Этнографические сведения о Конанке Воткинского завода Сарапульского округа Уральской области
Л.2 «Конанок» завода Воткинска с этнографич. точки зрения.
Мне хочется дать некоторые этнографические сведения о Конанке Воткинского завода, Сарапульского округа, Уральской области. Воткинский завод был открыт в половине XVIII в. графом Шуваловым. Рабочую силу привлекали крестьян из государств. деревень стоящих в близи вновь основанного завода: Березовка, Ключи, Конанка и др. Вокруг завода постепенно начали селиться администрация, торговые люди, ремесленники и заселенное пространство слилось с деревнями в одно огромное селение по длине равное шести верстам. Воткинским завод называется, потому что стоит на берегу огромного пруда, с которым сливается главная река Вотка, имеющая длину около 20 верст и еще две маленьких речушки: Березовка и Шаркан. Ширина пруда больше версты. Конанок расположен на берегу пруда по направлению впадения реки Вотки, напротив Шаркана и в трех верстах от центра и рынка. Широко раскинулся этот уголок завода; одним концом слился с ним, а другим выходит в поле; вот на этот последний я буду больше всего опираться в своём сообщении, потому что сдесь осталось много старого, а потом я больше его знаю. Этот конец пересекает лог, посредине, которого образовался застойный пруд наполняющийся раннею весною, а летом сильно высыхает, поросший ряской, мохом, хор лягушек оглашает ночной воздух. Улицы слились с центральными, только одна тянется на четыре версты по берегу пруда – это Вятская улица, но и она разделяется в логу на две, - прозванные левая и правая штанины. Население русское, только за 25-30 верст живут вотяки кот. к некоторым в большие праздники ездят в гости. Когда переселились и откуда, - неизвестно. Конанок состоит из трех главных фамилий.
Главное занятие мужчин среднего возраста работа на заводе, кроме этого после работы ловят рыбу, и частично занимаются земледелием, называют их хлеборобами. Чуть только солнышко начинает пригревать по весеннему собираются мужики в воскресенье крючить щук. Забирают большие крюка (род удочки) с толстым шнуром, насаживают на крюк рыбку, щеклейку опускает в большое прорублен –
Л.2 об.
ное отверстие во льду, сверху воду закрывают трухой из под сена, привязывают тонкую ветку (поплавок). Щука ищет добычу, натыкивается на рыбку заглатывает и вместе с крюком, начинает биться, поплавок падает и рыбак знает, что попалась щука. Некот. наставляют несколько десятков крюков и много ловят рыбы. А как только пруд начнет очищаться от льда уже лодки рыбаков снуют там и здесь, ловят щук, чебаков, если улов плохой едут в луга на озёра, лодки перевозят на лошадях там ловят карасей, линей. В мае солнце греет сильнее вода нагревается, лещ ложит (мечет) икру; для этого периода устраивают лабды – это сажени в две длины и полторы ширины площадка из жердей, между котор. навязана солома, род искусственной осоки, выводят эту лабду саженей на дватцать от берега и прикрепляют на длинных шестах, а потом через день можно вокруг лабды ставить сети, пугают рыбу ботом. Испугается рыба попадётся в сети (мережи). В теплые ночи улов бывает очень большой. Период метания икры называется растом. Сейчас в этот период ловить рыбу запрещают из опасения ее всю уничтожить. В средине лета так же лабды устраивают для щеклеи, но только ее подчерпывают саком. После раста ездят ловить просто закидывая сети спугивая ботом и ступом. Занимаются земледелием немногие, сеют очень мало, а летом все бабы, девки отправляются на страду в деревню жать зарабатывать себе на обновки. И в страднее время наш Конанок пустеет, замирает.
Конановский ухарь ростом не велик, коренаст, белорусый со светлыми волосами и зачастую светлыми глазами. В обиду себя не дает и за товарища постоит: «Где чаще всего драки?» - в Конанке. Если ходит Березовский парень к конановской девке – значит он тоже ухарь, значит он своей шкурой не дорожит, но в последнее время этот патриотизм несколько смягчился. Красивыми называют здоровых крепких, чтобы все умел делать, а маленьких, худеньких называют презрительно «замухрышками, пигалицами». Многие носили прозвища например: «Карась» - крепкий сильный рыбак, в драке очень верткий. «Батя» - отец пьяница, был для детей законом. «Хитрый» - рыбак любил на рыбалке рассказывать из
Л.3
своих похождений: усыпит рыбаков в балагане (шалаш – убежище для ночи), а сам поедет в хорошие омута рыбу ловить. Если жена управляет мужем ее зовут по муже: если муж Лев – жена Левиха, - Онисим – Оносимиха, - Александр – Ляно – Ляниха и др. Каждый семьянин имеет в два окошечка деревянный домик, кто побогаче - в три окошка, а около дома большой огород. Около дома сарай, стайки (конюшни), - баня в огороде, поатдальни от построек, баня дымная – редко белая (с трубой). Все эти постройки деревянные половина двора закрыта крышей (обломами) чаще крытый железом, потому что их начали строить в последние годы. Окошки у домов маленькие, наличники крашены редко. Украшений нет. Крыльцо маленькое, где проходит лестица, а по бокам два чулана (клеть перешла в чулан, где хранится добро и ход на чердак). А в старинных домах есть сени и клети, и летняя изба. Крыши у таких домов четырехскатные. В наст. время старых домов мало. Одежда не отличается от заводской; шьют из дешевой фабричной мануфактуры: юбки, кофты, белье. Зимой девки носили макарки, шубы, пальто, шали; бабы кацавейки, шубы; парни и мужики – полушубки, пальто, на руках рукавицы, шубенки, варежки, перчатки. На ногах носят зимой валенки, летом по праздникам ботинки, туфли, в голодные годы шили туфли сами на веревочной подошве, а в будничные дни ходят больше босиком. Рабочие – сапоги, лапти; Рыбаки высокие сапоги с большими шерстяными онучами; хлеборобы – лапти; бедняки всех профессий зимой и летом носят лапти. В праздники все одеваются в начищенные сапоги и новые рубахи: некот. праздничные сапоги и рубахи по пяти и более лет, передавая по наследству.
Домашняя утварь та же, что и в других районах: ковшик железный, железная, эмалированная поваренка; ухват, сковородник; сковорда, таганка и т.д. принадлежность каждого дома. Стулья, табуреты простые, но многие имеют венские стулья. Кровати деревянные, двух спальные, одна кровать на всю семью и служит лишь для складывания постели на день, а все спят на полу «в повалку». Пол большей частью, не крашен, очень белый – промытый с речным песком и застланный домашним ковром (половиком). Умывальник заменяет
Л. 3об
рукомойка с эмалированным тазом. Дешевые часы, на окнах цветы (их наз. садами и очень любят), шторы, на стене различные картинки. Самовар, больше, медный появился лет 20 – 25 тому назад, но сейчас – необходимая принадлежность каждого дома, как и керосиновая лампа. Электричество проведено с 1922 (исправлено на 1920. Н.Л.) года, но им пользуются не все, но в послед. вр. много. Передвижение. Лошадь летом запрягают в телегу; а зимой в сани, кошевку, санки; железная дорога. С верху Вотки, где рубят очень много дров баркас приводит баржу нагруженную дровами. Волокуш не сохранилось. Напитки. Ежедневный напиток – квас сделанный из ржи (солода). В праздники хмельная брага с сахаром или медом (медовуха), кумышку (хлебное вино) привозят из деревни и вино. Любимое кушанье – это рыбный пирог в праздник, в будни – с гостями или без гостей, а за ним идут различные пироги: с морковью, с грибами (с губами), с ягодами, с картофелем; шаньги большие и маленькие. Шаньги из кислого теста: на тесто наливают растолченный и разбавленный молоком картофель или мука смешанная со сметаной или творог со сметаной. Шаньги пресные: то месят пресное тесто рассыкаю сочень, в него наливают картофеля – края загибают – это шаньга кулик, или же края засыкают тонким рубцом – это шаньга ватрушка. По большим праздникам жарят мясные пирожки, зажариваю поросенка. Варят щи со сметаной, различные каши, жарят картофель, любят и часто варят уху, пяльмени. Варят и пекут смятку (селянку). В будничные дни утром чай не пьют, а что нибудь варят к завтраку, а в праздник после пирога обязательно чай. На крестинах, в свадьбу или на похоронах стряпают торт только в большем количестве и улучшают качество. Ребенок родится в бане, для этого приглашают повивальную бабку, после рождения отдаривают ее, кроме денег за услугу покупают ей на фартук или на кофту. В день крестин, как и в день свадьбы нельзя подавать нищину. После родов к роженице родные приходят на пирог – приносят гостинцы, но сейчас это отживает. Со свадьбой связано время и большие затраты. Свадьбы больше бывают осенью или после Рождества, когда все свободные, что бы в волю погулять
Л.4
Вначале сватают сватовщики: мать жениха, сестра и еще берут опытную женщину. За чаем узнают намерение друг друга, если мать невесты хочет выдать свою дочь замуж, назначает «взглядышки», т.е. невеста готовит угощение и приглашают жениха с родней смотреть друг друга и жених с невестой знакомятся если они не знакомы. Если невеста понравилась жених пьет много чаю, а за ним и родня, а если не понравилась, только один стакан. Часто после взглядышек женитьба расстраивается: или невеста не понравится или на оборот. А если довольны друг другом, то назначают «богомолье», то есть молятся Богу, что бы как началась женитьба так бы и кончилась спокойно и с этого дня жених и невеста сидят рядом в переднем углу, а родители сговариваются о приданном. После богомолья назначают «обрученье» иногда приглашают священника, а больше не приглашают; молятся Богу и жених вручает невесте кольцо. А потом помолившись Богу пропивают невесту до самого утра. После богомолья невеста приглашает к себе девиц шиться. Весело проводят девчата это время и каждая девица мечтает о том, чтобы у кого нибудь попраздновать на свадьбе. Жених так же приглашает товарищей и после богомолья жених к невесте каждый вечер, поиграть, потанцевать, песни петь. А на обрученье товарищи жениха выбирают шаферицу и делают предложение выбранной девушке. Предложение бывает письменное, вот пример. «Нежели вы будете моей шаферицей, то я буду вашим шафером», или «я прошу быть моей шаферницей, а я предлагаю себя быть вашим шафером», или другие предложения устные. После обручения жених ходит с шаферами каждый вечер, девицы ухаживают за своим шафером, если плохо ухаживать мало денег положит в день свадьбы за жатон. На кануне свадьбы устраивают девичник. Приглашает невеста всех своих знакомых девушек повыть в последний денек. Невеста с шафер. идут в баню, все моют невесту, поют песни, плачут, а вечером приходит жених и приносит подарки: невесте мыло, а девушкам по наперстку. Это мыло невеста ложит в чулок когда едет венчаться и после венца бережот его. Заболеют ли дети, муж или сама – умывается венчальным мылом. Невеста дарит в девичник своим подругам цветы, ленты а самую лучшую ленту ложит в Евангелие
Л.4об.
во время венчанья. В девичник всех угощают пельменями. На другой день приготовляются к свадьбе. Стараются свадьбу устроить в праздник. Жених с утра собирает коней у соседей. Соседи любят ездить на свадьбу, потому что угостят хмельным, а потом невеста даст платок, чаще красный. Часов в 11 дня часть лошадей увозят приданное невесты с постельными свахами чем больше лошадей везут приданное тем богаче невеста. Свахи в доме жениха направляют постель и вытаскивают все, что можно показать, народу (любопытных) набралось уже много, пришли смотреть приданое невесты. В два часа отправляются шафера с подарками жениха: вуаль, цветы, ботинки, чулки к невесте, а невеста посылает жен. носки, рубашку, здесь им шаферицы прикалывают ленты поют песни, а они ложат за это деньги. Затем шафера едут за женихом, а невесту в это время одевают в венчальное платье. Когда невесте одевают девчата башмак, она старается ударить каблуком, и кого первого ударит, тот и выйдет замуж первым после нее. Когда невесте направляют голову, одевают цветы, вуаль, то поют проголосные песни. Поют не только девушки, но поют и все соседи, кот. пришли посмотреть последний раз на девичью красу. Запах духов, пудры, жара, слезы производят тяжелое впечатление. Во время песни плачет не только невеста, а и многие у кого не особенно хорошо сложилась жизнь в замужестве. Приезжает жених со своими свахами и перед накрытым столом молятся Богу, благославляют караваем хлеба, садятся за стол. Посредине лежит рыбный пирог, и на нем блюдце. Этот пирог стряпала сестренка невесты или же та девица, кот не хватило шафера. Прежде чем есть пирог все ложат деньги, и эти деньги достаются стряпавшей. Потом шафера во главе с тысяцким с иконами обходят во круг всей свадебной процессии, а невеста садится на колени к своей кресной свахи и едут в церковь. И в церкви народу полно. Любят конановские смотреть на свадьбу. Из церкви свадьба направляется к жениху здесь снова благославляют иконой и хлебом, дают откусить жениху и невесте и кто больше откусит, того и воля, власть.
Л.5
Затем съезжаются гости и пир продолжается до утра. Утром снова собираются. Невеста дарит свекра и свекровь, гости пытают невесту, умеет ли она мести пол, приносят соломы, бьют корчаги бросают деньги. Ходят по улице, если летом обливают молодых водой, если зимой загребают в снег, часто много бывает безобразия. Все направляются к невестиной матери угощаются там так и кончается свадьба. Похороны. Покойника моет непременно старая дева или старый холостяк, или женщина кот. давно не живет с мужем. Горшок из которого мыли покойника вместе с водой разбивают о передний угол. Над покойным читает псалтирь чтица. Когда выносят покойника, то первому попавшему подают милостыню нитки ихлеба, после того как схоронят всех приглашают обедать. Сначала молятся и начинают обед с кутьи и кончают киселем. Кости и крошки оставшиеся после обеда выбрасывают на крышу, чтобы съели «птички божьи». После похорон на 9 – 20 – 40 молятся и устраивают обед, ибо душа сорок дней ходит по мукам. В Конанке редко ходят в церковь и Бога только почитают во время несчастья: во время засухи служат в поле и на перекрестках молебны, во время пожара – крестят иконой, бросают третьего года крашенное яйцо и т.д. На пасхе только красят яйца, куличи и пасху стряпают немногие. Но зато для молодежи это праздник – качели с утра и довечера наполнены молодежью, песни, смех раздаются, масса молодежи гуляет вокруг. Много гуляет и веселится молодежи в троицин день, на Рождестве, но больше всего на масленице. Устраивают ледяные горы и катаются на липовой коре, а больше друг на дружке «Куча мала». Не один ушиб получишь на масленице, но зато весело, задорно, здорово! Утром пойдут девки за водой парни не дают принести – выливают воду (на катушку) починяют проломленные места. А вечером снова веселье. На масленице объедаются блинами аладьями и т.д.
Л.5об
В последний прощенный день вечером уже кататься нельзя, а нужно готовиться к великому посту. Все собираются у старшего из родни просят у него прощения, кланяются перед ним на коленях чаще так: «дедушка, прости меня если я чем тебя огорчил» он отвечает «Бог простит» и подходит другой. Конец вечера проходит смирно, но пост в Конанке не празднуют едят скоромное – говеют только больные женщины, да старики. Летом по праздникам большой и маленький – все выходят на улицу. Старшие мирно беседуют на завалинке (на скамейке перед домом) усердно лущат семечки. Молодежь гуляет, а ребятишки тут же играют. Часто под влиянием теплого вечера, пересудачили всё: начинают играть. Любимая игра «Яша и Маша». На большой площадке есть где разбежаться и играют очень добросовестно и с увлечением. Вторая игра «слепой зрячий» слепой ловит не слепого. Часто борются, но в борьбе принимают участие мужики среднего возраста. Парни любят играть в горелки. В праздники собираются на ватагу (пить чай) в лес. Часто эти ватаги кончаются плохо: обязательно подерутся. Молодежь любит кататься на лодке на пруду с гармошкой, или сидеть на берегу слушать заливающуюся гармошку. Есть в Конанке хорошие музыканты (хорошо играют на гармошке), к ним население относится с уважением, зазывают к себе на завалинку и просят играть. Или когда вечером в будничные дни все вернулись с работы: Алешка Баженов залился, затянулся печальной песней хватающей за живое, будящей, задевающей звуками тайные струны и если баба доит корову, мужик стучит молотком, ребята стучат остановятся и слушают. Народные пословицы. – Во время обеда – «хлеба да соль», «приятно кушать»; во время стряпни – «спорина в стряпню», дорогой – «мир дорожкой»; когда сидят на завалинке – «мир на беседе», во время работы «помогай Бог» или «Бог в помочь», когда полощут – «беленько». А примет много: заскрипит ли матка (матица у потолка) быть покойнику; закричит ли ворон около дома – быть беде;
Л.6
запает ли курица – не к добру; если поехал рыбак рыбачить, да попалась на встречу баба, кот. он не любит, - по его мнению злая – лучше не ходить – рыбы не поймаешь; пошла баба на базар рыбу продавать, да пересекла дорогу кошка – на базар не ходи, - рыбу не продашь. Верят в Конанке в сон – в различные предзнаменования. Моет кошка лапкой морду – гости придут, посадят ее в передний угол если она продолжает умываться гость важный, а если не важный – кошка идет к порогу. Топится печка, да падут дрова – гость придет или останется головешка – гость придет. Садит ли баба или девушка отводок цветка – загадывает свое желание: если сбудется цветок отростет, если не збудется цветок засохнет. Еще много примет, но я их забыла. Дети, как только научаются ходить предоставлены себе, их воспитывает улица, да смотрит старшая сестренка лет 8 – 10, чтобы был сыт, да не уснул бы на улице. В этот период бутуз знакомится с окружающим, часто далеко заходит от дома. Любимая игра девочек – куклы; куклы – это вторая жизнь ребенка и клетка: настроят себе клеток каждая девочка, ходят в гости, живут семейной жизнью, втягивают мальчиков, вообще повторяют действительную жизнь. Летом шьют себе платья из лопухов, молотят лебеду ручными молотилками, ходят рыбу ловить. Ходят в гости играющие одного дома к играющим другого дома. Чуть только снег стает бегут ребята в поле собирать письтики – это только что вышедший из земли хвощи. Если долго не могут найти, то приговаривают: «пистик, пистик выстави головку». Найденный свежий пистик съедают. Ходят в поскотину собирать «гусиные лапки». Это какие-то маленькие, вроде грибов, похожие на гусиные лапки, зеленые растеница. Купаются в ямах: раньше в поскотине были кирпичные сараи, а потом их убрали, и оставили после себя огромные ямы. Эти ямы весною заполняются водой, вода здесь быстро нагревается и ребята в начале мая уже купаются. Мальчики очень любят играть в бабки – это первая весенняя игра; в лопту (копылялку), о прятки. Летом бегут купаться. Летом берег пруда целый день оглашается детским криком. Купаются, топчут топки из глины, месят, лепят различные вещи из глины, стряпают различные кушанья – все из глины. Побегут купаться с криком: у кого кнопки, пуговки горят; если бегут в гору – кому гору копать; если нужно лезть через огород – кому огород городить; мажутся глиной, если кого ребята не любят, как говорят за барские выходки
Л.6 об.
засолят ребята солью – песком, пока не придет кто-нибудь старший. В воде ставят березку, сеют просо, плавают, барахтаются; бывают несчастные случаи – ребята тонут пруд богат омутами – чуть по дальше от берега попадешь в омут не выйти, но ребята знают места, где можно купаться и, где нельзя. Ребятишки побольше по берегу бродят рыбу, т.е. с полотном в руках обходят небольшую площадь водной поверхности, а потом загребают к берегу, ловят вилками пискунов в берегу, ищут земляные орехи. Несмотря на то, что в берегу очень много птичьих гнезд, ребята их не разоряют и беда тому ребенку, который разорит гнездо – достанется от родителей и от товарищей. Поспевают ягоды – ребята гурьбой отправляются за ягодами. А вечером, раньше, когда не было пастуха, идут за коровами. Зимой катаются на салазках (санках) с сугробов, под берег, а только что застынет пруд почти все – большие и маленькие катаются на коньках по пруду, гололедица стоит долго. Вот здесь ребятам развлеченье. Катаются по всему пруду, ездят в Шаркан далеко по Вотке за камышом. Когда бывает ветерок, то старшие вытаскивают сани прикрепляют парус и сани несутся наполненные детворой или молодежью. Не устраивают в Конанке для детей елки, а веселятся дети вместе с взрослыми. На Рождестве только дети ходят славить, играют в жмурки, уж я (слово пропущено – не смог прочитать. Н.Л) хорошо, а на пасхе катают по лубку крашенные яйца. Кроме игры ребята ходят в школу, но далеко не все, некоторые так и остаются неграмотными: нет обуви, нет одежды. В последнее время среди детей замечается развитие сцены т.е. постановки детского спектакля – это эволюция игры в клетки: устраивают занавесы, часто неграмотные ребята берут какой-нибуд факт из жизни показывают на небольшой площадке. Часто маленький артист не знает что будет говорить; но кто играет главную роль он ему подсказывает. Вот например сценка: собрались ребята играть, самая бойкая из них Нюрка говорит: давайте ребята спектакль ставить! Ребята с удовольствием соглашаются. Я буду мать, Колька будет мой муж, поменьших ребят, это мои дети, а остальные публика. В этой импровизированной пьесе отражается быт, жизнь, то что видят ребята, увлекательность зависит от инициатора этой игры. Иногда
Л.7
Пьесой руководят школьницы старшего возраста, но они приносят письменные пьесы, и ребята не любят, им надо видеть жизнь соседа, свою жизнь, жизнь своей семьи. Народная медицина.Верят в уроки: чуть кто чем заболел – значит изурочили; тогда обрызгивают с уголька, нашептывают на воду. Если лихоманка (лихорадка) трясет, - шьют куклу, в средину зашивают ногти и волосы больного и бросают на перепутьи со словами «кукла ушла из дому и лихоманка уходи из нашего дому» или «кто куклу подберет, тот лихоманку к себе заберет». А более сознательные идут к врачу. Семейное родство, довольно крепко, держится. Муж стоит во главе семьи и жена боится его. Власть старики уже не имеют как лет 20 тому назад, но по старому обычаю с ними считаются, часто как только женится парень старается тотчас же отделиться, в свой домик, или же уходит на квартиру. С соседями дружат и во время несчастья помогают друг другу – устраивают помочи. Отношение к школе одинаковое, как к старой, так и к новой. В клуб ходят редко (нужны деньги) дома устраивают вечеринки, но в настоящее время тяга в клуб, особенно, в кино увеличивается. Предпочитают кооператив, но учреждения не любят за бюрократизм, за грубое обращение. Рынок в центре три раза в неделю: вторник, пятница и суббота, частной торговли мало. Обычаев при промысле нет или может быть есть но я не знаю. Только пашню, когда дожинают полосу, то оставляют ржи или овса «Илье на бородку». Война и революция имеют сильное влияние, но бытовые черты изменяются очень слабо. Конанок по сравнению 4-5 лет тому назад ушел далеко, но как то все тянутся друг за другом, не отстают друг от друга, но очень туго, очень тяжелы на подъем. Это можно объяснить только тем, что наш завод не работал 6 лет. Мужчины уезжали на заработки в другие заводы, женщины кое-как перебивались с семьей дома. А потом я последние годы оторвалась от Воткинска и Конанка и потому о последнем положении семейного быта и мировозрения знаю мало.
1/VI 1927 года Пьянкова Антонина Ивановна
Л.7об.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|