Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

39) Проблемы философии науки в постпозитивизме.




39) Проблемы философии науки в постпозитивизме.

ПОСТПОЗИТИВИЗМ

— общее название, используемое в философии науки для обозначения множества методологических концепций, пришедших на смену методологии логического позитивизма.

1. П. отходит от ориентации на символическую логику и обращается к истории науки. П. заботится не столько о формальной строгости своих построений, сколько о соответствии их реальному научному знанию и его истории. 2. В П. происходит существенное изменение проблематики методологических исследований: П. главной проблемой философии науки делает понимание развития научного знания. 3. Для П. характерен отказ от жестких разграничительных линий, установлению которых позитивизм уделял большое внимание. Смягчается известная дихотомия эмпирического — теоретического, исчезает противопоставление фактов и теорий, контекста открытия и контекста обоснования. 4. П. постепенно отходит от идеологии демаркационизма, исповедуемой логическим позитивизмом. П. отказывается видеть жесткие границы между наукой и философией. Он признает осмысленность филос. положений и неустранимость их из научного знания. 5. Распространенной особенностью постпозитивистских концепций является их стремление опереться на историю науки. Представители П. главным объектом своего внимания сделали развитие знания, поэтому они вынуждены были обратиться к изучению истории возникновения, развития и смены научных идей и теорий. 6. Отличительной чертой большинства постпозитивистских концепций является отказ от кумулятивизма в понимании развития знания. П. признал, что в истории науки неизбежны существенные, революционные преобразования, когда происходит пересмотр значительной части ранее признанного и обоснованного знания — не только теорий, но и фактов, методов, фундаментальных мировоззренческих представлений. Поэтому вряд ли можно говорить о линейном, поступательном развитии науки. Многие представители П. предпочитают говорить не о развитии, а об изменении научного знания. И одной из важных проблем постпозитивистской философии науки стал вопрос о том, существует ли в этом изменении к. -л. накопление знания?

40) Прагматизм: основные идеи и представители.

Прагматизм (от греч. prá gma, родительный падеж prá gmatos — дело, действие), субъективно-идеалистическое философское учение. Родоначальником прагматизма считается видный американский философ Чарлз Сандерс Пирс (1839-1914).

Только в конце 90-х гг. крупный американский психолог и философ Уильям Джеймс (1842 — 1910) придал идеям Пирса форму, доступную восприятию образованной публики.

Вслед за Джеймсом к прагматизму примкнул выдающийся философ Джон Дьюи (1859 — 1952).

Представители прагматизма наряду с отрицанием объективной познавательной роли понятий в центр своего внимания поставили вопрос об их значении, а также о средствах его установления. Философы, принадлежащие к этому направлению, попытались соединить мир понятий, идей и суждений с миром объектов с помощью соединяющего эти миры значения. Они отстаивали мысль о том, что значение понятия определяется отношением не к объекту, а к субъекту. По их мнению, значение следует рассматривать в терминах тех практических последствий, которыми оборачивается использование нами определенного понятия.

Философия прагматизма не представляла собой единого и четко разработанного учения. Во взглядах ее приверженцев имеются различия. Так, Пирс под прагматизмом понимал в основном теорию мышления и метод установления значения понятий. Джеймс разрабатывал прагматизм в основном как теорию познавательной деятельности и этическое учение, поддерживающее веру в Бога. Дьюи основу прагматизма видел в инструментальной логике, или в учении о проблематических ситуациях, сопровождающих многогранный человеческий опыт.

41 Основные идеи герменевтической философии (не дописан)

Основной вопрос «как возможно понимание? Термин «герменевтика» обозначает искусство толкования, разъяснения. Основными понятиями герменевтики являются понятия «смысл», «авторитет», «традиция», «интерпретация», «герменевтический круг», «часть и целое». Но центральное положение среди них занимает понятие «понимание». Герменевтика - это искусство толкования текста (Бог Гермес - вестник богов).

Герменевтика как подсобная философская наука известна с античности и существует до сих пор в религиозном знании. Основатель философской герменевтики считается Ф. Шлейкмахер (иногда относится к немецкой классической философии). Этот философ истолковывает реальность как определенного рода текст, который может быть интерпретирован.

В раввинистической традиции герменевтика - толкование текстов Библии, главным

образом Пятикнижия, направленное на раскрытие смысла библейского предписания

или взаимосвязи разных частей библейского текста и позволяющее выявить не

выраженное в нем прямо или недостаточно уточненное заключение. Герменевтика

служит чаще всего для решения галахических вопросов, на которые библейский

текст не дает прямого ответа, и в меньшей мере - для извлечения этических

предписаний, гомилетических построений и аггадических интерпретаций Библии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...