Аналитическая психология К.Юнга.
Исследования мышления в гештальтпсихологии. Основное положение теории мышления Курта Коффки заключается в том, что мышление – это не оперирование отношениями, а преобразование структуры наглядных ситуаций. Исходная ситуация, в которой возникает проблема, – это в своем наглядном содержании неуравновешенное феноменальное поле, в котором имеются как бы незаполненные места. Вследствие этого в проблемной ситуации создается напряжение, которое вызывает переход данной неустойчивой наглядной ситуации в другую. По Кёлеру, интеллектуальное решение состоит в том, что элементы поля, прежде не связываемые, начинают объединяться в некоторую структуру, соответствующую проблемной ситуации. Структурирование поля в соответствии с проблемой происходит внезапно в результате усмотрения (инсайт) при условии, если все элементы, необходимые для решения, находятся в поле восприятия животного. (Основная работа «Интеллект человекообразных обезьян) Вертгеймер распространяет этот принцип на решение задач человеком. Условием переструктурирования ситуации, по Вертгеймеру, является умение отказаться от привычных, сложившихся в прошлом опыте и закрепленных упражнениями шаблонов, схем, оказывающихся неадекватными ситуации задачи. Переход на новую точку зрения осуществляется внезапно в результате озарения — инсайта. Подчеркивается, что, хотя мышление есть единый процесс, в его динамике можно выделить этапы, последовательные фазы. 1 фаза. Возникает чувство направленности напряжение, мобилизирующая творческие силы 2 фаза. Анализ ситуаций и осознание проблемы 3 фаза. Решение проблемы. Этап в значительной степени не осознаваемый.
4 фаза. Возникновение идеи решения (явление инсайта) 5 фаза. Исполнительская стадия Восприятие. В основу гештальтпсихологии легли исследования зрительного восприятия, доказавшие, что люди склонны воспринимать окружающий мир в виде упорядоченных целостных конфигураций, а не отдельных фрагментов. Гештальтпсихология оперирует пятью базисными принципами: 1. Принцип Близости. Элементы, которые расположены ближе друг к другу кажутся объединенными в группы. 2. Принцип непрерывности. Элементы связаны в непрерывную последовательность 3. Сходства. Изображение, составленное из зеленых и красных кружочков – объединение красных в фигуру, а зеленых – в фон (ну или наоборот). 4. Принцип замыкания. Завершение неоконченных предметов, дополнение до целого. 5. Принцип фигуры и фона. Мы делим зрительное поле на объект и фон, в котором этот объект находится. Целостность восприятия и его упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам: Близость. Стимулы расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе. Схожесть. Стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме имеют тенденцию восприниматься вместе. Целостность. Восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности. Замкнутость. Отражает тенденцию завершать фигуру, так что она приобретает полную форму. Смежност ь. Близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое. Общая зона. Принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие, наравне с научением и прошлым опытом. Предвосхищающие мысли и ожидания также активно руководят нашей интерпретацией ощущений! Курт Коффка занимался изучением восприятия у детей на начальном этапе онтогинеза. Разделил психическое развитие на 2 параллельных процесса: созревание, обучение. Развитие восприятия у детей- это постепенный процесс дифференциации смутных образов, они становятся более четкими. Коффка открыл закон транспозиции. Воспринимаются не цвета, а их соотношения.
24. Предпосылки возникновения психоанализа. В самом начале XVIII в. Готфрид Вильгельм Лейбниц разработал концепцию, названную им монадологией. С точки зрения Лейбница, активность монад, протекающая в сфере идеальных психических актов, имеет различную степень сознательности: от почти полностью бессознательной до ясного и четкого сознания. Основные положения теории А. Шопенгауэра, роднящие его с психоанализом, касаются концепции воли как абсолютной психической основы мира, и, в частности, воли к жизни как основы всякой жизни. Еще один философ, чьи идеи были созвучны теоретическим положениям Фрейда, - это Фридрих Ницше. Особенно четкие параллели мы можем провести между понятием его теории “воля к власти” и фрейдистским понятием “инстинкт”. Ницшеанская “воля к власти” – единственная причина всех процессов, как физических, так и духовных. Наиболее полно и естественно она выражается в аффектах. XVIII в. Франц Антон Месмер использовал гипноз для улучшения состояния больных; свое воздействие он называл “животным магнетизмом Середина XIX в. термин “животный магнетизм” был отброшен, вместо него шотландский врач Джеймс Брэйд ввел термин “гипнотизм”. Подход к гипнозу и лечению при помощи гипноза еще раз изменился благодаря работам Пьера Жане. Он предположил, что подлинной причиной болезни являются психические явления.Большое влияние на психоанализ Фрейда оказал Дарвин. Он высказал несколько идей, легших впоследствии в основу психоанализа. Это, прежде всего, представления о бессознательных психических процессах и конфликтах, о роли сновидения и скрытом символизме некоторых поведенческих симптомов, а также о значении сексуальности в человеческой жизни. Таким образом, развитие творческой мысли Фрейда находилось под влиянием множества разнообразных течений, как теоретического, так и практического плана.
25. Психоанализ З.Фрейда Психоанализ Зигмунда Фрейда можно описать как анализ психики человека с точки зрения сил, которые ею движут. По мнению Фрейда, психическая природа человека непрерывна и последовательна. Появление любой мысли, желаний и совершаемые действия имеют свои причины, которые характеризуются бессознательными или сознательными мотивами.
Основные понятия теории Фрейда 1.Объект исследования – бессознательное 2.Понимание психологического развития как мотивационного и личностного. 3.Рассмотрение развитие как адаптации к среде. 4.Движущие силы психического развития всегда врожденные и бессознательные, представляют собой психическую энергию данную в виде влечений человека и стремящуюся к разрядке (удовлетворению). 5.Основные механизмы развития, которые так же являются врожденными заключают основы личности и ее мотивов в раннем детстве.
Согласно идеям Фрейда, человеческой психикой движут инстинкты и стимулы, заставляющие индивидуума совершать различные поступки. Среди всех инстинктов следует выделить 2 стимула, обладающих главенствующей ролью:
Классический психоанализ Зигмунда Фрейда направлен в большей части на изучение либидо, основой которого является сексуальная природа. Либидо является жизненной энергией, которая тесно взаимосвязана с поведением, переживаниями и эмоциями человека. Человеческая личность содержит в себе три составляющих:
Бессознательное – хранилище примитивных инстинктивных побуждений, эмоций и воспоминаний (информация, которая никогда не осознавалась). Ид – источник психической энергии, аспект личности, включающий в себя преимущественно влечение. Наиболее примитивная, наиболее доступная часть личности. Принцип удовлетворения. Эго – принцип реальности. Отвечает за направление и контроль желаний (влечений). Осознает реальность, манипулирует ей регулирует деятельностью Ид. Супер-Эго – ответственен за усвоение родительских и общественных стандартов и ценностей. Механизмы психологической защиты: Основная задача: снижение тревожности. Вызываются:
1)Потеря желаемого объекта. 2)Потеря любви, невозможность вновь завоевать доверие. 3)Потеря личности (себя) 4) Потеря любви к себе. Способы избавления: 1.Обратится непосредственно к ситуации (разрешить проблему). 2.Применение методов психологической защиты. Виды: 1)Вытеснение. Событие, идеи вытесняются из сознания. 2) Отрицание. Нежелание признавать событие, которое беспокоит Эго. 3)Рационализация. Поиск допустимых причин для недопустимых действий. 4) Реактивное образование. Модели поведения и чувства заменяются противоположенными.
26. Индивидуальная психология А.Адлера. Адлер подчеркивал целостность и уникальность человеческой личности. В противовес Фрейду, придававшему особое значение событиям прошлого опыта, Адлер утверждал, что вся динамика психологической жизни личности подчинена достижению его целей – сознательных или неосознаваемых. Главной движущей силой, данной человеку от рождения, Адлер считал агрессивное стремление к превосходству над другими, неосуществимое у слабого и беспомощного ребенка и вызывающее чувство неполноценности, которое требует компенсации. Отсутствие компенсации обусловливает формирование комплекса неполноценности и является одной из причин серьезных психологических проблем (неврозов). Развитие личности обусловлено творческой силой Я как источника сознательного активного построения человеком собственной жизни и наделения ее смыслом. Суть его теории - каждый человек имеет какой - либо физический или иной недостаток, недостаток, как правило, начинает осознаваться, когда человек начинает общаться с другими людьми. Наличие недостатка приводит к чувству неполноценности. Положительными сторонами чувства неполноценности является то, что недостаток заставляет человека достигать каких - либо успехов в других областях, т. е. стремится к устранению данного недостатка. Отрицательные стороны выражаются в следующем: чувство неполноценности может развиться в комплекс неполноценности. Этому способствует: физическое уродство (ущербность), гиперопека, отверженность. Центральной идеей его теории является мысль о бессознательном стремлении человека к совершенству. Переживания неполноценности естественно в силу того, что каждый ребенок видит окружающих более сильными, более умными, более компетентными. Эти переживания могут усугубляться недемократическими отношениями ребенка с родителями братьями и сестрами. Опыт отношений, получаемый ребенком до 5 летнего возраста, является решающим для развития детского характера, именно этот период определяет характер человека вообще.
Первоначально Адлер полагал, что компенсация должна идти по линии самоутверждения, удовлетворения “воли к власти”. Однако впоследствии, он стал говорить о самоутверждении за счет обретения чувства превосходства. При этом существует два пути: - конструктивный - самоутверждение в деятельности во благо другим - деструктивный - за счет унижения других и эксплуатации. (сейчас пойдет чепуха из конспекта) Стиль жизни (самое важное). Уникальный способ достижения своих целей, избираемых личностью. Составляющие: - «Я концепция» (представления о себе) - Идеал себя (каким должен быть) -Образ мира (мир, люди, природа) -Этические убеждения. 5.Творческая энергия личности. Человек активно ищет одни впечатления и отвергает другие. Избирательно систематизирует и осмысливает свой опыт. Именно творчество является ядром модели человеческой природы.
Аналитическая психология К.Юнга. Основные положения аналитической психологии. Юнг акцентировал внимание не на биологической или социальной природе человека как Фрейд, а на его экзистенциальной сущности: человек стремится к гармонии с самим собой, к творческому самовыражению и физическому совершенству. Юнг утверждал, что содержание бессознательного есть нечто большее, чем подавленные половые и агрессивные побуждения. Юнг считал, что структура личности состоит из трех частей: -коллективного бессознательного, его содержание архетипы - первообразы, своего рода образцы поведения, мышления, видения мира, существующие наподобие инстинктов. -индивидуального бессознательного, его содержание составляют комплексы. -сознание. Основными архетипами индивидуальной психики Юнг считал: Персона- маска, которую человек надевает, общаясь с другими Эго- центр сознания, обеспечивающий чувство постоянства и направления в нашей сознательной жизни Тень- архетип состоит из материала подавленного сознания. Включает те тенденции, желания, воспоминания, которые остекаются человеком как несовместимые с персоной и противоречащие социальным стандартам и идеалам. Анима- женские черты в мужском характере Анимус- мужские черты в женском характере Самость- важный и трудный для понимания архетип. Создает единство и стабильность личности, сочетая и гармонизируя все объекты бессознательного Юнг разработал типологию личности. Вводит понятия экстраверсии и интроверсии. Типология: 1)Куда направлена энергия либидо: - во вне (экстраверсия) - во внутрь (интроверсия) 2)На какую информацию ориентируется человек: -сенсорная -интуиция 3)Как принимаются решения: - при помощи мышления - при помощи чувствования Юнг – автор словесно-ассоциативного теста. 28. Радикально-гуманистическая психология Э.Фромма. Его основная работа – книга «Бегство от свободы». Фромм рассматривает: Движущими силами развития является врожденные бессознательные потребности, которые находятся в состоянии антгосцизма: - потребность в укоренении - в индивидуализации. 1) Потребность в укоренении заставляет человека стремится к обществу, соотносить себя с другими, строить общую систему идеалов, убеждений и ориентиров. 2) Потребность в индивидуализации – направляет человека к изоляции от других, к свободе от давлений и требований общества.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|