Чтение и обсуждение на тему «Умение понять и помочь».
Цель. Воспитать умение сочувствовать товарищу. Воспитать стремление и умение помогать людям. Формировать понятие о необходимости заранее обдумывать каждое свое действие. Оборудование. Басня И.А. Крылова «Пустынник и медведь. Ход. Заранее скажите ребятам, чтоб они прочитали басню И.А. Крылова. Классный руководитель: Сегодняшнее наше занятие будет посвящено обсуждению прочитанного произведения. Кто бы хотел перерассказать своими словами басню? (Один ребёнок перерассказывает.) Классный руководитель: У меня возникли такие вопросы к басне: - Хотел ли медведь помочь? - Что сделал медведь на самом деле вместо помощи? - Почему автор басни написал: «Услужливый дурак опаснее врага»? (Дети пытаются ответить.) Классный руководитель: Из всего вами сказанного можно сделать вывод: недостаточно хотеть помочь, нужно помогать обдуманно, разумно иначе не поможешь, а навредишь. А что же нужно сделать, чтобы помощь была настоящей, умной? Давайте разберём на примере. - Ваш товарищ сидит грустный. Как ему помочь? Подойти и рассказать смешную историю? (Ребята начинают размышлять над проблемой.) Правильно … (назвать имя ученика), а если у него настоящее горе? Тогда вы не можете и не насмешите, а только сделаете ещё хуже своим непониманием. Грустным можно быть по разным причинам. Что же делать? (Ребята дальше рассуждают.) Вы должны, прежде всего, узнать, что с человеком. Ну, а что делать дальше? (Ученики оживленно начинают подавать советы.) Вено, ребята, первые пришедшие в голову слова или поступки не могут по-настоящему помочь, сделать лучше другому. Недостаточно выяснить, что с человеком, надо глубоко посочувствовать ему (т.е. поставить себя на его место, почувствовать то же, что чувствует он), а затем быстро и хорошо подумать, что поможет человеку в этой ситуации, при таком состоянии.
Классный руководитель: А сей час ребята, я посмотрю, как вы поступите в этой ситуации: представьте, что ученик потерял в школьной раздевалке свою одежду. Мне нужен человек, кто будет играть эту роль. А все остальные будут его утешать и поддерживать. (Идёт разыгрывание ситуации.) Классный руководитель: Давайте подведём итоги. Как же правильно, разумно помочь другому человеку? (Ребята при помощи педагога делают вывод.) Заключение. Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. Нравственные ориентиры в настоящее время претерпевают многочисленные изменения, зачастую это выражается в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому проблемы нравственного воспитания школьников актуальны в наше время. Этой работой мы подтвердили «закономерность нравственного воспитания», которую сформулировал В.А. Сухомлинский: «Если человека учат добру - …в результате будет добро». Только воспитывать надо постоянно, требовательно, настойчиво, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей. В соответствии с поставленными в начале исследования задачами были: 1) показаны, что изменяются ценности, а это означает падение нравственности. Поэтому главной задачей школы, классного руководителя является нравственное воспитание; 2) проанализированы ключевые понятия исследования: нравственное воспитание – целенаправленный двухсторонний процесс формирования морального сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и привычек нравственного поведения; форма воспитания – это способ организации воспитательного процесса;
методы нравственного воспитания выступают как пути и способы формирования нравственного сознания, развития моральных чувств и выработки навыков и привычек поведения; 3) выделены задачи и функции классного руководителя; 4) указаны основные формы нравственного воспитания: классный час, беседа, диспут по вопросам морали, читательская конференция и формы приобщения учащихся к искусству; 5) выяснили, что методы убеждения и методы упражнения, которые использовали в основном, дополняют методы стимулирования (поощрения и наказания), коррекции поведения, игровых ситуаций, метод дилемм и главный метод воспитывающих ситуаций. Методы нравственного воспитания выступают в сложном и противоречивом единстве; 6) выделены правила общения в процессе нравственного воспитания; 7) разработаны этические воспитательные дела, с использованием разных методов, для 5-6 классов. Тема нравственности в нашем исследовании рассмотрена не полностью, так как не затронуты аспекты диагностики, учёт возрастных особенностей, работа с трудными детьми и некоторые другие. Окончательный вывод может быть сделан при апробации данных этических воспитательных дел на практике.
Список литературы: 1. Аристотель. Сочинения в 4-х томах – М.: 1984, т.4. 2. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. – М.: Просвещение, 1979. 3. Белинский В. Г. Избр. Пед. Соч. М., 1948. 4. Болдырев Н. И. Методика работы классного руководителя: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов.-М.: Просвещение, 1984. 5. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: (Вопросы теории). – М.: Педагогика, 1979. 6. Даль В.И. Толковый словарь живаго велико русского языка. – М.: 1979, т.11. 7. Ермакова Е. Курс нравственного воспитания «Этика». // Народное образование. 1998. № 9-10. 8. Классному руководителю. Учеб.- метод. пособие / под ред. М.И. Рожкова. – М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. 9. Краткий словарь по философии. – М.:1982. 10. Лихачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. Пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, Юрайт, 1998. 11. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. – Соч. В 7-ми т. М., 1957, т. IV. 12. Никандров Н.Д. Проблема ценностей в российском обществе и цели воспитания. // Школа. 1999. № 4.
13. Педагогика: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. Ю.К. Бабанского. – 2-е изд., доп. и перераб. – М., Просвещение, 1988. 14. Пед. энциклопедия. Гл. ред.: И.А.Каиров, т.3, М., «Совет. энцик-я», 1966. 15. Подласый П.И. Педагогика: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: Просвещение, 1996. 16. Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности. // Классный руководитель. 2001. № 6. 17. Рожков М.И. Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 18. Толкачёва Л. Всех выше должно стоять образование нравственное. // Сельская школа. 2002. № 1. 19. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для клас. руководителей. – М.: Просвещение, 1983. 20. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие.-4е изд., перераб. И доп.-М.: Гардарики, 2000. 21. Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч., т. V. М., 1951. 22. Шилова М.И. Проблема ценностей и цели воспитания. // Классный руководитель. 2001. № 3. 23. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. – М.: Педагогическое общество России, 2000. 24. Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1987.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|