексте формы получения автором этого текста определенных сведений о действительности с помощью метода интервью. Однако то, к какой группе жанров можно причислить конкретное интервью – информационным или аналитическим, зависит уже от содержания текста, изложенного в форме интервью. Если информационное интервью несет в себе лишь сообщение о факте, отвечая на вопросы: кто? что? где? когда?, то аналитическое интервью, кроме того, содержит и анализ факта, отвечая при этом на вопросы: почему? каким образом? что это значит? и т. д. Роль автора аналитического интервью заключается, прежде всего в том, что своими вопросами он задает прежде всего направление анализа, который обычно осуществляет сам интервьюируемый. С этой целью вопросы формулируются таким образом, что они требуют освещения узловых моментов какого-либо события, явления, процесса, ситуации.

Жанр интервью традиционно входит в группу информационных жанров публицистики.[6] Однако в связи с произошедшими в российской прессе изменениями (усиление авторского начала, раскованность стиля, нацеленность прессы на диалог с аудиторией, возросшая роль художественного приема в обработке материала), серьезно встает вопрос о месте интервью в жанровой системе. Так, авторы «Основ творческой деятельности журналиста” выделяют, в отличие от традиционных схем, пять групп текстов: 1) оперативно-новостные; 2) оперативно-исследовательские; 3) исследовательско-новостные; 4) исследовательские; 5) исследовательско-образныеhttp://perepishi.narod.ru/diplom/312312312313.htm - _ftn15#_ftn15,[7] - и место интервью определяют в группе оперативно-исследовательских текстов. Тем самым подчеркивается появление в этом жанре нового по сравнению с советским периодом качества – аналитичности.

Еще одним фактором, осложняющим определение места интервью в системе газетных жанров, является появление комбинированных жанров вследствие длительного соседства интервью и статьи, интервью и комментария, информации и интервью, очерка и интервью. О. С. Савчук отмечает, что комбинированные жанры составляют около двадцати процентов текстов.[8] Также большое влияние оказывает реклама, одним из проявлений которой становится жанр рекламного интервью.


Заключение

 

Жанр интервью может выступать в трех основных видах: интервью в печатных и электронных СМИ, интервью на радио и телевидении. Прародителем всех типов интервью является, конечно, газетное, радио- и телеинтервью возникли в результате развития техники; около десятилетия назад к типам интервью присоединилось интервью в электронных СМИ, однако, как оказалось, это скорее подвид газетного интервью, поэтому целесообразно рассматривать их вместе, противопоставляя интервью на радио и телевидении.

В целом все три вида одного жанра похожи, однако между ними есть существенная разница: радио и телевизионное интервью весьма наглядны, и телезритель и радиослушатель становится неким третьим участником, хотя в процессе интервью непосредственного участия не принимает.

Газетное интервью, или, точнее, интервью в печатных и электронных СМИ (газет, журналов, информационных сайтов) отличается субъективностью подачи материала. Здесь журналист в праве опустить вопросы и ответы, которые он считает менее важными для достижения намеченной цели, и более полно и ярко изложить другие. Он может поменять порядок вопросов, если это необходимо. И в этом случае интервью, вышедшее на страницах газеты – это вовсе не точная копия разговора, проходившего между интервьюером и интервьюируемым.

Прямая запись интервью на лист для журналиста печатных и электронных СМИ практически невозможно, поскольку даже в грамотной речи содержится некоторый пласт слов-паразитов, повторов, заминок и т. п.

Кроме того, важным ограничителем, вынуждающим журналиста подавать материал опосредованно, является ограничение в знаках для газетной полосы. Это ограничение несущественно для независимых электронных СМИ, однако сайты конкретных изданий, как правило, напрямую зависят от материалов печатного издания, хотя иногда могут опубликовать и расширенную версию.

Наконец, важной особенность интервью в печатных СМИ является необходимость его визирования. Это особенно вытекает именно из опосредованного характера интервью в печатных и электронных СМИ.


Список литературы

1. Богданов Н. Г., Вяземский Б. А. Справочник журналиста. Л., 1971.

2. Вакуров В. Н., Кохтев Н. Н., Солганик Г. Я. Стилистика газетных жанров. М., 1978.

3. Ворошилов В. В. Журналистика. СПб., 1999.

4. Голанова Е.И. Голанова Е.И. Устный публичный диалог: жанр интервью //Русский язык конца XX столетия. М., 2000. С. 427 – 453.

5. Грабельников А. А. Работа журналиста в прессе. М., 2001.

6. Майданова Л. М. Стилистические особенности газетных жанров. Свердловск, 1987.

7. Основы творческой деятельности журналиста. CПб, 2000.

8. Плешаков Л. Вопросы-ловушки, или Как проверить непроверяемое // Профессия – журналист. 2001. №1.

9. Плешаков Л. Интервью: всякое лыко – в строку, редкое слово – в строчку // Профессия – журналист. 2001. №2.

10. Плешаков Л. Интервью – начало всех начал // Профессия – журналист. 2000. № 10.

11. Плешаков Л. Интервью: не торопитесь с вопросами, лучше расскажите что-нибудь сами // Профессия – журналист. 2000. №11.

12. Плешаков Л. Интервью: проход по минному полю // Профессия – журналист. 2001. №3.

13. Савчук С. О. Об эволюции в системе жанров современной русской газеты//Русский язык: исторические судьбы и современность. М., 2001.

14. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. М., 1983.

15. Тертычный А. А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. М., 2000.

 


[1] Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. М., 1983. С. 431.

[2] Вакуров В. Н., Кохтев Н. Н., Солганик Г. Я. Стилистика газетных жанров. М., 1978.

[3] Ворошилов В. В. Журналистика. СПб., 1999. С. 65.

[4] Голанова Е. И. Голанова Е. И. Устный публичный диалог: жанр интервью //Русский язык конца XX столетия. М., 2000. С. 427 – 453.

[5] Майданова Л. М. Стилистические особенности газетных жанров. Свердловск, 1987. С. 56.

[6] Богданов Н. Г., Вяземский Б. А. Справочник журналиста. Л., 1971. С. 265

[7] Основы творческой деятельности журналиста. CПб, 2000. С. 126 – 129.

[8] Савчук С. О. Об эволюции в системе жанров современной русской газеты//Русский язык: исторические судьбы и современность. М., 2001. С. 267.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...