Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Александр Иванов. Явление Христа Марии Магдалине. Фрагмент. 1834—1836 гг.




Александр Иванов. Явление Христа Марии Магдалине. Фрагмент. 1834—1836 гг.

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Замысел композиции большого произведения «Явление Христа наро­ду» (1837—1857 гг. ) возник у Ивано­ва в середине 30-х гг. Посылая эскиз отцу в Петербург, художник сопрово­дил его подробным описанием, по которому можно узнать героев буду­щей картины: учеников, окружающих Иоанна Крестителя и готовых после­довать за Христом; выходящих из во­ды людей, которые спешат увидеть Мессию; юношу, уже принявшего крещение и смотрящего на Христа; группу левитов и фарисеев. Уже тог­да Иванов задумал изобразить Христа в отдалении от других персонажей. «Иисус должен быть один совершен­но», — подчёркивал он.

Художник много работал над отдельными образами, писал их иногда с нескольких моделей. Так, например, в лице Иоанна Крестите­ля соединены черты юноши и жен-

Александр Иванов. Явление Христа народу. 1837—1857 гг. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

*Левиты — со­гласно Библии, потомки Левия, третьего сына Иакова, родона­чальника еврей­ского народа; у древних евре­ев — священно­служители.

**Фарисеи—представители ре­лигиозно-полити­ческого течения в Иудее

во II в. до н. э. — II в. н. э. В Еванге­лиях порицаются как лицемеры.

щины. Создавая образ Иисуса Хри­ста, он набрасывал рядом с ли­цами живых натурщиков и натур­щиц головы античных статуй. На некоторых зарисовках словно стал­киваются два противоположных характера, а образ в картине их примиряет, он всегда более нейтра­лен и спокоен.

Не менее подробно разрабаты­вал Иванов в этюдах мотивы приро­ды, многие из них даже стали закон­ченными пейзажами. В «Явлении Христа народу» изображены земля и вода, долина и горы, зелень, небе­са и солнечный свет. Но это не ре­альный пейзаж, в поисках которого Иванов вначале хотел отправиться в Палестину, а образ целого мира, сложенный, подобно мозаике, из разных впечатлений художника об итальянской природе.

В 1837 г. художник начал рабо­тать на холсте размером почти семь с половиной на пять с половиной метров. Вопреки академическим правилам он расположил Христа — смысловой центр картины — в глу­бине композиции.

В своём произведении Иванов соединил некоторых героев в пары. Сопоставлены юный апостол Иоанн (он стоит позади Иоанна Крестите­ля в красном плаще) и рыжеволосый обнажённый юноша (в центре кар­тины): оба они устремлены к Иисусу. Выходящие из воды старик и юно­ша (в левом нижнем углу полотна), наоборот, противопоставлены друг другу. Это образ начала и конца человеческой жизни, встречи про­шлого и будущего. Будущее Иванов связывал с явлением Христа, про­шлое — с пророчеством Иоанна Крестителя, поэтому старик вслуши­вается в слова Иоанна, а юноша стремится рассмотреть Мессию. И в двух других парах персонажей (в центре полотна, прямо под фигу­рой Иисуса, и справа, перед группой левитов и фарисеев) старики слуша­ют, а молодые смотрят.

Справа на первом плане распо­ложены мальчик, от холода обхва­тивший себя руками, и дрожащий мужчина, выражение лица которого — смущённое и напуганное — говорит о малодушии.

Александр Иванов.

Голова Иоанна Крестителя. Этюд к картине «Явление Христа народу». Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Образ «дро­жащего» противопоставлен образу рыжеволосого юноши: состояния страха и восторга замечательно пе­реданы в их позах. Тело рыжеволо­сого юноши прекрасно в своём по­рыве, в нём сочетаются духовное и физическое совершенство. «Дро­жащий» олицетворяет идею непод­готовленности человека к переме­нам, он страшится их и привязан

Александр Иванов. Вода и камни под Палаццуола. Этюд к картине «Явление Христа народу». Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

к прошлому (как и старики, он слу­шает, а не смотрит).

Во время работы над картиной Иванов познакомился в Риме с Ни­колаем Васильевичем Гоголем. Общ­ность взглядов сблизила их, и худож­ник запечатлел писателя на полотне. В его правой части, среди группы ле­витов и фарисеев, выделяется стран­ная фигура: человек в кирпично-красной одежде, с растрепавшимися чёрными волосами входит в толпу со стороны Христа, оглядываясь на Него. Зритель читает на лице этого персонажа (так называемого бли­жайшего к Христу) живое, острое переживание собственного несо­вершенства и неудовлетворённость окружающим миром.

Прототипом образа странника, или путешественника, изображён­ного на картине, стал сам Иванов. Он наблюдает происходящее беспри­страстно, как будто со стороны, хо­тя расположен в центре полотна,

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...