Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Еврейский общинный центр санкт-петербурга

Всплеск еврейской консолидации пришелся в Ленинграде на 1979 – 1981 годы. Оживлению интереса друг к другу способствовал быстрый рост числа отказников и общая для многих надежда на то, что наступившее ограничение эмиграции – временное. Возникли квартирные лекции по иудаизму, еврейской истории и культуре. Никто из лекторов не получил специального образования: все делились знаниями, приобретенными самостоятельно. Слушателей иногда собиралось по 50 – 70 человек. Расписаний лекций, составленное на несколько месяцев вперед, с указанием адресов, времени проведения и подходящего городского транспорта, свободно циркулировало по рукам. Летом молодежь стала выезжать за город на пикники, носившие не только развлекательный, но и просветительный характер.

Власть спохватилась не сразу, и какие то необратимые изменения успели произойти. Но к середине 1981 года она решительно покончила и с лекциями, и с другими сколько – нибудь массовыми собраниями. Сохранились ульпаны, однако они продолжались уже в обстановке полуподполья. Среди методов подавления поначалу были и курьезные. Но методы ужесточались. Стали блокировать квартиры: воронок у подъезда, милиционеры и гебисты в штатском у дверей. Активистов стали избивать на улицах. Дружинники врывались в квартиры и переписывали собравшихся, а иногда отвозили их в милицию, где держали поо несколько часов.

Волна репрессий, с одной стороны, упрочила становление еврейского общественного мнения в этом городе; с другой стороны, она способствовала развитию новых форм самоопределения, в частности, развитию еврейского самиздата. Резко возросло число блуждающих текстов.

19 июля 1982 года состоялось заседание Организационного комитета Ленинградского общества по изучению еврейской культуры (ЛОЕК). Основой для нее послужил так называемый заявительный порядок образования добровольных обществ, заведенный в СССР еще в 1930 году. Созданное в точном соответствии с этим порядком, ЛОЕК закончило свое существование, практически не начав действовать. С 1989 возобновилось и к 1990 году опять развалилось. Самая активная пора попыток легализации обществ пришлась на 1987, но реальный успех стал заметен только начиная с 1990 года, после отмены цензуры. Именно в этот период начинает функционировать «Еврейский общинный центр СПб». У его истоков стояли люди, которые, борясь за свою идею, и по сей день работают в центре. Сначала им ответили крошечную комнатушку в Доме Дружбы народов, во дворце культуры им.Кирова, именно там они легально начали свою деятельность. В этом же здании, помимо еврейского общества, вели свою работу и представители других национальностей. Кстати, и сегодня существует подобного рода учреждение, где собираются различные диаспоры – сейчас это Дом национальной культуры. Затем «ЕОЦ СПб» перемещался с места на место, и теперь расположен в двух шагах от Невского проспекта. С самого начала, дважды в месяц, стала выпускаться независимая еврейская газета «Ами», ныне выпускаемая редактором Я. Цукерманом. Ее можно купить в самом центре по смешной цене или читать в электронном виде на сайте этой организации.

В центре находится собственная библиотека, где представлена литература по еврейской истории, учебная литература по идишу и ивриту, еврейские газеты и журналы русскоязычная периодика Израиля и США; музыкальный зал; видеостудия и видеопрокат; клуб лекторий, центр еврейской музыки, детская фольклорная студия, детский музыкальный театр. Для каждого месяца составляется программа, могут, например, проходить выставки еврейских художников, писателей. Читаются лекции о еврейском народе, о культуре и религии и пр.

Если говорить в общих чертах, то Еврейский общинный центр стал не только местом проведения лекций, бесед, видеопоказов, выставок, но и местом, куда люди приходят, чтобы получить информацию о еврейской жизни, приобрести еврейские газеты и журналы, просто пообщаться. Центр проводит свои культурные и образовательные программы в самых престижных театральных, концертных и выставочных залах города.

Ежегодные программы это:

Фестиваль еврейской музыки

Праздничные программы «Пурим в Петербурге» и «Ханука в Петербурге»

Международный конкурс юных композиторов

Фестиваль традиционной музыки «Клезфест в Петербурге»[5]

Существует центр в основном на пожертвования, присылаемые из Америки. Наши российские бизнесмены не уделяют должного внимания таким учреждениям. Хотя некоторые председатели и курируют еврейские общины, насколько известно, сейчас это Мириалашвили.

Также этот центр занимается благотворительность, точнее он выступает, скорее, как посредник. Гуманитарная помощь, присылаемая из Израиля, направляется сюда, и уже отсюда распространяется малоимущим. Это посылки с мед. препаратами, вещами, едой. Наиболее крупная благотворительная организация это «Хэссет Авраам», ее филиал «Ева».

Вообще, благотворительность с древнейших времен была важнейшим элементом еврейской жизни. Различали следующие формы благотворительности:

Гостеприимство и прокормление голодных

Снабжение бедных платьем и обувью

Посещение больных и уход за ними

Погребение мертвых и присутствие на их похоронах

Утешение скорбящих по усопшему

Выкуп пленных, выдача замуж бедных девиц[6]

Благотворительность рассматривается еврейским законом не как акт проявления доброй воли, а как религиозный долг каждого имущего по отношению к неимущему. В Библии и Талмуде постоянно указывается, что важно и внутреннее чувство человека в момент благотворительности. Требуется помогать нуждающемуся охотно и не задевая его самолюбия. Вообще акт благотворительности считался столь же полезным для дающего, сколь необходимым для берущего. Значение благотворительности возросло в эпоху революции, эмиграции, погромов.

В нашем городе имеются 6 еврейских школ, несколько воскресных, также есть школа иврита т спортивная организация. К сожалению, раньше евреи уделяли больше внимания хорошему и качественному образованию. «Самым ценным для еврея всегда было образование» - это утверждение сейчас мало актуально. Как рассказала израильская учительница для газеты «Ами» - главное не предъявлять школьникам требования, иначе они пойдут жаловаться родителям, и ты останешься без работы. Кто хочет учиться, тот сам будет учиться, а кто не хочет – пусть не учится.

Данные результатов проверки знаний израильских учеников говорят о том, что среди 36 государств мира они оказались по математике на 28-м месте, по естественнонаучным дисциплинам – на 26-м месте, по разрыву в уровне знаний – на 6-м месте. А ведь еще 30 лет назад Израиль занимал одно из первых мест в мире по качеству преподавания этих дисциплин.

Силен разрыв в качестве преподавания гуманитарных и еврейских дисциплин, что приводит к расколу в обществе, поскольку одна часть населения страны не разделяет духовные и моральные ценности другой. Хорошо хотя бы то, что в религиозных школах читать умеют практически все, а в светских встречаются такие, что не осилили чтение даже к третьему классу. Израильтяне считают, что главное в ребенке воспитать свободную личность, а не интеллектуальную. Таким образом, идея свободы доведена в израильской системе до абсурда.

Помимо школ в Петербурге есть целая сеть детских садов «Адаинло», центр искусств и ремесел, СПб институт иудаики и центр петербургской иудаики, задача которого – воссоздать еврейский музей, проведение выставок, научная деятельность.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Прежде всего, надо сказать, что изучать выбранную нами тему, было очень интересно. Петербургские евреи – это те же обычные люди, они живут подобно всем остальным, работают, отдыхают и пр., но как они берегут свою культуру! Ни одна другая нация не способна так блюсти культуру и гордиться своей религией. Это восхищает. Еврейские общины, центры всегда полны народу. И даже в гуще происходящих ежедневных событий люди находят время для того, чтобы общаться с себе подобными, делиться знаниями и опытом, полученной информацией, расслабляться, читать книги, слушать национальную музыку и просто быть преданным своим корням.

Авторы выделили несколько функций еврейских центров, собственно для чего они:

 Благотворительность, образование, поддержание культуры, просвещение в религии и взаимодействие с зарубежными странами и Израилем.

В приложении предлагаем ознакомиться с письменными материалами (листовками) о программах и мероприятиях, проводимых исследованным нами Еврейским Общинным центром СПб.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Брошюры, выпускаемые общинным центром (см. приложение)

2. Газеты «Ами», выпуски № 6 2003, № 5 2004, № 2 1998

3. Газета «Еврейские новости» № 11 (083) март 2004

4. Ленинградский Еврейский Альманах, Иерусалим 1988, выпуски 25, 26

5. Детская энциклопедия, Москва 1986

6. Интернет сайты (jew.spb.ru; jew spb.ru/ami1)

7. Личная беседа

  

 

 


[1] Детская энциклопедия, Москва 1986

[2] АМИ, выпуск №6 2003 (с.6)

[3] Ленинградский Еврейский Альманах, Иерусалим 1988, вып.26 (с.11)

[4] ЛЕА, Иерусалим 1988 (с. 98)

[5] Брошюры, выпускаемые центром (см. приложение)

[6] ЛЕА, Иерусалим 1988 (с.105)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...