Дети берут инструменты (колокольчик, палочки и др.) и ритмично отмечают ритмическую пульсацию.
Дождик капнул на ладошку-
Кап-кап, кап-кап-кап!
На цветок и на дорожку-
Кап-кап, кап-кап-кап!
Застучал по крыше он-
Кап-кап, кап-кап-кап!
И раздался чистый звон-
Кап-кап, кап-кап-кап!
-А какая это шишка?
протягивают ладошки вперед
-Я не знаю, - шепчет мишка.
пожимают плечами
Научим мишку мы считать:
Один, два, три, четыре, пять. дети загибают пальчики и считают их
«МИШКА УЧИТЬСЯ СЧИТАТЬ»
Задача: Развитие эмоций, выразительности движений, мелкой моторики.
Ход игры:
Мишка по лесу гуляет,
дети топают ногами,
В корзину шишки собирает.
п ереваливаясь с боку на бок
-Шишка раз, шишка два-
одной рукой собирают
Положу я их сюда.
Складывают в ладонь другой
«ЕЖИК»
Задача: Развитие ритмической координации, выразительности движений, способности координировать движения с музыкой и текстом, развитие внимания.
Ход игры: Дети встают в круг, взявшись за руки. Ежи сидит в центре круга.
Жил в лесу колючий ежик, да, да, да. идут по кругу
Был клубочком и без ножек, да, да, да.
Не умел он хлопать - качают головой
Хлоп-хлоп-хлоп. Хлопки.
Не умел он топать- качают головой
топ-топ-топ. притопы
Не умел он прыгать качают головой
Прыг- прыг-прыг. прыжки на двух ногах
Только носом шмыгал- качают головой
Шмыг-шмыг-шмыг. п оказать пальчиком нос
В лес ребята приходили, да, да,да. те же движения
И ежа плясать учили, да, да, да.
Научили хлопать - хлоп, хлоп,хлоп.
Научили топать - топ, топ, топ.
Научили прыгать - прыг, прыг, прыг
А он их.. носом шмыгать, шмыг, шмыг, шмыг.
«ДОЖДИК, ЛЕЙ!»
(русс народ. закличка)
Задача: развитие эмоциональной сферы, координации движений.
Дождик, лей, лей, лей.
Помахивают кистями рук
На меня и на людей.
Руки к груди и разводят в стороны
На людей по ложке,
ладошки сложены в «ложки»- углубления
На меня по крошке,
руки к груди и пальцы сложены в щепотку
А на б-а-бу Ягу
Руками схватиться за голову, покачать головой
Лей по целому \ ведру.
Руки бросить вниз с наклоном туловища
«ЗАВОДИТЕ ХОРОВОД»
Задачи: Воспитывать чувство ритма, закрепления навыка движения по кругу.
Ход игры:
Заводите хоровод
В центре круга - ребенок, играющий
Вокруг гармошки -
на гармошке. Дети, взявшись за руки
идут вокруг него
Выше ручки,
останавливаются, поднимают руки
вверх
Хлоп в ладошки,
один раз хлопают в ладоши.
Топ - топ, ножки!
4 раза топают ногами.
Упражнения повторяются, на гармошке играет другой ребенок.
«ГОСТИ»
(авторы текста 1-го и 2-го куплетов-А. Ануфриева, 3-го и 4- го.-М. Картушина)
Задачи: Развитие танцевального творчества, выразительности движений в соответствии с игровым образом, чувства ритма.
Ход игры: Ведущий надевает шапочки домашних животных и птиц, приглашает малышей встать в круг.
Припев:
Тук—тук-тук, отворите, дети 3 раза хлопают в ладоши
3 раза шлепают ладонями по
коленям
В гости поскорей пустите! Попеременно топают ногами
Приходи к нам петушок, хлопают, в центр круга
Попляши для нас, дружок. выходит ребенок
Очень весело у нас в шапочке петушка
Развеселый будет пляс. произвольно танцует
Припев:
Мы собачку выйти просим:
К нам иди собачка в гости.
Очень весело у нас
Развеселый будет пляс.
Припев: делают те же движения
К нам козленок прискакал
Ножками затопотал в центр круга выбегает
Очень весело у нас, козленок и пляшет
Развеселый будет пляс.
Припев:
Серый котик прибежал,
Хвостиком своим махал.
Очень весело у нас
Развеселый будет пляс.
Три цветка
Дидактическая игра на определение характера музыки. Игровой материал Демонстрационный: три цветка из картона (в середине цветка нарисовано «лицо»- Спящее, плачущее или весёлое), изображающих три типа характера музыки: 1. Добрая, ласковая, убаюкивающая (колыбельная) 2. Грустная, жалобная. 3. Весёлая, радостная, плясовая, задорная. Можно изготовить не цветы, а три солнышка, три тучки и т.д. Раздаточный: у каждого ребёнка- один цветок, отражающий характер музыки. ХОД ИГРЫ 1 вариант. Музыкальный руководитель исполняет произведение. Вызванный ребёнок берёт цветок, соответствующий характеру музыки, и показывает его. Все дети активно участвуют в определении характера музыки. Если произведение известно детям, то вызванный ребёнок говорит его название и имя композитора. 2 вариант. Перед каждым ребёнком лежит один из трёх цветков. Музыкальный руководитель исполняет произведение, и дети, чьи цветы соответствуют характеру музыки, поднимают их.
Сладкий колпачок.
Дидактическая игра на закрепление пройденного материала. Игровой материал Демонстрационный: колпачки разных цветов по количеству музыкальных номеров и ещё один- для конфет, карточки с заданием (спеть знакомую песню, исполнить танец, хоровод) на карточках- рисунки по сюжету произведения или текст, который читает взрослый. Конфеты на каждого ребёнка. ХОД ИГРЫ Дети сидят полукругом. По всему залу расставлены колпачки. Приходит грустный Петрушка. Он приготовил детям сладкое угощение, положил под колпачок. А под какой- забыл. Надо этот колпачок обязательно найти! Музыкальный руководитель предлагает Петрушке подойти к любому колпачку (кроме того, где лежит сюрприз), и дети выполняют задание, найденное под ним. Под последним колпачком- угощение. Колпачок с угощениями может находится не только в поле зрения детей, но и быть где-то спрятан.
День рождения
Дидактическая игра, на определение характера музыки. Игровой материал Демонстрационный материал: мягкие небольшие игрушки (заяц, птичка, собачка, лошадка, кошка, цыплята и др.). Небольшой кукольный столик со стульчиками, чайная посуда, маленькие яркие коробочки- подарки для Зайчика.
ХОД ИГРЫ
Муз. Рук.: Посмотрите, ребята, какой сегодня Зайчик необыкновенный, даже праздничный бантик повязал. (Зайчик хлопочет по хозяйству. Ставя на стол игрушечную посуду. Я догадалась, у Зайчика сегодня день рождения, и он пригласил гостей. Вот уже кто0то идёт! Я вам сыграю музыку, а вы догадайтесь. Кто же первый идёт? Муз. Руководитель исполняет произведение, дети высказывают своё мнение о характере музыки, узнают музыкальный образ. После этого появляется игрушка- «гость» с подарком и дарит его зайчику. Затем игрушку сажают к столу. Таким образом, последовательно исполняются все произведения. В конце игры муз. Руководитель спрашивает детей. Что подарят зайчику дети. Это может быть песенка или танец, знакомые детям. Весёлая гимнастика
Дождик:кап! Ритмическая речевая игра для средней- старшей группы Развитие чувства ритма
Дети сидят на стульчиках и чётко произносят текст с ритмичным движением рук и ног.
1.Птица: кар. Кар, кар! Ветер: хлоп, хлоп, хлоп! (дети ритмично хлопают в ладоши) Дождик кап, кап. Кап1 (хлопают ладонями по коленям) Ноги шлёп, шлёп, шлёп! (топают попеременно ногами) 2.Дети: ха, ха, ха! (вытягивают руки вперёд, ладонями вверх) Мама: ах, ах, ах! (качают головой, держась за неё руками) Дождик кап, кап, кап, (хлопают ладонями по коленям) Туча: бах. Бах, бах! (топают ногами)
Сороконожка
Дети выстраиваются в колонну. Кладут руки друг другу на плечи, изображая сороконожку. Учатся чётко проговаривать текст, в ритме стихотворения выполнять движения. Выполняется без музыки.
1.Шла сороконожка По сухой дорожке (дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня) 2.Вдруг закапал дождик: кап! -Ой промокнут сорок лап! (Дети останавливаются, слегка приседают) 3.Насморк мне не нужен Обойду я лужи! (идут высоко поднимая колени, будто шагая через лужи) 4.грязи в дом не принесу Каждой лапкой потрясу (останавливаются. Трясут одной ногой0 5.И потопаю потом Ой, какой от лапок гром! (дети топают ногами)
БОМБА
Главная цель
Развитие умения слушать и находить источник звука.
Доплнительны цели
Развитие способности концентрировать внимание. Развитие сотрудничества в группе
Что понадобится
Будильник (можно заменить метрономом).
Количество участников
От 3 до 10.
Основной вариант
Один из участников выходит из комнаты, а кто-то из оставшихся прячет будильник. Когда все готово, водящего приглашают в комнату и просят найти будильник.
Замечания
Группе можно напоминать о том, что не следует шуметь и подсказывать водящему, где находится будильник.
Другие варианты
Водящему можно завязать глаза. Можно привнести элемент соревнования, выбрав одновременно двух играющих на роль водящих. Искать источник звука может вся группа одновременно. В этом случае играющие должны стараться бесшумно двигаться по комнате. Будильник может быть установлен на звонок через 1—2 минуты. Водящий должен постараться обнаружить его до того, как он зазвонит.
ТИХО И ГРОМКО
Главная цель
Развитие выдержки и умения слушать.
Доплнительные цели
Развитие способности прогнозировать события. Развитие способности концентрировать внимание.
Что понадобится
Равное количество бубенцов и бубнов с тарелочками — по одному инструменту на каждого участника. Портативный синтезатор или музыкальная аудиозапись.
Количество участников
От 6 до 10.
Основной вариант
Участники делятся на две группы соответственно типам инструментов, садятся напротив друг друга и готовятся играть по очереди. Ведущий объясняет, что группа с бубенцами должна играть тихо, а группа с бубнами — громко. Звучит музыка, и группы соответствующим образом играют.
Замечания
В каждой группе может быть «руководитель», или «дирижер». Поначалу можно делать перерыв между различными по стилю музыкальными фрагментами. Возможно, некоторым участникам нужно помочь слушать и ожидать своей очереди, когда играет другая группа.
Другие варианты Можно использовать контрастную музыку — как энергичную, так и спокойную. У каждой группы может быть своя песня или музыкальная тема
БУБЕНЦЫ И БУБНЫ
Главная цель
Развитие сотрудничества в группе и способности концентрировать внимание
Доплнительны цели
Развитие умения наблюдать. Развитие умения слушать.
Что понадобится
Равное количество бубенцов и бубнов с тарелочками — по одному инструменту на каждого участника. Портативный синтезатор или музыкальная аудиозапись.
Количество участников
От 6 до 10.
Основной вариант
Участники распределяются по группам соответственно типам инструментов: в одной группе — с бубнами, в другой — с бубенцами. Когда начинает звучать музыка, все танцуют, свободно передвигаясь по комнате. Когда музыка смолкает, участники с бубенцами образуют одну группу, а участники с бубнами — другую. Музыка звучит вновь, группы смешиваются, и все танцуют. Игра продолжается таким же образом
Замечания
Вначале взрослые могут принять участие в игре, чтобы в нужный момент помочь объединению в группы
Другие варианты Можно использовать и другие подходящие инструменты, задействовать не два, а три вида инструментов.
МОТОЦИКЛИСТ
Главная цель
Развитие умения слушать.
Доплнительны цели
Формирование контроля за движениями и повышение скорости реакции. Предоставление возможности высвободить энергию. Формирование пространственных представлений. Стимулирование творческой вокализации.
Что понадобится
Одна губная гармошка
Количество участников
От 3 до 6.
Основной вариант
Группа располагается в комнате, оставив достаточно места для бега. Одного из участников выбирают на роль мотоциклиста, который будет кружиться по комнате на воображаемом мотоцикле. Ведущий или один из участников имитирует на казу звуки мотоцикла: момент запуска, ускорение, замедление, поворот ручки «газа».
Замечания
Полезно потренироваться в имитации звуков до начала движения мотоциклиста. Эта игра может служить поводом для разговора о безопасности на дорогах.
Другие варианты
Ведущий может расставить в комнате стулья, чтобы «мотоциклист» двигался по кругу и т.д. Одновременно ездить на мотоцикле под аккомпанемент того же казу могут два участника.
В КАКОМ НАПРАВЛЕНИИ?
Главная цель
Развитие умения слушать.и концентрировать внимание
Доплнительны цели
Развитие осознания своей принадлежности к группе. Формирование представлений о направлении. Развитие выдержки.
Что понадобится
Бубенцы и портативный синтезатор
Количество участников
От 4 до 10.
Основной вариант
Группа садится в круг. Когда зазвучит музыка (в среднем регистре синтезатора), играющие начинают передавать бубенцы по часовой стрелке. Внезапно ведущий берет на синтезаторе две самые высокие ноты, и группа изменяет направление движения бубенцов, передавая их против часовой стрелки. Музыка продолжает звучать, и каждый раз, когда слышны две высокие ноты, направление движения бубенцов изменяется
Замечания
Нет необходимости в том, чтобы играющий на синтезаторе хорошо владел инструментом. Однако он должен суметь убедиться в том, что направление движения бубенцов изменяется вовремя и остается неизменным до тех пор, пока не прозвучат две высокие ноты.
Другие варианты
Можно передавать и другие небольшие инструменты, такие, как марака и кабаса. Портативный синтезатор можно заменить другими мелодическими инструментами, например, ксилофоном. Сигнал для изменения направления движения бубенцов можно подавать, ударяя палочками по тарелке или барабану. В этом случае вместо синтезатора используют аудиозапись.
ПОЙМАЙ РИТМ!
Главная цель
Развитие умения слушать
Доплнительны цели
Повышение способности концентрировать внимание. Развитие кратковременной памяти.
Количество участников
От 3 до 8.
Основной вариант
Группа садится в круг. Ведущий хлопает в ладоши, используя несложный ритм, который легко повторить (например,). По мере возможности участники присоединяются к ведущему и в конце концов хлопают все вместе. Затем ведущий может остановиться и задать другой ритм.
Замечания
Возможно, ведущему нужно будет побуждать участников внимательно слушать и не хлопать беспорядочно в ладоши.
Другие варианты
Можно отстукивать ритм на разных частях тела. Ритм можно сопровождать словами. Например, «Да-вид Холл» или «Суп с лапшой». Каждому учаcтнику поочередно можно предлагать стать ведущим. Для сопровождения можно использовать музыкальную аудиозапись. Можно использовать такие инструменты, как бубны. Простые ритмы группа может повторять немедленно (как эхо). Участники могут повторять заданный ритм один за другим, по очереди. Когда первый ритм будет освоен всей группой, ведущий может переходить к следующему без перерыва. Он может произнести: «Все меняется», чтобы подать группе сигнал перехода к новому ритму
МЫШКА
Главная цель
Развитие тактильных ощущений.
Что понадобится
Игрушечная мышка (или мягкая кукла), бубен с тарелочками, платок.
Доплнительны цели
Развитие терпимого отношения к физическому контакту с другими людьми. Развитие осознания различных частей своего тела. Развитие умения слушать и концентрировать внимание.
Количество участников
От 3 до 6.
Основной вариант
Два участника садятся на стулья напротив друг друга. Одному из них завязывают глаза, а другому дают бубен. Ведущий становится рядом с тем, у кого завязаны глаза, в руках у ведущего мышка. Второй участник сидит тихо и смотрит. Когда же он начинает играть на бубне, ведущий «отпускает» мышку, которая «бегает», «прыгает», «карабкается» (соответственно характеру и темпу звучания бубна) по всему телу сидящего с завязанными глазами. Через некоторое время участники меняются местами.
Замечания
Участник, по которому «бегает» мышка, не должен стараться поймать ее руками. Ему следует как можно больше сосредоточиться на своих ощущениях. Участники могут обсуждать друг с другом свои ощущения. Наиболее чувствительные участники могут вначале играть без повязки, а ведущему следует в таких случаях направлять мышку очень уверенно, «определенно».
Другие варианты
Управлять мышкой может один из участников. Можно использовать другие инструменты и других игрушечных животных. Можно использовать два разных инструмента: один — под который мышка, например, «бегает»; другой — под который «прыгает». Разные инструменты можно использовать для разных частей тела, по которым «бегает» мышка: например, колокольчики для рук и барабан для ног. Участник, управляющий мышкой, может подпевать себе, заменив голосом звуки бубна и импровизируя на тему движений мышки
ГДЕ Я БУДУ ИГРАТЬ?
Главная цель
Развитие инициативы.
Дополнительны цели
Развитие умения слушать. Побуждение к сотрудничеству в группе.
Что понадобится
Бубен с тарелочками для каждого участника. Портативный синтезатор или аудиозапись танцевальной музыки.
Количество участников
От 3 до 6.
Основной вариант
Участники танцуют в свободной манере и играют на бубнах. Через несколько минут ведущий делает музыку тише и предлагает участникам играть на бубнах, показывая разные места, по которым они будут ударять бубном. Это может быть спина другого участника, пол или стена комнаты, собственное колено и т.д.
Замечания
Спокойная, мелодичная музыка способствует тому, что участники не слишком энергично ударяют друг друга бубнами.
Другие варианты
Участники могут сами предлагать разнообразные места для игры на бубнах. Можно балансировать, стараясь удержать бубны на разных частях тела. Участники могут объединяться в пары с одним общим бубном.
ПУГАЛО
Главная цель
Развитие сотрудничества в группе.
Дополнительны цели
Развитие выдержки. Совершенствование контроля за движениями. Повышение уверенности в себе..
Что понадобится
Небольшие цветные лоскуты (примерно 20 см2), по одному для каждого участника
Количество участников
От 3 до 10
Основной вариант
Группа садится в круг. Каждый участник выбирает себе лоскут. Один из участников встает в центр круга, разведя руки в стороны. Остальные подходят к нему и развешивают свои лоскуты у него на голове, руках, плечах, ногах. Затем все, кроме «пугала», возвращаются на свои места и поют какую-то спокойную песню, например, одну из версий «She is a lassie from Lancashire» (см. ниже). «Пугало» кружится очень осторожно, чтобы с него не спадали лоскуты. Постепенно поющие наращивают темп, «пугало» кружится все быстрее и в конце концов стряхивает с себя все лоскуты.
Замечания
Пение можно сопровождать хлопаньем в ладоши, а когда «пугало» сбросит все лоскуты, поаплодировать ему. Вначале участнику в роли пугала может понадобиться помощь, чтобы стоять спокойно.
Другие варианты
«Пугалами» могут быть несколько участников — они кружатся, взявшись за руки.
РАСТУЩИЕ ЦВЕТЫ
Главная цель
Развитие способности к лидерству и укрепление уверенности в себе.
Дополнительны цели
Повышение заинтересованности участников быть активными в игре. Развитие умения наблюдать.
Что понадобится
По музыкальному инструменту для каждого участника, два или три больших бумажных цветка на палках
Количество участников
От 3 до 4.
Основной вариант
Один из группы играет на музыкальном инструменте, а остальные слушают. Вместе со звуками инструмента цветок (который на длинной палке держит кто-то из взрослых, не видимый для играющих) появляется из-за пианино или другого предмета мебели. Если музыка стихает, цветок перестает «расти». Если музыка быстрая и громкая, цветок «растет» быстрее. Когда цветок уже больше не может «расти», все начинают танцевать или изображать «увядание» цветка — это зависит от характера музыки.
Замечания
По возможности, занятие лучше проводить в комнате с высокими потолками, чтобы цветок мог «расти» достаточно долгое время.
Другие варианты
Два участника могут играть на разных инструментах одновременно, «ведя» за собой два цветка. Один из участников может помогать управлять цветком. Можно использовать разные цветы или по-разному окрашенные.
СОЗДАЙ СВОЙ ТАНЕЦ!
Главная цель
Повышение уверенности при исполнении соло на музыкальных инструментах.
Дополнительны цели
Поощрение творчества. Развитие выдержки и совершенствование умения слушать.
Что понадобится
Приблизительно двадцать разноцветных лоскутов, размером около 20 см2каждый. Портативный синтезатор или музыкальная аудиозапись танцевальной музыки различных стилей.
Количество участников
От 3 до 6.
Основной вариант
Один из участников исполняет соло, а остальные — зрители. Солист раскладывает на полу лоскуты так, как ему нравится, и выбирает музыку. После этого он танцует, импровизируя с лоскутами: прыгая по ним, как по кочкам, или кружась вокруг них. Когда танец завершен, солисту аплодируют, и он передает лоскуты следующему участнику.
Замечания
Если зрители утомляются, им можно предложить присоединиться к танцу, хлопая в ладоши. Некоторые участники могут захотеть выбрать для своего танца определенные музыкальные фрагменты — очень быстрые или очень медленные.
Другие варианты
Зрители могут аккомпанировать танцору на своих инструментах. Два участника могут захотеть танцевать одновременно, или же солист может пожелать, чтобы ему аккомпанировал на определенном инструменте кто-то из группы. Если позволяют размеры комнаты, вместо лоскутов в танце можно использовать обручи. Эта игра может быть удачным продолжением игры «Приклеенная нога» (последняя), в которой все участники танцуют одновременно.
КАЧАЮЩИЕСЯ ОБРУЧИ
Главная цель
Развитие умения распределять роли и предметы.
Дополнительны цели
Совершенствование контроля за движениями и умения удерживать равновесие в сидячем положении. Развитие умения слушать
Что понадобится
Обручи для каждой пары участников. Портативный синтезатор или аудиозапись «качающейся» танцевальной музыки
Количество участников
От 4 до 10.
Основной вариант
Участники, разделившись на пары, садятся на пол лицом друг к другу. У каждой пары обруч. Когда зазвучит музыка, пары, держась за обруч с противоположных сторон, начинают раскачиваться вперед-назад. Когда музыка смолкает, движение прекращается.
Замечания
Можно выбирать разные положения сидя, и каждому участнику нужно помочь найти наиболее удобное для него.
Другие варианты
Темп музыки и раскачиваний можно изменять. Раскачиваться участники могут не только вперед-назад, но и из стороны в сторону.
КАТИ ИЛИ КИДАЙ!
Главная цель
Развитие способности к сотрудничеству в группе.
Дополнительны цели
Развитие способности различать звуки. Развитие зрительного контакта. Развитие способности соотносить движения со звуками.
Что понадобится
Два контрастных по звучанию музыкальных инструмента. Один мяч.
Количество участников
От 6 до 10
Основной вариант
Группа садится в круг, а одного участника просят взять инструменты и сесть вне круга. Кто-то из сидящих в кругу берет мяч. Группа решает, каким из инструментов будет подаваться сигнал кидать мяч, а каким — его катить. Участники перебрасывают или перекатывают друг другу мяч в зависимости от того, на каком инструменте играет сидящий вне круга. Во время паузы мяч остается у кого-то из группы.
Замечания
Возможно, ведущему придется напоминать участнику, играющему на музыкальных инструментах, о том, что во время смены инструмента ему следует делать паузу. Играющему вне круга, чтобы не отвлекаться, лучше смотреть в сторону, а не на группу. Может быть, придется напоминать участникам о том, что при всех манипуляциях с мячом им следует оставаться в сидячем положении.
Другие варианты
Играющий за кругом может петь контрастные по звучанию песни. Можно использовать мячи разного типа и размера. Можно использовать и другие предметы, например, мешочки с фасолью или обручи (чтобы перекатывать по полу). Можно пробовать разные способы передачи мяча, например, ногами. Можно использовать три или более инструментов.
ТАНЕЦ ШЛЯПЫ
Главная цель
Развитие сотрудничества в группе.
Дополнительны цели
Развитие способности концентрировать внимание. Развитие умения осознавать себя в группе. Развитие ответственности и заботливости.
Что понадобится
Шляпа. Портативный синтезатор или музыкальная аудиозапись.
Количество участников
От 4 до 8
Основной вариант
Группа садится в круг. Когда начинает звучать музыка, участники передают шляпу по кругу, по очереди надевая ее на голову своего соседа. Когда звучание музыки прерывается, ведущий просит участника, у которого в этот момент оказалась шляпа, показать какое-то движение — с тем чтобы все остальные его повторили. Музыка начинает звучать вновь, и игра продолжается
Замечания
Ведущему нужно следить за тем, чтобы передача шляпы происходила именно через надевание, а не стягивание ее с соседа. Темп музыки может влиять на скорость передачи шляпы.
Другие варианты
Можно передавать другие предметы, например, шарф, перчатки, кофту, часы.
ГРУППА В ОБРУЧАХ
Главная цель
Развитие сотрудничества в группе..
Дополнительны цели
Формирование контроля за движениями. Поощрение инициативы.
Что понадобится
Обручи, по одному для каждого участника. Портативный синтезатор или аудиозапись с небыстрой маршевой музыкой.
Количество участников
От 4 до 10
Основной вариант
Каждый берет себе обруч и с его помощью «прицепляется» к другому участнику — и так до тех пор, пока вся группа не окажется сцепленной обручами. Соединившись таким образом, участники стоят тихо в ожидании звучания музыки и затем стараются двигаться так, чтобы сохранять цепочку
Замечания
Ведущий может подсказать участникам разные способы сцепления: за плечи, руки, ноги, голову, туловище и т.д.
Другие варианты
Участники могут, сбившись в кучку, образовать очень маленькую «группу в обручах» или, разойдясь как можно дальше друг от друга, длинную цепочку. Они могут также проявить фантазию и придать группе остроконечную или округлую форму. Вместо обручей можно использовать небольшие лоскуты (каждый примерно 20 см2). Участники могут «приклеиться» друг к другу — см. «Приклеенная нога». Когда «группа в обручах» образована, каждому участнику можно дать небольшой инструмент, чтобы он подыгрывал звучащей музыке..
КРАСНАЯ РУКА
Главная цель
Развитие выдержки и навыков сотрудничества.
Дополнительны цели
Развитие осознанного отношения к другим людям. Развитие умения слушать. Формирование способности к лидерству. Упражнение в распознавании цветов.
Что понадобится
Один большой барабан на подставке. Наклейки или краски, подходящие для рук или ногтей.
Количество участников
От 3 до 4.
Основной вариант
Каждый участник спокойно кладет руку на барабан. Тыльная сторона ладони раскрашена у всех разноцветными красками или к ней приклеены наклейки разных цветов. Один из участников ведет игру, называя руки по цвету, например: «Красная рука» — и рука ударяет в барабан один раз. Затем называется другая рука, и игра продолжается.
Замечания
Возможно, участникам следует некоторое время всем вместе поиграть на барабане, чтобы не утратить интереса к игре в ожидании своей очереди. Участник, ведущий игру, тоже может быть «раскрашенной рукой». Ведущий игру может определять силу удара по барабану, называя руку тихим или громким голосом.
Другие варианты
Можно играть двумя руками, окрашенными в один и тот же цвет или в разные цвета. Можно дублировать цвета — с тем чтобы два или более участников играли одновременно. Можно раскрасить разноцветными красками несколько ногтей или пальцев. Участники в ожидании своей очереди могут держать руки на коленях, а не на барабане. В этом случае ведущему игру следует запоминать, какие цвета он называет.
ХЛОПАЙ И КАЧАЙСЯ!
Главная цель
Формирование контроля за движениями.
Дополнительны цели
Развитие способности концентрировать внимание. Развитие умения слушать. Развитие осознания различных частей своего тела.
Количество участников
От 3 до 10.
Основной вариант
Участники хлопают в ладоши, пока ведущий поет подходящие слова на мелодию песни «Нам не страшен серый волк». Например, такие: «Ну-ка все в ладошки хлоп…» (см. ниже). Закончив фразу, ведущий продолжает петь в другом темпе, значительно медленнее, с изменением слов, например: «Мы — деревья на ветру, на ветру…». Эти две версии песни можно, чередуя, повторить нужное число раз.
Замечания
Участники будут более внимательными, если между частями песни делать небольшую паузу.
Другие варианты
После нескольких повторений мелодия может звучать без слов, а ведущему достаточно, делая соответствующие движения, побуждать группу следовать за ним. Можно попробовать другие движения, например, топать ногами или кивать. Участники сами могут предлагать движения для игры. Участники могут играть в парах, хлопая друг друга по коленям или в ладоши. Ведущий может изменить слова песни, называя части тела соответственно движениям.
ЦВЕТНЫЕ ШЛЯПЫ
Главная цель
Формирование контроля за движениями.
Дополнительны цели
Совершенствование умения слушать. Развитие выдержки и способности прогнозировать события.
Что понадобится
Небольшие цветные лоскуты (примерно 20 см2) — по меньшей мере по одному для каждого участника.
Количество участников
От 3 до 10.
Основной вариант
Каждый участник выбирает себе лоскут и кладет на голову, как шляпу. Ведущий начинает петь: «У нас шляпы, шляпы всех цветов!», повторяя эту строчку несколько раз, а затем в конце: «Раз, два, три — стряхни!» (см. мелодию ниже) — при этом ведущий мотает головой, скидывая лоскут. В то же время, повторяя за ведущим, все участники скидывают с себя воображаемые шляпы.
Замечания
Участникам не следует, скидывая лоскут с головы, помогать себе руками. Некоторым участникам понадобится больше времени, чем остальным, чтобы скинуть лоскуты. Группе следует дождаться, пока все участники скинут лоскуты, и только после этого продолжать игру.
Другие варианты
Можно скидывать лоскуты также с рук, ступней, шеи, ладоней и т.д. Лоскуты можно подбирать под цвет одежды. Те, у кого, например, красные лоскуты, могут первыми скидывать их с головы, а все остальные — вслед за ними. Участники могут, стряхнув лоскуты, размахивать ими в воздухе. Слова «У нас шляпы…» и т.д. можно проговаривать, а не пропевать. Можно также аккомпанировать на гитаре, синтезаторе, бубне или хлопать в ладоши. Эта игра может предшествовать игре «Пугало».
"СПЯЩИЙ" БУБЕН
Главная цель
Формирование контроля за движениями и развитие способности концентрировать внимание.
Дополнительны цели
Развитие сотрудничества в группе. Развитие чувства ответственности.
Что понадобится
Один бубен с тарелочками.
Количество участников
От 3 до 10.
Основной вариант
Группа садится в круг. Ведущий очень осторожно берет бубен и бесшумно передает его своему соседу. Так участники передают «спящий» бубен по кругу, стараясь делать это как можно тише.
Замечания
Ведущий может побуждать участников следить за движением бубна, а не просто ждать своей очереди. Эта игра может быть полезна как противовес более шумным играм.
Другие варианты
Направление, в котором передается бубен, можно изменять в любой момент. Можно использовать другие музыкальные инструменты, такие, как марака или любая погремушка. Можно передавать два музыкальных инструмента одновременно.
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ОБРУЧИ
Главная цель
Развитие умения слушать..
Дополнительны цели
Повышение скорости реакции. Побуждение к сотрудничеству в группе.
Что понадобится
Обручи, по одному для каждого участника. Портативный синтезатор или музыкальная аудиозапись
Количество участников
От 3 до 10.
Основной вариант
Ведущий раскладывает обручи на полу в большой комнате. Как только начинает звучать музыка, участники начинают ходить, танцевать или прыгать вокруг обручей. Как только музыка смолкает, каждый находит себе обруч и встает в него.