Перечень показателей эффективности деятельности показателей за I квартал 2011 г. Министерства культуры Республики Хакасия
Характеристика учреждения
Муниципальное учреждение культуры «Абаканский Дворец молодежи» - далее - МУК «АДМ» является предприятием, осуществляющим социально-культурную деятельность на территории г. Абакана и Республики Хакасия. Не так давно, на месте нынешнего Абаканского Дворца молодежи планировалось строительство городского кинотеатра. Позднее здание было передано в ведение города. Затем здание кинотеатра было реконструировано в молодежный культурный центр. В декабре 2002 года первая очередь учреждения, получившего название Муниципальное учреждение культуры «Абаканский Дворец Молодежи», была сдана в эксплуатацию. В январе 2004 года строители закончили вторую очередь учреждения. Так началась жизнь МУК «АДМ» - учреждения, осуществляющего активную деятельность в области культуры и спорта. Адрес учреждения: г. Абакан, пр. Дружбы народов, д. 22 В рамках основных видов своей деятельности Учреждение осуществляет следующие виды деятельности: - проведение театральных, концертно-зрелищных мероприятий, кино-, видеопоказов, дискотек, вечеров отдыха и т.д.; - организация работы клубных формирований; - организация и проведение выставок, смотров, конкурсов, фестивалей, турниров, ярмарок и других форм досуговой деятельности; - оказание организационно-методических, информационных и консультационных услуг; - разработка и реализация коммерческих проектов социально-культурной направленности; - сдача помещений в аренду; - реализация городских проектов на принципах самоокупаемости; - организация гастролей, чемпионатов, марафонов, кубков, творческих встреч и т.д. На сегодняшний день в МУК «АДМ» существует около 20 культурно-досуговых формирований и объединений различной направленности. В Абаканском Дворце молодежи на сегодняшний день функционируют:
- молодежные современные танцевальные коллективы: «Релеве», «Лайм», «Восточные танцы», шоу-балет «Орхидея»; - клуб любителей бальных танцев для взрослых; - студия эстрадного вокала; - молодежный вокально-инструментальный ансамбль; - молодежный театр эстрадных миниатюр «парадокс»; - театральная студия; - школа красоты «Гармония»; - театр уличного танца; - спортивно-оздоровительный клуб «Абакан»; - интеллектуальный клуб «Артефакт»; - клуб молодых лидеров; - центр добровольчества; - школа танцевального спорта; - школа боевых искусств Руководство МУК «АДМ» действует в соответствии с возложенными на него задачами: - определяет основные направления деятельности предприятия, мероприятия по всестороннему удовлетворению потребностей молодежи в услугах; - решает социальные проблемы коллектива компании; - заслушивает отчеты сотрудников о состоянии работы; - рассматривает вопросы подбора, расстановки, оценки и освобождения персонала. Организационная структура учреждения позволяет разделить АДМ как экономический объект на подразделения. Организационная структура МУК «АДМ» является линейно-функциональной - процесс деления организации делится на отдельные элементы, каждый из которых имеет свою четко определенную задачу и обязанность. Элементы структуры учреждения: административные помещения, досуговые помещения, актовые залы, транспортное помещение. Схема организационной структуры МУК «АДМ» представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 - Организационная схема учреждения
Схема учреждения наиболее применима для него: уровень компетенции специалистов высок, действует схема в условиях стабильности учреждение ее при стабильности предприятия, легкость в управлении подчиненными. К числу слабостей относится: затруднение в передачи информации сверху вниз, решение принимаются наверху. Однако, так как учреждение находится в ведомстве Министерства культуры республики Хакасия, данная схема более подходит для МУК «АДМ».
Всего количество штатных единиц МУК «АДМ» составляет 70 чел., в т.ч.: административных работников - 7, творческих работников - 32, обслуживающий персонал - 31 человек. Состав работников по уровню образования: высшее образование по специальности - 5 чел., незаконченное высшее специальное - 5 чел., средне специальное - 29 чел., высшее не по специальности - 16 чел., н\в не по специальности - 5 чел. Квалификационный состав: 7 разряд - 13, 8 разряд- 0, 9 разряд - 0, 10 разряд- 6, 11 разряд - 6, 12 разряд- 0, 13 разряд - 7, 14 разряд - 5, 15 разряд - 2 человека. Состав работников по стажу: стаж работы менее 3 лет - 34, стаж работы от 3 до 5 лет - 10, стаж работы от 6 до 10 лет - 12, свыше 10 лет- 7 чел. Количество награжденных почетными званиями, наградами - 1 человек. Что касается финансовых показателей АДМ, то их следует рассматривать как в разрезе деятельности Министерства культуры (ПРИЛОЖЕНИЕ А), так и по показателям в разрезе основных характеристик (таблица 1).
Таблица 1 - Основные показатели учреждения за 2011 г.
Так, анализ таблицы 1 показал, что финансовыми источниками учреждения являются как бюджет республики, так и деньги, взимаемые за оказание платных услуг. Процент бюджетного финансирования от общего объема финансовых ресурсов составляет 80%. Исполнение сметы расходов по бюджету в процентном отношении составляет 90%. Доход от платных услуг составляет 2590 тыс. руб. Процентное распределение расходов по платным услугам составляет: 40% - на оплату труда, на развитие учреждения уходит до 60% доходов от оказания платных услуг.
2. Товарная политика учреждения
Товарная политика предполагает определенные действия учреждения или наличие у него заранее обдуманных принципов поведения. Отсутствие товарной политики приводит к неустойчивости ассортимента услуг, потере контроля над конкурентоспособностью услуги культуры. Цели товарной политики учреждения МУК «АДМ»: - обеспечить преемственность решений и мер по формированию оптимального ассортимента услуг; - поддерживать конкурентоспособность услуг на заданном уровне; - целенаправленно адаптировать ассортиментный набор к требованиям рынка (молодежи); - находить для услуг перспективные сегменты и ниши; - способствовать осуществлению стратегии сервиса услуг. В связи с этим существуют условия осуществления товарной политики: - четкое представление о целях сбыта услуг на перспективу; - наличие корпоративной стратегии действий на долгосрочную перспективу; - хорошее знание рынка, его требований и перспектив; - ясное представление о своих возможностях и ресурсах. Ясно, что сейчас необходим стратегический подход к решению задач товарной политики на любом хозяйственном уровне, т.е. любое решение в указанной области должно приниматься с учетом не только текущих интересов, но и того, способствует ли оно достижению конечных целей. Это требует концентрации усилий на решающих направлениях. На учреждение МУК «АДМ» используются следующие варианты товарных стратегий: концентрированный маркетинг, сегментация и позиционирование услуги. Товарная политика МУК «АДМ» предусматривает решение следующих вопросов: оптимизация ассортимента услуг; установление темпов обновления ассортимента услуг в целом; определение оптимального соотношения между новыми и старыми услугами.
Рассматривая структуру услуг учреждения, можно видеть широкий ассортимент предоставляемых мероприятий (таблица 2).
Таблица 2 - Сравнительная таблица количественных показателей по основной деятельности за период 2009-2011 гг.
Анализ таблицы показал, что за последний отчетный год количество мероприятий увеличилось на 16. Однако, немного снизились такие позиции, как социально-направленные мероприятия, выставки, спортивно-массовые мероприятия. С другой стороны, увеличилось число собственных проектов, совместных проектов и заказных мероприятий, что достаточно значимо в настоящее время. Кроме того, стали чаще проводиться платные мероприятия - за последний год их число увеличилось на 34 мероприятия, что достаточно весомо для данного учреждения культуры. Отрадно, что и количество посетителей тоже увеличилось, и составило -102 345 чел. за последний год. Учреждение МУК «АДМ» представляет свои услуги как залог материального благополучия людей, в частности, молодежи, признание их компетенции, перспективу их дальнейшего саморазвития. На современном этапе, маркетологи, продвигая идеи, превращают их в бизнес-планы. Примерно такое же превращение происходит и с услугами. Культурные программы - это комплекс услуг, нацеленный на изменение культурного уровня потребителя. Культурные программы - это и есть материальное воплощение услуг учреждений, подобных МУК «АДМ». Это то, что потенциальный потребитель может прочитать, изучить и составить свое мнение, то, на чем само учреждение может сделать себе имя и укрепить имидж.
. Коммуникационная политика учреждения
МУК «АДМ» используют несколько видов рекламы. Информативная реклама используется для информирования потребителей об услугах учреждения с целью создания как первоначального, так и вторичного спроса. Побудительная реклама используется для создания у выбранного сегмента потребителей спроса на какую-либо услугу путем внушения потребителям, что рекламируемая услуга является наилучшей в рамках имеющихся у них средств. При этом потребители услуг выбирают нужную им среди имеющихся предложений по особым, известным только данному человеку, причинам. Выбирая услугу, потребитель отдает предпочтение той, которая, по его мнению, больше подходит ему, и, на его взгляд, несравненно лучше всех остальных аналогичных услуг. Все это обеспечивается путем разработки и правильной реализации политики продвижения услуг сферы услуг благодаря коммуникационной политике, которая реализуется благодаря использованию таких средств коммуникации, как: реклама; личная продажа; пропаганда. В осуществлении своей деятельности МУК «АДМ» отводит большую роль рекламе, используя различные ее виды: участие в проведении различных мероприятий, используя фирменную символику в рекламе праздников, выделяя средства для награждения победителей в конкурсах; наружная реклама с использованием баннеров и щитов также имеет большое значение для учреждения, потому что каждый прохожий, проходя мимо и обративший внимание на красочно и ярко сделанную рекламу, может стать покупателем услуг. Постоянно используя рекламу на радио и телевидении, подстегивается интерес молодежи к услугам, обеспечивается максимальный охват и избирательность аудитории. При этом на потенциального покупателя действуют как звуковые, так и зрительные образы. Реклама на радио осуществляется путем подачи рекламных объявлений на следующих радиостанциях: «Сибирь», «Наше радио». Реклама на радио носит исключительно информационный характер. На телевидении реклама идет в виде рекламных роликов на каналах СТС, ТНТ, в виде информации в бегущей строке. Реализация рекламы на учреждении: вывески на афишах, рекламные объявления в журналах и газетах, теле и радио реклама; издание рекламных проспектов. Так, в рамках коммуникаций, проходят мероприятия, являясь, однако, и продуктом, реализуемым учреждением (таблица 3).
Таблица 3 - Мероприятия в рамках коммуникационных процессов, 2011 г.
Одновременно, реализуя вышеуказанные мероприятия, учреждение ведет постоянную рекламу, информируя различные группы о дате и времени проведения. Учреждение выставляет образцы своих услуг, обычно проходящих в рамках культурных мероприятий. Умелая выставочная деятельность играет не меньшую, а иногда и большую роль, нежели публикация рекламных объявлений в прессе об услугах.
4. Сбытовая политика учреждения
Сбыт - деятельность по организации продвижения товара, в данном случае - услуги к клиентам. Выстраивая систему сбыта услуг, учреждение МУК «АДМ» отвечает на следующие вопросы: каковы цели сбыта? какой должна быть интенсивность сбыта услуг; при помощи каких посредников нужно реализовывать услуг? как должно строиться взаимодействие с посредниками в этой области? При выборе каналов распределения учитываются пять факторов: потребители культурных услуг, их характеристики и потребности; цели, ресурсы, знания и опыт руководства и персонала; сама услуга: стоимость, сложность, и пр.; конкуренты: характеристика и особенности поведения; имеющиеся каналы товародвижения: альтернативы, характеристики, доступность. Основные методы эффективности сбыта услуг МУК «АДМ» - довольно сложное явление, оно не ограничивается одним лишь воздействием на объемы продаж, хотя это одна из основных целей (главенствующая цель - воспитание культуры молодежи). Можно отдельно выделить воздействие стимулирования сбыта на потребителей и на посредников. Кроме этого непосредственного воздействия существуют еще долгосрочные последствия. Как правило, в системе управления сбытом МУК «АДМ» не возникает проблем с отсутствием эффективного механизма управления сбытом, что позволяло бы порождать проблемы. Следовательно, формулируется задача создания эффективной системы сбыта услуг, базирующейся на единой маркетинговой стратегии. Данная задача разбивается на несколько локальных задач: . Исследование сбытовых стратегий, которое заключается: в определении фаз жизненного цикла и конкурентных позиций по каждому виду услуг; в проведении анализа и оптимизации сбытовых стратегий по каждой ассортиментной группе и критериев сегментирования рынка. Это позволяет выявить сильные и слабые стороны системы сбыта, что позволяет определить возможности ее оптимизации, т. е. улучшения позиции АДМ на конкурентном рынке каждого вида услуги. 2. Формирование ценовой политики, оптимизация ценообразования, которые заключаются: в сборе исходной информации (оценка затрат, уточнение финансовых целей, перечень потенциальных конкурентов и покупателей) и анализе факторов, влияющих на определение цены; в проведении стратегического анализа (финансовый анализ, сегментный анализ рынка, анализ конкуренции и влияния регулирования государством); в подготовке вариантных расчетов цен на услуги, соответствующих оптимальным сбытовым стратегиям с использованием различных методов ценообразования; в выборе и формировании окончательной ценовой стратегии. Это дает возможность определения оптимальной величины затрат на сбыт, расчета оптимальной величины объема продаж или доли рынка, при которых этот сбыт будет эффективен, что ведет, в дальнейшем к максимизации рентабельности и темпов роста продаж. . Оптимизация товародвижения, которая заключается: в определении и анализе соотношения суммарных сбытовых издержек и объемов сбыта по способу продаж, с учетом форм прямого сбыта, в выявлении отклонений от критериев эффективности; в предложениях по оптимизации структуры, каналов и пропорций товародвижения; составление программы сбыта услуги (форма программы - рисунок 3). Как известно, современный маркетинг определяет два ведущих вида сбыта: прямой и косвенный. МУК «АДМ» использует прямой сбыт. При прямом сбыте происходит непосредственное воздействие на потребителя, поэтому можно контролировать качество услуги и быстро реагировать на требования рынка. В большинстве случаев потребление услуг в сфере культурно-массовых мероприятий не совпадает ни во времени, ни в пространстве. Поэтому, какими бы разнообразными потребительскими свойствами ни обладала услуга, на реальный коммерческий успех МУК «АДМ» может рассчитывать только при условии рационально организованного сбыта услуги. Проведение сбытовой политики требует от учреждения повышения эффективности деятельности всех его подразделений и, в конечном итоге, подчинение всех элементов жизненного цикла услуги интересам рынка.
5. Ценовая политика учреждения
Достижение долгосрочной прибыли от реализации платных услуг МУК «АДМ» предполагает осуществление ценовой политики. В условиях превышения предложения над спросом, характерных для рынков, ценовое воздействие на конкурентоспособность и возможности упрочения положения учреждения культуры оказывается ограниченным и затрудненным. На формирование цены оказывает влияние факторы: цены конкурентов (пусть и незначительных), уровень спроса, уровень доходов, стадия ЖЦТ и т.д. - это внешние факторы. К внутренним относятся: маркетинговые и ценовые цели и стратегии учреждения, его издержки обращения и др. В маркетинговой деятельности учреждения культуры цена выполняет также важную функцию: она согласует интересы клиента и учреждения. Наиболее применима следующая схема построения ценообразования: 1. на уровне Министерства культуры учреждение определяет цель своего маркетинга (выживаемость, максимизация прибыли, завоевание лидерства); 2. выводит для себя кривую спроса, которая говорит о вероятных количествах услуг, которые удастся продать на рынке культурно-досуговых услуг; . рассчитывает, как меняется сумма ее издержек при различных уровнях предложения услуг; . изучает цены конкурентов; . выбирает для себя предпочтительный метод ценообразования; . устанавливает окончательную цену на услугу, исходя из рекомендованных Министерством культуры. При планировании комплекса услуг, как новых, так и существующих, учреждение определяет и анализирует структуру затрат и, следовательно, их цену. У МУК «АДМ» и Министерства культуры есть своя четкая ценовая политика - оно устанавливает цены на различные услуги и вносит в них изменения в соответствии с изменением рыночной конъюнктуры. Объектами ценовой политики учреждения тарифы, комиссионные, премии, скидки. Процесс разработки ценовой стратегии учреждения состоит из нескольких этапов. Министерством культуры, прежде всего, на основании стратегической программы определяются задачи стратегии ценообразования. Для учреждения первостепенной является задача получения максимальной прибыли. Однако в условиях небольшой конкуренции и изменении конъюнктуры рынка данная задача может быть сформулирована по-другому, например, получение максимальной прибыли при удержании лидерства на рынке услуг. В данном случае учреждение преследует цели - установление максимально возможных цен на свои услуги при условии удержания лидирующего положения в определённом рыночном сегменте, которое практически исключало бы возможность конкуренции и позволяло бы длительное время работать с достаточной прибылью. Следующий этап разработки ценовой стратегии - анализ факторов, влияющих на цену, как внутренних, так и внешних. К внутренним факторам относятся затраты на оказание услуг, качество услуг (уникальность, индивидуальность, мобильность и т.п.), и качество обслуживания и обучения, выбор рыночных сегментов, имидж учреждения, наличие дополнительных услуг, жизненный цикл услуг. К внешним факторам относятся уровень реального и прогнозируемого спроса на услуги культурного учреждения в данных рыночных сегментах и его эластичность, наличие ресурсов, уровень инфляции, наличие конкуренции, цены конкурентов на аналогичные услуги, аспекты регулирования деятельности со стороны государства. Рынок культурно-массовых услуг находится под сильным воздействием этих факторов, которые во многом определяют правила игры. Факторы внешней среды неподконтрольны и должны рассматриваться с точки зрения необходимости учёта их влияния при разработке стратегии развития учреждения. После анализа всех факторов, влияющих на ценовую стратегию, определяются методы ценообразования. Существует несколько основных методов определения цен на услуги. Среди них можно выделить установление цены путём суммирования затрат на оказание данной услуги и необходимой прибыли; расчёт цены на основе расчёта безубыточности и обеспечения целевой прибыли; определение цены на основании оценок потребительских качеств услуг. Однако, по причине того, что учреждение МУК «АДМ» является муниципальным учреждением, меньшая часть мероприятий имеет статус платных (таблица 4).
Таблица 4 - Динамика оказания платных мероприятий
Так, платных мероприятий было оказано в 2011 г. 100, что больше показателя предыдущего года на 34 мероприятия. Это говорит о том, что в настоящее время востребованы услуги по проведению таких мероприятий, как свадьбы, выпускные балы и т.п. Доходы от платных услуг распределены следующим образом (таблица 5).
Таблица 5 - Распределение доходов и расходов, поступающих (списанных) за оказание платных услуг
Фактически доходы, получаемые от реализации платных услуг, не превышают плановые показатели, что говорит о корректном планировании. В методах ценообразования, ориентированных на спрос, центральное место занимает понятие ценовой эластичности, хотя эмпирически эту величину трудно определить с достаточной точностью. Естественно, для количественной оценки ценовой эластичности необходимо знать, какие факторы влияют на чувствительность покупателей услуг к ценам. Ценообразование, базирующееся на установлении ценности услуги, - это ориентированный на потребителя метод, представляющий собой дальнейшее развитие концепции услуги. Гибкие ценовые стратегии (скидки на различных рынках, периодические и случайные скидки) применяются главным образом по причине неоднородности ценовой чувствительности потребительской массы. При ориентированном на конкуренцию ценообразовании учитываются два вида факторов: конкурентная структура рынка и воспринимаемая ценность услуги. Одной из целей анализа конкурентов в ценообразовании является оценка их способности к ценовым действиям и противодействиям. Отдельного внимания заслуживают такие аспекты, как установление цен на новые услуги («снятие сливок» либо проникновение на рынок), ценообразование в рамках продуктовой линии (увязывание цен, премиальное ценообразование, имиджевое ценообразование и назначение цен на дополнительные услуги).
6. Маркетинговая информационная система
Каждое учреждение культуры является объектом приема и передачи различных потоков информации, так или иначе связанных с управлением маркетингом данного учреждения. Система маркетинговой информации - постоянно действующая система взаимосвязи людей, оборудования и методических приемов сбора, классификации, анализа, оценки и распространения актуальной и достоверной информации для оптимального выбора и осуществления маркетинговых мероприятий. Каждое учреждение является объектом приема и передачи различных потоков информации, так или иначе связанных с управлением маркетингом данной фирмы. Система внутренней отчетности. Это система, представляющая поиск и аккумуляцию необходимой компании информации в процессе деятельности самой компании. Она возникает как результат деятельности предприятия и изменяется вместе с изменение работы самой фирмы. Информационные системы учреждения призваны обеспечивать функционирование других связей посредством маркетинговой информации: нормативные акты - Устав, Законы, Положения о безналичных расчетах, методика расчета собственных средств, Инструкции о порядке регулирования деятельности, о ведении бухгалтерского учета, о состоянии финансовой отчетности, внутренние нормативные документы, распорядительные акты. В системе отчетности применяются следующие регламентирующие документы (таблица 6).
Таблица 6 - Регламентирующие документы МУК «АДМ»
Система внутренней отчетности учреждения направлена на полное и оперативное отражение деловой информации, а также выдачу оперативных сведений. Система внутренней отчетности позволяет руководству МУК «АДМ» получать в кратчайшие сроки требуемую информацию. Система сбора внешней информации предназначена для снабжения руководства учреждения необходимой информацией о состоянии среды, в которой она действует. Система сбора внешней информации предполагает накопление данных о ситуации на всех рынках, особенно на тех, на которых действует Министерство культуры, и МУК «АДМ», в частности, обо всех действующих на рынке существующих и потенциальных конкурентах, клиентах, контактных аудиториях и др., а также о состоянии факторов макросреды. Основные источники внешней информации: - газеты, журналы, телевидение, радио; - публикуемые готовые отчеты, статистическая информация; - правительственная статистика потребления, отраслевые журналы; - материалы учреждения, личные контакты с клиентурой; - обмен информацией с руководством и сотрудниками учреждений. Важное место в системе сбора внешней маркетинговой информации занимает система информации о конкурентах, настоящих и потенциальных. Эта информация нужна для выработки стратегии МУК «АДМ» по отношению к своим конкурентам. Сбор информации необходим для выявления реального и потенциального рынков услуг, изучение потребностей и перспектив этого рынка. В настоящее время учреждение используют современные информационные технологии для хранения информации и обеспечения её оборота внутри учреждения. Для проведения текущей аналитической работы учреждение МУК «АДМ» создает определенную систему маркетинговой информации: - аналитический аппарат; - информационное оборудование; методические приемы, - предназначенные для сбора, оценки и распространения конкретной и достоверной информации. Для работы по расширению рынка сбыта услуг создается банк маркетинговой информации. Наличие единого стандарта для обмена информацией внутри учреждения позволяет иметь единообразные архивы по различным разделам. Так, в кратчайшие сроки, руководство может получить уже собранную статистическую информацию о количестве клиентов, видах, заказываемых ими услуг, среднем объеме оказываемых услуг, количестве предоставленных услуг в течение временного периода и тому подобное. Данная унификация позволяет руководству учреждения избежать трудоемкого процесса сбора данных и приведение их в удобный для анализа вид. Наличие единого формата файлов, содержащих маркетинговую информацию, позволяет автоматизировать процесс ее обработки. Подобный подход к сбору маркетинговой информации значительно поможет ускорить весь процесс маркетингового исследования на рынке услуг в регионе. Система маркетинговой информации учреждения состоит из: системы внутренней отчетности; системы сбора внешней информации; системы маркетинговых исследований; анализа и интерпретации информации. МУК «АДМ» использует как первичную, так и вторичную информацию. Первичной называется информация, полученная впервые именно для решения конкретно поставленной проблемы. Она формируется непосредственно в процессе проведения специальных исследований (опросов, наблюдений, тестирования и т.п.) направленных на решение конкретных проблемы. Основные методы - опросы, наблюдения, эксперимент. Выбор конкретного метода зависит от цели исследования, изученного признака и единицы наблюдения (клиент, конкурент, услуга). Вторичная информация, получаемая учреждением МУК «АДМ» представляет собой данные, получаемые из бухгалтерской и статистической отчетности, специальных публикаций, справочников, систематизирующих и аналитических обобщений. 7. Направления развития маркетинга учреждения
Вопросам развития российской сферы культуры в последние годы уделяется большое внимание. Не стало исключением развитие культуры на уровне Республики Хакасия. Сейчас государство в области распределения доходов поставило сферу культуры в крайне
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|