Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гуманизм эпохи Возрождения

План

 

Введение

1. Гуманизм эпохи Возрождения

2. Расцвет литературы

· Данте Алигьери

· Франческо Петрарка

· Джовани Боккаччо

3. Дерзновенный взлет человеческой мысли

· Сандро Боттичелли

· Леонардо да Винчи

· Микеланджело

· Рафаэль

· Тициан

Заключение

Литература


Введение

 

В настоящее время большинство исследователей согласны с тем, что Возрождение не являлось завершением средневековой культуры или началом нового времени, а представляло собой переходный тип, качественно отличавшейся от той и другой.

Началось итальянское Возрождение с обращения к забытым сокровищам античной культуры в науке, литературе, искусстве и философии. В Италии вновь открывали для себя античность, классическую «золотую латынь», обращались к рукописям античных авторов, к античной архитектуре и скульптуре. Но это было не просто возвращение к античности. Само понимание сути человека, природы, окружающего мира уже стало иным в самой своей оценке. Мировоззрение, самосознание человека эпохи Возрождения стали другими: если в эпоху античности человек учился у природы, то в период Возрождения он выделяется из природы; человек творец и мира, и самого себя, он наделен Богом свободной волей.

Раскрывая значение человека в культуре и на культуру этого времени, я не ставила целью найти что-то новое или особенное. Моя задача заключается в том, чтобы еще раз утвердить величие разума и воли человека. Показать, насколько искусство олицетворяет гуманистические принципы, возродившиеся именно в эпоху Возрождения.

Целью моей работы является:

- раскрыть общее содержание эпохи Возрождения;

- рассказать о гуманистах, олицетворяющие эпоху Возрождения;

- показать образ человека в изобразительном искусстве Италии.

 


Гуманизм эпохи Возрождения

 

Новое духовное движение стало набирать силу в Италии с XIV по XVI века (переходная эпоха от средневековья к новому времени), насыщено неординарными событиями и представлено гениальными творцами. Джорджо Вазари (1512-1574) итальянский живописец, архитектор и историк искусства был первым, кто осознал специфику зарождающихся новых элементов, употребив в своей книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550) термин «Возрождение» (Renissance). Он вводит его, говоря об упадке живописи, скульптуры и архитектуры, которые со времени античности «низвергались до крайней гибели», но так как «природа этих искусств сходна с природой и других, которые как человеческие тела родятся, растут, стареют и умирают», возможно «понять поступательный ход возрождения искусств и то совершенство, до коего оно поднялось в наши дни». Идея обращения к античности сложилась еще в позднем средневековье. Деятели этой эпохи не думали о слепом подражании эпохи античности, а считали себя продолжателями искусственно прерванной античной истории. Термин Возрождение возникший в XVI веке, означал рождение нового искусства, возрождающего классическую античную культуру.

Новое мировоззрение, возникшее в эпоху Возрождения, принято называть «гуманизмом» (человечный, человеческий). Слово «гуманизм» очень точно и емко характеризует то новое и своеобразное, что создало Возрождение в своей обращенности к старому, некогда существовавшему и сохранившему неотразимую привлекательность для потомков. Эпоха Возрождения фактически отождествилась с началом эпохи гуманизма.

Признание ценности человека как личности получило название гуманизм и составило основу мировоззрения новой эпохи.

Отдельные черты гуманизма присутствуют в античной культуре, но возрожденческий гуманизм был объемнее и целостнее. Гуманизм означает не только то, что человек признается высшей ценностью, но и то, что человек объявляется критерием всякой ценности. Эта черта гуманизма была выражена в античности Протагором: «Человек есть мера всех вещей». Такой взгляд предполагал самопознание человека. Гуманизм Возрождения проявлялся как превознесение разума в качестве главного орудия познания. Фактически это означало признание господства разума над окружающим миром. Из этого следовало еще одна черта гуманизма – вера во всеобщий и бесконечный прогресс. Наконец, поэтизация человека и всего человеческого влекло за собой эстетическое восприятие действительности, страсть к прекрасному и возвышенному.

Место человека в мире очень точно обозначил итальянский философ и гуманист того времени Пико дела Мирандола, который говорил, что в центре мироздания он ставит человека, чтобы оттуда ему было удобно обозревать все, что есть в мире. Человек, созданный по «образу и подобию» Божьему, способный видеть и воспринимать красоту окружающего мира, стал главной темой и литературы, и живописи, и скульптуры. Творчество Возрождения было направлено прежде всего на человека. Самопознание и самосозидание человека – таковы главные идеи возрожденческого гуманизма.

Становление и развитие ренессансной культуры являлось процессом длительным и неравномерным. Культура Возрождения не была достоянием одной лишь Италии, но в Италии новая культура зародилась раньше чем в других странах, и путь ее развития отличался исключительной последовательностью. Итальянское искусство Возрождения прошло несколько этапов. Первые сдвиги в изобразительном искусстве и литературе, наметившиеся во второй половине XIII века - начало XIV в. получили название Проторенессанс– переходная эпоха между средневековьем и собственно Возрождением;

- раннее Возрождение – период с середины XIV в.до 1475 г.;

- зрелое, или Высокое, Возрождение – последняя четверть XV – начало XVIв.;

- позднее Возрождение -XVI – начало XVII в.

В XVI – XVII в.в. Возрождение приходит и в другие страны Европы (Северный Ренессанс), но в каждой из них протекает в своих временных рамках и по-своему.

Так как гуманистическое учение о человеке проявилось наиболее ярко в Итальянском искусстве, поэтому и значение человека в эпоху Возрождения рассматриваю на итальянском примере.

 


Расцвет литературы

 

Ни в живописи, ни в архитектуре новая художественная культура, новое ощущение мира не выражалось так мощно, как в поэзии. Именно в литературе яснее всего обозначилось тяготение к новому, выражавшееся в новых ценностных ориентирах, в небывалом ранее самочувствовании человека.

Самыми яркими, талантливыми выразителями раннего Итальянского Возрождения - Данте Алигьери, Франческо Петрарка и Джовани Боккаччо – знаменитые поэты Возрождения.

Данте Алигьери

 

Родоначальник художественной литературы Возрождения, крупнейшим представителем периода Проторенессанса является поэт Данте Алигьери (1265–1321), символизирующий своим творчеством плавность перехода от Средних веков к Возрождению. Первые произведения Данте – «Новая жизнь» и «Пир» - представляют собой лирические стихи любовного содержания, посвященные его возлюбленной Беатриче, которую он встретил однажды во Флоренции и которая через семь лет после их встречи умерла. Свою любовь поэт сохранил на всю жизнь. По своему жанру лирика Данте находится в русле средневековой куртуазной поэзии, где объектом воспевания выступает образ «Прекрасной Дамы». Однако выражаемые поэтом чувства принадлежат Возрождению. Они вызваны реальными встречами и событиями, наполнены искренней теплотой, отмечены неповторимой индивидуальностью.

Главное произведением Данте - поэма «Комедия» (1307-1321), названная потомками «Божественной» - ее по праву считают поэтической энциклопедией «Средневековья». Поэма Данте символична, он в ней изложил свое гуманистическое мировоззрение. Она показывает непростой путь человека из хаотичного мира в Космос как гармонию красок внутреннего мира. Но чтобы достичь этой гармонии, этого Рая, согласия с самим собой, человек должен пройти через Ад повседневности и через Очищение. Структура поэмы определена автором точно и конкретно и называются эти три части: Ад, Чистилище и Рай.

В «Божественной комедии» великий поэт сумел поднять содержание поэмы до высокого философского обобщения.

Христинскую догматику Данте принимает как неизменную истину, однако дает новое изложение отношения божественного и человеческого. Он не противопоставляет эти начала, но видит их во взаимном единстве. Бога нельзя противопоставлять творческим силам человека. Человек детерминирован двояким способом: с одной стороны, богом, с другой – природой. К блаженству, таким образом, ведут два пути: человеческий разум, и «духовное поучение», исходящее от святого духа. Таким образом, человек реализует себя в земном предназначении и в вечной жизни. Разделение земной и загробной жизни ставит проблему отказа церкви от притязаний на светскую жизнь.

Гуманизм Данте антиаскетичен, он полон веры в силы человека. Человек сам ответственен за свое благо, решающим здесь является его личные качества, но ни в коем случае не богатство или унаследованное положение.

Все творчество Данте: и его «Божественная комедия», и его каноны, и его сонеты, и его философские произведения, - свидетельствуют о том, что грядет новая эпоха, наполненная неподдельным глубоким интересом к человеку и его жизни. В творчестве Данте и в самой его личности видятся истоки этой эпохи.


Франческо Петрарка

 

То что начал Данте, было продолжено Петраркой и Боккаччо. Франческо Петрарка (1304-1374) обладал глубокими познаниями в истории, а также в средневековой философии, богословии, античной культуре. Общепризнано, что Петрарка является первым европейским гуманистом. Именно преклонение перед античными авторами обусловило творческий путь Петрарки. В подражание речам и письмам Цицерона Петрарка пишет письма, представляющие собой тщательно отделанные литературные произведения, лейтмотивом которых является идея о возрождении былого величия и могущества страны.

Но наибольшее значение для развития литературы и прежде всего поэзии имела его «Книга песен» - «Канцониери», написанная на итальянском языке и содержащая 400 стихотворений гражданского и патриотического содержания. Причем более всего прославили Петрарку сонеты, разделяющиеся на циклы «На жизнь Лауры» и «На смерть Лауры», вымышленным именем которой скрывалась реальная женщина. В глазах поэта Лаура являла собой образ идеальной возлюбленной, образ женского совершенства, но в прекрасных сонетах раскрывалась прежде всего душа самого Петрарки. Сонеты стали поэтическим отражением всех возможных оттенков его любовных переживаний: мук сердца, радости, разочарования, горя любящего. Любовная лирика Петрарки представляет собой новое явление в гуманистической литературе, освободившейся от мистицизма «нового сладостного стиля» и открывшей неведомые до того глубины человеческого чувства. Не случайно Петрарка стал для всей европейской культуры законодателем любви.

Таким образом, интерес Петрарки к собственному «Я», к живым человеческим чувствам, некоторое переосмысление католической этики, интерес к античности (к которой он обращался за подтверждением собственных взглядов) делает его представителем гуманистического движения. Немаловажно, что Петрарка был горячим патриотом Италии, ратовал за ее объединение.

Джованни Боккаччо

 

Джованни Боккаччо(1313-1375) - друг и единомышленник Петрарки, в отличие от своих предшественников, не удовлетворялся лицезрением возлюбленной издали.

Вершиной творчества Боккаччо явился бессмертный «Декамерон» («Десятидневник»). Принцип построения своего сборника новелл и сюжетную канву Боккаччо заимствует из Средневековья. Все же остальное пропитано духом Ренессанса. Собрание ста новелл, якобы рассказанных в кругу светских людей, укрывшихся от чумы в загородном поместье, где они коротали время в приятных и поучительных беседах, длившихся десять дней. По словам писателя, все они «рассудительные, родовитые, красивые», были связаны между собой «дружбой, соседством, родством». Следует добавить, что были они образованы, любознательны, наделены художественным чутьем и олицетворяли собой гармонию и свободу нового, «естественного человека».

Главной идеологической проблемой средневековой культуры была проблема отношения человека к Богу. В «Декамероне» она заменяется проблемой отношения человека к человеку.

Боккаччо в «Декамероне» воплощает сочетание различных сторон человеческого бытия – высоких нравственных порывов и элементарных запросов. Уже во второй части «Декамерона» бездумная чувственность вступает в противоречие с созданием греховности плотских наслаждений. Голая, не одухотворенная чувством любви чувственность перестает для Боккаччо быть законной и вредит человеческому достоинству.

Художественное творчество Боккаччо в «Декамероне» достигает совершенства, но сам Боккаччо от него впоследствии отказался. После «Декамерона» Боккаччо перестает писать художественные произведения и обращается к науке. Он занимается греческим языком, пишет трактаты «О знаменитых женщинах», «О несчастиях знаменитых людей», «Генеалогии богов», создает географический словарь, а когда во Флоренции была открыта кафедра для толкования «Божественной комедии» Данте, Боккаччо стал ее первым лектором.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...