Основные характеристики субкультуры волонтеров
Прежде чем перейти к рассмотрению темы мотивации волонтеров, необходимо разобраться с самим понятием "волонтер", а также осветить основные особенности субкультуры волонтеров. Данную тему в своих работах рассматривали психологи и социологи, такие, как отечественные Н.А. Потапова, Н.В. Ходырева, Е. Щекова, И. Левдер, О. Фетисова, Е. Буглак, Ю.Н. Давыдов, И.Б. Роднянская, а также зарубежные М. Дарли, Д. Майерс, М. Олчман, П. Джордан. Итак, сначала нам необходимо определиться с основными понятиями параграфа. Российский социолог Е.И. Холостова дает определение понятию "волонтер": "Волонтеры (от англ. volunteer - доброволец) - это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Они могут действовать либо неформально, работать бесплатно, как в государственных, так и частных организациях медицинской, образовательной сферы, либо социального обеспечения, или являться членами добровольческих организаций... Волонтеры в современном значении этого слова - это члены общественного объединения социальной направленности" [46, с. 89]. Данное определение мотивации будет являться базовым в данном исследовании. Также необходимо дать определение понятия "субкультура". Данный термин рассматривался специалистами в области социологии и психологии. Российские социологи Ю.Н. Давыдов и И.Б. Роднянская дают определение данному термину: "В социологии под субкультурой принято понимать систему ценностей и норм, установок, способов поведения, стилей определенной социальной группы, отличающихся от господствующей в обществе культуры, хотя и связанных с ней" [5, с. 46]. Данное определние термина будет являться в работе базовым. Не лишним также будет отметить определение субкультуры американским психологом М. Кордуэллом. В своем словаре по психологии Кордуэлл дает определение данному термину: "Субкультура - культура четко определенной части внутри большого общества. Считается, что она отражает доминирующие культурные модели большего общества, но имеет, кроме того, специальные, отличные от обшей культуры ценности, нормы и обычаи" [16, с. 27]. Социолог Н.И. Лапина в своем психолого-социологическом словаре дает следующее определение данному термину: "Субкультура (от лат. "sub" - под) культура какой-либо социальной или демографической группы. Это культура, имеющая свои особенности, которые отличают данную группу, общность от других групп" [11, с. 421]. В данном параграфе будет рассмотрена та часть субкультуры волонтеров, которая касается стимулов, мотивов волонтеров к работе на добровольческой основе, а также ценностных установок, отличий волонтеров от работников, которые вовлечены в иные формы оказания социальной помощи.
Необходимо также определить понятие, которое очень тесно переплетается с волонтерством - альтруизм. "Альтруизм (от франц. "другой") - бескорыстная забота о благе других и готовность жертвовать своими личными интересами (противоположность эгоизму)" [7, с. 231]. Похожее определение дается в психологическом словаре, где альтруизм определяется как понятие, обозначающее формы поведения человека, ориентированные на удовлетворение чьих-либо интересов без сознательного учета их выгоды для себя... Альтруизм может быть определен как любое поведение, направленное на оказание помощи другому человеку" [36, с. 35]. Российский психолог Потапова Н.А. в своей работе, посвященной волонтерству пишет: "Волонтеры это люди, привлекаемые к общественно полезным мероприятиям государственными структурами, специалистами или церковью, занятые добровольным и безвозмездным трудом, в свободное от основной деятельности время, направленным на пользу другим людям, организациям и обществу в целом" [34, с. 21]. Как пишет в одной из своих работ отечественный психолог Г. Бодренкова: "Волонтер" - первоначально в русском языке означал "добровольно поступающий на военную службу охотник или вольноопределяющийся... Чтобы привлечь в армию по возможности все образованные элементы населения, им была предоставлена льгота - срок воинской повинности с трех лет сокращался до одного года, но только тем, кто сам изъявит желание служить, не подвергаясь жребию. Вольноопределяющиеся содержали себя сами, жили на квартирах, а не в казармах и проходили обучение в особых командах» [2, с. 56].
Деятельность волонтеров часто называется "волонтерство", или "добровольчество". "Добровольчество... это бескорыстная деятельность "в чужом интересе" - такое определение можно дать волонтерству. Это забота о других без вознаграждения, какого-то материального поощрения" [12, с. 103]. Г. Бодренкова обращает внимание на то, что развитый институт волонтерства/добровольчества является характерным признаком устойчивой и обогащенной опытом социальной системы [2, с. 57]. Российский социолог О.Н. Яницкий пишет: "Движение волонтеров / добровольцев - это термин, часто используемый для обозначения всех общественных объединений, связанных с деятельностью на добровольческих началах. Оно включает в себя национальные и международные группы, имеющие специфические предназначения для филантропических пожертвований, осуществляемых как религиозными, так и светскими организациями" [54, с. 53]. Психолог Потапова обращает внимание на то, что "такие понятия как волонтерская, добровольческая, благотворительная, некоммерческая (НКО), неправительственная (НПО), негосударственная (НГО), общественная организация (фонд, движение, ассоциация, союз), определяют различные формы общественных объединений - от неформальных групп самопомощи до больших формальных организаций... Их принято называть организациями "третьего сектора" (некоммерческий, неприбыльный, добровольческий)" [34, с. 54]. Далее Потапова отмечает, что волонтерская группа имеет ряд отличий от трудовых коллективов первых двух секторов, отличающих "НКО" от государственных организаций: "1. волонтерская работа имеет одновременно признаки, как минимум, трех видов деятельности, - трудовой, поскольку в процессе деятельности решаются определенные задачи по профилю организации, связанные с оказанием услуг, выполнением некоторого объема работ, досуговой, поскольку деятельность протекает в свободное от основной занятости время; учебной, поскольку волонтерская деятельность часто бывает не связанной с профессиональной подготовкой участников и требует более или менее длительного до начала и во время работы" [34, с. 54-55]. Также автор приводит еще несколько отличий: "Еще одно отличие в том, что волонтерская деятельность имеет некоторые черты, свойственные коммерческому сектору - цели деятельности группы задаются не централизованно и иерархично, а вырабатываются внутри нее самой, присутствует свобода в выборе направления, стратегии, тактики деятельности; также отмечают наличие широкого спектра мотивов включения человека в деятельность общественного объединения» [34, с. 57-58].
Российские психологи О. Фетисова, Е. Буглак и О. Кликунова в сборнике материалов обучающего семинара "Развитие молодежной активности в волонтерской деятельности" дают определение добровольчеству, а также выделяют некоторые характеристики, присущие добровольчеству: "Добровольчество (волонтерство) это добровольный выбор, отражающий личные взгляды и позиции... это активное участие гражданина в жизни человеческого сообщества... Добровольчеству присуще характеристики, которые отличают его от иных форм помощи людям. Во-первых, это касается вознаграждения... Волонтер не должен заниматься волонтерской деятельностью главным образом с целью получения финансовой прибыли, и любое финансовое возмещение должно быть меньше стоимости выполненной работы" [38, с. 51]. Рассматривая добровольчество, можно также осветить точку зрения российского экономиста Е. Шековой. В своей статье, касающейся добровольческих трудовых отношений, она подчеркивает, что добровольчество основывается на добровольном труде, не требующем оплаты. "Следовательно, - пишет она, - его мотивы не в материальном поощрении, а в удовлетворении социальных и духовных потребностей. Труд волонтеров обычно сводится к различным видам общественных работ, организация общественно полезных мероприятий благотворительных концертов, сбора средств в поддержку нуждающихся), индивидуальной нематериальной помощи отдельным лицам, или организациям (инвалидам, детям - сиротам, ветеранам войны, некоммерческим структурам), и так далее" [48, с. 53]. Также Шекова подчеркивает, что добровольность труда отнюдь не предполагает хаотичного характера работы. Отношения между волонтером и нанимающей организацией регулируются, как правило, договорами, строго определяющими объем работ. "Также, не смотря на добровольность, волонтерство не исключает ответственности, например, за выполнение норм и требований, сохранность материальных ценностей, деятельность, подрывающую репутацию организации" [48, с. 54].
Американские психологи М. Олчман, П. Джордан в своем пособии "Добовольцы - ценный источник" пишут: "Волонтерство - это неоплачиваемая, сознательная добровольная деятельность на благо других. Любой, кто сознательно и бескорыстно трудится, может называться волонтером... Кто может стать волонтером? Чаще всего ответ на этот вопрос таков: им может быть взрослый человек, умелый и ответственный, который может посвятить свое время и умение добровольному труду. Каждый может стать волонтером, в любой сфере общественной жизни, где есть необходимость» [33, с. 56]. Итак, когда мы говорим о волонтерстве, то вкладываем в это понятие две вещи: проявление альтруистического поведения и служение людям, как ценностная ориентация. Альтруистическое поведение можно объяснить с точки зрения "теории социального обмена", согласно которой люди обмениваются не только материальным, но и социальным «товаром» - любовью, уважением, поддержкой, статусом и т.д. [48]. В сборнике материалов по развитию молодежной активности в волонтерской деятельности, обозначены несколько видов добровольчества. "Существует несколько видов добровольчества: Взаимопомощь или самопомощь. Люди осуществляют волонтерскую деятельность, чтобы помочь другим членам своей же социальной группы или сообщества... Благотворительность или служба на благо других. Первичную роль играет не участник группы, членом которой является волонтер, а третья сторона; Участие и самоуправление: роль отдельных лиц, в процессе управления - от представительства в совещательных органах правительства до участия в местных проектах развития" [38, с. 54]. Е. Шекова в одной из своих работ пишет: "Выполнение работы волонтеров теоретически предполагает реализацию мероприятия без какого-либо вознаграждения за это... Можно сказать, что волонтерство представляет собой движение, которое проявляет, в первую очередь, интерес к проблемам общества, или к одной из этих проблем... Конечно, человек может быть заинтересован определенной мировой проблемой, которая его волнует, однако существует огромная разница между пассивным и активным интересом. Это знак участия в совершении того лучшего, о котором мы все мечтаем, но немногие готовы воплотить эту мечту в реальность" [48, с. 54]. Шекова добавляет, что "осуществление такой работы приравнивается к отказу от традиционной пассивности, ее могут выполнять и члены организации, а не только волонтеры" [48, с. 54]. В связи с этим, автор выделяет "концепцию волонтерства": "Волонтерство способствует улучшению качества жизни, а также развитию солидарности между людьми; волонтерство способствует более уравновешенному экономическому и социальному развитию; волонтерство дает возможность создавать новые профессии и открывать новые рабочие места" [48, 54-55]. Шекова также добавляет, что волонтеры проявляют себя через: а) активное участие в жизни общества; б) организованное движение внутри ассоциации. "Исходя из данных принципов, в обязанности волонтера входит: поощрять индивидуальное участие в жизни общества; участвовать в обучении вновь прибывших членов, указывая на ту ответственность, которая на них возлагается, в зависимости от их способностей, того времени, которым они располагают, а также того, что их интересует; координировать свою работу со всеми членами коллектива в духе взаимопонимания и взаимоуважения" [48, 55].
М. Олчман и П. Джордан выделяют пять ключевых элементов, характеризующих "добровольчество": "Понятие поощрения. Волонтеры могут получать какие-то поощрения. Однако, ключевым отличием между добровольческой службой и оплачиваемой работой является то, что доброволец не должен приниматься за выполнение работы в первую очередь из-за финансовой выгоды, и любая компенсация должна быть меньше, чем стоимость выполнения работы" [33, с. 67]. Олчман и Джордан также выделяют понятие "добровольный". "Большинство людей признают, что волонтерство и обязательная работа вещи несовместимые. Действия волонтеров должны основываться на доброй воле человека, а насильственная работа не должна называться добровольной... Характер помпезности. Волонтерство должно приносить пользу людям, а не самим волонтерам. Если доброволец работает в своих интересах, подобные действия уже не могут называться добровольчеством" [33, с. 67]. Авторы также выделяют в качестве ключевого элемента "организационный вопрос". Волонтерство официальная, неприбыльная или добровольческая организация, но оно так же может быть неофициальным, или индивидуальным. Обширное определение волонтерства включает оба вида добровольчества, официальное (организованное) и неофициальное (индивидуальное). "И еще один элемент - это степень обязательства. В рамки понятия волонтерства входит ряд разных обязательств, от единичного участия до регулярной долгосрочной деятельности. Однако, было бы справедливо полагать, что большая часть волонтерства предполагает постоянные обязательства" [33, с. 68]. Не лишним также будет привести слова российского психолога и социолога Е. Агапова. Затрагивая волонтерство в одной из своих работ, он пишет: "Что объединяет волонтеров?... Осознание личной ответственности за улучшение нашей жизни; желание помочь тем, кто нуждается в помощи; желание попробовать свои силы, испытать себя в решении; желание помочь другим сделать выбор в пользу ценностей здоровья; интерес, любопытство и так далее" [1, с. 32]. Также, чтобы более полно представить себе особенности волонтерского движения, необходимо привести цитату из научной работы по человеческим ресурсам в организации психолога В. Щербиной: "Лидеры и лица, координирующие деятельность волонтеров, должны учитывать, то, что волонтеры: а) признают право объединения всех людей - мужчин, женщин, детей - независимо от национального происхождения, вероисповедания, физических данных, социального и материального положения; б) признают человеческое достоинство; в) отзывчивы на нужды и проблемы, с которыми сталкиваются люди и общество и включаются в их решение; г) выступают за гармонию в семье, обществе и между странами" [49, с. 194]. В заключении можно процитировать психолога И. Левдера. В одной из своих работ он пишет следующее: "Добровольчество - это деятельность, столь же выгодная для людей, ищущих помощь, сколь и для самих добровольцев, потому что, добровольчество - это способ строить социальные отношения, применять свои моральные и религиозные принципы, получить новые навыки, найти поддержку и друзей, почувствовать себя способным что-то совершить, а также почувствовать себя нужным и полезным" [18, с. 36]. Итак, необходимо подвести некоторые итоги. Волонтеры - это люди, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации. Они могут действовать либо неформально, работать бесплатно, как в государственных, так и частных организациях медицинской, образовательной сферы, либо социального обеспечения, или являться членами добровольческих ("волонтерских") организаций. Работа волонтеров предполагает реализацию деятельности без вознаграждения. Основными характеристиками субкультуры волонтеров является, в первую очередь, бескорыстная, безвозмездная деятельность, добровольческий труд. Работать на волонтерской основе - значит работать бесплатно, безвозмездно. Из этого следуют характеристики и самих людей, занимающихся волонтерской деятельностью. Как правило, люди, начинающие заниматься работой на добровольных началах, стремятся достичь несколько целей. Это и самореализация, утверждение своего "Я"; это и желание помогать другим людям безвозмездно, желание поделиться пережитой проблемой, жажда новых знаний. Волонтеры работают не ради материальной прибыли, но ради удовлетворения своих социальных потребностей. Субкультура волонтеров также характеризуется непринужденностью труда добровольцев. Человек может работать безвозмездно только лишь по собственному желанию и согласию.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|